Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соотношение понятий:

«физическая культура» и «физическое воспитание»;

«физическое воспитание» и «физическое развитие»;

«физическая культура» и «спорт»;

«физическая подготовка» и «физическая подготовленность».

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов и т.д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, при организации свободного времени, досуга.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результатов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

Физическая подготовка — это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена.

К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Физическая подготовленность как компонент спортивной подготовленности в толковом словаре спортивных терминов дается определение понятия спортивная подготовленность как «состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности». Там же читаем, что «физическая подготовка - одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)».К.Л. Чернов под спортивной подготовленностью называет «связанную систему знаний, умений, навыков, качеств, свойств функциональных систем, определяющую уровень квалификации человека в некоторой профессии». Ю.И. Смирнов трактует спортивную подготовленность как «комплексный результат подготовки, выражающийся в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, его специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных навыков, умений и спортивных знаний». Многие авторы согласны с их мнением и истинным критерием спортивной подготовленности считают спортивный результат. При этом они отмечают, что спортивный результат, а, следовательно, и спортивная подготовленность, явление многофакторное, в котором значительный вес имеют многие компоненты, в том числе и физиологические, что особенно относится к видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. Ряд авторов добавляет, что в состоянии пика спортивной формы некоторые физиологические показатели не соответствуют своим максимальным значениям. Очень близок по смыслу к понятию «физическая подготовка» термин «тренированность», т.е. «состояние организма, определяющее уровень физической подготовленности спортсмена, которое является следствием тренировки».

Игровой метод

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия.

Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность. Создается высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся.

Соревновательный метод

Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

 

Принцип наглядности

Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира, а также учение П.К. Анохина о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. Функциональные системы формируются и осуществляются на основе афферентного синтеза, то есть интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма.

В практике ФВ существуют примеры, которые объясняют важность участия при выполнении физических упражнений, таких анализаторов, как зрительный, слуховой и двигательный. Например, временное ограничение участия зрения при выполнении ведения мяча в баскетболе обостряло и совершенствовало функции слухового и двигательного анализаторов спортсменов. В дальнейшем, после снятия ограничения, выполнение этого двигательного действия отличалось большим автоматизмом и совершенностью. Это доказывает, что в процессе ФВ должно идти многостороннее развитие органов чувств, необходимых при выполнении физических упражнений, и обеспечивает такое развитие соблюдение принципа наглядности.

Первую роль играют такие дистантные анализаторы, как зрительный и слуховой. С их помощью главным образом осуществляется управление движениями в новом незнакомом двигательном акте. Зрительные раздражители помогают уточнять движения в пространстве, а звуковые - во времени. Это происходит до тех пор, пока двигательный анализатор не займет ведущего положения. Только тогда движения станут корректироваться главным образом на основе чувственных сигналов с проприорецепторов мышц, нервных окончаний суставно-связочного аппарата и кожи. Двигательная наглядность формируется быстрее и эффективнее при помощи метода "направленного прочувствования движений" (проводка по движению).

Таким образом, принцип наглядности необходим для создания чувственного образа техники, тактического варианта, для восприятия условий выполнения двигательных действий и результатов деятельности. Поставленные задачи можно решить, только воздействуя на большее количество анализаторов.

Решение задачи формирования чувственного образа возможно при условии выполнения следующих требований принципа наглядности:

обеспечивать единство непосредственной и опосредованной наглядности (первая обеспечивается натуральной демонстрацией упражнений и "прочувствованием" их в личной практике; опосредованная обеспечивается при помощи средств техники, наглядных пособий и иногда бывает более эффективной, чем прямое восприятие, например, уточнять биомеханические характеристики движения лучше с использованием диаграмм или замедленной киносъемки);

 

воздействовать на все необходимые при выполнении данного движения органы чувств (чем богаче чувственный образ движения, тем быстрее и легче на его основе формируется двигательное умение и навык, тем эффективнее проявление физических качеств в ходе выполнения этого движения);

учитывать возраст, пол, индивидуальный уровень физической и технической подготовленности занимающихся при подборе и использовании средств непосредственной и опосредованной наглядности (например, учитывая целостность восприятия движений детьми младшего школьного возраста, при разучивании новых движений лучше использовать методы натуральной демонстрации и образного слова).

