В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Методы выявления одаренных детей
1. Анализ результатов педагогического мониторинга;
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Признаки, отличающие одаренного ребенка.
1. Начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше сверстников. Быстрее овладевает навыками самообслуживания.
2. Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов.
3. Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.
4. Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.
5. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.
6. Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.
7. Склонен к серьезным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.
8. Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.
9. Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.
10. Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.
11. Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.
12. Не выносит глупости.
13. Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает кровать, убирает комнату.
14. Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному), лингвистические способности.
Дети с признаками умственной одаренности.
Имеют высокий уровень развития умственных способностей:
1. Познавательных (решение задач с 1 ответом)
2. Творческих (решение открытых интеллектуальных задач).
В дошкольном возрасте складываются в первую очередь способности наглядно-образного мышления, воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними. К ним относятся:
- способность к наглядному моделированию (планирование),
- построение образа по отдельной части, признаку.
Далее развиваются способности для решения логических, понятийных задач:
- выделение и обозначение словом существенных свойств вещей,
- математические способности.
Психологические особенности развития одаренных детей.
1. Неравномерность развития. Интеллектуальное развитие может опережать физическое, эмоциональное. Наблюдается: отставание в развитии тонкой моторики и моторной координации; проблемы общения (точки зрения, отличные от других, нетерпимость к критике, обостренная чувствительность к социальному отчуждению, командное поведение, монополизация внимания взрослого); повышенная истощаемость и проблемы произвольного поведения, саморегуляции (дети занимаются интересной деятельностью, делающей их одаренными и только), двигательная расторможенность; незрелость эмоционально-личностного развития; мотивационная незрелость (привлекает только яркая новая деятельность, а когда надо докопаться до сути – интерес пропадает).
2. Нетерпимость жесткой регламентации (для творчески одаренных детей), трудности освоения навыков и правил социальной жизни.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.