Первый признак гармонии — cогласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория гармонии

 

Блаженна страсть к гармонии, Рамон…

Уоллес Стивенс

Понятие гармонии невозможно определить в нескольких словах. Более или менее полно раскрывается оно в системе категорий, составляющих это понятие.

 

Первый признак гармонии — cогласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему.

Так, наш мир в целом гармоничен, потому что создан единым Творцом по единому плану. Все вещи мира родственны. Эта мысль звучит в памятниках самых древних культур.

Един огонь, многоразлично возжигаемый,

Едино Солнце, всепроникающее,

Едина заря, всё освещающая,

И едино то, что стало всем этим. (Ригведа, VIII, 58)

Из китайского трактата Хуайнаньцзы:

То, что покрывается небом, что поддерживается

землей, обнимается шестью сторонами света,

что живет дыханием инь и ян, что увлажняется

дождем и росой, что опирается на дао и благо-

всё это рождено от одного отца и одной матери,

вскормлено одной гармонией. (Лу Ань, 2-й в. до н.э)

В Древней Греции первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «музыка», а в строительном деле этот термин обозначал особо прочный способ кладки камней в стене (Павсаний), а также гармониями называли скрепы или гвозди, которыми сбивали корабли (Гомер). В античной философии категория Единого занимает обширное место. Назовем здесь Парменида, Платона, Синезия, Плотина, Марка Аврелия, Боэция…

 

Второй признак гармонии — единство и борьба противоположных начал, контрасты.

Это отражено в мифологии Древней Греции: Гармонией называлась дочь Афродиты и Ареса — богини любви и бога войны. Пифагореец Филолай утверждает: Гармония… возникает из противоположностей. Ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного.

Великий диалектик Гераклит находит источник гармонии мира: это Логос, создающий сущее из противоположных стремлений, устроивший всё через всё. Ещё одно изречение Гераклита: Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и всё возникает через вражду.

В эстетике средневековой Европы контрасты обостряются, становятся непримиримыми. Божественное и демоническое, добро и зло, свет и тьма вступают в конфликт, не зная примиряющей середины.

Пророк Исайя гремит проклятиями: — Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! (Ис. 5;20)

Однако, все эти контрасты исходят от Бога: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это. (Ис. 45:7,11) Средневековое мышление антиномично, то есть всякому понятию противопоставляется другое, контрастное понятие, потому и в изобразительном искусстве средневековья мы видим напряженные контрасты: темное и светлое, красное и зеленое, золотое и синее.

Художники эпохи Возрождения также признавали одной из основ гармонии полярные противопоставления (контрасты), но эта эпоха понимает третий признак гармонии, а именно категорию меры, не так, как Средневековье. Приведем для убедительности выдержку из «Книги о живописи» Леонардо да Винчи:

Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотою. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром… Зеленый красному и красный зеленому… взаимно придают прелесть.

 

Признаки гармонии в цветовых системах.

Связь, единство.

В колористике связность элементов достигается разными путями. Связующими факторами могут быть:

  • монохромность (единство цветового тона)
  • ахроматичность (отсутствие цветового тона)
  • подмесь белого, серого, черного
  • сдвиг к одному цветовому тону (мерохромия)
  • «вуаль» света или тень

Контрасты

Различают следующие виды контрастов:

  • по яркости или светлоте (светлое-темное)
  • по насыщенности или чистоте
  • по цветовому тону (дополнительные или контрастные цв.)

Все виды контрастов могут быть измерены в соответствующих единицах измерения. Различают большой, малый и средний контраст.

Мера.

Гармоничные цветовые системы избегают слишком больших или неощутимо малых контрастов. Здесь предпочтительнее средний контраст.


Пропорциональность.

При сопоставлении цветовых пятен обычно выдерживается правило, изложенное в пункте 4 раздела «ГАРМОНИЯ»: площади цветовых пятен в гармоничной композиции обратно пропорциональны их яркости.


Равновесие.

Самое общее правило уравновешивания: левая и правая части композиции должны содержать одинаковое количество зрительной информации; яркость и чистота цветовых пятен справа и слева как бы взвешиваются на весах и приводятся к равенству. Если какая-либо сторона перевешивает — зритель чувствует себя дискомфортно, поскольку сам он симметричен, и асимметрия ему неприятна. В композиции структурного типа, где отсутствует различие верха и низа, должно соблюдаться равновесие пятен также относительно горизонтальной оси.

Ясность.

В гармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда; слишком тонкие нюансы здесь нежелательны, так же, как и резкие контрасты. Принцип ясности проявляется ещё и в четкости типа композиции (системы), в её тектоничности. Закономерность в выборе цветов и их распределении недвусмысленно ясна — этим классическая гармония отличается от модернистского хаоса, в котором нелегко проследить логическое начало (если оно есть).

Соответствие, уместность.

Проблема сводится к тому, чтобы, по словам Пикассо, брать нужную краску и класть её на нужное место. В гармоничной системе неуместна противоестественная окраска, так же, как и противоестественные сочетания частей разных тел и предметов.

Прекрасное.

В гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы, невозможны психологически негативные цвета, вызывающие чувство отвращения. Эстетическая ориентация художника, мыслящего классически — это ориентация на прекрасное.

В искусстве вполне возможно также предпочтение безобразного: например, в живописи экспрессионистов, в плакатной графике, бичующей общественные пороки, отчасти в комическом искусстве. Во всех этих жанрах и стилях не следует искать гармонии и не нужно к ней стремиться.

Возвышенное.

В классическом искусстве стремление к возвышенному проявляется в том, что изображаемая действительность как бы приподымается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски: например, в человеческом теле не передаются холодные желтые или зеленоватые тона, неизбежные на коже людей белой расы. В классической живописи все тела — золотистые, теплых оттенков. Так же облагораживаются цвета листвы, воды, неба. Тот, кто ищет гармонии, не станет, например, показывать в листве дерева сухие, пожелтевшие или больные листья, а в воде озера мутные илистые пятна.

Совершенство.

Если выполнить все девять предыдущих требований, предъявляемых к гармоничной композиции, или хотя бы четыре — пять из них, то вполне возможно достичь совершенства, то есть ощущения законченности и полноты, когда нет желания что-либо прибавить или отнять.

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:48)

 

Теория гармонии

 

Блаженна страсть к гармонии, Рамон…

Уоллес Стивенс

Понятие гармонии невозможно определить в нескольких словах. Более или менее полно раскрывается оно в системе категорий, составляющих это понятие.

 

Первый признак гармонии — cогласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему.

Так, наш мир в целом гармоничен, потому что создан единым Творцом по единому плану. Все вещи мира родственны. Эта мысль звучит в памятниках самых древних культур.

Един огонь, многоразлично возжигаемый,

Едино Солнце, всепроникающее,

Едина заря, всё освещающая,

И едино то, что стало всем этим. (Ригведа, VIII, 58)

Из китайского трактата Хуайнаньцзы:

То, что покрывается небом, что поддерживается

землей, обнимается шестью сторонами света,

что живет дыханием инь и ян, что увлажняется

дождем и росой, что опирается на дао и благо-

всё это рождено от одного отца и одной матери,

вскормлено одной гармонией. (Лу Ань, 2-й в. до н.э)

В Древней Греции первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «музыка», а в строительном деле этот термин обозначал особо прочный способ кладки камней в стене (Павсаний), а также гармониями называли скрепы или гвозди, которыми сбивали корабли (Гомер). В античной философии категория Единого занимает обширное место. Назовем здесь Парменида, Платона, Синезия, Плотина, Марка Аврелия, Боэция…

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.