Специфические методические принципы физического воспитания (непрерывности постепенного наращивания функциональных воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики, цикличности, возрастной адекватности направлений физического воспитания).

Принцип непрерывности процесса физического воспитания

 

Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего за­нятия "наслаивался" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости оттого, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.

Первый вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторно­го интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической на­грузки (по объёму и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть определены в следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки =>, срочный (кумулятивный) тренировочный эффект => величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организ­ме занимающихся.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха                                 Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных аспектов управления. Он требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, строгого согласования и распределения нового учебного материала с предыдущим, а также целесообразного порядка, направленности применяемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет учет закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также переноса двигательных навыков и физических качеств. Определяя последовательность освоения упражне­ний, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного переноса и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного переноса. Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является, несомненно, объективной предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.

Его суть заключается в том, что нагрузка должна закономерно повышаться в соответствии с физиологическими особенностями адаптации организма к нагрузкам различной величины, так как длительное применение стандартной нагрузки приводит по мере приспособления к ней к снижению тренировочного эффекта.

Типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания вытекают из трех основных положений:

1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.

2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, то есть, перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно восходящая и ступенчато восходящая формы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает "цену" адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональных систем организма. При использовании больших энергоёмких физических нагрузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При её целенаправленном формировании используют волнообразный и ступенчато восходящий варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профилактики переутомления индивида. Ступенчато восходящий характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объёмным и высокоинтенсивным нагрузкам.

Характеристика этапов процесса обучения (этап начального разучивания; этап углубленного разучивания; этап совершенствования и дальнейшего совершенствования).                                                                               

Смотри 19 вопрос.

 

Требования к личности учителя физической культуры (преподавателя физического воспитания).

От преподавателя во многом зависит формирование личности его учеников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя.

К важным деловым качествам преподавателя физической культуры (тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигательные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в вы­полнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевы­ми качествами.

Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учи­телю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, поддержку и ру­ководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Как дирижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновременно руководя всеми необходимо в то же вре­мя видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося. Творческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руководить ими в сложных условиях.

Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего тру­да, специалисту необходимо быть ­эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена взаимосвязь физ. воспитания с другими видами воспитания?

2. Какие задачи ставятся в процессе нравственного воспитания?

3. Назовите основные методы нравственного воспитания.

4. Охарактеризуйте взаимосвязь умственного и физического воспитания.

5. Какими средствами и методами осуществляется умственное воспитание?

6. В чем заключается взаимосвязь физического воспитания с эстетическим?

7. Что относят к средствам трудового воспитания?

8. В чем заключается взаимосвязь физического воспитания с трудовым?

9. Что способствует эффективности воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту?

10. Какими личными и деловыми качествами необходимо обладать преподаватель физической культуры (тренер)?

 

Факторы.

Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех форм занятий. Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение составляющих ее элементов. Под структурой урока понимают относительно устойчивый порядок построения каждого отдельного занятия.

Структура занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. Внешними признаками уровня работоспособности являются: окрас кожи, частота дыхания, потоотделение, ЧСС и т.д. Согласно динамике работоспособности - кривой изменения внешних признаков - определяется специфика занятия.

Определенная последовательность и взаимосвязь частей и компонентов урока физической культуры обусловлены биологическими закономерностями функционирования организма.

Определяющей для структуры урока является логика развертывания учебно-воспитательного процесса, которая предусматривает:

1)последовательность включения учащихся в познавательную деятельность;

2)постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;

3)последовательное решение намеченных на данный урок образовательных и воспитательных задач:

4)обеспечение после рабочего нормального состояния организма.

Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Структура урока не ограничивается трехкомпонентным построением, она характеризуется и определенным построением каждой из составляющих ее частей.

 

30. Сущность и правила планирования физического воспитания.

Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.

Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продолжительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее время (микроциклы и отдельные занятия).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании.

1. Целевая направленность педагогического процесса. Содержание педагогического процесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать достижение поставленной цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возможности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать объективные закономерности физического воспитания (закономерности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения знаний).

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования.

При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.

1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Необходимые предварительные сведения преподаватель получает посредством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы.

5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются:

учебный план,

учебная программа,

план-график учебного процесса,

рабочий (тематический) план,

расписание занятий,

планы-конспекты занятий.

Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

 

31. Логика планирования процесса физического воспитания и типы

Смотри 30 вопрос

 

План-график учебно-воспитательного процесса.

Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.

(Таблица 24 Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе)

Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебным планом (где приводится и расчет часов) и программой школьного курса физического воспитания, Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий про­ведения занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы. Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса; 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зимний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV четверть).

Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответствующих средств. В частности, в межсезонье (на втором этапе) на уроках идет изучение материала по гимнастике (как основного средства) и играм (как дополнительного средства).

Содержание занятий на каждом этапе должно иметь органическую связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. Поэтому рекомендуется использовать не столько предметный способ прохождения материала — поочередно по видам (кроме плавания и лыжной подготовки), сколько комплексный способ, предусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки. Разумеется, больше времени следует отводить главным для данного этапа упражнениям. Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и, что также существенно, непрерывность развития у учащихся основных физических качеств и совершенствования ряда важных навыков в естественных движениях — в беге, прыжках, метаниях и др.

Прием учебных нормативов намечают на окончание этапов, оставляя резервное время для повторной сдачи.

Годовой план-график может быть двух видов: с составлением крупных блоков, включающих основные разделы программы по физическому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирования времени, отводимого на овладение материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом указывается наличие данного материала без указания времени.

(Один из вариантов годового плана-графика распределения программного материала по физическому воспитанию представлен на рисунке 19).

Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, следует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализации плана текущего года.

 

34. Рабочий (тематический) план.

Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он имеет и другое название — «четвертной»). В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана.

В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объемы изучения нового основного материала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования умений и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и постепенного усложнения по занятиям (поурочно).

Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на занятиях должны также постепенно возрастать.

Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культу­ре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.

Знания следует планировать с учетом прохождения конкретного практического материала на занятиях. Например, если запланировано обучение двигательным действиям, то следует предусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения.

При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить обучаемых к их овладению;

2) обучение технике конкретного двигательного действия надо проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании обучение, концентрированное во времени;

3) строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исключая отрицательный перенос.

Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса.

Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем предусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на прохождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).

Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем раскрываются не только содержание, но и методика обучения в системе занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их последовательное повышение.

В рабочих планах, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей указывается в планах-конспектах занятий.

Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности дифференцирование для занимающихся мужского и женского пола.

 

План-конспект урока.

План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

 

Эффективность любого занятия связана, прежде всего, с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока сложность освоения нового материала, а также состав занимавшихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяет государственными программами и поурочным рабочим плат на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урок

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности, занимающие при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на I уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой план конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный от педагогической работы и хорошие профессиональные знания пользуются различными вариантами сокращенной формы план конспекта занятия.

Примечания:

1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами части урока (1- подготовительная; 2-основная; 3-заключительная) и их продолжительность (в мин).

2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и совершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также небольшие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые параллельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.

3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и. п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.

4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.

5. В графе «Организационно-методические указания» указываются особы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

 

Врачебный контроль

Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий. Такие занятия предусматривают выполнение физических упражнений с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания в целях оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса. Все занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию, в учебных группах или самостоятельно должны проходить медицинские обследования: первичные - перед началом занятий; повторные - один раз в год для занимающихся по государственным учебным программам и в физкультурно-оздоровительных группах.

Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов.

Педагогический контроль

Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль, как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.

Термин «педагогический» прежде всего, подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической культуры, средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.

Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.

Педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем можно выделить 3 основных направления (аспекта):

- контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых ("факторы воздействий");

- контроль двигательной деятельности занимающихся;

- контроль "эффекта воздействий"

Основными требованиями к контролю являются:

· своевременность;

· объективность;

· точность и достоверность;

· полнота и информативность;

· простота и наглядность.

 

Отборочно-круговой способ.

При проведении соревнований этим способом команды (участников) разделяют вначале на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды (участники) занявшие лучшие места в группе (не более 50 % от участвующих команд в группе) переходят в следующий тур соревнований.

Эти команды вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой до следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя и призёров соревнований.

Способ прямого выбывания.

В соревнованиях, проводимых этим способом, участник (команда), проигравший поединок выбывает из дальнейших соревнований. При проведении соревнований этим способом возможны утешительные поединки между проигравшими спортсменами, позволяющие их победителям продолжать дальнейшие соревнования.

Важным моментом объективизации проведения соревнований этим способом, является рассеивание участников (команд) на предварительных этапах соревнований (по их рейтингу).

Смешанный способ.

Все команды (спортсмены) предварительно участвуют в одном-двух турах проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке (или по «Положению о соревнованиях») способом прямого выбывания. Финальные поединки могут проводиться и круговым способом.

Объективность выявления победителей и призёров во многом зависит от характера жеребьевки – рассеивание команд (спортсменов) по предварительным группам в соответствии с их рейтингом или спортивной квалификацией, определяемой по результатам предыдущих соревнований.

Независимо от способов проведения, соревнования могут состоять из двух ступеней: предварительных и финальных. В зависимости от количества участников, между предварительными и финальными соревнованиями могут быть промежуточные: 1\8; ¼; ½ финала.

В соревнованиях по лёгкой атлетике, плавании, тяжёлой атлетике и др. могут проводиться соревнования, состоящие их двух этапов: квалификационного и основного. В процессе квалификационного этапа проводится отбор спортсменов, выполнивших квалификационный норматив, для участия в основном этапе.

Спортивные соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.

В личных соревнованиях определяются места всех участвующих спортсменов, победители и призеры.

В лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников по занятым ими местам, определяются также и места участвующих команд. Характерной особенностью лично-командных соревнований является то, что все участники, в том числе и спортсмены одного коллектива, соревнуются между собой.

В командных соревнованиях определяются только места, занятые командами. В отличие от лично-командных, в командных соревнованиях участники одной команды соревнуются только со спортсменами других команд.

В спортивных играх (футбол, баскетбол, волейбол и др.), а также в гребле (кроме лодок-одиночек) практически проводятся только командные соревнования. В других видах спорта могут проводиться личные, лично-командные и командные соревнования.

 

Рис. Взаимодействие тренировочных эффектов и факторов, их определяющих

Основными являются следующие:

1) острые эффекты от выполнения отдельных упражнений формируют срочный тренировочный эффект отдельной тренировки или тренировочного дня;

2) срочные тренировочные эффекты от серии тренировок объединяются в кумулятивный тренировочный эффект;

3) кумулятивный тренировочный эффект определяет уровень подготовленности спортсмена и выполнение соревновательного упражнения.

Кроме того, существуют два специфических подтипа:

4) отставленные тренировочные эффекты, проявляющиеся при запаздывающей трансформации тренировочных воздействий в изменение соревновательного результата;

5) остаточные тренировочные эффекты, относящиеся к периоду, в течение которого увеличенный уровень физических способностей остается близким к уровню, достигнутому сразу после прекращения специфического тренировочного воздействия.

 

63. Специальные принципы построения подготовки спортсмена.

Принципы тренировки – это наиболее важные педагогические правила рационально построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт.

Общепедагогические принципы:

1) Принцип сознательности и активности

Один из главных общепедагогических принципов в построении подготовки спортсменов. Для успеха спортивной подготовки важна сознательная деятельность спортсмена в процессе решения каждой задачи поставленной тренером (осознавать для чего и зачем решать те или иные задачи). Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

2) Принцип наглядности – предусматривает привлечение органов чувств человека: зрительная, звуковая, двигательная.

3) Принцип доступности доступно возрасту, индивидуальный подход.

