Практическая психология                                                                                 193
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) верно, .6) не знаю; с) неверно.

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это
самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно;

б) иногда;
с) нет.

16. Думаю, что я менее чувствительный и менее возбудимый,
чем большинство людей:

а) верно;

б) затрудняюсь ответить;
с) неверно.

17 Меня раздражают  люди, которые не могут быстро
принимать решения:

а) верно;

б) не знаю;
с) неверно.

18 Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство
раздражения по отношению к моим родителям:

а) да;

б) не знаю;
с) нет.

19. Я скорее бы раскрыл свои сокровенные мысли:

а) моим друзьям;

б) не знаю;

с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову
«неточный» — это.

а) небрежный;

б) тщательный;

с) приблизительный.

21. У меня, как правило, хватает энергии, когда мне это
необходимо:

а) да;

б) когда как;
с) нет.

22. Меня больше раздражают люди которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

194


б) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства, когда они опаздывают на услов­ленную встречу со мной.

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) верно;

б) когда как;
с) неверно.

24. Я думаю, что:

а) можно не все делать одинаково тщательно;

б) затрудняюсь сказать;

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

25. Мне обычно приходится преодолевать смущение:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной;

б) делают и то и другое;
с) дают мне советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпо­
читаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

28. Я предпочитаю друзей:

а) интересы, которых имеют деловой и практический
характер;

б) не знаю;                                                                          >

с) которые отличаются философским взглядом на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказы­
вают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;
с) неверно.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да;

б) не знаю;
с) нет.

195


31 Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы

предпочел:

а) играть в шахматы;

ё) трудно сказать;

с) играть в городки 32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) да;

б) затрудняюсь сказать;
с) нет.

33 Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с дру­гими ЛЮДЬМИ'

а) да,

б) трудно сказать,
с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

35 Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) да,

б) иногда;
с) нет.

36. На предприятии было бы интереснее

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в
основном производстве;

б) трудно сказать,

с) беседовать с людьми, заниматься общественной работой.

37. Какое слово не связано с другими?

а) луна;

б) воздух;
с) солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня,

б) нечто среднее;

с) не беспокоит меня совершенно 39 Если бы у меня было много денег, то я.

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти,

196


б) не знаю;

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа;

б) не знаю;

с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем сейчас, соблюдать нравственные
нормы:

а ) да ;

б) не знаю;
с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один;

б) трудно сказать;

с) живым и подвижным и меня нельзя было оставить одного.

43. Я предпочел бы работать с приборами:

а ) да ;

б) не знаю;
с) нет.

44. Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят
правду, даже если это нелегко для них:

а ) да ;

б) трудно сказать;
с) нет.

45. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее бы:

а) обсуждал с ним политические и общественные взгля­
ды;

б) не знаю;

с) хотел бы услышать от него несколько новых смеш­ных анекдотов.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как
делают большинство людей:

а) верно;

б) не знаю;
с) не верно.

47. Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы
хотелось плакать:

а) верно;

197


б) не знаю; с) не верно.

48. Мне больше нравятся-

а) марши в исполнении духовых оркестров;

б) не знаю;

с) фортепианная музыка.

49. Я скорее бы предпочел провести отпуск:

а) в деревне с одним или двумя друзьями;

б) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние;

б) трудно сказать;
с) не стоят этого.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей
в мой адрес не обижают меня и не огорчают:

а) верно;

б) не знаю;
с) неверно.

52 Когда мне все удается, я нахожу все дела легкими:

а) всегда;

б) иногда;
с) верно.

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить
людьми и все время быть среди них;

б) затрудняюсь сказать;

с) работать в одиночестве, например, архитектором, кото­рый разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу;

б) растению;
с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко;

б) время от времени;
с) часто.

56. В большинстве дел я.

а) предпочитаю рискнуть;

198


б) когда как;

с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много
говорю:

а) скорее всего, так;

б) не знаю;

с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

б) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато   умеющий противостоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди;

б) не знаю;

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большое впечатление производят:

а) мастерство и изящество;

б) трудно сказать;
с) сила и мощь.

61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству:

а) да;

б) нечто среднее;
с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканны­
ми, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да;

б) не знаю;
с) нет.

63. Я предпочитаю:

а) сам решать вопросы, касающиеся меня лично;

б) затрудняюсь ответить;

с) советоваться с моими друзьями.

64. В школьные годы я больше всего получал знаний:

а) на уроках;

б) не знаю;

с) читая книги.

