Назначение общенаучной лексики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что обозначают

формы научного знания методы общения свойства объекта Общенаучные слова встречаются в различных науках, выражают специальные понятия «широкого профиля» которые соотносятся с объектами, явлениями, процессами в разных областях знания. Проблема, задача, вопрос, идея, гипотеза, предположение, доказательство, обоснование, подтверждение, аксиома, вывод, результат, концепция, теория, закон;  принцип, категория, понятие, постулат, критерий, признак, параметр, система, процесс, типология и др. Метод, принцип, средство, подход, путь, процедура; анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, ограничение, моделирование, описание, классификация, систематизация, дифференциация, интеграция, формализация, интерпретация, экстраполяция, квалификация и др. Качества, свойства, признаки; содержание, природа, сущность; форма, состав, структура, строение, элементы, единицы, компоненты; генезис, происхождение, истоки, источник; статус, положение, место; соотношение, связь, взаимодействие, взаимосвязь; единство, диада, триада; отличия, различия, специфика, особенности; становление, формирование, развитие, движение; роль, функция и др.

 Прочитайте таблицу, ознакомьтесь с речевыми клише для аннотирования. Проследите за управлением ключевых глаголов.

Содержание Примеры
Информация о главной теме работы   Характеристика структуры работы   Передача основного содержания работы     Выражение оценки   Указание на назначение работы и на ее адресата В работе говорится о чем, освещается что, рассматривается что? – вопрос, проблема, положение, развитие чего-либо; дается что? – анализ, критический разбор, обобщение чего-либо; излагается что, - точка зрения, подход; работа посвящена чему? – рассмотрению, анализу чего-либо; работа представляет собой что? – описание, анализ, изложение, обобщение чего-либо и т.п.   Работа состоит из трех частей; включает три части; делится на три части; в работе можно выделить три раздела.   В работе рассматриваются (ставятся, решаются, анализируются) следующие проблемы; В работе поставлены (рассмотрены, решены) следующие вопросы; автор ставит (затрагивает, рассматривает) актуальные вопросы, связанные с чем-либо; автор останавливается на следующих вопросах; касается ряда проблем; в основу работы положено (что). Работа имеет большое значение для…; представляет собой дальнейшее развитие чего-либо; вносит существенный вклад во что-либо; Цель работы – показать (что); Целью работы (статьи) является изучение чего; Автор ставит своей целью проанализировать что Книга (статья) предназначена для широкого круга читателей (учащихся, специалистов в области чего- либо); Предназначается широкому кругу читателей… Учебное пособие адресовано кому… Работа представляет интерес для кого… Для студентов, магистрантов

 

 

Тема : Реферирование научного текста.

Вопросы:

  1. Понятие «реферат»
  2. Виды рефератов.
  3. Структура реферата.

 

Справочный материал

Реферат - это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографий и др.). Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Реферат - это особый жанр научной литературы. Он представляет собой текст, построенный на основе смыслового сжатия, сокращения текста-первоисточника. Важнейшая задача реферата - в сжатом виде передать содержание, основные идеи, проблемы, положения, выводы первоисточника. Назначение реферата - по возможности заменить текст источника. Поэтому в реферате тема и проблемы не просто называются, перечисляются как в аннотации, а излагаются развернуто, детально приводится аргументация автора, ход его рассуждений.

Для уяснения сути реферата целесообразно сравнить его с пересказом. Реферат, как и пересказ, содержит изложение /с разной степенью сокращения/ основного содержания или основных положений текста источника авторской аргументации. Реферат отличается от пересказа тем, что обычно включает и описание текста «извне», «со стороны», «от третьего лица»: в нем формируется тема и проблема реферируемой работы /в самой работе они могут быть явно не сформированы/, отмечается ее структура, передается ход рассуждений автора реферируемой работы.

Таким образом, реферат - более сложный вид работы с текстом. Это самостоятельный текст со своей собственной логикой изложения / результат трансформации текста /.. Собственная логика изложения требует использования специальных языковых средств, позволяющих обеспечить связность текста реферата. Они дают возможность объединить заимствованные фрагменты в новое целостное произведение.

