Понятия композиции: перечислить, охарактеризовать
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формат (прямоугольный вертикальный или горизонтальный, квадратный, круглый) и величина, масштаб изображения. То́ндо — композиция картины или барельефа в круге (сокращение от итал. rotondo — круглый).

Точка зрения в композиции – 1.сверху, 2.на уровне глаз, 3.снизу

1.Питер Брейгель Старший. «Игры детей», 16 в. 2. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 16.3. Зинаида Серебрякова «Беление холста», 20 в.

Несколько точек зрения могут быть совмещены в декоративной композиции: например, в композиции из древнеегипетской гробницы Небамона в Карнаке (Новое царство) деревья «на уровне глаз», водоем – «вид сверху» (прием выстраивания композиции по вертикали+ развертка).

Смысловой и композиционный центры (доминанта)

 могут 1.совпадать и 2. не совпадать.

1. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 20в. 2. Питер Брейгель Старший «Падение Икара», 16 в.

Акценты в композиции: цветовые, тональные, смысловые

Смысловые акценты – дополнительные элементы картины, уточняющие или контрастирующие с доминантой. Например, Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа», 15 в.: композиция четко делится на два плана и на две части – они изображают два момента времени. Композиционный центр в данном случае - это крест, который образует колонна и орнамент пола. Колонна делит картину на 2 части. На первый взгляд по контрасту: библейская история прошлого – современная обыденность, жестокость – мирная беседа. Но если рассмотреть фигуру в красном, то  окажется, что контраст обманчив. По замыслу художника - это сопоставление, сравнение двух похожих историй из разных эпох: группа из трех фигур – это современники художника из 15 века: герцог да Монтефельтро и его советники. Из-за непродуманных действий советников горожане были недовольны правлением герцога, что привело к заговору против него и последующему убийству. По мнению искусствоведов, сам герцог представлен в роли безвинной жертвы, о чем говорит не только его «соседство» со сценой одной из Страстей Христовых, но и внешний вид: босые ноги, простое одеяние, венок на голове.

Композиционная схема – все значимые элементы картины (доминанта и акценты) вместе образуют простые геометрические фигуры (круг, эллипс, квадрат, треугольник).

Симметрия и асимметрия (1,2) – два противоположных метода организации пространства

1 2

Симметрия - одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. 3. Микеланджело. Скульптурная группа в капелле Медичи; 4.Рафаэль «Сон рыцаря (аллегория)», обе нч. 16 века.

 

3 4

 

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является «зеркальным» отражением другой (5,6).

5  6

Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Помимо зеркальной симметрии существуют: симметрия центрально-осевая (3,4), винтовая (7):

Еще один вид- симметрия относительно диагонали (8):

Камиль Писсаро «Бульвар Мон-Мартр», 19 век

 

8

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. В данном случае главный элемент – это сам бульвар Мон-Мартр. 

Статика и динамика

Композиция может передавать впечатление покоя или движения:

если изображен покой – композиция статическая

(1-вертикали, 2-  горизонтали),

если движение – композиция динамическая

(3, 4 -диагонали).

1. Борис Кустодиев «Царь Николай II», 20 в. 2. Архип Куинджи «Степь», 19в. 3.Эдгар Дега «Прачки», 19в. 4 .Клод Моне «Бульвар капуцинок в Париже», 19в

1 2 3 4

Элемент динамики в статическую композицию можно привнести даже  небольшим смещением

 в диагональ (5),

ритмом вертикалей (6),

ритмом горизонталей (7).    

 

5.Эдуард Мане «Пучок спаржи», 19 в. 6. Дмитрий Жилинский «Под старой яблоней», 20 в. 7. Казимир Малевич "Супрематизм. Эскиз занавеса (декорации)", 20 в.

 

5  6      7

 

«Как смотреть картину?» (схема анализа произведения):

 Сюжет композиции.

Композиционный центр.

Главное и второстепенное в композиции.

Плановость.

Колорит.

Виды графики: назвать художественно-выразительные средства графики, перечислить виды графики, охарактеризовать их, привести примеры

Виды графики: рисунок (уникальный) и печатная графика (тиражируемая)

Рисунок – изображение на плоскости, созданное выразительными средствами графики: точка (пятно), линия (штрих).

