III. Структура философии читтаматры

 

Я буду рассказывать о том, как учителя читтаматры излагают свою философию, по плану из трех пунктов: (А) основа бытия; (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия  

Здесь говорится об объектах [т. е. объектах сознания] и об их обладателях [т. е. сознаниях чувств]. Первое, по существу, охватывает все объекты знания.[48]

Сами объекты знания объединяются в три категории: полностью мнимые дхармы, зависимые дхармы [букв, “дхармы, подверженные влиянию других сил”] и дхармы, признаваемые абсолютными. Дхармы первой категории, в отличие от двух последних категорий, не являются истинно существующими. Когда философы-читтаматрины относят эти категории к одному из двух уровней истины, они утверждают, что относительный уровень истины охватывает все составные дхармы и включает в себя как полностью мнимые, так и зависимые дхармы. Выражение “дхармы, признаваемые абсолютными” является синонимом выражения “абсолютный уровень истины”. Здесь отсутствие “я” дхарм соответствует дхармам, признаваемым абсолютными, а отсутствие “я” личностей — полностью мнимым дхармам.

Традиция, признающая существование восьми сознаний, обнаруживает те же самые взгляды касательно шести основных видов сознания [пять сознаний чувств и сознание ума], что и другие буддийские школы. В дополнение к этому читтаматрины говорят еще о двух видах сознания.

Первый из них — алаявиджняна, или сознание-основа [букв, “ум-основа-всего”], непоколебимый первичный ум. Этот ум представляет собой неомраченную, неопределенную дхарму [т. е. в текстах не определено, является ли он благим или неблагим]. Он не омрачен, когда принадлежит потоку бытия Архата, однако, вследствие того, что он существует в потоке сознания даже самого недобродетельного человека, его нельзя назвать благим, а поскольку он присутствует и в потоке сознания самого высокого божества, его нельзя назвать неблагим. Таким образом, его нельзя определить такими понятиями, как благое и неблагое.

Второе признаваемое читтаматрой дополнительное сознание — это “заблуждающееся сознание”. Когда это сознание постигает сознание-основу, его аспект становится фактором приверженности к “я”. Поэтому о нем [т. е. о заблуждающемся сознании] говорится как о неомраченной, не имеющей определений дхарме. Оно не имеет определений, поскольку присутствует в Просветленном Существе [хотя в данном случае оно не проявляется как заблуждение].

За исключением прямого одновременного самопознающего сознания и прямого йогического восприятия, считается, что все прочие прямые восприятия искажены в потоке бытия обычного человека. Однако все виды прямого восприятия всегда свободны от рассудочных понятий.

(Б) Реализуемые пути  

Обсуждая колесницу Хинаяны, школа читтаматра считает, что главными объектами, постигаемыми посредством практики, являются Четыре благородные истины со своими шестнадцатью аспектами [т. е. непостоянство и т. д.]. Архат колесницы пратьекабудды сначала медитирует о них в течение сотни кальп, одновременно применяя конкретные методы накопления заслуг. В результате он достигает состояния пратьекабудды. Если тот же самый путь практиковать без накопления заслуг [т. е. практиковать только лишь медитацию об отсутствии “я” личности], то будет достигнуто состояние Архата колесницы шраваков. Для обоих типов практиков Хинаяны главный, по их мнению, объект медитации — это отсутствие “я”. Объекты, которые они отвергают, — это омрачения и клеши. В этом отношении их путь ничем не отличается.

Согласно читтаматре, оба эти пути Хинаяны приводят к созданию восьми видов сангхи. Однако философы-читтаматрины не говорят о двадцати видах сангхи, поскольку не признают достижения самопросветления пратьекабуддой посредством его вхождения в мир отсутствия формы (арупа-дхату).

Пути шраваков и пратьекабудд отличаются, с точки зрения школы читтаматры, только продолжительностью накопления заслуг. Соответственно, плоды этих двух путей будут выше или ниже только в этом отношении.

Взгляды на Махаяну в читтаматре следующие: двумя главными объектами медитации являются, во-первых, отсутствие “я” личности, означающее шуньяту (пустоту) его реального собственного бытия, а во-вторых, отсутствие “я” дхарм. Эта последняя шуньята относится к тому качеству зависимых дхарм, что они не имеют бытия как объекты, отличные от сознания, а также к шуньяте, которой наделены полностью мнимые дхармы, поскольку у них нет никакой собственная природы.

По мнению читтаматринов, практики Махаяны медитируют о том, что указано выше, сочетая это с методами накопления заслуг в течение трех неисчислимых кальп, тем самым проходя пять путей и десять ступеней к освобождению и устраняя как омрачения приверженности к своему “я” в собственном потоке сознания, так и омрачения, препятствующие всеведению, которые связаны с приверженностью к “я” дхарм. Реализация — это состояние несравненного просветления, обладающего природой трех кай Будды.

Считается, что все эти три колесницы объединяют в себе пять путей. За исключением “следующих логике”, все остальные учителя читтаматры неизменно утверждают, что каждая из этих трех колесниц своим имеет плодом абсолютное и вечное состояние реализации.

(В) Плоды практики  

Как объяснялось выше при изложении взглядов читтаматры на путь, большинство философов-читтаматринов признают три типа нирваны: нирвана с сансарным осадком, нирвана без осадка и непребывающая нирвана. Они также признают учение о трех каях Будды: Дхармакае, Самбхогакае и Нирманакае, а также учение о двух видах Дхармакаи, имеющих природу мудрости. Также они принимают учение о непрекращающейся спонтанной деятельности Будды.

Этим завершается изложение системы читтаматры. Всех, заинтересовавшихся этой философией, я отсылаю к моему “Комментарию по поводу различия между толкованием и прямым учением”.

 

ШКОЛЫ МАДХЬЯМИКИ

 

Я буду рассказывать о школе мадхьямика по плану из двух пунктов: (I) характеристика философа-мадхьямика и (II) деление на подшколы.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 143.