Объем реферата зависит от объема реферируемой работы, цели и назначения реферата и составляет до 30% объема реферируемой работы.

 

Выделяются различные виды реферата.

Репродуктивные                                    Продуктивные

рефераты                                               рефераты

          воспроизводящие содер                                  критическое или творче-

          жание первичного текста                                           ское осмысление рефери-                                                           

                                                                                         руемого источника

 

 


Реферат-       Реферат-      Реферат-                              Реферат-       Реферат- конспект         резюме      описание                               обзор              доклад

 

Наиболее нужными студентам в их учебной деятельности являются реферат-описание и реферат-обзор. Реферат-описание составляется на основе одного текста-источника. Реферат-обзор построен на основе нескольких источников - книг, статей на одну тему, посвященных одной проблеме. Цель реферата-обзора - показать, как решается в науке данная проблема, какие точки зрения на данную проблему существуют.

Реферат имеет стабильную структуру. В нем выделяются вступление, основная часть и заключение /факультативно/. Как правило, во вступительной части:

- содержатся выходные данные о реферируемой работе /название, дата написания, место и год издания/;

- сообщается сведения об авторе;

- выявляется смысл названия работы;

- называется тема, кратко излагается основная проблематика первоисточника, отмечается ее актуальность.

В основной части реферата, как правило:

- характеризуется структура первоисточника;

- передается важнейшая информация текста: раскрываются его основные проблемы, положения; анализируется система авторской аргументации;

- указывается на иллюстративный, фактический материал.

В рефератах текстов типа «описание» или «повествование» заключительная часть, как правило, отсутствует. В заключительной части реферата типа «рассуждение» приводятся основные выводы, к которым приходит автор первоисточника, обобщаются главные идеи, содержащиеся в реферируемой работе.

Модель реферата-описания

1. Вступление:

- название статьи;

- выходные данные;

- сведения об авторе;

- тема /ее актуальность/, перечисление основных проблем.

2. Основная часть:

- характеристика структуры первоисточника;

- анализ основных проблем, положений;

- изложение системы авторской аргументации;

- указание на использование иллюстративного, фактического материала.

3. Заключение:

- основные выводы автора первоисточника;

- обобщение основных идей, содержащихся в реферируемой работе

Образцы клишированных рефератов

В статье под заглавием «...», помещенной в журнале «...», № ... за год, излагаются взгляды, (проблемы, вопросы)...

Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...

Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу...)

В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что...

Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес...

Основная тема статьи отвечает задачам...

Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен...

В начале автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)

Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи)

Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей

Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)...

Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что...)

Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарож­дения, появления, становления)...

Автор излагает в хронологической последовательности историю...

Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты...

Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо)

Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения

Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (ил­люстрирующих) правильность (справедливость)...

В статье дается обобщение ..., приводятся хорошо аргументирован­ные доказательства...

В заключение автор говорит о том, что...

Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для ..., но и для...

Надо заметить (подчеркнуть), что...

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что...

Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...

Это, во-первых, во-вторых, в-третьих, и, наконец

 

 

Тема :  Рецензирование научного текста.

 Вопросы для обсуждения

       1. Что такое рецензия?

       2. Что является объектом рецензирования?

       3. Какие произведения рецензируются и почему?

       4. Какова структура рецензии?

       5. Какая информация содержится в рецензии?

       6. Какие требования предъявляются к составлению рецензии и почему?

       7. Почему изложение основного содержания первичного текста должно быть объективным и содержать оценку излагаемого материала?

       8. Каким должен быть язык и стиль текста рецензии и почему?

       9. Какой может быть композиция текста рецензии?

       Справочный материал

      Рецензия (лат.recensio - осмотр,обследование -) - разбор и оценка научного или художественного (кинематографического, музыкального, театрального…) произведения.

