Предложенное Положение о тьюторском сопровождении в инклюзивной школе (детском саду) составлена Карпенковой И.В.
Общие положения
Успешное обучение детей с разными способностями в обычном классе – это в первую очередь гуманистический путь к развитию нашего общества и воспитанию молодого поколения в духе толерантности и ответственности за жизни и судьбы тех детей, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с особыми нуждами, в некоторых случаях – дети с инвалидностью) требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде школы или дошкольного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и в соответствующем объеме. Развитие большей самостоятельности у ребенка предполагает поступательное движение от зависимости от тьютора к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни. При этом тьютор может оставаться рядом, но его функционал будет максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего обычных детей.
Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Законом города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы (Проект).
Цель и задачи тьюторского сопровождения в инклюзивной школе (детском саду)
Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы (детского сада), поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода.
Достижение цели создания условий успешности включения ребенка с особенностями развития в образовательную среду школы или детского сада возможно при решении следующих групп задач:
• Создание условий для успешного обучения ребенка;
• Создание условий для успешной социализации ребенка;
• Максимальное раскрытие потенциала личности ребенка.
Содержание деятельности тьютора
В школе тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:
Совместно с завучем, учителем и при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке.
Способствует обеспечению учебной дисциплины учащимся (группой) и отслеживает режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием и ИОП, включающего дополнительные занятия (кружки, секции).
Создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива класса.
Взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в учебе и общении подопечного (группы).
Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе.
Адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с особыми образовательными нуждами.
Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными нуждами.
Осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика в классе временно невозможно.
По необходимости оказывает помощь учащемуся в самообслуживании (туалет, перемещение по школе, питание).
Осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь.
Ведет дневник наблюдений.
При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным.
В детском саду тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:
Совместно с методистом и воспитателем, при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке для ребенка (детей).
Создает развивающую среду в рамках коллектива группы.
Обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОП, включающего развивающие занятия по подготовке к школе.
Взаимодействует с психологом ДОУ, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем.
Осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными нуждами в группе.
Адаптирует учебную программу на занятиях по подготовке к школе под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными нуждами. По необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание).
Осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь.
Ведет дневник наблюдений.
При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.