Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Признаки, отличающие одаренного ребенка.

1. Начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше сверстников. Быстрее овладевает навыками самообслуживания.

2. Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов.

3. Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.

4. Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.

5. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.

6. Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.

7. Склонен к серьезным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.

8. Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.

9. Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.

10.  Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.

11.  Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.

12.  Не выносит глупости.

13.  Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает кровать, убирает комнату.

14.  Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному), лингвистические способности.

Дети с признаками умственной одаренности.

Имеют высокий уровень развития умственных способностей:

1. Познавательных (решение задач с 1 ответом)

2. Творческих (решение открытых интеллектуальных задач).

В дошкольном возрасте складываются в первую очередь способности наглядно-образного мышления, воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними. К ним относятся:

- способность к наглядному моделированию (планирование),

- построение образа по отдельной части, признаку.

Далее развиваются способности для решения логических, понятийных задач:

- выделение и обозначение словом существенных свойств вещей,

- математические способности.

Психологические особенности развития одаренных детей.

1. Неравномерность развития. Интеллектуальное развитие может опережать физическое, эмоциональное. Наблюдается: отставание в развитии тонкой моторики и моторной координации; проблемы общения (точки зрения, отличные от других, нетерпимость к критике, обостренная чувствительность к социальному отчуждению, командное поведение, монополизация внимания взрослого); повышенная истощаемость и проблемы произвольного поведения, саморегуляции (дети занимаются интересной деятельностью, делающей их одаренными и только), двигательная расторможенность; незрелость эмоционально-личностного развития; мотивационная незрелость (привлекает только яркая новая деятельность, а когда надо докопаться до сути – интерес пропадает).

2. Нетерпимость жесткой регламентации (для творчески одаренных детей), трудности освоения навыков и правил социальной жизни.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.