Декоративно-прикладное искусство: объяснить смысл названия, перечислить основные виды, охарактеризовать
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декоративно–прикладное искусство – художественное творчество, произведения которого помимо эстетической имеют еще и практическую ценность, их можно использовать в быту (шкатулки, посуда и т.д.)

Виды декоративно-прикладного искусства:

Керамика – создание изделий из глины под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением, глина, прошедшая обжиг.

Батик – ручная роспись по ткани с использованием закрепителя, называемого резерв, для получения чётких контуров, позволяющих избежать смешения красок.

Гобелен - художественно-декоративная ткань, представляющая тканую картину, изготавливаемая ручным или машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 17 веке в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи.

Витраж – вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Вышивка, ювелирное искусство, кружевоплетение, художественная резьба и т.д.

1. Роман Халилов «Рыба». Художественная керамика, Россия, 21 век 2. Батик – традиционное народное искусство Индонезии. 3. Питер Пауль Рубенс, Constatnine в триумфальный въезд в Рим, История Константина Великого серии гобелен, 17 век (Музей искусств Филадельфии). 4. Витражи Марка Шагала в Кафедральном соборе Реймса (Франция), 20 век

1 2   3 4

Народные промыслы России, перечислить, об одном рассказать подробно.

Народные промыслы - формы народного творчества, в которых выражены черты русской традиции в ее региональном своеобразии:

1.Гжель (фарфор), 2.Хохлома (по дереву), 3.Жостовская роспись (роспись металлической утвари - подносов, самоваров), 4.Палехская роспись (по дереву), 5.Городецкая роспись (по дереву), 6.Дымковская игрушка (керамика), 7.Филимоновская игрушка (керамика), 8.Вологодское кружево, 9.Каслинское чугунное литье (металл),

1 2 3 4   5

6 7 8 9

 

 

10.Абрамцево-кудринская резьба (по дереву), 11. Мезенская роспись (по дереву), 12.Борецкая роспись (по дереву).

10  11. 12

Стили обобщения формы

Реалистический стиль: правдивое воспроизведение реальности в ее типичных чертах (фигуративность, передача глубины пространства и объема фигур: светотеневая моделировка, линейная и световоздушная перспективы). Иван Шишкин «Рожь», 19 век

Декоративный стиль: украшение (условная фигуративность, изображение плоское). Казимир Малевич «Девушки в поле», 20 век

Абстрактный стиль: отвлеченный от воспроизведения реальности, нефигуративное искусство. Василий Кандинский «Импровизация 30 (пушки)», 20 в.

 

Жанр: определение, перечислить жанры изобразительного искусства, охарактеризовать, привести примеры

Жанр в изобразительном искусстве –тематическая группа.

Система жанров:

1.Портрет – изображение человека, его общественное положение, внешний социальный статус или внутренний мир.

2.Натюрморт (фр. «неживая натура», на английском still life – «тихая жизнь вещей») - изображение совокупности предметов

3.Пейзаж (ландшафтный и архитектурный) - изображение природы в ее естественном состоянии или преображенной человеком.

4.Анималистический жанр (от англ.animal – «животное») – изображение животных

5.Исторический жанр – изображение исторических событий

6. Батальный жанр (от «баталия» - битва) - изображение сражений

7. Бытовой – изображение повседневной жизни

8. Мифологический – изображение мифов, сказок, легенд

9. Религиозный – изображение духовных символов мировых (христианство, буддизм, ислам) и национальных религий (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство).

 

1.Марк Шагал. Автопортрет, 20 в. 2.Сергей Андрияка. Натюрморт с хлебом, 21 в. 3.Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 19 в. 4. Джорж Стаббс Пейзаж с серым жеребцом, 18 век

1 2 3 4

 

5. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 19 в. 6. А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Русский музей. Ленинград. 7. Евгений Уткин «Двор» 2013. 8.Валентин Серов. Похищение Европы, нч 20 в.

5 6 7 8

9. Андрей Рублев Троица, Россия, 15 век.; буддийская Ступа, Тайланд; исламская каллиграфия молитвы, Иран; менора в еврейском ДПИ; статуэтка Ганеши, Индия; ритуальные врата синтоизма Тории, Япония.

