Пакет информационно-методических материалов
Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования
Должностная инструкция для тьютора в инклюзивном классе составлена при участии С.И. Сабельниковой и сотрудников школы №1447 г. Москвы (Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы):
Должностная инструкция тьютора (педагога сопровождения) в инклюзивном классе
Должностные обязанности
Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами инклюзивного класса обучения выполняет следующие должностные обязанности:
1.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.
1.2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.
1.3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.
1.4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.
1.5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами.
1.6. Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе.
1.7. Согласовывает образовательную деятельность учащегося с учителем.
1.8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными нуждами.
1.9. Адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с особыми образовательными нуждами.
1.10. Осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика в классе временно невозможно.
1.11. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.
1.12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе Положения о классах инклюзивного обучения.
1.13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.
1.14. Участвует в работе методического объединения по повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.
1.15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.
1.16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.17. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами должен знать:
· Конституцию Российской Федерации;
· Закон Российской Федерации «Об образовании», решения правительства РФ, органов управления образования по вопросам образования;
· Конвенцию ООН о правах ребенка;
· Устав школы и другие локальные акты, регламентирующие деятельность школы;
· Положение о классах инклюзивного обучения;
· основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
· педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, основы дефектологии, методику преподавания и воспитательной работы, программы и учебники;
· требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;
· средства обучения и их дидактические возможности;
· основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
· основы права, научной организации труда;
· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.18. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами должен иметь педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку в Московском институте открытого образования или Московском городском психолого-педагогическом университете.
Права
Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами имеет право:
2.1. Участвовать в управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом Уставом учреждения.
2.2. Принимать участие в работе общественных организаций (объединений) профессионального союза и состоять в них.
2.3. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
2.4. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса интегративного обучения).
2.5. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы, работы с родителями.
2.6. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.
2.7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
2.8. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов.
2.9. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью 56 календарных дней.
2.10. Педагогу сопровождения обучения детей с особыми образовательными нуждами устанавливается персональная разовая надбавка из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО.
Ответственность
3.1. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством, вне зависимости от нагрузки, за неисполнение или не надлежащее исполнение обязанностей, определенных Уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей инструкцией.
3.2. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.
3.3. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.
3.4. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.
Взаимоотношения
4.1. Взаимоотношения с обучающимися, администрацией, коллегами, родителями и другими лицами педагог сопровождения строит на доброжелательной основе.
4.2. Режим работы устанавливается расписанием занятий в соответствии с объемом педагогической нагрузки.
4.3. Педагог сопровождения назначается и освобождается от должности директором школы.
4.4. Педагог сопровождения подчиняется директору школы и курирующему заместителю в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.
Общие положения
Успешное обучение детей с разными способностями в обычном классе – это в первую очередь гуманистический путь к развитию нашего общества и воспитанию молодого поколения в духе толерантности и ответственности за жизни и судьбы тех детей, которым в силу их особенностей труднее жить, чем другим.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с особыми нуждами, в некоторых случаях – дети с инвалидностью) требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде школы или дошкольного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и в соответствующем объеме. Развитие большей самостоятельности у ребенка предполагает поступательное движение от зависимости от тьютора к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни. При этом тьютор может оставаться рядом, но его функционал будет максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего обычных детей.
Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Законом города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы (Проект).
Содержание деятельности тьютора
В школе тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:
Совместно с завучем, учителем и при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке.
Способствует обеспечению учебной дисциплины учащимся (группой) и отслеживает режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием и ИОП, включающего дополнительные занятия (кружки, секции).
Создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива класса.
Взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в учебе и общении подопечного (группы).
Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе.
Адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с особыми образовательными нуждами.
Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными нуждами.
Осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика в классе временно невозможно.
По необходимости оказывает помощь учащемуся в самообслуживании (туалет, перемещение по школе, питание).
Осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь.
Ведет дневник наблюдений.
При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным.
В детском саду тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:
Совместно с методистом и воспитателем, при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке для ребенка (детей).
Создает развивающую среду в рамках коллектива группы.
Обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОП, включающего развивающие занятия по подготовке к школе.
Взаимодействует с психологом ДОУ, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем.
Осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными нуждами в группе.
Адаптирует учебную программу на занятиях по подготовке к школе под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными нуждами. По необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание).
Осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь.
Ведет дневник наблюдений.
При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным.
Документация тьютора
План работы на год, четверть
Индивидуальная карта ребенка
Пакет информационно-методических материалов
Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования
Должностная инструкция для тьютора в инклюзивном классе составлена при участии С.И. Сабельниковой и сотрудников школы №1447 г. Москвы (Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы):
Дата: 2018-11-18, просмотров: 217.