Понятие нормы и отклонения в развитии человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие нормы неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением.

По латыни норма означает правило, образец, руководящее начало.

Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Различают следующие виды норм:

Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры.

Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.

Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.

Нормативная (идеальная) норма – предварительно идеально установленный образец. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

 Показатели отклонения от нормы: социальная дезадаптация; затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие; замедление или деградация развития психики; неадекватное поведение.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные.

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми.

Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением деятельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), инвалидность (недееспособность).

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отста­лость детей, или олигофрения.

 К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности.

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. Для диагностики физических и психических недостатков со­здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа­гогическая комиссия.

Педагогические отклонения. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа­гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране.

Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.

Социальные отклонения: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность. «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением».

В рамках коррекционно-развивающей деятельности известны следующие параметры нормы:

- социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития личности ребенка;

- предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием (отражается в стандартах образования) и др.

Важно помнить, что конкретный ребенок - это уникальный неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.