Правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов.
Субъектами правотворчества выступают народ, государственные органы законодательной и исполнительной власти и должностные лица.
В зависимости от вида субъекта правотворчества выделяют следующие виды правотворчества.
Непосредственное правотворчество народа (референдум), то есть непосредственное волеизъявление граждан по установлению норм права.
Правотворчество государственных органов и должностных лиц. Правотворчеством занимаются почти все государственные органы и ряд должностных лиц. Если они осуществляют правотворчество в рамках своей компетенции, то такое правотворчество называется непосредственным правотворчеством; если они занимаются правотворчеством по поручению вышестоящего государственною органа должностного лица с учетом их компетенции, то такое правотворчество называется делегированным.
Компетенция государственных органов и должностных лиц определяет соответственно и юридическую силу принимаемых ими нормативных правовых актов. Правотворчество состоит из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя несколько стадий.
Первый этап правотворчества - подготовка проекта нормативного правового акта. Данный этап включает в себя следующие стадии:
- принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
- подготовка проекта нормативного правового акта;
- обсуждение проекта нормативного правового акта;
- согласование проекта нормативного правового акта;
- доработка проекта нормативного правового акта.
Второй этап правотворчества - издание нормативного правового акта.
Этот этап состоит из таких стадий, как:
- внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа;
- обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
- принятие нормативного правового акта;
- обнародование (опубликование) нормативного правового акта.
Разновидность правотворчества составляет законотворчество, которое является основным направлением деятельности парламента как законодательного органа государственной власти. Деятельность парламента по рассмотрению, принятию (изменению или отмене) и обнародованию законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, через которые должен пройти закон, чтобы приобрести юридическую силу:
Внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа. Для того чтобы внести законопроект на рассмотрение законодательного органа, необходимо обладать правом законодательной инициативы. Этим правом обладают: глава государства, парламент, депутаты парламента, правительство, высшие органы судебной власти, в федеративном государстве - законодательные (представительные) органы субъектов федерации.
Законопроекты, требующие финансовых расходов государства (о налогах, о государственных займах и др.), вносятся при наличии положительного заключения правительства.
Обсуждение законопроекта в парламенте. Обсуждение законопроекта проходит гласно, в присутствии всех депутатов. Сначала заслушиваются доклад и содоклад об обсуждаемом законопроекте, затем проводятся прения, высказываются предложения и замечания.
3. Принятие закона. Обычные законы принимаются простым большинством, а конституционные законы - квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (простое большинство - половина голосов всех депутатов плюс один голос, квалифицированное большинство - не менее двух третей голосов всех депутатов).
4. Подписание и обнародование (опубликование) закона. Принятый закон в течение определенного срока должен быть подписан главой государства и опубликован в официальных источниках. Он может быть обнародован и иным образом, например, через средства массовой информации - телевидение или радио, но это не отменяет необходимости его официального опубликования, после которого закон в установленном порядке вступает в юридическую силу. В Российской Федерации, как и в некоторых других государствах, есть и иные стадии законодательного процесса (например, одобрение верхней палатой парламента закона, принятого нижней палатой).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 345.