Преддипломная практика предполагает знакомство студента со своей будущей профессией. Она включает в себя непосредственную работу в соответствующих организациях или профильных подразделениях организаций, под контролем руководителей практики на местах.
Преддипломная практика закрепляет знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций студентов. Методическое руководство практикой студентов осуществляется преподавателями Кафедры экономики и финансов.
Содержание преддипломной практики соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (программа подготовки бакалавров), профиль «Банковское дело» и Положения о порядке проведения практики студентов АОЧУ ВО Московский финансово-юридический университет МФЮА.
В период прохождения преддипломной практики студент должен:
- ознакомиться с учредительными документами организации;
- рассмотреть направления деятельности и финансовые ресурсы организации;
- описать подразделение организации по месту прохождения практики, его преддипломную и организационную структуру.
- ознакомиться с функциями, правами и обязанностями основных подразделений организации;
- описать финансово-хозяйственную деятельность организации;
- провести анализ ассортимента и качества продукции организации;
- исследовать систему управления организации.
В ходе преддипломной практики студенты-бакалавры осуществляют сбор, систематизацию и анализ материала о деятельности финансово-кредитных учреждений, необходимого для подготовки выпускной квалификационной работы.
2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В зависимости от утвержденного плана практики обучающийся приобретает или развивает в результате прохождения преддипломной практики следующие практические навыки и умения, общекультурные (ОК) и общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции:
1) общекультурные (ОК):
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОК-5 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОК-6 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию;
ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
2) общепрофессиональные (ОПК):
ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-2 способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;
ОПК-3 способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
ОПК-4 способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность.
3) профессиональные (ПК):
расчетно-экономическая деятельность:
ПК-1 способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-2 способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-3 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
ПК-4 способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
ПК-5 способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК-8 способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
организационно-управленческая деятельность:
ПК-9 способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
ПК-10 способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-11 способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
учетная деятельность:
ПК-14 способность осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки;
ПК-15 способность формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации;
ПК-16 способность оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды;
ПК-17 способность отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации;
ПК-18 способность организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации;
расчетно-финансовая деятельность:
ПК-19 способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
ПК-20 способность вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК-21 способность составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК-22 способность применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля;
ПК-23 способность участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений;
банковская деятельность:
ПК-24 способность осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям;
ПК-25 способность оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы;
ПК-26 способность осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами;
ПК-27 способность готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России;
ПК-28 способность вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность;
3. Место практики в структуре образовательной программы
Преддипломная практика является обязательным разделом образовательной программы (ОП) ВО бакалавриата и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Для успешного прохождения преддипломной практики студенты должны обладать знаниями, умениями и навыками, сформированными в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
- экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
- финансовые, кредитные и страховые учреждения;
- органы государственной и муниципальной власти;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
- учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических часах содержание практики
Трудоемкость в зачетных единицах составляет – 6 з.е., 216 часов.
Вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой.
Преддипломная практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса. Преддипломная практика проводится на четвертом курсе в 8 семестре.
Содержание практики
Вопросы и задания преддипломной практики соответствуют специфике профиля «Банковское дело» по направлению подготовки студентов-бакалавров 38.03.01 «Экономика». Примерный перечень вопросов и заданий в соответствии с этапами прохождения преддипломной практики учащимися приведен ниже.
1. Знакомство с местом прохождения преддипломной практики, изучение структуры и деятельности организации.
Контрольные вопросы и задания:
1) изучить учредительные документы организации;
2) провести анализ содержания и особенностей корпоративной политики объекта практики;
3) изучить должностные инструкции сотрудников организации;
4) рассмотреть систему и правила документооборота внутри организации.
2. Изучение финансового состояния организации и ее хозяйственной деятельности.
Контрольные вопросы и задания:
1) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на основе ее финансовой отчетности;
2) изучить бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности, а также данные операционного учета организации за 2-3 предшествующих финансовых года;
3) изучить и проанализировать основные финансово-экономические показатели работы организации;
4) исследовать деятельность организации как налогоплательщика и налогового агента.
3. Анализ финансовых ресурсов организации.
Контрольные вопросы и задания:
1) рассмотреть внутренние и внешние источники формирования финансовых ресурсов организации;
2) провести анализ формирования и распределения прибыли организации с учетом особенностей системы корпоративного управления;
3) изучить методы и инструменты управления активами, ликвидностью и финансовыми рисками организации;
4) рассмотреть направления и формы инвестирования финансовых ресурсов организации.
4. Анализ конкурентных и рыночных позиций организации.
Контрольные вопросы и задания:
1) установить основных партнеров, посредников и контрагентов организации, выявить ключевых клиентов;
2) определить основных конкурентов организации;
3) изучить рыночные условия функционирования организации и определить основные внутренние факторы ее развития;
4) оценить перспективы совершенствования финансово-хозяйственной и посреднической деятельности организации.
5. Обзор с финансовой политики и стратегии развития организации.
Контрольные вопросы и задания:
1) изучить содержание, цели и задачи финансовой политики организации;
2) описать функционирование финансового механизма организации;
3) рассмотреть содержание и особенности стратегии развития организации;
4) изучить методы и процедуры бизнес-планирования в организации.
6. Анализ системы управления деятельностью организации.
1) составить схемы, бизнес-процессы и организационную структуру объекта практики;
2) провести анализ кадрового состава и структуры управления организации;
3) изучить структуру контрольных и исполнительных органов объекта практики;
4) оценить эффективность использования кадрового потенциала организации и сформулировать предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности объекта практики.
Индивидуальные задания по профилю подготовки
Индивидуальные задания студентов на преддипломную практику определяются и конкретизируются руководителем практики в соответствии с профилем подготовки. Основные требования к индивидуальному заданию учащихся на преддипломную практику:
- учет всего комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных к моменту проведения преддипломной практики;
- доступность и практическая возможность сбора исходной информации о деятельности организации для исследования и анализа;
-учет потребностей организации, являющейся базой преддипломной практики студентов-бакалавров.
Индивидуальные задания студентов на преддипломную практику могут быть связаны со следующими аспектами деятельности:
- история создания и развития организации;
- организационно-правовая форма организации, форма собственности и имущество;
- организационная структура управления объекта практики;
- экономические условия деятельности организации;
- структурные подразделения организации, их функции, права и обязанности;
- кадровый потенциал организации, структура и квалификация персонала;
- основные направления и особенности деятельности организации;
- основные финансово-экономические показатели деятельности организации.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 498.