Контур – очертания предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет. Выразительное средство: линия

Силуэт - одноцветное плоское изображение предмета на фоне другого цвета, выразительное средство: пятно

 

Виды рисунка: 1.учебный, 2.эскиз (набросок), 3.станковый, 4.скетч

1.Учебный рисунок капители. 2. Эскиз Ильи Репина к картине «Бурлаки на Волге», 19 век. 3. Станковый рисунок И. Репин. Л. Н. Толстой за работой. 1891. 

1 2 3

Этапы создания учебного и станкового рисунка:

1.Линейно-конструктивный рисунок, 2. Светотеневая моделировка объема.

1 2

Тон – одно из художественных понятий, одно из сильнейших выразительных средств. Тоном можно изобразить плоский предмет, а можно придать ему объем.

Тон - понятие соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона – его ахроматичность, т.е. отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон» всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры – приемы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с использованием тона носит название «тональная графика».

Тональная графика - это метод выявления формы объекта путем послойного наложения красок в градации от блика до падающей тени, приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики, эффективный способ выявления воздушной перспективы, освещенности. Фактически это способ тональной проработки объекта. Проще говоря, мы тоном показываем области блика, света, полусвета, полутени, тени.

Современное новое направление в рисунке: скетчинг

3,4. Анна Пудикова «Амстердам»

3 4

Графические материалы: 1.карандаш, 2.сангина, 3.уголь, 4.пастель, 5.тушь, 6.маркеры и др.

1. Учебный натюрморт в карандаше, учебный натюрморт цветными карандашами. 2. Учебный натюрморт, сангина. 3. Валентин Серов, портрет О. К. Орловой, 19 в., уголь. 4. Илья Репин «Портрет Элеоноры Дузе», 19в. , уголь.

4. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», сухая пастель. 5. Китайская графика «Даос», тушь. 6. Скетчинг Анны Пудиковой (маркеры)

История карандаша Конте. Карандаш Конте — это целая группа художественных материалов на основе искусственного графита, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей. По плотности уступает графиту, но твёрже пастели. Conteaparis.com

Английский парламент ввёл в конце XVIII века строжайший запрет на вывоз графита. Художник и изобретатель Конте, Николя-Жак по просьбе Национального конвента французской республики разработал новый карандаш для замещения импорта чистого графита из Англии. Изобретение запатентовано от 3 января 1795 года (патент № 32). Вскоре после получения патента для производства карандашей была создана фирма «Conté», которая действовала до 1979 года, когда она была поглощена производителем шариковых ручек BiC (фр.). Карандаш Конте состоит из глины, воды и красящего элемента, которые прессуются и подвергаются обжигу. Выпускается в следующих цветах: сангина, сепия, бистр, белый, черный. Карандаш Conte следует отличать от цветных карандашей, которые также могут быть изготовлены из каолина (глины) и красителя.

Виды печатной графики: 1.на деревянной доске – ксилография, 2.на камне – литография, 3.на линолеуме – линогравюра, 4.на металле – офорт. Произведение печатной графики называется гравюрой или эстампом.

1. Доска для ксилографии. Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве», 19 в. 2. Этап создания литографии. 3. Процесс создания линогравюры, штихели. Иван Купреянов «Мельница», 20 в. 4. Офорт Альбрехт Дюрер «Меланхолия», 16 в. Офортный станок

1  2

3  4

Инструменты: резцы-штихели, офортный станок.

Виды живописи по материалам, основные техники: перечислить, охарактеризовать, привести примеры

1.Энкаустика (от греч. «выжигание») – восковая живопись,

вид живописи, в котором связующим веществом красок является воск (1). Живопись выполняется красками в расплавленном виде.

2.Темперная живопись (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — вид живописи темперой - водоразбавляемыми красками, приготовляемыми на основе сухих порошковых пигментов (2,3). Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры)

3.Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид живописи клеевыми водорастворимыми красками, более плотными и матовыми, чем акварель (4).

1. Апостол Петр. Энкаустическая икона. VI век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

2. Фаюмский портрет из г. Фаюм в Египте периода владычества Римской империи

3. Темпера на деревянной доске. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей Рублёв. XIV—XV вв.;

4. Темперный учебный натюрморт.

5. Александр Бенуа, худ. объединение «Мир искусства» «Прогулка короля», гуашь. 20 в.