4) Принцип постепенности.

Специальные принципы:

1. Направленность на максимально возможное достижение, углубленная специализация и индивидуализация. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования.

2. Единство общей и специальной подготовки. Наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей.

3. Непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (проникающий) эффект в направлении спортивной специализации; воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их; интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности,

4. Единство постепенности и предельности в наращивания тренировочных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсменов. Максимум нагрузки всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития.

5. Волнообразность динамики нагрузок. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Малые волны – микроциклы, средние волны – мезоциклы, большие волны – макроциклы.

6. Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов.

7. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена

8. Возрастная адекватность многолетней спортивной тренировки

Воспринимать принципы нужно как основные правила и соблюдать их.

 

64. Воспитание морально-волевых качеств, специальная психическая и интеллектуальная подготовка спортсмена.

Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена, включающее формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления прийти на помощь окружающим.

Все эти качества более ярко выражены и проявляются у тех подростков, которые любят свою страну, гордятся ее историей, великими доблестями соотечественников, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте. В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Волевая подготовка – необходимая составляющая физической, технической, тактической и теоретической подготовки спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте. Тренер должен строить весь многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики, зная, что такое воля, во имя чего и как проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств – в черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;

постановка реально достижимых новых и более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);

использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);

понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;

создание четких представлений движений и действий, которые нужно выполнить;

использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;

строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учебы, труда, тренировочных занятий, участие в культурно-образовательных мероприятиях;

выполнение самостоятельных волевых решений;

воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого спортивного результата;

умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;

обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.

Основные задачи психологической подготовки – формирование интереса и любви к спорту, готовности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства тренера, от владения спортсменами системой специальных знаний о психике человека. Спортсмены должны знать, что такое восприятия, представления, внимание, его виды и свойства, память, мышление, воля, волевые качества, чувства, эмоции, каковы их значение, роль и влияние на деятельность человека.

Задачи психологической подготовки:

формирование значимых морально-волевых качеств;

совершенствование свойств внимания;

создание психологических предпосылок для ускорения процесса овладения техникой выполнения выстрела в избранном упражнении;

развитие координационных способностей;

овладение умением сосредотачиваться и мобилизовываться во время выполнения упражнений и других видов деятельности;

овладение умением управлять своими чувствами, эмоциями, действиями, поведением;

овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований и иных жизненных ситуаций;

развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

овладение умением противостоять неблагоприятным воздействиям внутренних и внешних факторов;

создание уверенности в своих силах;

формирование готовности к выступлениям на соревнованиях;

воспитание стремления целеустремленно бороться за победу.

Наиболее значимой из основных задач психологической подготовки является достижение состояния готовности к соревнованиям, выражающееся в мобилизованности спортсмена на решение поставленных задач. Особенно это важно перед ответственными, главными соревнованиями. Этой способности мобилизовываться нужно учиться при решении повседневных задач, в процессе учебно-тренировочных занятий постоянно, изо дня в день.

В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы:

словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убеждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;

выполнение посильных задач для достижения результата;

постепенное усложнение задач для достижения результата;

введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений; используя их, необходимо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предельной мобилизации;

применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена;

смешанное воздействие: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание.

Психологическая подготовка к тренировочным занятиям предусматривает решение основных задач, среди которых формирование мотивов для напряженной тренировочной работы и осознанного положительного отношения к спортивному режиму, тренировочным нагрузкам и требованиям. Целью психологической подготовки стендовиков является формирование состояния, обеспечивающего достижение высоких спортивных результатов. От состояния психики, от умения управлять собой, своими эмоциями зависит успех выступлений на соревнованиях.

Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них, опирается на базовую подготовку и решает следующие задачи:

формирование значимых мотивов, готовности к соревнованиям;

воспитание уверенности в своих силах, стремления к обязательному достижению определенного результата, победы;

выработка эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;

  сохранение нервно-психической свежести;

предупреждение перенапряжений;

овладение самоконтролем и саморегуляцией собственного психологического состояния в соревновательной обстановке.