9

Конфуцианский храм - пагода, Китай. Графика с изображением мудреца-даоса, Китай

Жанр портрета: история, его виды: перечислить, охарактеризовать, привести примеры

Портрет - (франц. portrait) - изображение или описание человека, или группы людей; один из жанров изобразительного искусства, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

Портрет – один из самых древних жанров. Самое раннее изображение человека появилось еще в первобытную эпоху в скульптуре («палеолитическая Венера»), в период палеолита при матриархате, когда обществом управляли женщины. Такое изображение было сначала лишено индивидуальных черт, отражало первобытный идеал здоровья и красоты. В период Древних государств (стран Древнего Междуречья, Египта) появляются портреты правителей и слуг, при большой степени символизма, условности уже появляются черты индивидуальности. В Древней Греции сначала создавались портреты идеального гражданина, такие собирательные идеальные образы складывались из черт нескольких натурщиков. А затем в эпоху эллинизма греки создали художественное направление «натурализм», в котором стал развиваться реализм в изображении человека. Жанр портрета затем блестяще воплотился в скульптуре и живописи Древнего Рима. Античные каноны в изображении человека до сих пор считаются лучшими при передаче красоты тела и духа. В последующие эпохи жанр портрета получил всестороннее развитие, постепенно сложились основные его виды и классификации по компоновке фигуры (в полный рос, поясной, погрудный); по количеству персонажей (одиночный, парный, групповой); по гендерному признаку (детский, мужской, женский).

Виды портрета : автопортрет, социально-исторический, психологический, аллегорический, сатирический.  

Автопортрет – портрет, в котором автор-художник изобразил самого себя.

Социально-исторический портрет – отражает социальное, общественное положение человека определенной эпохи. Подвиды:

- социальный тип (одиночный, парный, групповой портреты представителей разных классов общества:

«крестьянка», «дворянка», «бурлаки», парадные портреты аристократии;

- коронационный портрет правителя,

- групповой семейный портрет: изображение членов семьи;

-  групповой корпоративный: изображение коллег по работе;

- одиночный, парный или групповой донаторский (или ктиторский) портрет

Донаторский портрет - в средневековом искусстве изображение спонсора строительства храма (с моделью здания в руках) или заказчика какого л. скульптурного, живописного произведения, на чьи деньги выполнено произведение религиозного характера;

 

Психологический портрет передает внутренний мир, характер, частную жизнь человека: камерный, лирический, романтический.  

 

Аллегорический портрет - иносказательный, символический, костюмированный

 

Сатирический портрет – карикатура, шарж.

 

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать):

- жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Карикатурой называется и само произведение -сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; «злая карикатура».

 

Шарж - юмористическое изображение кого-чего-нибудь в подчёркнуто искажённом, смешном виде; «дружеский шарж».

 

1.Рембрандт. Автопортрет с широко раскрытыми глазами, 17 в. 2.. А. Г. Венецианов Крестьянка с васильками, 19 в.; 3.Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Портрет семьи Карла IV, 19 в. ; 4. Николас Элиас Пикеной. Групповой корпоративный  портрет, Голландия, 17в

1 2 3 4

5. Парадный «Портрет Карла V с его мастиффом Ульмом» Якоб Сайсенеггер, Италия (Болонья), 16 в.; 6. Коронационный «Портрет императора Наполеона Банапарта» Жан Огюст Доминик Энгр, 19в.

7. Социально-исторический портрет. Павел Корин «Александр Невсткий», 20 в. 8. Донаторский портрет «Константин Великий приносит Город Константиноповль в дар Богородице». Мозаика Софийского собора в Константинополе (Византийская империя), 6 в. 9. Психологический камерный портрет. Репин И.Е. Голова мужчины. Этюд для головы Ивана Грозного,19 в. 10. В. Психологический камерный портрет. Серов Портрет Императора Николая II, 19 в.

5 6 7 8 9 10

 

11. Психологический лирический портрет. Владимир Боровиковский, портрет М.И. Лопухиной. 12. Психологический романтический портрет. Карл Брюллов.Всадница.19 в., 13. Психологический романтический портрет. Франсиско Гойя «Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель», 19 в.; 14. Психологический романтический портрет. Эжен Делакруа Портрет Никколо Паганини, 19в.

11 12  13 14

15. Костюмированный аллегорический портрет. Рембрандт. «Флора» - портрет жены в роли богини цветов, 17в.

16. Аллегорический портрет "Родина-мать зовёт!", художника Ираклия Тоидзе, 1941 г. - символ Русской Родины.

17. Карикатура Бэнкси на королеву Англии

18. Шарж Бидструпа

15 16 17 18

 

В вопросе теста нужно будет назвать 2 основные группы жанра портрета: социальный и психологический. Они зависят от того, что хочет подчеркнуть художник: внешнее, социальное положение человека или его внутренний мир.

В социальном портрете важную роль играет костюм и атрибуты общественного положения.

В психологическом – внимание на руки и лицо, а костюм может быть дан условно.

Жак Луи Давид. Портрет Наполеона, 19 в. Франция. Стиль АМПИР. Эжен Делакруа. Портрет Паганини, 19 век, Франция. Стиль РОМАНТИЗМ


Разновидности:

Социальный портрет: парадный, коронационнный, корпоративный, семейный, донаторский и др.

