Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети

«Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

- 1 1 .Интернет-страница Банка России http://www.cbr.ru
- 2.Интернет-страница Министерства http://www.minfin.ru
  финансов РФ  
- 3.Интернет-страница Федеральной http://www.gks.ru
  службы государственной статистики  

 

- 4.Интернет-страница

Ассоциации

http://arb.ru

российских банков

 

 

- 5. Интернет-страница

 

http://www. rbc.ru

информационного агентства

 

РБК

 

 

-6. Справочная правовая система

http://www.consultant.ru

«КонсультантПлюс»

 

- 7.Справочная правовая система

http://www.garant.ru

 

 

 

                   

 

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

 

 

Изучение дисциплины «Макроэкономический анализ банковской сферы» предусматривает чтение лекций, проведение семинаров в активной и интерактивной форме, а также самостоятельное изучение студентами специальной литературы по вопросам программы; подготовку к семинарским занятиям, проводимым в форме дискуссии и решения практических задач.

На лекциях изучаются методологические и методические основы оценки эффективности проекта. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.

 

К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.

Студентам следует использовать при подготовке нормативные документы Финансового университета, а именно, положений о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании, утвержденные приказом №611/о от 01 апреля 2014 года, положения о расчетно-аналитической работе, утвержденного приказом № 2161/0 от 19 декабря 2013 года (см. сайт Финансового Университета: на главной странице раздел «Наш университет»; далее «Единая правовая база Финуниверситета»; подраздел «Методическая работа» - «Приказы Финуниверситета»), использовать методические рекомендации кафедр.

 

При подготовке к зачету параллельно необходимо прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.

 

Цель дискуссии как метода интерактивного метода обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою интеллектуальную состоятельность, свою успешность. Именно это делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Дискуссия, как один из методов интерактива, представляет собой целенаправленное обсуждение определенного конкретного вопроса, которое сопровождается обменом идеями, мнениями, мыслями между студентами группы.

 

 

Процесс подготовки домашнего творческого задания целесообразно разбить на несколько этапов:

 

• осмысления темы и подбора литературных источников

 

• планирования работы

 

• написания текста

 

• проверки соответствия содержания теме

 

•    совершенствования содержания

 

 

исходный материал, который в дальнейшем будет использоваться: выписки из прочитанной монографий, учебников, журналов, записи результатов бесед с коллегами и преподавателем, собственные мысли и другая информация по данной проблеме;

качество переработки и осмысления собранного исходного материала (структура, логика изложения, аргументация и личные выводы);

аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем домашнем творческом задании проблемами).

 

 

Конспектирование или выписки из прочитанного являются стратегическим интеллектуальным умением и необходимостью. Это ни в коем случае не механический процесс переноса содержимого в домашнее творческое задание.

При конспектировании обращайте внимание на ключевые моменты, которые являются базисными с точки зрения рассматриваемой проблемы в домашнем творческом задании.

 

Конспектируя, отбирайте соответствующий материал и развивайте свое понимание теоретических положений, а также эмпирических аргументов. Это касается определения фактов, которые опровергают или подтверждают то или иное положение.

 

 

Существует условное соотношение между качеством и количеством материала для чтения: как вы читаете и как много вы читаете. В общем, лучше читать меньше, но лучше, чем читать больше и хуже. Т.е. читать много – это еще не значит, что это хорошо. Видимо главное – что читать, т.е., какие источники использовать: рефераты из Интернета или статьи из

научного журнала. Важно также продумать и переосмыслить прочитанное, что позволит прийти к пониманию и правильной оценке и установлению связи между аргументацией и фактами.

 

Очень важным моментом является подбор материала для чтения: по каждой конкретной теме вам следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, в которых даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные (и, насколько это возможно, самые последние данные), и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме. Такое стратегическое чтение положит начало формированию некоторых ключевых ориентиров по теме (включая различные интерпретации и обсуждения), которые послужат некоторым фундаментом для направления и развития вашего дальнейшего чтения. Консультации преподавателя всегда помогут вам в поиске материала для

 

предметного стратегического чтения.

 

В зависимости от тематики очень важно включить в список для чтения одно или два тематических исследования, имеющих противоположную точку зрения. Эффективное использование тематических материалов и данных помогут вам избежать типичной ошибки, заключающейся в чрезмерном обобщении материала в вашем домашнем творческом задании.

 

При выборе Вами вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план ответа, убедитесь в том, что Вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить существует несколько подходов: следовательно, необходимо будет выбрать вариант интерпретации или подхода, которому Вы будете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш вариант. При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае Вы можете принять решение, согласно которому

будете освещать и иллюстрировать только определенные аспекты этого вопроса. У Вас не возникнет никаких проблем, если не будете выходить за рамки очерченного круга, а Ваш выбор будет вполне обоснован и Вы сможете подкрепить его соответствующими доказательствами.

Исходя из вашего решения о том, как Вы будете отвечать на вопрос, Вы должны составить план/структуру Вашего ответа. Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как:

 

Введение: суть, обоснование выбора данной темы и ее актуальность. Развитие темы (основная часть): аргументированное раскрытие темы

на основе собранного материала (идеи, модели и данные). Эту основную часть желательно структурировать (разделить) на разделы и подразделы.