1 2 3

4 5

4. Акварельная живопись (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — вид живописи, использующий специальные водорастворимые акварельные краски, в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов (6).

5. Масляная живопись – вид живописи, где используются краски, полученные из смеси сухих пигментов с растительным маслом в качестве основного связующего вещества (7,8 – многослойная техника, 9 – однослойная, или «а ля прима»).

 

6. Акварельный натюрморт Сергея Андрияки «Чайники», Россия, 21 век. 7. Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». Голландия, 17 век; 8.,9.  Ян ван Эйк. Фрагмент Гентского алтаря – многослойная масляная живопись  10. Масляная живопись однослойная – «а ля прима» Уткин Е.А. «В боксерском зале», 21 в.

6 7

8 9 10

7. Акриловая живопись - красками на основе дисперсии полимера акриловой кислоты, изобретение 20 века. Акриловые краски, позволили создавать живопись фотореализма: Педро Кампос, Испания. Натюрморт

10

Техники живописи:

1.Фреска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — техника монументальной живописи, стенной росписи темперой по сырой штукатурке. Противоположность «а секко» («альсекко», роспис и по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом. Впервые термин «фреска» появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини в 15 веке.

Фреска «Афинская школа» Рафаэля

2.«А секко» (итал. «альсекко», роспись по сухому) - техника монументальной живописи, настенной росписи, выполняемой, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью. Альсекко даёт выигрыш в темпе, позволяя расписывать за рабочий день бо́льшую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но является не столь долговечной техникой.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

3. А ля прима (от итал. a la prima — «в один присест») — однослойная живопись, разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс (или в два или более сеанса, но по отдельным частям, каждая в один слой).  

4. Живопись по сырому - техника акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому», требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. Произведениям, выполненным акварелью «по-сырому», свойственна мягкость мазка и неповторимая фактура красочного слоя, которых невозможно добиться ни в какой другой живописной технике. Этот метод акварельной живописи особенно подходит для выполнения пейзажей и передачи атмосферных эффектов.

5. Многослойная живопись - техника живописи, состоящая из последовательных этапов: подмалевок, пропись, лессировка. Она основана на наслоении нескольких красочных слоев, отличается от техники письма «по сырому» прежде всего тем, что здесь каждый слой краски окончательно просушивается перед нанесением следующего слоя.

Подмалевок -  это первый живописный слой, сделанный по рисунку или напрямую сразу по грунту. Подмалевок пишется жидко разведенными красками с целью найти основные цветовые и тональные отношения, общие, без деталей, с расчетом на будущую подробную прописку.

Пропись – второй более подробный живописный слой

Лессировки – тонкие, прозрачные слои красок, наносимые на другие, уже основательно засохшие. Лессировать можно всеми красками, кроме сильнокроющих – кадмиевой, неаполитанской желтой, английской красной, а также белил. Следует также учитывать степень прозрачности лессировочных красок (прозрачные, полупрозрачные). Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую, так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подмалевка.

 

1. Фреска Римской империи (Помпеи).

2. Джотто, роспись капеллы в базилике Санта Корче, выполнена в технике альсекко (по сухой штукатурке), 14 век.

3. «А ля прима» Евгений Уткин. «В боксерском зале», 21 век

 

1 2 3

4. Акварель «по сырому» Уильям Тёрнер «Рассвет над северным замком, графство Нортумберленд, Великобритания», 19 в.

5. Ян ван Эйк – один из основоположников масляной живописи. Гентский алтарь, Нидерланды. 16 век 6. Фрагменты Гентского алтаря

4    5

6. 7

Колорит: определение, основные виды перечислить, охарактеризовать, привести примеры картин с разными видами колорита.

Колорит – цветовая организация картины. Цвет – сильнейшее выразительное средство. Цвета основные: красный, желтый, синий; и составные: получаются при смешении основных: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Из этих шести цветов строится цветовой круг. + Ахроматические («бесцветные») цвета: черный, белый, серый.

Нюансные сочетания возникают между цветами, находящимися в цветовом круге по соседству.

Контрастные сочетания у цветов, расположенных напротив друг друга в цветовом круге. Среди ахроматических цветов черный и белый – контрастные, а серый создает нюансные сочетания и с белым и с черным цветом.  