       На уровне общей смысловой композиции рецензия имеет две части:

1) сжатое изложение содержания и 2) оценка результатов исследования. При этом возможны два основных варианта построения:

       - оценки даются по ходу содержательных частей работы, а затем делается общий вывод о качестве исследования и изложения;

       - в виде резюме воспроизводится содержание рецензируемого сочинения, а затем отдельно указываются положительные его стороны и недостатки, делается общее заключение.

       При написании рецензии ее автор может придерживаться порядка следования элементов введения:

       - актуальность темы;

       -выбор объекта и предмета исследования;

       -корректность постановки цели и алгоритма ее воплощения – задач работы;

       - учет основных источников научной информации , избрание методики исследования;

       - объем и качественные параметры изучаемого материала;

       - обоснованность структуры и объема работы;

       - логическая правильность и достаточная обоснованность частных и общих выводов ( рекомендаций ) – основная часть рецензии;

       - стиль изложения;

       - резюме-выводы и оценка работы.

Рецензия – это жанр научной словесности, служащий для информации о содержании произведения и его профессиональной оценки в контексте современной науки и практики

«Синтаксические конструкции для составления рецензии»

А. Статья называется…;

       - рецензия на статью…

       - статья написана (кем?)….; автор статьи исследует…

Б.В статье излагаются взгляды (на что?)…;

       - рассматриваемая статья посвящена…;

       - автор останавливается на таких проблемах, как …;

       - статья (книга) состоит из двух (трех) частей…;

       - автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы)…;

       -автор ставит вопрос о том, что…;

       - автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать разработать….; характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?)…;

       - статья (книга) представляет собой обобщение (изложение, обзор, анализ, описание (чего?)…;

       - в статье рассматривается, обобщается (что?), дается анализ , оценка (чему?)…

В. В статье даются полезные рекомендации…;

       - в статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика)…;

       - весьма ценным в статье является…;

       - такая точка зрения представляется правильной…;

       - автор разумно предлагает, правильно подходит к…; решает со знанием дела, вопроса...;

       - автор подробно описывает…;

       - особенный интерес представляет мысль о том, что…;

       - в статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?)…;

       - автор доказывает справедливость положения о том, что …;

       - наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие…;

       - автор убедительно доказывает, что …

       - автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?)…;

       - нет сомнения в том, что…;

       - автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?)…;

       - мы разделяем точку зрения автора (на что?)… ; вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны…;

       - особенно актуальным является вопрос о том, что…;

       - изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для…, но и для...;

Г.    Однако в статье мало внимания уделяется (чему?)…;

       - недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?)…;

       - такой методический подход (к чему?) вызывает сомнения (возражение)…;

       - такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение ( возражение)…; нельзя не заметить, что…;

       - представляется целесообразным уточнить, выяснить, доработать, получить дополнительные результаты… ;

       - к сожалению, автор не упоминает в своей работе о…;

       - в статье имеют место некоторые неточности в формулировках…;

       - автор пренебрегает, игнорирует…;

       - автор не всегда подтверждает выводы фактами…;

       - проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора…

Д.   Книга (статья) рекомендуется для широкого круга читателей, филологов ( инженеров, биологов)…:

       - статья представляет интерес (для кого?) ….;

       - статья полезна не только для…, но и для…

                          Знакомство с моделью типовой рецензии.

       Обратите внимание на наличие в рецензии содержательных частей, структуру, синтаксические конструкции (клише), используемые в той или иной части текста.

 

I. Вводная часть Общая проблематика Одним из наиболее актуальных направлений в изучении… является …
II.Общая характеристика статьи Тема статьи    
  Композиция статьи  
III. Оценка работы Достоинства работы  
  Недостатки работы  
IV. Выводы.    

 

       III. Закрепление.

       Чтение рецензии на статью по специальности. Выделение в ней структурных частей.

 

 

Тема: Отзыв о научной работе.

Вопросы:

1.Структура научного отзыва.

2.Резюме-выводы как текст вторичной информации.

3.Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.