Велико значение произвольной саморегуляции при подготовке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижающей его работоспособность. Задача тренера – подготовить ученика к тому этапу его спортивной деятельности, когда спортсмен высокой квалификации может самостоятельно оценить сложившуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.

Саморегуляция – это процесс произвольного изменения собственного психологического состояния, направленный на улучшение работоспособности и эффективности деятельности в ситуации данного момента.

 

65. Техническая подготовка спортсмена.

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.                                                     Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.

К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

 

66. Тактическая подготовка.

Тактическая подготовка – это разучивание и совершенствование способов и приемов ведения борьбы, развитие способности выбирать и применять их во время соревнований при изменившихся обстоятельствах. Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют качество тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.

Под тактическими знаниями подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном упражнении. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые спортсмен использует при изменившихся обстоятельствах. Тактическое мышление развивается в единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков.

Тактическое мышление проявляется в способности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, существенную для решения тактической задачи, и главное, – кратчайшим путем найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности спортсмена организовать подготовку к выступлению, а во время соревнований свои поведение и действия при изменении условий внешней среды и психического состояния. Эта организация необходима для сохранения эффективности выполнения каждого выстрела и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состоянии психики соревнующихся хорошо известны, в целом предсказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но содержание вариантов тактических решений, направленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.

Готовясь к выступлению, спортсмен во время учебно-тренировочных занятий по заданию тренера или самостоятельно должен, представив разные варианты изменений внешней среды или своего психофизического состояния, вносить коррективы в организацию выполнения упражнения, применять иные технические приемы ведения борьбы. Должны быть продуманы общий план выполнение отдельных действий и упражнения в целом, экипировка с учетом погоды и возможного ее изменения. Не менее важно предусмотреть вероятность контактов перед стартом, так как результатом их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения нарушают общий настрой, сосредоточенность – психологическую готовность спортсмена к выступлению.

Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях:

изменение освещенности при переменной облачности;

сильный порывистый ветер, изменяющийся по направлению и силе;

сбои, задержки подачи мишеней из-за технических неполадок;

незначительные неисправности оружии, не дающие права на дополнительное время;

шум от стрельбы, неожиданно возникающих разговоров;

повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрителей к ходу выполнения упражнения;

вмешательство судьи.

Субъективные факторы, отрицательно влияющие на четкость выполнения всех элементов выстрела в целом:

высокая ответственность;

сомнения, неуверенность в оценке своих действий;

посторонние мысли, не связанные с выполнением предстоящего выстрела;

боязнь плохого выстрела;

неготовность к неожиданно высокому результату нескольких выстрелов, серии;

утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения;

нарушение согласованности действий по выполнению выстрела.

Успешность преодоления сложностей, вызванных объективными факторами, определяется техническим мастерством спортсмена. Со сложностями субъективного характера легче справляются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции.

Знания по тактике, только накопленные, но не подкрепленные личным двигательным опытом спортсмена, не могут значительно положительно повлиять на спортивный результат. Высшей практической формой спортивно-тактической подготовки являются состязания. Наибольшее внимание и время отдаются тактической подготовке на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и между основными соревнованиями.

Главный путь приобретения соревновательного опыта, на котором строится спортивно-тактическое мастерство, – это систематическое участие в соревнованиях различного ранга.

 

67. Физическая подготовка (общая и специальная).

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

* достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

* приобрести общую выносливость;

*повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

* увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

*улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

*научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

В различных видах спорта требуется преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге - скоростно-силовых качеств, в гимнастике - силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции - выносливости. Поэтому СФП направлена на развитие требуемых для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

* спортивная подготовка;

* профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов.

 

Структура урока

Урок - основная форма организации процесса обучения: типология и структура уроков физической культуры, единство образовательной, воспитательной оздоровительной направленности системы уроков.

Урок физической культуры - основная форма занятий физическими упражнениями в школе.

Структура урока:

1. Подготовительная часть урока. Цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Задачи: - обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности;

Содержание: игровые задания, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс ОРУ в строю и отдельные специально подготовительные упражнения без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени.

