Лекция № 3. Государство и право России в период сословно-представительной монархии ( XVII век). 2 часть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соборное Уложение стало законодательным сводом, в котором впервые столь детально были разработаны нормы, направленные на охрану порядка на царском дворе, т. е. чести двора и безопасности монарха. На царском дворе нельзя было появляться с пищалью или луком. Тех, кто нарушал это правило, наказывали батогами и сажали на неделю в тюрьму. Человеку, посмевшему обнажить оружие в присутствии царя, отсекали руку. Убийство или ранение человека в присутствии государя каралось смертью. Одни и те же правонарушения, совершенные на царском дворе в присутствии государя, в его отсутствие и вне царского двора, наказывались по-разному.

Большое значение для развития права имела практическая деятельность приказов. Их уставные книги являлись важным источником при составлении Соборного Уложения 1649 г. Новое Уложение было необходимо для достижения определенной стабилизации в государстве и обществе. Источниками Соборного Уложения 1649 г. было русское и зарубежное законодательство: Судебники 1497 и 1550 г., царские указы, думские приговоры, решения земских соборов, указные книги приказов, Стоглав, Литовский статут 1589 г., Кормчая книга. Уже после 1649 г. в комплекс правовых норм Уложения вошли Новоуказные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669), о поместьях и вотчинах (1677) и о торговле (1653 и 1677). Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления (полицейско-административные нормы): прикрепление крестьян к земле (глава XI), посадская реформа, изменившая положение «белых» слобод (глава XIX), перемена статуса поместья и вотчины (главы XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления (глава XXI), режим въезда и выезда (глава VI). В Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха, избираемого (утверждаемого) на Земском соборе. Даже преступный умысел против персоны монарха жестоко наказывался.

В целях усиления контроля за передвижением населения Соборное Уложение установило три вида документов, удостоверяющих личность (проезжих грамот): для русских подданных, выезжающих за пределы страны; для иностранцев; для служилых людей Сибири и Нижней Волги. На местах за выдачу проезжих грамот отвечали воеводы. Нарушение правил передвижения считалось преступлением и строго каралось . Вещное право. Основными способами приобретения вещных прав считались захват (оккупация), давность, находка, пожалования и договор. Наиболее сложными были вещные имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Отмечался переход от фактических форм завладения землей (основанных на захвате) к формально очерченному порядку, закрепляемому жалованными грамотами, зафиксированному межевыми знаками и пр. (формализованный порядок установления вещных прав был знаком уже Псковской судной грамоте). Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавших выдачу жалованной грамоты, составление справки, то есть запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, обыск (проводился по просьбе наделяемого землей, заключался в установлении факта незанятости передаваемой земли), ввод во владение (заключался в публичном обмере земли). Раздачу земли осуществляли Поместный приказ, Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие приказы. Права на пожалованные земли впервые были сформулированы в Указе 1566 г. (право менять земли, сдавать их внаем и передавать в приданное). Приобретательная давность как способ приобретения права собственности (в частности, на землю) устанавливалась следующим образом: четыре и пять лет — Псковская судная грамота; три года (в отношениях между частными лицами), шесть лет (в отношениях частных лиц с государством) — по Судебникам (в Судебнике 1550 г. — 40-летний срок для выкупа имений); 15 лет — по закону великого князя Василия, сына Дмитрия Донского; 40 лет — по Соборному Уложению. Основным способом приобретения прав собственности на имущество в XVII в. являлся договор. Договорная грамота, составленная заинтересованными лицами, приобретала законную силу только после ее заверения в официальной инстанции. Первым законом, в котором закреплялась обязательная явка и запись договора в регистрационную книгу, был Указ 1558 г. В XVII в. практиковалось составление договорных грамот площадными подьячими: написанные ими грамоты заверялись печатями в Приказной палате. Среди личных прав на различные объекты земельной собственности особенно важными являлись вотчины и поместья. Вотчины делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения — выделялись дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие вотчины (в Московском государстве обладание вотчинами было привилегией класса служилых людей). Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Долгое время различался правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных. Но когда в лице верховного субъекта собственности слились государство и князь, тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли. Правовой статус церковных вотчин был обусловлен особым характером субъектов собственности, которыми являлись отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви. Источники, порождавшие церковное землевладение: пожалования; захват пустошей; дарение; завещание со стороны частных лиц; обязательные вклады в монастырские владения при поступлении бывших собственников в монахи. Следует отметить, что если государственные земельные владения подвергались постоянному дроблению в ходе земельных раздач, то церковь, не имевшая права отчуждать свои земли, только концентрировала их в своих руках. Уже с XVI в. государство предпринимало меры, направленные на сокращение церковного землевладения. Соборное Уложение запретило «увод» земель лицами, уходящими в монастырь. Процесс концентрации земель в руках церкви был нарушен мерами административно-правового вмешательства: с одной стороны, прямо запрещались определенные способы приобретения недвижимостей (например, приобретение земель по дарственным, по завещаниям, купчим и закладным грамотам), с другой — государство брало на себя право контролировать имеющийся имущественный фонд церкви, мотивируя это своим сюзеренным правом. Церковные земли раздавались на правах жалованных вотчин или поместного владения людям, выполняющим служилые функции для церкви; на церковных землях располагались крестьянские общины, наделявшиеся такими же землевладельческими правами, как и черносошные общины. По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, купленные, выслуженные. В отношении родовых вотчин правами пользования и владения наделялись отдельные представители рода, а право распоряжения оставалось за родом (на это указывает, в частности, обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельным членом рода). Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, которые имели на это преимущественные права перед другими покупателями. Отчуждение или приобретение (и родовой выкуп) родовых вотчин осуществлялось с учетом согласия всего рода. Соборное Уложение подтвердило право родового выкупа (вторичного приобретения проданной или заложенной вотчины); родовой выкуп осуществлялся одним лицом, но от имени рода в целом; при этом к выкупу не допускались родственники по нисходящей линии продавца. Выкуп родовой вотчины мог быть произведен в течение 40 лет с момента ее продажи. Выкупленная родичами вотчина попадала под особый режим распоряжения (отдельный член рода не мог распорядиться ею по своему произволу, родовая вотчина не могла быть выкуплена для третьего лица и на его деньги, заложена без соблюдения определенных условий и т.п.). Кроме права родового выкупа, права на родовую вотчину ограничивалась также и правом родового наследования. Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчины приобретался супругами совместно. Поэтому после смерти одного из супругов такие вотчины переходили к пережившему супругу; а после смерти вдовы право на купленную вотчину переходило в род мужа (что тоже указывает на принадлежность купленной вотчины именно семейной паре). Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых. При жизни супругов отчуждение купленной вотчины совершалось солидарной волей супругов. Статус выслуженной (жалованной) вотчины зависел от ряда конкретных фактов. Чаще всего круг правомочий вотчинника прямо определялся в самой жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением законных прав вотчинника на его имущество. В случае отсутствия грамоты вотчина могла быть изъята у наследников государством. В целом жалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, а в начале XVII в. было уравнено правовое положение жалованных вотчин с родовыми.