 Психологический портрет: романтический, лирический, трагический и др.    Эжен де Блаас (Италия) Лирический портрет, нч 19 в. Стиль КЛАССИЦИЗМ И.Репин. (Россия) Этюд головы Ивана Грозного, 19 в. Стиль РЕАЛИЗМ


 

Разновидности пейзажа: перечислить, охарактеризовать, привести примеры

Пейзаж - изображение природы в ее естественном состоянии или преображенной человеком.

1) ландшафтный пейзаж – природа в ее естественном виде:

1.1.Марина – морской, 1.2.Лесной, 1.3.Горный, 1.4.Степной, 1.5.Луговой, 1.6. Речной и т.д.;

1.1. Иван Айвазовский «Волна», 19в. 1.2. Иван Шишкин «Корабельная роща», 19 в. 1.3. Николай Рерих. Гималаи, 20 в. 1.4. Архип Куинджи «Пейзаж. Степь», 19 в. 1.5. Федор Васильев. Мокрый луг, 19 в. 1.6. Исаак Левитан «Свежий ветер. Волга», 19 в.

2) архитектурный пейзаж – природа, преображенная человеком:

2.1. Сельский, 2.2. Городской 2.3. Ведута  

2.4. Урбанистический (мегаполис), 2.5. Индустриальный (фабрики),

2.6. Футуристический (пейзаж будущего), 2.7. Фантастический

Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, возникший в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

2.1. Жан-Франсуа Милле «Осенние стога», 19 в. 2.2. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр ночью, 19 в. Ведута Антонио Коналетто «Площадь Сан Марко», 18 в. 2.3. Казаченко Владислав «Урбанистический пейзаж»,20в 2.4. Индустриальный пейзаж «Строительство Волжского автомобильного завода в г.Тольятти», линогравюра. 2.5. Футуристические города. Компьютерная графика, обои рабочего стола,21 в. 2.6. Фантастический пейзаж из м/ф «Тайна Третьей планеты», 20в.

Пейзаж со стаффажем

Стаффаж (нем. Staffage, от staffieren – украшать картины фигурами) - фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.

Стаффаж получил распространение в 16 - 17 веках, особенно в эпоху классицизма, когда пейзаж считался низким жанром, а мифологический и религиозный жанры – высокими,

и художники часто включали в свои пейзажи религиозные и мифологические сцены.

Клод Лоррен, 17 в. Франция. «Пейзаж с Аполлоном и Кумской   Сивиллой», 1645, Эрмитаж

Аполлон – в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света и любви (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, врачеватель, покровитель основателей древнегреческих колоний, Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», предполагаемый оригинал Брейгеля Старшего, 1656, Вена, Музей истории искусств


Фигурки людей, часто изображённых со спины, в пейзажах помогают зрителю мысленно «войти вкартину», промерить её своими шагами, ощутить масштаб пространства (картины «малых голландцев»).

Нередко стаффажные фигуры вписываются в картины не автором пейзажа, а другим художником (медведица и медвежата в картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (1889) написаны К. А. Савицким; женская фигура в пейзаже И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879) создана Н. П. Чеховым, братом знаменитого писателя.

  


II полугодие

Композиция: определение, два типа композиции: перечислить, охарактеризовать, привести примеры.

Композиция – законы, по которым из множества элементов можно создать смысловое эстетическое целое -  через взаимодействие этих элементов.

Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке. Процесс составления или сочинения картины начинается с выбора формата, выбора точки зрения, освещения, поиска композиционных схем.

У каждого формата есть своя условная структура плоскости. Это данность. В геометрическом центре все силы этой скрытой структуры находятся в состоянии равновесия. Центральная часть плоскости воспринимается активно, а периферийные части - пассивно.

 Композиционный центр – замысел картины, главный элемент, доминанта. Положение К.Ц. определяет сам художник. Композиционный центр может совпадать с геометрическим центром формата картинной плоскости (1) – и тогда достигается максимальное равновесие. А может не совпадать (2). Такое несовпадение придает композиции внутреннюю динамику.

1 2

 К.Ц. зависит от: 1) величины главного элемента по сравнению с величиной остальных элементов; 2) положения на плоскости; 3) формы главного элемента, которая отличается от формы других элементов; 4) фактуры главного элемента, которая отличается от фактуры других элементов; 5) цвета (применение контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот, или хроматический цвет среди ахроматических, или теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов, или темный цвет среди светлых); 6) проработки (главный элемент, доминанта, более проработан, чем второстепенные – или наоборот). Это 6 способов выделения композиционного центра.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 279.