Скажем о нем совсем кратко: совершенное произведение — это такое, в котором нет никакого недостатка и никакого избытка — ни прибавить, ни убавить. Этим критерием измерялась гармоничность произведений искусства как в античности, так и во все последующие времена во всех классических стилях.
Неясность, несоразмерность, нагромождение деталей, дикая экспрессия, необузданная фантазия, хаос и разобщённость — признаки, выводящие произведение искусства за грань классического и гармоничного.
Признаки гармонии в цветовых системах.
Связь, единство.
В колористике связность элементов достигается разными путями. Связующими факторами могут быть:
Контрасты
Различают следующие виды контрастов:
Все виды контрастов могут быть измерены в соответствующих единицах измерения. Различают большой, малый и средний контраст.
Мера.
Гармоничные цветовые системы избегают слишком больших или неощутимо малых контрастов. Здесь предпочтительнее средний контраст.
Пропорциональность.
При сопоставлении цветовых пятен обычно выдерживается правило, изложенное в пункте 4 раздела «ГАРМОНИЯ»: площади цветовых пятен в гармоничной композиции обратно пропорциональны их яркости.
Равновесие.
Самое общее правило уравновешивания: левая и правая части композиции должны содержать одинаковое количество зрительной информации; яркость и чистота цветовых пятен справа и слева как бы взвешиваются на весах и приводятся к равенству. Если какая-либо сторона перевешивает — зритель чувствует себя дискомфортно, поскольку сам он симметричен, и асимметрия ему неприятна. В композиции структурного типа, где отсутствует различие верха и низа, должно соблюдаться равновесие пятен также относительно горизонтальной оси.
Ясность.
В гармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда; слишком тонкие нюансы здесь нежелательны, так же, как и резкие контрасты. Принцип ясности проявляется ещё и в четкости типа композиции (системы), в её тектоничности. Закономерность в выборе цветов и их распределении недвусмысленно ясна — этим классическая гармония отличается от модернистского хаоса, в котором нелегко проследить логическое начало (если оно есть).
Соответствие, уместность.
Проблема сводится к тому, чтобы, по словам Пикассо, брать нужную краску и класть её на нужное место. В гармоничной системе неуместна противоестественная окраска, так же, как и противоестественные сочетания частей разных тел и предметов.
Прекрасное.
В гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы, невозможны психологически негативные цвета, вызывающие чувство отвращения. Эстетическая ориентация художника, мыслящего классически — это ориентация на прекрасное.
В искусстве вполне возможно также предпочтение безобразного: например, в живописи экспрессионистов, в плакатной графике, бичующей общественные пороки, отчасти в комическом искусстве. Во всех этих жанрах и стилях не следует искать гармонии и не нужно к ней стремиться.
Возвышенное.
В классическом искусстве стремление к возвышенному проявляется в том, что изображаемая действительность как бы приподымается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски: например, в человеческом теле не передаются холодные желтые или зеленоватые тона, неизбежные на коже людей белой расы. В классической живописи все тела — золотистые, теплых оттенков. Так же облагораживаются цвета листвы, воды, неба. Тот, кто ищет гармонии, не станет, например, показывать в листве дерева сухие, пожелтевшие или больные листья, а в воде озера мутные илистые пятна.
Совершенство.
Если выполнить все девять предыдущих требований, предъявляемых к гармоничной композиции, или хотя бы четыре — пять из них, то вполне возможно достичь совершенства, то есть ощущения законченности и полноты, когда нет желания что-либо прибавить или отнять.
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:48)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 400.