Поместное землевладение складывалось в качестве особой формы землевладения уже в XVI—XVII вв. Поместья предоставлялись за службу государству. Но в XVII в. наметилась тенденция сближения поместий с вотчинами: стали разрешать обменивать вотчины на поместья и приобретать (с особого дозволения) поместья в вотчину. Соборное Уложение разрешило продавать поместья. Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба (начиналась для дворян с 15 лет — с этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем). Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия. С середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Соборное Уложение разрешило сдачу поместий в аренду за деньги, к концу XVII в. установилась практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги»), что означало скрытую куплю-продажу поместий; в XVII в. была допущена продажа поместий за долги. Порядок передачи поместий по наследству мало отличался от вотчинного наследования. Впервые в Соборном Уложении регламентировался институт сервитутов — юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования других лиц. Были известны личные сервитуты — ограничение в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе (потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу), и вещные сервитуты — ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов (право возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка).

Обязательственное право. Развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью должника. Причем взыскания стали обращаться не только на дворы и скот, но и на вотчины и поместья, на дворы и лавки посадский людей. Соборное Уложение допускало переход обязательств в случае наследования по закону, оговаривая, что отказ от наследства снимает и обязательства по долгам. Закон и практика знали случаи принудительного и добровольного принятия обязательств третьими лицами. Одним из важнейших условий при заключении договора была свобода волеизъявления договаривающихся сторон. В качестве гарантий против насилия и обмана выступали свидетели при заключении сделки, письменная или крепостная (нотариальная) форма сделки. Обязательной крепостная форма сделки была для договоров о передаче недвижимости.