Справочный материал

        Отзыв – небольшое критическое произведение, описывающее книгу (статью, дипломный проект), фильм, картину, спектакль. Это мнение, впечатление о произведении без детального анализа - важной является общая оценка.

Типовой план рецензии, отзыва

1. Вступление:

       • предмет анализа;

       • актуальность темы;

       • структура текста (для отзыва - без детального анализа).

II. Основная часть:

       • краткое содержание (для отзыва - без детального анализа);

       • общая оценка:

       положительные моменты (новизна, проблематичность, оригинальность подхода автора к решению проблемы);

       спорные моменты (факты, положения, вызывающие сомнение);

       недостатки, недочеты.

III. Заключение.

IV. Выводы: итоговая оценка, пожелания автору.

                          Отзыв научного руководителя

                   на курсовую работу студента группы ___ кафедры____

                    (Ф.И.О. студента)__________________

       Работа студента _____________на тему "Анализ динамики занятости в секторе неформальной экономики" посвящена изучению теневого и неформального секторов экономики.      Изучены теоретические основы изучения экономики теневого и неформального секторов, даны определения, проведено их сопоставление. Проведен анализ изменения различных показателей занятости в секторе неформальной экономики, за период с 2009 по 2013гг.. Выявлены основные тенденции динамики занятости различных слоев населения в рассматриваемых секторах экономики.

        Работа содержит 22 страницы и 6 приложений на 7 страницах. Список использованной литературы содержит 12 наименований, из них 6 учебных и методических пособий, четыре периодических издания и два интернет-ресурса.

        В процессе написания курсовой работы студент ___________________ проявил себя как творческий и инициативный исследователь.

 Работа заслуживает оценки « отлично «.

 

                                                     Научный руководитель ________________                            19.05.2013.

 

 

Тема: Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере.

Вопросы:

1.Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка.

2. Типы норм литературного языка. Качества образцовой речи.

3 .Правильный выбор слова и формы слова.

4. Особенности построения простых и сложных предложений.

5. Выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство речи.

 6. Синонимическое богатство русского языка.

 7. Антонимия.

8. Многообразие синтаксических конструкций

 

Справочный материал

Культура речи – владение нормами литературного языка в устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.        Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, лаконичность и выразительность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.

В настоящее время понятие “культура речи” включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умение правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Коммуникативные качества речи:

1) Правильность – соответствие языковой структуры принятым в данное время литературным нормам.

2) Точность – употребление слов в полном соответствии с теми знаниями, которые за ним закреплены в языке.

3) Логичность – верность отражения фактов действительности и их связей, обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против.

4) Ясность – понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов.

5) Чистота речи – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов.

6) Выразительность речи – это такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей.

7) Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

8) Богатство речи определяется тем, каким арсеналом языковых средств владеет человек и насколько умело в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется или в конкретной ситуации.

 

 

Тема: Чистота речи

Вопросы:

1. Понятие чистоты речи. Выявление и определение языковых единиц, нарушающих чистоту речи, их определение.

2. Признаки канцеляризмов, речевых штампов, слов-паразитов, причины их возникновения.

3. Понятие логичности речи. Законы логики. Виды логичности. Определение алогизма (логические ошибки), пути устранения.

4. Языковые варианты на фонетическом уровне (произносительные, фонематические, акцентные).

5.  Виды стилистических ошибок в речи.

6. Ошибки по уровням языка: лексические и лексико-фразеологические, грамматические (словоизменительные, словообразовательные, синтаксические).

 

Справочный материал

1. Чистота речи. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Чистая речь – это речь, в которой имеет место стилистически оправданное употребление не только литературных языковых единиц, но и элементов, находящихся за пределами литературного языка. Чистоту речи нарушают:

1. Диалектизмы - слова, известные только немногим людям, проживающим на какой-то конкретной территории (кочет, намеднись, лютая).

2. Варваризмы - иноязычные слова и выражения, используемые без надобности (например, слово «мадам» при обращении к русской женщине).

