Микропроцессорная централизация стрелок и светофоров (в дальнейшем – МПЦ), в общем случае, включает в себя следующие объекты, которые в процессе эксплуатации требуют технического обслуживания, ремонта и сопровождения (см. рис. 9.1):
- автоматизированные рабочие места дежурного по станции и электромеханика (АРМ ДСП и АРМ ШН соответственно), для организации которых используются, как правило, стандартные персональные ЭВМ (ПЭВМ);
- управляющий вычислительный комплекс (УВК), специально разработанный для систем ЖАТ с учетом требований безопасности функционирования;
- устройства электроснабжения, включающие в себя устройства бесперебойного электропитания (УБП) АРМ и УБП других устройств МПЦ;
- устройства сопряжения с объектами управления и контроля (рельсовыми цепями, стрелочными электроприводами и другим напольным оборудованием) – релейные или электронные объектные контроллеры;
- устройства сопряжения с системами ЖАТ верхнего уровня (диспетчерской централизации и диспетчерского контроля);
- традиционные устройства СЦБ (напольное оборудование, кабельная сеть, стативы с релейным оборудованием, трансформаторы, устройства электропитания, защиты и др.);
- лицензионные программы, поставляемые вместе с ПЭВМ (например, «WINDOWS-2000»), а также прикладные программы и базы данных, разработанные применительно к конкретной системе МПЦ, образующие информационное и программное обеспечение МПЦ.
Таким образом МПЦ является весьма сложной системой, на которую в процессе эксплуатации распространяется не только действие нормативных документов ОАО «РЖД», касающихся систем ЖАТ, но и действие Государственных стандартов, относящихся к средствам вычислительной техники и информатики (СВТИ), а также Законов Российской Федерации в области авторских и имущественных прав на программы и базы данных.
В следующем разделе приведены основные понятия и определения в области эксплуатации МПЦ, соответствующие этим документам.
9.2 Основные понятия и определения
Техническое обслуживание - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (в данном случае – МПЦ) при его использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (в данном случае устройств МПЦ) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
При эксплуатации МПЦ используется, в основном, текущий ремонт, заключающийся в замене неисправного типового элемента замены (платы, блока) аналогичным исправным, который производится без выключения МПЦ.
Метод технического обслуживания (ремонта, сопровождения) – это совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта, сопровождения).
Для обеспечения безопасного и надежного функционирования МПЦ Типовым проектом организации обслуживания и ремонта технических средств ЖАТ (в дальнейшем – новый Типовой проект) [9.1] предусматриваются следующие методы технического обслуживания, ремонта и сопровождения:
- местный, выполняемый дистанцией сигнализации и связи;
- фирменный, выполняемый изготовителем (разработчиком) МПЦ, в том числе специально созданным на его базе центром фирменного обслуживания (ЦФО);
- сервисный, выполняемый центром сервисного обслуживания (ЦСО), созданным хозяйством СЦБ железной дороги [9.2];
- комбинированный, представляющий собой сочетание первых трех методов.
Конкретный метод технического обслуживания, ремонта и сопровождения МПЦ определяется Проектом организации обслуживания и ремонта технических средств ЖАТ, который разрабатывается для дистанции сигнализации и связи на базе нового Типового проекта, с учетом местных условий, существующих в дистанции сигнализации и связи и в службе СЦБ железной дороги.
Регламентированное (регламентное) техническое обслуживание – это вид технического обслуживания, предусмотренное в нормативно-технической документации на изделие, выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными независимо от технического состояния изделия.
Обслуживание по состоянию – это вид технического обслуживания, выполняемый при переходе изделия в предотказное состояние, которое фиксируется внешними или встроенными средствами контроля и диагностики, в том числе средствами удаленного мониторинга.
Восстановительное обслуживание – это вид технического обслуживания, выполняемый только после возникновения в изделии неисправности, которая может фиксироваться внешними или встроенными средствами контроля и диагностики, в том числе средствами удаленного мониторинга
Сопровождение программного обеспечения – это совокупность технологических и организационных мероприятий, направленных на поддержание программ в работоспособном состоянии и улучшение их эксплуатационных характеристик, включая процедуры устранения ошибок, реализации дополнительных функций, адаптации к изменяющимся условиям эксплуатации [3].
Дата: 2018-11-18, просмотров: 350.