Наследственное право. При наследовании по завещанию воля завещателя ограничивалась следующими моментами: завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин, тогда как родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. Родовые вотчины наследовали сыновья, при отсутствии сыновей — дочери. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины «на прожиток», то есть в пожизненное пользование. Родовые и жалованные вотчины наследовались только членами рода, к которому принадлежал наследодатель. Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая, кроме того, получала 1/4 движимого имущества и собственное приданное. Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу», определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям. В случае наследования по завещанию наследник мог отказаться от наследства. Принятие наследования означало переход к наследнику и обязательств по долгам наследодателя в части, пропорциональной наследственной доле.

Семейное право. Продолжали действовать принципы Домостроя — главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества и т.п.

Юридически значимым признавался только церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст был определен еще Стоглавом: 15 лет — для жениха, 12 лет — для невесты. Юридический статус мужа определял юридический статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Закон обязывал жену следовать за мужем — на поселение, в изгнание, при переезде. В отношении детей отец сохранял права главы: он мог, когда ребенок достигал 15 лет, отдать его «в люди», «в услужение» или на работу, записать его в кабальное холопство. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение (но не смертная казнь). Закон знал понятие «незаконнорожденный» — эти лица не могли усыновляться (не могли принимать участие в наследовании недвижимого имущества). Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосударственной деятельности («лихом деле»), при неспособности жены к деторождению.

Уголовное право. Уложение уточняет понятие «лихое дело».  Субъектами преступления могли быть отдельные лица и группы лиц. Они делятся на главных и второстепенных (соучастников). Соучастие могло быть физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления), интеллектуальным (подстрекательство к убийству). От второстепенных субъектов преступления (соучастников) отличались лица, только причастные к совершению преступления: пособники (создавшие условия для совершения преступления), попустители (обязанные предотвратить преступление и не сделавшие этого), недоносители (не сообщившие о подготовке и совершении преступления), укрыватели (скрывшие преступника и следы преступления). Субъектом преступления стал признаваться и раб, совершивший преступление по указанию господина. Субъективная сторона преступления. Уложение знало деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. Причем неосторожные и умышленные действия наказывались одинаково (принцип объективного вменения — наказание следует не за мотив преступления, а за его результат). В признаках объективной стороны преступления выделялись: 1) смягчающие обстоятельства — состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект); 2) отягчающие обстоятельства — повторность, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность преступлений. Выделялись отдельные стадии преступного деяния: умысел, покушение и совершение преступления. Закон знал понятие рецидива (совпадающее с понятием «лихой человек») и крайней необходимости (была ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника).

Объекты преступления — церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность.

Система преступлений включала:

1) преступления против церкви — богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;

2) государственные преступления — любые действия (в том числе умысел) против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена, сношения с врагом, незаконный переход границы с преступными намерениями (по этим преступлениям ответственность несли также родственники и близкие преступника);

3) преступления против порядка управления — злостная неявка ответчика в суд, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейного заведения, самогоноварение, ложная присяга в суде, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение (к ябеде применялось то же наказание, которое было бы применено к ложно обвиненному лицу);

4) преступления против благочиния — содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, обложение пошлинами освобожденных от них лиц;

5) должностные преступления — лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие, подлоги по службе, воинские преступления;

6) преступления против личности — убийство — простое и квалифицированное (убийство господина рабом, родителей детьми), нанесение увечья, побои, оскорбление чести (обида или клевета);

7) имущественные преступления — татьба — простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой, грабеж — обыкновенный и квалифицированный (совершенный служилыми людьми, детьми в отношении родителей), мошенничество, поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества;

8) преступления против нравственности — непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, «блуд» жены, половая связь господина с рабой.

Цели наказания — устрашение и возмездие; дополнительная цель — изоляция преступника.

Система наказаний:

1) смертная казнь — предусматривалась 59 статьями (например, за курение табака); делилась на: простую — отсечение головы, повешение (предусматривалась 43 статьями); квалифицированную — колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю;

2) членовредительские наказания — применялись как основное и дополнительное наказания (отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей), предусматривалось 14 статьями;

3) болезненные наказания — битье кнутом (предусматривалась 73 статьями) или батогами (обычное битье батогами предусматривалось 16 статьями, а беспощадное битье батогами — 22 статьями);

4) тюремное заключение — на срок от нескольких дней до четырех лет или на неопределенный срок — «до государева указа» (предусматривалось 49 статьями);

5) ссылка (дополнительное наказание) — в отдаленные монастыри, остроги, крепости или имения (предусматривалась восьмью статьями);

6) лишение чести и прав (по отношения к привилегированному сословию) — полная выдача головой (то есть превращение в холопа), лишение чина, права заседать в думе или приказе, лишение права обращаться с иском в суд, объявление «опалы» (изоляции, государевой немилости);

7) имущественные санкции — штрафы и высшая имущественная санкция — конфискация имущества;

8) церковные наказания — покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.

Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 816 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-078-1, История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 296 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0138-4,.

3. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Р. Т. Мухаев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»). - ISBN 978-5-238-01254-4.

Дополнительная литература:

1. Маркова, А. Н. История государственного управления в России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / А. Н. Маркова; под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»). - ISBN 978-5-238-01218-6.

2. Поляк, Г. Б. История России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. : ил. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01639-9.

Заключение.

По мнению современных учёных кризис Российской государственности на рубеже 16-17 веков был вызван не только событиями 16 века, сколько смертью Федора Иоанновича. Дело в том, что в массовом сознании россиян был потерян образ власти, ориентированный на умеренный авторитарный идеал. Власть перестала быть (для народа) и единолично-ответственной, авторитарно-сильной и справедливо-нравственной (это главный фактор кризиса). Другой фактор – это кризис национальной государственной идеи, основанной на божественных (сакральных) представлениях о природе государственной власти. Между прочим, эта идея базировалась на принципах служения государю.

Следующий момент. В Европе, население которой составляло пятую часть жителей земли впервые начинают осознавать себя не столько территорией, сколько единым и культурным целом (идеи европейской индивидуальности). В международных отношениях на первый план выходит приверженность законам. Однако, противоречия между государствами усиливаются. Главным принципом международных отношений становится система политического равновесия.

 Смысл государственной реформы в России - складывание концепции самодержавия. Другими словами, Верховная власть перестаёт нуждаться в преобразовании концептуальной доктрины церкви. На первую политико-правовую роль выходит государственная власть в лице царя.

Формула этого периода:

1. Государство есть союз народный, управляемый Верховной властью

2. Государственные постановления. Основные законы: определяли строй и права Верховной власти, основные права и обязанности граждан

3. Государь в ходе реформы «возложил» на себя венец как государь прирожденный

4. Верховная власть отделяет свое понимание государева дела от земского совета. В России открывается путь для чистого абсолютизма, опирающегося в делах управления на приказную бюрократию (орган личной царской власти)

 Краткая расшифровка формулы: при Михаила Романове царское правительство перестает пользоваться помощью Собора и прибегает к другим видам совещаний (с представителями сословий). Власть ищет и находит опору в собственных исполнительных органах (начинается создание придворно-аристократической бюрократии, прообраз камерализма). Эта эпоха-торжество приказного начала. Царь правил через конкретных лиц (соратников). С точки зрения права создание регулярного государства началось с принятия Соборного Уложения 1649 г. Оно в своих установлениях стояло на точке зрения государственного интереса, которому должны были подчиняться все частные и общественные интересы. Например, все сословия должны были служить, должны были быть корпоративно образованными, а социальная мобильность приостанавливалась. В этот момент в российской властной бюрократической схеме самодержавие являлось единственном гарантом эффективности управления, правосудия, мерой всех и вся в государстве. Поэтому новый государственных аппарат должен был создаваться именно под самодержавие. В основе всего лежал принцип поручения: четкие инструкции, жесткий контроль, выдавливание наверх к государю наиболее важных дел. Таким образом, огосударьствляя сословия Верховная власть стремилась к их фактическому растворению в административном аппарате. В России монарх наделял (фактически) собственным суверенитетом создаваемые им сословия. Сословия становились обязанными Верховной власти-носителями службы.

В Европе все было наоборот. Европейский абсолютизм, на идеологическом уровне, выражался в господстве государства над дистанцированными от него сословиями. Абсолютный монарх приобретал суверенитет от внешнего объединения сословно-корпоративных структур.  Российский абсолютизм (самодержавие) осуществлял обратное наделял собственным суверенитетом, создаваемые им же самим сословия. Все это, по представлению Российской государственной власти, должно было препятствовать институциональному ограничению этой власти. Поэтому концепция самодержавия строилась на том, что разделение властей никогда четко не устанавливалась. Подводя логическую черту под размышлениям о государстве в 17 веке, можно сказать, что мировоззрение царей династии Романовых завершают идеологию русского средневековья, русской старины. 17 век - это начало образования и развития городского и торгово- промышленного капитала (в России еще был капитал феодальный). Успехи государственной власти проявились в завершении политической централизации и в том, что Российское государство функционировало как союз народный.

