Внеочередное техническое освидетельствование проводится в следующих случаях:
– после монтажа, вызванного износом грузоподъемной машины, на другое место;
– после реконструкции и переустройства грузоподъемной машины, вызвавших изменения грузоподъемности, или капитального ремонта;
– после капитального ремонта или переустройства стрелы и несущих узлов форм грузоподъемной машины;
– после смены механизма подъема, крана, а также грузовых, стрелковых и несущих канатов.
После капитального ремонта производятся еще испытания кранов пробегом.
Порядок проведения технического освидетельствования ГПУ
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, а также специальных грузозахватных приспособлений производится лицом, осуществляющим в части надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин в присутствии ответственного за содержание его в исправном состоянии и крановщика.
Проводится в следующей последовательности:
– проверка технической документации и приказов:
а) наличие в паспорте записей о регистрации крана в органах гостехнадзора (роспись ответственного за содержание крана);
б) наличие и ведение журнала учета и осмотра крана и съемных грузозахватных приспособлений;
в) наличие записей о ремонте металлоконструкций и замене механизмов, канатов, наличие документов, подтверждающих качество на вновь установленных;
г) наличие приказов о назначении лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, ответственного за производство работ по перемещению грузов краном, машинистов, номеров расчета;
д) наличие удостоверения у крановщика, стропольщиков и протоколов проверки знаний;
– техническое освидетельствование грузоподъемной машины и вспомогательных грузозахватных средств.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений производится на специальной площадке, подготовленным заранее комплектом грузов.
Объем работ при полном техническом освидетельствовании представлен в таблице 7.8.
Таблица 7.8 – Объем работ при полном техническом освидетельствовании
№ п/п | Вид испытания | Объем работ при испытании |
1 | Осмотр | – осмотр и проверка в работе всех механизмов, электрооборудования, приборов безопасности, тормозов, аппаратуры управления, сигнализации и освещения; |
– осмотр состояния металлоконструкции, ее сварных соединений (отсутствие трещин, деформаций и других дефектов); | ||
– осмотр состояния крюка и деталей его крепления. Износ крюка в зеве не должен превышать 10% первоначальной высоты сечения; | ||
– осмотр состояния канатов и их крепления; | ||
– осмотр состояния блоков, осей и деталей и их крепление. | ||
2 | Статическое испытание | – производится нагрузкой на 25%, превышающей грузоподъемность устройства. |
Цель проверки – определить прочность машины и ее отдельных элементов, а также проверка грузовой устойчивости. | ||
Стрела установлена в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана, груз поднимается на высоту 100-300 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин. поднятый груз не опустится на землю и не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений конструкций грузоподъемного устройства. | ||
3 | Динамическое испытание | Производится грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины. |
Цель проверки – проверка действия механизмов и их тормозов. Допускается производить испытания наибольшим рабочим грузом, равным 6-8 т. | ||
Груз поднимается и опускается неоднократно, до высоты 0,75 м с двумя-тремя остановками. После остановки движение по инерции не допускается. |
Осмотр канатов
По конструкции канаты делятся:
– канаты с органическим сердечником;
– без сердечников (на кранах канаты только с органическим сердечником);
– по способу свивки прядей:
а) крестовой свивки;
б) односторонней свивки.
Данные о канате можно найти в паспорте (сертификате) на канат. В паспорте указывается также К запаса прочности каната (таблица 7.9).
Таблица 7.9 – Сведения о канатах
Коэффициент запаса прочности при установленном отношении диаметра барабана к диаметру каната | Конструкция канатов | |||||||
6х19=144+1.о.с. (органический сердечник) | 6х37=222+1.о.с. (органический сердечник) | 6х61=336+1.о.с. (органический сердечник) | 18х19=342+1.о.с. (органический сердечник) | |||||
до 6 | 12 | 6 | 22 | 11 | 36 | 18 | 36 | 18 |
свыше 6 | 14 | 7 | 226 | 13 | 38 | 19 | 38 | 19 |
свыше 7 | 16 | 8 | 30 | 15 | 40 | 20 | 40 | 20 |
Рисунок 7.9 – Конструкция каната
Коэффициент запаса определяется по формуле:
;
где D – диаметр барабана, мм;
d – диаметр каната, мм.
Конструкция каната обозначается 6х18 = 144+1.о.с.,
где 6 – число прядей в канате;
19 – количество в пряди проволоки;
114 – количество проволок;
1.о.с. – один органический сердечник (стальной, асбестовый или пеньковый).
Осмотр канатов проводится участками 1–1,5 м. Браковка находящихся в работе стальных канатов производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, согласно данным таблицы 7.10.
Таблица 7.10 – Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии в % | Число обрывов проволок на шаге свивки в % от норм, указанных в таблице |
10 | 85 |
15 | 75 |
20 | 70 |
25 | 60 |
30 и более | 50 |
Шаг свивки определяют следующим образом: на поверхности какой-либо пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и на следующей после отсчета пряди наносят вторую метку. Расстояние между точками принимается за шаг свивки каната.
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок, число обрывов проволок на шаге свивки, как признак браковки, должно быть уменьшено на 15-50% от норм по таблице 4.
Канат грузоподъемных машин, предназначенных для подъема и транспортировки кислоты, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволоки на одном шаге свивки.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 569.