3. Жаргонизмы - слова и выражения искусственного языка, понятные только определенному кругу людей, связанных между собой какими-то общими целями и интересами, и используемые преимущественно в устном общении. Например, это язык охотников, сапожников, спортсменов; сленги учащихся, студентов; язык преступных группировок и другие (шузы=ботинки; пара=двойка; кусок, баклажан, хруст, черви=деньги).

4. Слова-сорняки, или слова-паразиты (значит, ну, вот, как его, как бы, в общем-то, да).

5. Вульгаризмы - слова и выражения, грубо обозначающие какой-то круг предметов, явлений и унижающие достоинство человека (корова, дурачье, лохи, собачье отродье).

6. Речевые штампы - изначально образное, но в силу своего постоянного употребления утратившие экспрессию выражения (черное золото, труженики полей, флагман индустрии, эстафета поколений).

7. Канцеляризмы – слова и устойчивые словосочетания, закрепленные за официально-деловым стилем (уведомление, надлежит, задействовать, таковой, в связи, вышеизложенное).

2. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. К канцеляризмам относятся как отдельные слова с окраской официально-делового стиля, так и синтаксические конструкции, построенные по определенным моделям. Признаками канцеляризмов являются следующее:

- использование отглагольных существительных с суффиксами -ени-, -ани-, и-, -ат, -ут- и др. и без суффиксов (взятие, принятие, совокупление, отгул, надзор, пошив, угон);

- расщепление сказуемого, или замена простого глагольного сказуемого составным именным (указать - дать указание, усложняет – приводит к усложнению, решить – принять решение);

- использование слов с приставкой не-, недо- (неимение, недовыполнение, невезение);

- частое употребление отыменных предлогов (в связи с вышесказанным, в результате исследования, несмотря на потери, за счет бюджетных средств, по итогам конференции);

- нанизывание падежей, особенно Р.п. (развитие мыслительной деятельности студентов в процессе обучения);

- вытеснение активных оборотов пассивными (мы рассмотрели данный вопрос – данный вопрос нами был рассмотрен).

Достаточно уместные и необходимые в повторяющихся ситуациях официально-делового общения канцеляризмы, попадая в тексты других стилей, придают речи казенный, невыразительный характер, лишают ее эмоциональности, простоты и естественности. Поэтому их использование в других стилях речи должно быть хорошо продуманным и ограниченным. В разговорной речи канцеляризмы нежелательны и недопустимы.

Речь лишается образности, выразительности, когда в ней используются слова и выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Здесь подразумеваются речевые штампы, к которым относятся шаблонные метафоры, сравнения, перифразы, метонимии. Метафора – перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства (неиссякаемый источник вдохновения, эмоциональные нечистоты в коллективе). Перифраз – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Он используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории. Например: «Он бросал вызов судьбе, а она его вызов не принимала – такая капризная дама уступала ему без боя. Может, не хотела связываться». Метонимия – перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности. Например: «Над нашей территорией может беспрепятственно летать любой, кто достал «борт» и «горючее».

Слова-паразиты не выражают никакого смысла, а просто засоряют речь, отвлекают внимание и утомляют. В речи часто употребляется, например, слово «как бы». Как бы – это союз, который означает, что говорящий сомневается в достоверности о предмете разговора. Как бы = как будто, словно. Например: «Я как бы не одна пришла», «Я как бы в командировку уезжаю». Союз «как бы» в этих предложениях неуместен, поскольку он вступает в противоречие с содержанием фраз. Причинами появления в речи слов-паразитов являются:

- волнение, неумение мыслить и сразу же излагать свои мысли;

- неумение подбирать нужные слова (небогатый внутренний лексикон человека, бедность словарного запаса);

- иногда желание «выиграть время» (подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом, в отдельных случаях, они могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом);

- логофобия, то есть когда человек в момент публичного выступления находится в состоянии психического стресса, то для избегания дискомфорта произносит любое междометие, чтобы выиграть время и собраться с мыслями. В дальнейшем эти слова могут надолго фиксироваться в речи, подобно заиканию.