 

Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Выводы должны носить не только научный характер, но и отражать Вашу личностную оценку.

 

Список использованных источников: в него включается вся реально использованная литература, на которую по тексту домашнего творческого задания в обязательном порядке даются ссылки.

 

 

При написании домашнего творческого задания для того, чтобы оно было выполнено на достойном уровне, значение имеет качество использования эмпирических данных и других источников.

 

Все статистические данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для исследований месту и времени.

 

Следует избегать чрезмерного обобщения. Если помнить, что в рамках домашнего творческого задания используемые данные представляют собой иллюстративный материал, а не заключительный акт, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом.

 

При написании домашнего творческого задания могут возникнуть трудности из-за незнания, каким образом могут быть использованы литературные источники. Можно избежать этих проблем, если при цитировании вы берете текст в кавычки и даете точную ссылку на источник.

Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом; даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами. Во избежание недоразумений лучше сослаться на источник.

 

Методические рекомендации по организации расчетно-аналитической работы студентов

 

Расчетно-аналитическая работа студентов организуется преподавателем и является составной частью самостоятельной работы студента.

 

Анализ, проводимый в рамках решения поставленных задач,

способствует профессиональной подготовке студентов, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Источниками при разработке расчетно-аналитической работы выступают:

1. Экономическая ситуация во всем своем многообразии, которая является предметом исследования, источником проблемы.

2. Научные знания, на базе которых в рамках системного подхода проводится анализ исследуемой проблемы.

При подготовке заданий расчетно-аналитической направленности преподаватель обращается к основным проблемам развития в области денежно-кредитной сферы. Для курса «Макроэкономический анализ банковской сферы» это могут быть задания по анализу современного состояния денежной сферы, кредитной сферы; анализ тенденций развития; анализ факторов развития и пр.

Задания должны отражать реальные (практические) жизненные ситуации, быть максимально наглядными и детальными. Обучающая функция задания сводится к получению навыков научного исследования посредством применения методов экономического анализа.

При выполнении расчетно-аналитических заданий большое внимание уделяется статистическим материалам: сведениям о состоянии денежного рынка, о структуре денежной массы, основным показателям развития кредитной системы. При этом необходимо четкое понимание роли статистических данных при характеристике ситуации.

 

Материалы для анализа ситуации – это не только данные, полученные в результате расчетов. Дополнительную информацию можно получить посредством изучения научных статей, монографий, научных отчетов, материалов Интернет-ресурсов.

Теоретические знания студенты получают из базовых учебников, учебных пособий, при прослушивании лекционных курсов и рассмотрении теоретических вопросов во время семинарских занятий.

 

Аналитический анализ состоит из следующих этапов:

 

1. Представление предмета исследования.

 

2. Анализ современного состояния.

 

• абсолютные количественные характеристики;

 

• относительные количественные характеристики;

 

• динамика абсолютных и относительных показателей;

 

• структура и ее изменение.

 

Выявление тенденций развития.

 

Выявление факторов развития.

 

Анализ факторов развития.

 

Изучение научных материалов по проблеме

 

Формулирование выводов.

 

Расчетно-аналитическая (практическая) часть может быть построена в зависимости от поставленной задачи как в форме анализа статистических данных: динамики показателей, характеризующих объект изучения, их взаимосвязь, так и в виде расчетных примеров: отражение особенностей в расчете тех или иных элементов объектов изучения, влияния изменения законодательства на расчет налогооблагаемой базы в различные периоды. Результаты анализа с целью подтверждения углубленной проработки анализируемой информации желательно иллюстрировать в виде схем, таблиц, графиков или диаграмм.

 

В заключении обобщаются основные результаты объекта изучения и расчетов, формулируются основные выводы в целом по работе.

 

Написанная работа сдается на проверку преподавателю в установленные сроки.

При проверке работа рецензируется преподавателем. При успешном выполнении всех предъявляемых к ней требований – допускается к защите, о чем руководитель делает соответствующую запись на титульном листе. При

наличии серьезных замечаний работа отдается на доработку или переработку

 

с указанием формы выполнения (устно или письменно).

 

В зависимости от ситуации, преподаватель может организовать защиту работ в той или иной форме (группами или индивидуально).

Результат защиты оценивается дифференцируемой оценкой, которая в дальнейшем учитывается при выставлении баллов при текущем контроле и на зачете. В процессе защиты необходимо уметь показать полученные в результате работы знания в виде краткого доклада, отвечать на вопросы по выбранной теме и замечания преподавателя, обосновывать собственное мнение по изученным проблемам. Оценка работы учитывает полноту выполнения требований к раскрытию содержания и оформлению, согласно методическим указаниям; обоснованность и качество анализа, выводов и предложений, оригинальность решения проблем по теме работы, качество ответов на вопросы. При неудовлетворительном результате перечисленных критериев защита признается несостоявшейся, повторная защита с учетом замечаний преподавателя проводится в установленном порядке.

Расчетно-аналитические работы, имеющие особую научную и практическую значимость, могут быть опубликованы в специальных сборниках студенческих научных работ.

 


 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 22.