9.3.1 При техническом обслуживании, ремонте и сопровождении МПЦ должны выполняться требования следующих нормативных документов:
- Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены МПС России 26 мая 2000 г., № ЦРБ-756;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Утверждена МПС России 16 октября 2000 г., № ЦД-790.
- Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. Утверждена МПС России 31 декабря 1997 г., №ЦШ-530;
- Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Утверждена МПС России 20 декабря 1999 г., № ЦШ-720 (далее – Инструкция ЦШ-720);
- Регламента устранения нарушения нормальной работы устройств СЦБ. Утвержден МПС России 26 марта 2002 г., № ЦШЦ 15/1;
- Положения о диспетчере дистанции (службы) сигнализации и связи и диспетчерском руководстве техническим обслуживанием и ремонтом устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Утверждено МПС России 7 октября 1998 г., № ЦШ-601
- Инструкции по содержанию технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Утверждена МПС России 8 декабря 1998 г., № ЦШ-617;
- Типовой инструкции по охране труда для электромеханика и электромонтера сигнализации, централизации, блокировки и связи. Утверждена МПС России 2 ноября 2000 г., № ТОИР-32-ЦШ-796-00.
9.3.2 Операции по техническому обслуживанию, ремонту и сопровождению МПЦ могут выполняться только специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, как правило, у разработчика МПЦ, и получивших документ (лицензию), дающую право на проведения соответствующих работ.
9.3.3 Технология технического обслуживания, ремонта и сопровождения МПЦ строится на базе следующих принципов:
1) устройства МПЦ, реализованные средствам вычислительной техники и информатики: АРМ ДСП и УВК МПЦ имеют 100% нагруженный резерв, что позволяет при их эксплуатации использовать, в основном, восстановительное обслуживание и обслуживание по состоянию;
2) для отдельных узлов СВТИ, имеющих электромеханические устройства, например, вентиляторы, для устройств МПЦ, неисправности которых может вызвать возгорание (УБП АРМ) или длительное нарушение нормальной работы МПЦ (УБП МПЦ), а также для устройств и конструктивов, подверженных загрязнению, должно помимо восстановительного обслуживания и обслуживания по состоянию, проводиться регламентное обслуживание;
3) релейные схемы, устройства заземления, кабельная сеть, стандартные узлы устройств электропитания, а также другие традиционные устройства СЦБ, используемые в МПЦ, требуют во время эксплуатации регламентного обслуживания и ремонта, в соответствие с действующими в хозяйстве СЦБ ОАО «РЖД» инструкциями и технологиями, но с учетом «Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ» данной станции, оборудованной системой МПЦ, «Руководством по эксплуатации МПЦ» или другим аналогичным документом, утвержденным в установленном в ОАО «РЖД» порядке;
4) напольные устройства МПЦ, обслуживание которых предусмотрено Инструкцией ЦШ-720, и документом «Устройства СЦБ. Технология обслуживания. – М: Транспорт, 1999 г.», должны контролироваться с учетом следующих особенностей МПЦ:
· дежурный по станции реализует предписанные ему соответствующей Технологической картой документа «Устройства СЦБ. Технология обслуживания. – М: Транспорт, 1999 г.» действия не путем нажатия (вытягивания) кнопок или перевода рукояток, а путем задания соответствующих команд (директив) с АРМ ДСП.
