Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Последняя как форма государственного правления практически изживает себя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

Республика (лат. respublica - общественное дело) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства;

- взаимная ответственность личности и государства.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра (или канцлера, как в Германии и Австрии).

Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем, т.е. парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально обладает значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено только с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

В настоящее время парламентарная республика существует в Австрии, Италии, Индии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии.

Президентская (дуалистическая) республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (т.е. исполнительной власти). Следует особо подчеркнуть, что в данном варианте формы правления наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. Последний обеспечивает структурно-организационный план правового государства.

Речь идет о разделении сфер труда и компетенции между тремя основными властями: законодательной, исполнительной и судебной. Точнее, речь идет о трех ветвях государственной власти. Каждая из этих ветвей в соответствии со своей природой и характером функций и назначением должна занять свое место в общей системе государственно-организационной власти и вести государственные дела в соответствующих им формах и пределах, надлежащими путями и средствами.

И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа, судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента.

Главный признак президентской республики - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушают закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Но законодательная и исполнительная ветви власти должны сотрудничать, ибо ни одна из них не может конституционным путем устранить другую.

Существует определенная система сдержек и противовесов. В частности, президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того ратифицирует (или нет) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Третий тип республики - полупрезидентский (смешанный). В республике такого типа глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

В отличие от формы правления, организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.