Дополнительные цвета — пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Синоним понятия - противоположные цвета. Понятие тесно связано с введённым в колориметрию понятием «Основные цвета». Дополнительные цвета при смешивании дают ахроматические цвета.

Виды колорита основаны на отношениях цветового круга:

1.теплый–2.холодный,

3.светлый – 4.темный,

5.спокойный (на цветовых нюансах) – 6.динамичный (на цветовых контрастах).

1. Одилон Редон «Натюрморт с маками», 19 в. 2. Одилон Редон «Портрет Виолетты Хейманн», 19 в. 3. Одилон Редон «Будда», 19 век. 4. Рембрандт, Голландия, Автопортрет, 17 век.

5. Альбрехт Дюрер. Зарисовка травы. 16 в. 6. Казимир Малевич. «Девушки в поле», 20в

С колоритом связаны живописность и красочность произведения. Живописность – достоинство картины, создающее у зрителя яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия. Живописность проявляется в преобладании цветового (в живописи) или светотеневого (в графике) решения пятен над чёткой линией; в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре); в асимметрии и динамике планировки и свободно расчленённых композиционных элементов и форм (в архитектуре). В широком смысле слова Живописность - свободная живая выразительность, яркая образность. В живописи она достигается за счет цветовых созвучий – взаимосвязей, возникающих между цветами. Это называется цветовой гармонией.

 

Гармоничные сочетания цветов в цветовом круге образуют цвета: расположенные напротив друг друга,

образующие равносторонний треугольник,

соседние цвета,

цвета, составляющие на круге равнобедренный треугольник, квадрат.

 

Цвет обладает качествами: тоном, светлотой, насыщенностью.

 

 Цветовым тоном или собстенно цветом называют те видимые глазом свойства, которые определяют место цвета в цветовом круге, его отличие от соседних. 

Светлота – это степень приблеженности цвета к белому или напротив затемнение его.

Насыщенность – это сила цвета, его активность. Один и тот же цвет может иметь множество оттенков: быть светлее или темнее, насыщеннее или более блеклым, смещаться вправо или влево на цветовом круге. Чем опытнее и талантливее живописец, тем больше цветов и оттенков способен видеть и воспроизвести.

 

 

Локальные цвета (или предметные) – основные цвета предмета без учета внешних влияний и, наоборот, рефлексы – отражения одного цвета на поверхности предмета другого цвета.

 

Нюансы цвета

 

 

 

Книга и ее оформление. Назвать известных художников-иллюстраторов, об одном рассказать подробно.

Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения.

Знаменитые отечественные художники-иллюстраторы русских сказок: Иван Билибин, Елена Поленова, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Георгий Нарбут, Борис Зворыкин, Николай Кочергин, Анатолий Кокорин. Для сравнения - английские иллюстраторы русских сказок: Артур Диксон, Фрэнк Чейни.

Детская литература: Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Диодоров, Лев Каплан, Динара Мирталипова

Финская художница и писательница Туве Янсон – автор образов и историй Мумми-троллей.

1.Обложка (суперобложка) – внешнее покрытие книги, внешняя сторона переплетной крышки, важный элемент художественного оформления книги.

2. Форзац- лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком.

3.Титульный лист- одна из первых страниц книги, размещаемая справа на развороте, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания.

4.Фронтиспис – одна из первых страниц книги, размещаемая слева на развороте, рядом с титульным листом. На нем располагают иллюстрацию, выражающую главный смысл книги, или портрет ее автора.

5.Книжный блок - изготовленный в ходе брошюрования (сшивания) комплект скрепленных в корешке книжных листов, содержащий все страницы и другие детали (вклейки, приклейки, форзацы, ля ссе - ленточка закладка, накидки, вкладки и т. д.) одного экземпляра книги.

6.Книжная иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге.

1 2 3,4

   5. 6

Эксли́брис — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац (1,2).

 

Виды музеев: перечислить.

Археологический, исторический, историко- краеведческий, историко-архитектурный, этнографический (о культуре разных народов), художественный, литературный, технический, палеонтологический, биологический, зоологический, геологический и т.д.

18 мая – международный день музеев.

Самый первый музей России – Кунсткамера, или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, в Санкт-Петербурге. Основан Петром I в 1714 г. 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 347.