Десятый признак гармонии — совершенство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Скажем о нем совсем кратко: совершенное произведение — это такое, в котором нет никакого недостатка и никакого избытка — ни прибавить, ни убавить. Этим критерием измерялась гармоничность произведений искусства как в античности, так и во все последующие времена во всех классических стилях.

Неясность, несоразмерность, нагромождение деталей, дикая экспрессия, необузданная фантазия, хаос и разобщённость — признаки, выводящие произведение искусства за грань классического и гармоничного.

 

Признаки гармонии в цветовых системах.

Связь, единство.

В колористике связность элементов достигается разными путями. Связующими факторами могут быть:

  • монохромность (единство цветового тона)
  • ахроматичность (отсутствие цветового тона)
  • подмесь белого, серого, черного
  • сдвиг к одному цветовому тону (мерохромия)
  • «вуаль» света или тень

Контрасты

Различают следующие виды контрастов:

  • по яркости или светлоте (светлое-темное)
  • по насыщенности или чистоте
  • по цветовому тону (дополнительные или контрастные цв.)

Все виды контрастов могут быть измерены в соответствующих единицах измерения. Различают большой, малый и средний контраст.

Мера.

Гармоничные цветовые системы избегают слишком больших или неощутимо малых контрастов. Здесь предпочтительнее средний контраст.


Пропорциональность.

При сопоставлении цветовых пятен обычно выдерживается правило, изложенное в пункте 4 раздела «ГАРМОНИЯ»: площади цветовых пятен в гармоничной композиции обратно пропорциональны их яркости.


Равновесие.

Самое общее правило уравновешивания: левая и правая части композиции должны содержать одинаковое количество зрительной информации; яркость и чистота цветовых пятен справа и слева как бы взвешиваются на весах и приводятся к равенству. Если какая-либо сторона перевешивает — зритель чувствует себя дискомфортно, поскольку сам он симметричен, и асимметрия ему неприятна. В композиции структурного типа, где отсутствует различие верха и низа, должно соблюдаться равновесие пятен также относительно горизонтальной оси.

Ясность.

В гармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда; слишком тонкие нюансы здесь нежелательны, так же, как и резкие контрасты. Принцип ясности проявляется ещё и в четкости типа композиции (системы), в её тектоничности. Закономерность в выборе цветов и их распределении недвусмысленно ясна — этим классическая гармония отличается от модернистского хаоса, в котором нелегко проследить логическое начало (если оно есть).

Соответствие, уместность.

Проблема сводится к тому, чтобы, по словам Пикассо, брать нужную краску и класть её на нужное место. В гармоничной системе неуместна противоестественная окраска, так же, как и противоестественные сочетания частей разных тел и предметов.

Прекрасное.

В гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы, невозможны психологически негативные цвета, вызывающие чувство отвращения. Эстетическая ориентация художника, мыслящего классически — это ориентация на прекрасное.

В искусстве вполне возможно также предпочтение безобразного: например, в живописи экспрессионистов, в плакатной графике, бичующей общественные пороки, отчасти в комическом искусстве. Во всех этих жанрах и стилях не следует искать гармонии и не нужно к ней стремиться.

Возвышенное.

В классическом искусстве стремление к возвышенному проявляется в том, что изображаемая действительность как бы приподымается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски: например, в человеческом теле не передаются холодные желтые или зеленоватые тона, неизбежные на коже людей белой расы. В классической живописи все тела — золотистые, теплых оттенков. Так же облагораживаются цвета листвы, воды, неба. Тот, кто ищет гармонии, не станет, например, показывать в листве дерева сухие, пожелтевшие или больные листья, а в воде озера мутные илистые пятна.

Совершенство.

Если выполнить все девять предыдущих требований, предъявляемых к гармоничной композиции, или хотя бы четыре — пять из них, то вполне возможно достичь совершенства, то есть ощущения законченности и полноты, когда нет желания что-либо прибавить или отнять.

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:48)

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 400.