От употребления слов-паразитов (слов-сорняков) нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. В художественной речи они могут применены для создания речевой характеристики персонажей.

3. Логичность речи. Устранение алогизмов в речи. Логичность речи – это качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Она характеризует структуру речи, ее организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Последовательность развития мысли, ее определенность (ясность, устойчивость, однозначность) достигаются благодаря соблюдению закона тождества. Согласно этому закону каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, одной теории должна оставаться неизменной. Непротиворечивость мышления обеспечивается благодаря соблюдению следующего закона – закона не-противоречия. Этот закон связан с законом исключенного третьего, смысл которого заключается в следующем: из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным, и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время. Три закона приобретают подлинный смысл лишь при соблюдении закона достаточного основания, согласно которому всякая правильная мысль должна быть аргументирована. Знание законов логики и умение пользоваться ими необходимы для того, чтобы овладеть логикой рассуждения, устанавливать закономерности связей между явлениями действительности.

Различают логичность предметную и понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов, явлений в реальной действительности. Понятийная логичность есть отражение структуры логической мысли. Эти два вида тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Условиями логичности являются:

- овладение логикой рассуждения, нормами /принципами правильного рассуждения в поисках новой истины (экстралингвистическое условие);

- знание языковых средств, которые организуют правильную и логическую речь (структурное или собственно-лингвистическое условие).

Логичность речи связана не только с лексическим уровнем языковой системы, но и с синтаксической организацией высказывания. Неясность и двусмысленность возникает при построении именных словосочетаний с Р.п. или Д.п., где определяемый член может выступать и в качестве субъекта и объекта действия, например, поддержка друг друга, помощь матери. В научном стиле речи наиболее употребителен прием сравнения как одна из логических форм мышления.

Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, иначе в результате объединения несоотносимых понятий могут возникнуть логические ошибки - алогизмы. Алогизм (от греч. означает «частица отрицания», «рассудок, разум — неразумное, нелогическое») — стилистический прием, близкий к оксиморону, то есть умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического). Например: «Был организован показ слайдов о развитии городов и культуры Англии». В предложении неправильно организован ряд однородных членов: пересекающиеся понятия «города» и «культура» соединены как единые понятия союзом «и». Алогизмы часто встречаются в сочинениях обучающихся.

4. Нормы произношения и ударения. В понятие произношения входят характер и особенности артикуляции звуков речи, звуковое оформление отдельных слов, групп слов, грамматических форм. Если в книжном стиле слова поэт, сонет, ноктюрн произносятся без репродукции [о], то в разговорном со слабой редукцией. Условия произношения гласных зависят от ударения: ударный гласный произносится четко, внятно, а безударные гласные подвергаются редукции и произносятся менее четко. Согласные звуки, парные по глухости-звонкости, подвергаются нейтрализации:

на конце слова (маг – мак, пруд – прут);

перед глухими согласными (маска – сказка);

перед звонкими шумными согласными (свадьба – женитьба).

Среди согласных, парных по твердости-мягкости, смягчаются перед мягкими согласными только зубные [с, с’, з, з’, т, т’, д, д’, н н’] (кроме л, л’):

перед мягкими зубными (вместе, здесь);

перед мягкими шумными передненебными (песня);

перед мягкими передненебными (барабанчик).

Все эти моменты на фонетическом уровне необходимо учитывать для того, чтобы не допустить ошибки (произносительные). Следует обратить внимание на варианты фонематического характера (например, галоша-калоша, шкаф-шкап, тоннель-туннель).

Словесное ударение в русском языке является свободным. Правила акцентуации не динамичны, изменяются очень медленно, поэтому на промежуточном этапе одно слово можно произносить по-разному (мукА-мУка). Сложные слова могут иметь два ударения (рАдиоприЕмник). Ударение в иностранных словах совпадает с ударением в источнике (жалюзИ). Однако ударение в них может меняться (мАркетинг –маркЕтинг). Допущение такого рода ошибки называются акцетными.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 398.