II. Существующая структура этой философии

 

Я буду излагать ее под тремя заголовками: (А) основа бытия, (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия  

Здесь главным предметом обсуждения является природа двух уровней истины. Абсолютная истина определяется как объект глубинного восприятия, связанного с глубочайшим анализом, результатом которого является в высшей степени достоверное познание. Относительна же истина определяется как объект относительного восприятия, результатом переживания которого является относительно достоверное познание.

При подробном обсуждении абсолютного уровня истины мадхьямики-прасангики говорят о шестнадцати видах пустоты, которые могут быть объединены в две категории: отсутствие “я” личности и отсутствие “я” дхарм.

На относительном уровне истины нет разделения на правильную и ложную относительную истину [как это делают мадхьямики-сватантрики]. Вместо этого говорят о правильном и неправильном восприятии объекта, причем различение [правильного и неправильного] проводится в контексте ума мирского человека [которому свойственно относительное восприятие].

Условно “правильный” вид восприятия объекта [т. е. правильно функционирующее сознание] определяется как деятельность любого из шести чувств [участвующих в восприятии], свободная от случайного относительного искажения. Условно “правильный” объект определяют как любой объект такого сознания.

“Неправильный” же вид восприятия объекта определяют как деятельность любого из шести чувств, на которую воздействует случайное относительное искажение.

Причина того, почему прасангики не разделяют точку зрения [сватантриков], согласно которой относительная истина разделяется на правильную и неправильную, а взамен, как объяснялось выше, говорят о правильном и неправильном восприятии объекта, заключается в несогласии прасангиков со сватантриками в том, что на относительном уровне истины объекты восприятия устанавливаются по их собственным неотъемлемым признакам.

Вообще, система мадхьямики ко многим вопросам подходит совершенно иначе, чем другие школы, такие как читтаматра, сватантрика и т. д. Они не признают точки зрения сватантрики о том, что на относительном уровне вещи обладают собственным бытием благодаря отличающим их признакам; не признают они и теорию сватантры (субстанциональности) логики, от которой сватантра получила свое название. Они отрицают и понятие одновременно самопознающего сознания, и понятие сознания-основы [имеющиеся в йогачаре]. Они признают относительное существование внешнего мира [как реальности, условно отличной от сознания].

Согласно этой системе, признание за бытием истинности расценивается просто как препятствие к освобождению [т. е. клеша]. Они не разделяют два вида отсутствия “я” [т. е. личности и дхарм] на грубые и тонкие. Истина прекращения [т. е. нирвана] приравнивается к абсолютному уровню истины. Кроме того, прасангика утверждает, что и Архаты шраваков, и Пратьекабудды для достижения своей цели должны добиться постижения отсутствия обоих видов “я”.

В системе прасангика также считается, что вторичные моменты восприятия являются источником достоверного познания. Прямое восприятие умом и ум, оперирующий понятиями, обозначают одно и то же.

Прасангики также утверждают, что обычное существо может обрести прозрение тонких уровней непостоянства. Существование трех времен считается непостоянной дхармой. По их мнению, невозможно пройти подготовительные пути любой из трех Колесниц только благодаря постижению одних грубых уровней шестнадцати аспектов Четырех благородных истин, таких как грубое непостоянство и т. д. Как они считают, во всех трех Колесницах требуется глубокое прозрение.

Это только некоторые из воззрений, присущих исключительно системе прасангика. Более полно о них можно узнать из подробных руководств.

(Б) Реализуемые пути  

В системе прасангика говорится, что все три Колесницы: Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Бодхисаттваяна — имеют общую цель медитации, поскольку их практика направлена на постижение отсутствия “я” личности, то есть отсутствие неотъемлемой собственной природы, а также на постижение отсутствия “я” дхарм, то есть отсутствие собственной природы скандх и т. д.

Прасангика подразделяет каждую из трех Колесниц на пять путей и, опираясь на “Сутру о десяти ступенях”, выделяет десять ступеней бодхисаттвы Махаяны. Главными объектами, подлежащими устранению посредством практик Шравакаяны и Пратьекабуддаяны, являются два вида приверженности к “я”, то есть приверженности к “я” личности и приверженности к “я” других дхарм, как к обладающим собственной природой. Главный объект, подлежащий устранению посредством практики Махаяны, — мнимая двойственность процесса восприятия в совокупности с его склонностями.

