Цели дисциплины и задачи: формирование знаний о контроле готовности группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут, об инструктаже туристов, о правилах поведения на маршруте, о координации и контроле действий туристов на маршруте.
· Технология сопровождения туристов на транспортных маршрутах
· Организация спортивно-туристских походов
· Организация экскурсий
· Безопасность туризма
· Особенности сопровождения отдельных категорий туристов
Содержание понятий «путешествие» и «туризм». Дело в том, что туризм очень тесно связан с путешествием. Сходства: Путешествия и туризм характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Отличия: Путешествие – общее понятие, обозначающее перемещение людей в пространстве. Человек, совершающий путешествие, называется путешественником. Путешественником можно называть человека, который перемещается в пространстве в связи с родом своей деятельности: моряки, проводники поездов и самолетов, водители-дальнобойщики. Для отдельных народов путешествие - это установившийся веками образ жизни. Примером тому служат такие кочевые племена, как белунджи в Азии, бедуины в Африке и др. Кочевники со стадами животных постоянно перемещаются в поисках новых пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Так, белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан. Однако все эти путешественники и путешествия имеют очень мало общего с современным пониманием терминов «турист» и «туризм».
Туризм – это частный случай путешествий, характеризуемый рядом признаков. Это понятие появилось гораздо позднее, чем понятие путешествие. Само слово «туризм» произошло от французского выражения Grand Tour – «великий или большой тур», где слово tour в переводе с французского означает прогулку, поездку, путешествие, заканчивающееся возвращением к месту, от которого начинался путь, то есть возвращением назад. Под выражением «Grand Tour» понималась ознакомительная поездка по Европе, которую совершали молодые дворяне в 17-18 вв., прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Первые, еще совсем маленькие туристические фирмы появились в Европе только в начале 18 века. Британские турфирмы предлагали за весьма солидную плату провезти клиента, как правило, юного аристократа, по самому знаменитому и престижному туристическому маршруту тех времен, носившему гордое название «Большой тур». Он начинался в английском порту Дувр, проходил через Париж, где путешественнику давали уроки французского языка, танца и фехтования, Женеву, Флоренцию, где его учили музыке и рисованию, Рим, Неаполь и Помпеи [с преподаванием курса истории цивилизации]. Далее – через Берлин, Дрезден, Вену и Потсдам, где турист посещал естественнонаучные курсы крупнейших европейских университетов. Заканчивался тур в Голландии, где местные художники давали аристократу еще несколько уроков живописи. Стоил этот тур целое состояние, продолжался от нескольких месяцев до нескольких лет, но, тем не менее, пользовался среди обеспеченных людей бешеной популярностью. Считалось, что по нему должен был проехать каждый молодой человек, который хочет добиться в жизни серьезных успехов. Понятие «тур» было введено в 50-ые гг. 18 века и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий. В 19 веке такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство с культурой других стран, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.
Сегодня термин «туризм» используется во многих языках и в научной литературе можно встретить его различные определения. Надо сказать, что в настоящее время существует более 200 толкований этого понятия.
Туризм – временные выезды (путешествия) лиц с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и других целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Основными признаками туризма являются следующие:
1. Туризм – это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки совершают лишь единицы туристов.
2. Изменение места постоянного или обычного проживания. Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность или страну. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например, ежедневные поездки на работу или учебу, не могут быть отнесены к туризму.
3. Пребывание в другом месте не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте более 6 месяцев. Лицо, находящееся или планирующее находиться более этого времени в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем этого места и поэтому не может называться туристом. Путешествие продолжительностью до 24 часов – это экскурсия. Временный посетитель, который пребывает менее 24 часов в стране или на объекте посещения, называется экскурсантом.
4.Пребывание в другом месте должно руководствоваться целями туризма. Главные цели туризма: развлекательные, рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются оздоровительные и лечебные цели, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.
5.Оплата труда не должна производиться из источника, находящегося в посещаемом месте. Сущность этого признака состоит в том, что любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы или другого вида деятельности, который оплачивается из источника в этой стране, считается не туристом, а мигрантом. Это касается как международного (то есть поездок за пределы своей страны), так и внутреннего туризма (поездок в пределах своей страны).
Туристская услуга – это результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению потребностей туристов. Собственно услуги – это невидимый товар особого рода. Услуга возникает в процессе ее потребления и не существует отдельно, сама по себе. Это главное отличие услуги от товара.
Особенности туристских услуг:
1) Неосязаемость, т.е. их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения.
2) Неразрывность производства и потребления, т.е. оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. Непосредственное обслуживание – это процесс взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором осуществляется одновременно создание, предложение и потребление большей части услуг и товаров.
3) Изменчивость, т.е. качество туруслуги зависит от того, когда и где её предоставляют. Качество услуги может измениться в каждый момент ее исполнения, т. е. услуга может быть различной по качеству даже при условии ее однородности.
4) Неспособность к хранению, т.е. их нельзя складировать, накопить, ее нельзя законсервировать для повторного использования.
Различают основные, дополнительные и сопутствующие услуги.
К основным услугам при организации и сопровождении туристов относятся: размещение, питание, разработка и организация туристского маршрута, транспортное обслуживание туристов к месту отдыха и обратно, описание экскурсионной программы и других условий отдыха т. е. целевые услуги, приобретаемые комплексно в виде тура. Потребление основных услуг гарантировано туристской путевкой, ваучером. Основные услуги ориентированы на потребление туристами.
Дополнительные услуги – это те услуги, которые можно получить за дополнительную плату в месте их оказания. Стоимость этих услуг не входит в стоимость тура. Дополнительные услуги оказываются как туристам, так и местному населению.
Сопутствующие услуги – услуги, направленные, в основном, на местное население, но ими могут воспользоваться и туристы.
Туристские услуги включают:
· услуги туроператора по организации внутреннего, выездного и въездного туризма;
· услуги турагента;
· отдельные услуги туроператора и турагента;
· услуги при самодеятельном туризме;
· экскурсионные услуги.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязательными для всех видов туристских услуг являются следующие требования:
· безопасность жизни и здоровья;
· сохранность имущества туристов и экскурсантов;
· охрана окружающей среды.
Туроператор – это организация, которая занимается комплектацией различных туров, а также формированием необходимого комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры. Что касается реализации произведенного турпродукта, то туроператор реализует его либо самостоятельно, либо через многочисленные турагентства.
Туроператор в первую очередь определяет то, каким будет предлагаемый им тур. Он является своеобразным посредником, который органично соединяет в единый пакет важнейшие компоненты путешествий: транспорт, жилье, развлечения, экскурсии.
Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует туристский продукт покупателю, либо выступает посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение, предоставляемое туроператором.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 2626.