· проверки, требующие «удержания нажатой кнопки» или «не отмены команды» в релейных системах ЭЦ, в МПЦ реализуются дежурным по станции путем удержания нажатой кнопки «мыши» или повторного задания соответствующей команды (директивы) с АРМ ДСП;
· контроль состояния напольных устройств, получение блокировочных, аварийных и звуковых сигналов в МПЦ осуществляется не по индикации «пульта-табло (аппарата управления)», «выносного табло» и электрического звонка, а по соответствующей цветовой индикации на экране монитора и звуковой тональной сигнализации АРМ ДСП;
· в Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи и контактной сети формы ДУ-46 (в дальнейшем – Журнал ДУ-46) делается запись не о нажатии кнопок дежурным по станции, а о задании соответствующих команд (директив) с АРМ ДСП;
5) при определении технологии обслуживания МПЦ были также учтены следующие особенности этих систем:
· АРМ ШН построено на аналогичных технических средствах, что и АРМ ДСП, но не имеет резерва;
· регламенты работ как дежурного по станции, так и электромеханика, не позволяют вводить в МПЦ информацию с внешних носителей (дискет, модулей флэш-памяти), а также вносить изменения в базы данных и программы МПЦ. Поэтому нет необходимости во время эксплуатации МПЦ проводить для ее информационного и программного обеспечения антивирусные мероприятия и мероприятия по защите от несанкционированного доступа;
· при подключении МПЦ к внешним каналам связи, в том числе к верхним уровням управления, устройства подключения (коммутационно-согласующие устройства, серверы) должны быть оснащены средствами защиты от вирусного заражения и несанкционированного доступа, которые регулярно обновляются и эффективность которых также регулярно контролируется в установленном в ОАО «РЖД» для таких устройств порядке;
6) дежурные по станции и работник дистанции сигнализации и связи, работающие с МПЦ, прошли обучение основам работы на персональных ЭВМ и могут самостоятельно выполнять следующие несложные операции по обслуживанию своих рабочих мест:
· проверка соответствия и корректировка при необходимости показаний системных часов текущему времени;
· контроль качества печати принтера;
· чистка наружных поверхностей монитора, проверка правильности настройки, размагничивание и регулировка при необходимости яркости изображения на экране монитора;
· чистка наружных поверхностей клавиатуры, манипуляторов «мышь» и звуковых колонок, регулировка уровня их звучания;
· перезапуск ПЭВМ АРМ при нарушении ее нормальной работы;
· переключение на резервный АРМ ДСП при выходе из строя основного.
При этом дежурный по станции должен руководствоваться «Инструкцией о порядке пользования устройствами СЦБ» данной станции, «Руководством по эксплуатации МПЦ» или другим аналогичным документом, утвержденным в установленном в ОАО «РЖД» порядке, а работник дистанции сигнализации и связи – соответствующими Технологическими картами;
7) выключение любого устройства МПЦ для регламентного обслуживания или ремонта должно производится только с разрешения дежурного по станции, и сопровождаться соответствующей записью в Журнал ДУ-46.
8) информационные и программные средства (ИПС) АРМ ДСП и АРМ ШН требует периодической проверки правильности ведения архивных файлов и показаний системных часов, то есть регламентного сопровождения.
9) дистанции, как пользователю ИПС МПЦ, в соответствие с Российским законодательством запрещается:
· самопроизвольно вносить в них изменения (модифицировать), в том числе при обнаружении ошибок;
· передавать их третьим лицам (тиражировать);
10) дистанции, как пользователю ИПС МПЦ, разрешается:
· запись и хранение ИПС в памяти одной ЭВМ или одного пользователя сети ЭВМ;
· адаптацию ИПС к конкретному комплексу средств вычислительной техники;
· изготовление копии программы или базы данных только для архивации в самой дистанции, либо для замены пришедшей в негодность правомерно полученной копии ИПС. При этом пришедшая в негодность копия должна быть уничтожена.
11) технология внесения изменений в ИПС и соответствующую им программную документацию должна быть следующей:
· в дистанции при обнаружении ошибки в ИПС формулируется Предложение об изменении ИПС. Предложение направляется в отраслевой фонд алгоритмов и программ (ОФАП) ОАО «РЖД», куда ИПС должны быть переданы разработчиком МПЦ;
· после внесения необходимых изменений и их утверждения в установленном в ОАО «РЖД» порядке организация-разработчик передает новые подлинники ИПС в ОФАП, который регистрирует внесенные изменение и рассылает извещение о внесенных в ИПС изменениях дистанциям-пользователям. Если ИПС по каким либо причинам не были переданы в ОФАП, то дистанция по вопросам внесения изменений и получения новых ИПС должна обращаться непосредственно к их разработчику;
· дистанции высылается новая копия ИПС, содержащая изменения, получив которую в дистанции в установленном в ОАО «РЖД» порядке аннулируется предыдущая копия ИПС, содержащая ошибку.
12) при необходимости изменения базы данных МПЦ, например, при изменении путевого развития станции, дистанция сигнализации и связи обращается с соответствующей заявкой в организацию, осуществляющую сопровождение ИПС (к разработчику МПЦ, в ЦФО или в ЦСО). К заявке должен быть приложен откорректированный (новый) и утвержденный в установленном ОАО «РЖД» порядке технико-распорядитедьный акт (ТРА) станции.
Разработчик ИПС, ЦФО или ЦСО после внесения необходимых изменений совместно с дистанцией сигнализации и связи проверяет правильность функционирования МПЦ с новой базой данных.
Пример организации технической эксплуатации МПЦ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 502.