К числу принципов, отражающих идейные основы физического воспитания, относят общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они гарантируют единство всех сторон физического воспитания в процессе физического воспитания (умственного, трудового, физического и психического), обеспечивают оздоровительный эффект и способствуют подготовке человека к трудовой деятельности.
В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».
Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные, общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.
Общеметодические принципы в физическом воспитании (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности).
Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику физического воспитания. Систематическое воздействие физических нагрузок на организм человека может быть успешным только в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и методические положения, вытекающие из них.
Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий и превращается в субъекта учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач (например, необходимость выполнять большой объем физических нагрузок в спорте высших достижений).
Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований:
1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии:
конкретизируются задачи;
дается характеристика каждому заданию;
формируется интерес к занятию.
2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанализ всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом.
3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.
Принцип наглядности
Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира, а также учение П.К. Анохина о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. Функциональные системы формируются и осуществляются на основе афферентного синтеза, то есть интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма.
В практике ФВ существуют примеры, которые объясняют важность участия при выполнении физических упражнений, таких анализаторов, как зрительный, слуховой и двигательный. Например, временное ограничение участия зрения при выполнении ведения мяча в баскетболе обостряло и совершенствовало функции слухового и двигательного анализаторов спортсменов. В дальнейшем, после снятия ограничения, выполнение этого двигательного действия отличалось большим автоматизмом и совершенностью. Это доказывает, что в процессе ФВ должно идти многостороннее развитие органов чувств, необходимых при выполнении физических упражнений, и обеспечивает такое развитие соблюдение принципа наглядности.
Первую роль играют такие дистантные анализаторы, как зрительный и слуховой. С их помощью главным образом осуществляется управление движениями в новом незнакомом двигательном акте. Зрительные раздражители помогают уточнять движения в пространстве, а звуковые - во времени. Это происходит до тех пор, пока двигательный анализатор не займет ведущего положения. Только тогда движения станут корректироваться главным образом на основе чувственных сигналов с проприорецепторов мышц, нервных окончаний суставно-связочного аппарата и кожи. Двигательная наглядность формируется быстрее и эффективнее при помощи метода "направленного прочувствования движений" (проводка по движению).
Таким образом, принцип наглядности необходим для создания чувственного образа техники, тактического варианта, для восприятия условий выполнения двигательных действий и результатов деятельности. Поставленные задачи можно решить, только воздействуя на большее количество анализаторов.
Решение задачи формирования чувственного образа возможно при условии выполнения следующих требований принципа наглядности:
обеспечивать единство непосредственной и опосредованной наглядности (первая обеспечивается натуральной демонстрацией упражнений и "прочувствованием" их в личной практике; опосредованная обеспечивается при помощи средств техники, наглядных пособий и иногда бывает более эффективной, чем прямое восприятие, например, уточнять биомеханические характеристики движения лучше с использованием диаграмм или замедленной киносъемки);
воздействовать на все необходимые при выполнении данного движения органы чувств (чем богаче чувственный образ движения, тем быстрее и легче на его основе формируется двигательное умение и навык, тем эффективнее проявление физических качеств в ходе выполнения этого движения);
учитывать возраст, пол, индивидуальный уровень физической и технической подготовленности занимающихся при подборе и использовании средств непосредственной и опосредованной наглядности (например, учитывая целостность восприятия движений детьми младшего школьного возраста, при разучивании новых движений лучше использовать методы натуральной демонстрации и образного слова).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 674.