Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.п. Они составляют структуру отрасли, определяют их профиль и масштабы. Кроме того, предприятия и организации формируют территориальную специализацию городов, областей, в которых они расположены. Таким образом, предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, из которых формируются одновременно отраслевые и территориальные комплексы. Поэтому предприятия выступают в качестве основных звеньев народнохозяйственного комплекса.
В настоящее время в отечественной практике все большее распространение получает понятие "фирма". Последнее зачастую используется как синоним предприятия, что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие выполняет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятие, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хозяйственных договоров на товары, их упаковка, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.
Экономическая роль предприятия состоит в удовлетворении потребностей потребителей и обеспечение дохода его работникам, собственнику и поставщикам.
Функционируя на определенной территории (город, район, область, республика), предприятия обеспечивают его благополучие, от которого зависят сами. Предприятие должно организовать свою деятельность, ориентируются на человека, то есть оно играет также социальную роль.
Рассмотрим экономические и социальные функции предприятия в трех аспектах:
- роль предприятия по отношению к своим клиентам,
- роль предприятия по отношению к своим работникам,
- роль предприятия по отношению к собственнику имущества предприятия.
Большая часть продукции предприятия предназначена для продажи на рынок для удовлетворения потребностей своих клиентов. За это оно получает прибыль, поэтому предприятие нуждается в стабильной клиентуре. Со своей стороны потребитель нуждается в товарах определенного качества по доступным ценам. Между ними создаются прочные отношения, которые могут существовать и усиливаться только, если обе стороны удовлетворены своими связями. Только обслуживая клиентов, предприятие может реально удовлетворять его потребности и этим самым реализовать прибыль. Таким образом, роль предприятия пол отношению к своим клиентам заключается в их обслуживании.
Предприятия, в конечном счете, обеспечивают гармоничное развитие экономики, ориентированной на удовлетворение потребностей, признанных самыми полезными для человека и общества.
По отношению же к своим работникам предприятие должно обеспечить их:
1)необходимыми техническими средствами, позволяющими персоналу достигнуть наибольшей производительностью,
2)наилучшими условиями труда, обстановкой, в которой персонал с удовольствием работает,
3)соответствующей оплатой труда,
4)защитой занятости.
Роль предприятия по отношению к собственнику имущества сводится к получению прибыли, необходимой для того, чтобы:
1) обеспечить стабильность, необходимую самому предприятию и его персоналу,
2) не причинить ущерба своим работникам, а также кредиторам, обществу в случае нарушения нормального функционирования предприятия,
3) обеспечить самофинансирование предприятия.
Цель предприятия:
1) удовлетворение общественных потребностей,
2) получение прибыли.
Можно выделить следующие признаки предприятия.
1. Предприятие – это, прежде всего, организация - т.е. гармоничное сочетание материальных элементов производства и рабочей силы.
Для функционирования такой организации необходим комплекс, включающий земельный участок, здания, сооружения, оборудование. Помимо средств труда для производственно-хозяйственной деятельности необходима и рабочая сила.
2. Любое предприятие производит продукцию или оказывает услуги. Эта продукция используется в качестве:
- предмета потребления,
- средства производства в новых производственных циклах.
Предприятие обязано выпускать качественную продукцию с оптимальными затратами для более полного удовлетворения общественных потребностей и роста благосостояния коллектива предприятия.
3. Предприятие является юридическим лицом, имеющим в собственности, хозяйственном ведении или управлении обособленное имущество и отвечающим по своим обязательствам этим имуществом.
4. Предприятие осуществляет любые виды деятельности, которые предусмотрены его уставом и не запрещенные действующим законодательством.
5. Предприятие:
- самостоятельно организует производство в соответствии со своими целями,
- самостоятельно выбирает партнеров по хозяйственной деятельности,
- самостоятельно распоряжается готовой продукцией,
- самостоятельно реализует готовую продукцию по наиболее выгодным каналам и по приемлемым ценам,
- самостоятельно распоряжается своим доходам.
6. Каждое предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица находит все средства для своей деятельности на рынке (деньги, товары, рабочую силу, информацию). На рынке же предприятие сбывает свою продукцию. Предприятие может стабильно функционировать только при условии нормального бесперебойного взаимодействия с рыночной средой. Функции рынка: информационная, ценообразующая.
7. Непременными признаками современного предприятия должны быть динамичность, устремленность в будущее. Оно должно разрабатывать, производить и предоставлять на рынок новые продукты, внедрять новые методы производства и его организации, распределения, находить новые рынки для своей продукции, осваивать новые источники сырья и энергии. Успешная деятельность предприятия в эпоху научно-технического прогресса в значительной мере зависит от точности прогнозов - как краткосрочных, так и долгосрочных. Деятельность предприятия, его заботы должны быть повернуты в будущее. Предприятие должно знать будущие потребности в его продукции и своевременно готовиться к их удовлетворению. Это повышает значение проведение исследований, научного изучения рынка, применение методов прогнозирования, осуществления программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 485.