Лекция № 3. Государство и право России в период сословно-представительной монархии ( XVII век). 2 часть.

 

      Тема 6. Становление абсолютизма в России ( XVII век).

Центральные органы государственной власти . Сословно-представительная монархия характеризуется прежде всего значительно возросшей властью монарха. Новый царский титул не был только терминологическим изменением наименования монарха. Он означал, что его носитель является полноправным главой государства; в противоположность многочисленным великим князьям царь являлся единоличным носителем государственного суверенитета. С новым титулом также было связано международное значение независимости Русского государства, закрепление за монархом всей полноты власти на всей территории страны. Царю принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная и военная власть. Но эта власть не была неограниченной: важнейшие вопросы внутренней и внешней политики он должен был решать совместно с Боярской думой и земскими соборами. Замещение царского престола, как правило, основывалось на монархическом принципе — наследовал престол старший сын. В соответствии с установившейся практикой достигший определенного возраста старший сын совместно с отцом-царем участвовал в решении государственных дел, а после смерти царя становился на его место. К концу XVI — началу XVII в. право избрания царей постепенно перешло к земским соборам.

Боярская дума была совещательным органом при царе. В ее состав входили бояре, думные дворяне, думные дьяки, представители городской верхушки. Компетенция думы была аналогична компетенции царя, поскольку самостоятельных полномочий она не имела. Участие Боярской думы в решении вопросов руководства государством совместно с царем было закреплено в законодательстве — в Судебнике 1550 г. и в Соборном Уложении 1649 г. Дума совместно с царем направляла внешнюю политику государства, руководила приказами, вооруженными силами, осуществляла надзор за местным управлением. Руководя Посольским приказом и направляя внешнюю политику, дума нередко непосредственно вела переговоры с иностранными послами. С этой целью при думе было создано специальное учреждение — Ответная палата, которая докладывала царю и думе о результатах переговоров, минуя Посольский приказ. Административная деятельность думы заключалась в том, что она совместно с царем назначала и увольняла должностных лиц центрального и местного управления (городских и полковых воевод, руководителей приказов и др.). Также дума осуществляла руководство важнейшими приказами — Разрядным, Поместным и другими. Дума была и судебным органом. Она рассматривала дела в отношении своих членов и наиболее важные политические преступления. Часто она выступала и в качестве суда второй инстанции. По мере укрепления царской власти происходило постепенное ограничение прав думы и влияния боярской аристократии.

Земские соборыодин из важнейших органов сословно-пред-ставительной монархии в России. Первый собор был созван в 1549 г., последний — в 1653 г. Созыв земских соборов был связан с тем, что крепнущая царская власть в осуществлении внутренней и внешней политики испытывала потребность заручиться поддержкой всех основных сословий, это было тем более необходимым, поскольку Боярская дума далеко не всегда оказывала такую поддержку. Состав земских соборов отражал социальную структуру русского феодального государства. В них участвовали: Боярская дума, «Освященный собор» (высшие иерархи Русской православной церкви), выборные от средних и мелких феодалов (дети боярские и дворяне), служилых людей (стрелецкие головы, сотники), посадского населения Москвы (гости, люди торговых и суконных сотен). Земский собор 1613 г. также включал в свой состав и представителей от черносошенных крестьян. Право созыва земских соборов принадлежало, как правило, царю, но нередки были случаи, когда соборы созывались Боярской думой, патриархом (в периоды междуцарствия). Сроки деятельности земских соборов не были определены, некоторые из них заседали длительное время (например, Земский собор 1648—1649 гг.). В целях созыва соборов в уезды и города на имя воевод направлялись специальные грамоты, в которых указывалось число участников собора, посылаемых от данной местности, сроки их прибытия в Москву, изредка сообщалась и цель созыва собора. Компетенция земских соборов была довольно обширной:

1) решение вопросов войны и мира (1566—1653);

2) избрание царей (соборы 1598, 1606, 1613, 1645 гг.); занятие престола помимо Земского собора в XVII в. ставило под сомнение законность царской власти (так, незаконными царями считались Лжедимитрий I и польский королевич Владислав);

3) решение вопросов введения новых налогов, податей;

4) осуществление в периоды междуцарствия текущей исполнительно-распорядительной власти;

5) принятие важнейших законодательных актов (Судебник 1550 г. Соборное Уложение 1649 г.).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 381.