2. Основная часть урока. Цель- решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств. Продолжительность основной части урока 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: - снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

-регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся и домашнее задание.

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач различают 4 разновидности уроков: комбинированные, уроки с преимущественной оздоровительной направленностью, преимущественно воспитательной или образовательной направленностью.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебного материала. Задача уроков нового материала - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение. Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими ЗУНов по теме или разделу программы.

По признаку основной направленности различают уроки ОФП, профессионально- прикладной направленности (ППФП), спортивно- тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н. И. Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

2.Определение основных понятий: «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое совершенство», «система физического воспитания».

Физическое воспитание - это педагогический процесс направленный на воспитание основных физических качеств человека, формирование двигательных умений и навыков и овладения физкультурно-спортивными знаниями.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Физическая подготовка - это процесс овладения физических качеств с учетом прикладности процесса к реальной деятельности. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность человека к успешным действиям в области своей профессии и занятия. Различают общую физическую подготовку (ОФП) к труду вообще и специальную (СПФ), к данному конкретному труду или виду деятельности (например, спортивной).

Физическая подготовленность – результат физической подготовки выражающийся в достигнутом уровне работоспособности и в сформированных двигательных умений и навыках, необходимых для эффективной деятельности конкретного характера.

Физическое развитие - процесс становления и формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальных жизни естественных морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Соотношение. Известна существенная роль , какую играет физическое воспитание на физическое развитие индивида. Особая роль ФВ состоит в том , что оно служит важнейшим фактором направленной оптимизации физического развития индивида.

Поэтому управление физическим развитием людей в соответствии с современными требованиями представляет собой одну из главных задач физической культуры.

Физическое развитие — часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а также результат этого изменения (рост, вес и т. п.). Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания или тренировки.

Понятие “физическое совершенство” обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно-исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.

Система физического воспитания: её организационные, программно-нормативные, научно-методические основы. Обеспечение функционирования системы физического воспитания в обществе ( кадры, материально-технические, социальные условия и др.).

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей.

       Система характеризуется:

идеологическими основами (социальные установки, идеи, продиктованные потребностями общества); социально-экономическими основами

теоретическими основами (целостная концепция о правилах, средствах и методах ФВ); программно-нормативными основами (программный материал и нормативные установки в качестве критериев физической подготовки - да и только); организационными основами (тем, как эти исходные основы закрепляются организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений, контролирующих и осуществляющих ФВ в обществе

Соотношение понятий:

«физическая культура» и «физическое воспитание»;

«физическое воспитание» и «физическое развитие»;

«физическая культура» и «спорт»;

«физическая подготовка» и «физическая подготовленность».

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов и т.д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, при организации свободного времени, досуга.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результатов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

Физическая подготовка — это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена.

К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Физическая подготовленность как компонент спортивной подготовленности в толковом словаре спортивных терминов дается определение понятия спортивная подготовленность как «состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности». Там же читаем, что «физическая подготовка - одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)».К.Л. Чернов под спортивной подготовленностью называет «связанную систему знаний, умений, навыков, качеств, свойств функциональных систем, определяющую уровень квалификации человека в некоторой профессии». Ю.И. Смирнов трактует спортивную подготовленность как «комплексный результат подготовки, выражающийся в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, его специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных навыков, умений и спортивных знаний». Многие авторы согласны с их мнением и истинным критерием спортивной подготовленности считают спортивный результат. При этом они отмечают, что спортивный результат, а, следовательно, и спортивная подготовленность, явление многофакторное, в котором значительный вес имеют многие компоненты, в том числе и физиологические, что особенно относится к видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. Ряд авторов добавляет, что в состоянии пика спортивной формы некоторые физиологические показатели не соответствуют своим максимальным значениям. Очень близок по смыслу к понятию «физическая подготовка» термин «тренированность», т.е. «состояние организма, определяющее уровень физической подготовленности спортсмена, которое является следствием тренировки».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 338.