В этой системе считается, что пока не устранены омрачения, мешающие освобождению, нельзя начать устранение омрачений, мешающих всеведению. Восьмой уровень бодхисаттвы знаменует тот момент духовного пути, где начинается устранение омрачений, мешающих всеведению. Когда Бодхисаттва, предварительно прошедший путь Хинаяны, достигает уровня Бодхисаттвы восьмой степени, он обретает состояние, где полностью устранены препятствия к освобождению. Такая точка зрения значительно расходится с точкой зрения сватантриков, которые учат, что два вида омрачений устраняются одновременно.

Самая главная особенность философской системы мадхьямика-прасангика заключается в учении о постижении отсутствия истинной реальности вещей, принимая эту пустотность как сущностный момент зависимого возникновения. Благодаря такому постижению обретается прозрение того, что все вещи лишены собственного бытия; однако эта мудрость продолжает сочетаться с пониманием того, что относительная истина причинно-следственной связи осуществляется на основе подразумевания, а не только как нечто, возникающее в сознании простых людей.

В наше время в Тибете широко распространен термин “махамудра” Как же соотносится с махамудрой воззрение прасангики на две истины?

Сущность махамудры — это путь тонкого прозрения пустоты своего “я” и дхарм, мудрости, вместерожденной с великим блаженством практики Ануттарайога-тантры. Существует две махамудры' предварительная и подлинная. Первая из них означает общее переживание прозрения пустоты, соединенное с великим блаженством. Вторая предполагает более полное переживание. Слово махамудра переводится, как “великий символ”. Оно используется потому, что, когда обретают мудрость вместерожденных блаженства и прозрения, эта мудрость выступает как мистический символ в нашем переживании всех объектов восприятия.

Мудрость пустоты, описываемая прасангиками, — это та самая пустота, о которой говорится в литературе махамудры Йогин Миларепа, самый замечательный выразитель учения махамудры, однажды пропел такие строки:

 

 

Не существуют даже будды, не говоря уже о злых духах, —

Если посмотреть, есть ли в них реальность.

Будда же, по своему всеведению,

Входя в положение слабых умом людей,

Учил, что все реально существует.

 

 

Первая половина этой строфы свидетельствует о том, что Миларепа следует воззрению прасангики на абсолютный уровень истины, а именно: ни единый атом вселенной не имеет истинного бытия. Вторая половина строфы явно обнаруживает признание им точки зрения прасангики о том, что на обычном уровне истины вещи проявляются условно, имея лишь условную достоверность.

Подобно Миларепе, большинство ранних учителей махамудры придерживались взглядов, согласующихся с воззрением мадхьямики-прасангики. Однако, что касается учителей махамудры нынешнего времени, я и сам точно не могу определить, какая же из двух школ мадхьямики — сватантрика или прасангика — им ближе.

(В) Плоды практики  

Прасангики признают учение о восьми уровнях практикующих [“входящий в поток” и т. д.], как для Шравакаяны, так и для Пратьекабуддаяны. Что же касается их взглядов на Махаяну, то они признают учение о трех каях Будды и просветленных деяниях Будды.

Причина того, почему эта школа называется прасангика (“рационалистическая”), заключается в том, что, отрицая неверные взгляды других философов, она не признает трех способов рассуждения, в которых доказательство опирается на неотъемлемо присущие качества. Отличительная черта этой школы заключается в том, что она просто доводит до абсурда неверное философское рассуждение, основываясь на рациональном скептицизме.

 

Колофон: Написано буддийским монахом Гендуном Гьяцо, практикующим добродетель с убежденностью в ценности изучения индийского буддизма. В то время Гендун Гьяцо жил в Пэлги Йерпа, священном месте, благословленном великим Ачарьей Падмасамбхавой, царем Сонгценом Гампо, а также Досточтимым Атишей, спасителем живых существ.

Пусть все заслуги этого труда послужат причиной для процветания Дхармы Будды и принесут пользу живым существам!

 

 

Глава восьмая

Дата: 2018-09-13, просмотров: 58.