65. Еели человек сразу не отвечает на мои слова, то
я чувствую, что сказал какую-то глупость:

199


а) верно;

б) не знаю;
'с) неверно.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим
ответственности'

а) верно;

б) иногда;
с) неверно.

67. Если очень трудный вопрос требует от меня очень много
усилий, то я:

а) склонен скорее заниматься другим вопросом;

б) затрудняюсь сказать;

с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, присту­
пы смеха и т.д , казалось бы, без определенных причин:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а) верно;

б) не знаю;
с) неверно.

70. Мне приятно сделать человеку одолжение: согласившись
назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже
если это немного неудобно для меня:'

а) да;

б) иногда;
с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продол­
жить ряд; 1, 2, 3, 6, 5 — будет:

а) 10,                   б) 5;                                 с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы
тошноты и головокружения без определенной причины:

а) да;

б) очень редко;
с) никогда.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доста­
вить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а) да;

200


б) иногда, с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем
другие люди:

а) верно,

б) трудно сказать;
с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится.

а) принимать участие в интересной деловой беседе;

б) затрудняюсь сказать,

с) отдыхать вместе со всеми.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, кто меня
слушает:

а) да,

б) иногда,
с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, то больше я хотел
бы встретиться

а) с Ньютоном,

б) не знаю,

с) с Шекспиром.

78. Я вынужден сдерживать себя от того, чтобы не улаживать
чужие дела.

а) да,

б) иногда;
с) нет.

79. Работая в магазине, я предпочел бы

а) оформлять витрины;

б) быть кассиром,
с) не знаю.

80. Если люди обо мне плохо думают, я не стараюсь переубедить
их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да;

б) трудно сказать;
с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и
избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»;

б) не знаю,

201


с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82 Многие неприятности происходят из-за людей

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже
существуют удовлетворительные способы решения этих
вопросов,

б) не знаю;

с) которые отвергают новые, многообещающие предложения

83 Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные
новости:

а) да;

б) иногда,
с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно,

б) иногда,
с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большин­
ство людей:

а) верно,

б) не знаю;
с) неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со
мной:

а) верно,

б) иногда;
с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а) часто;

б) иногда;
с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут,
отмеренных на точных часах, то эти часы:

а) отстают;

б) идут правильно,
с) спешат.

89. Мне бывает скучно:

а) часто;

б) иногда;
с) редко.

202


90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригиналь­
ным способом:

а) верно;

б) иногда;
с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому
что они утомительны:

а) да;

б) иногда;
с) неверно

92. Дома в свободное время я:

а) отдыхаю от всех дел;

б) затрудняюсь сказать;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я осторожно отношусь к завязыванию дружеских отно­
шений с новыми людьми:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также
выразить прозой:

а) да;

б) затрудняюсь сказать,
с) нет.

95. Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружес­
ких отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за
моей спиной:

а) да, в большинстве случаев;

б) иногда;                                                                        U
с) нет, редко.

96. Мне кажется, что даже драматические события через год
уже не оставляют в моей душе никаких следов:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

97. Я думаю, что интереснее:

а) работать с растениями;

б) не знаю,

с) быть страховым агентом

203


98. Я подвержен суевериям и беспричинному страху по
отношению к некоторым вещам- к определенным живот­
ным, местам, датам и т.д..

а) да;

б) иногда;
с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы
улучшить мир;

а) да;

б) трудно сказать;
с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера;

б) не знаю;

с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические, нелепые сны:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

102. Если я остаюсь один, то через некоторое время ощущаю
тревогу и страх:

а) да;

б) иногда;
с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей
в заблуждение, хотя на самом деле они мне нравятся'

а) да;

б) иногда;
с) нет.

104. Какое слово отличается от двух других?

а) думать;

б) видеть;
с) сломать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра,
то кем является Александр по отношению к отцу
Марии?

а) двоюродным братом;

б) племянником;
с) дядей.

204




 


12.2 АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (ТЕСТ К. ЛЕОНГАРДА)

Инструкция Внимательно прочитайте вопросы Отве­чайте да (+) или нет (-), проставляя их в предложенном бланке для ответов Отвечайте долго не задумываясь, т к правильных или неправильных ответов здесь нет































































































































Вопросы

1 У вас чаще веселое и беззаботное настроение'

2 Вы чувствительны к оскорблениям'

3 Бывает ли так, что у вас на глазах навертываются слезы
в кино, театре, в беседе'

4 Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно
и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз
в том, что все сделано правильно'

5 В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как
все ваши сверстники'

6 Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния без­
граничного ликования до отвращения к жизни и к себе'

7 Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе,
компании'

8 Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком
ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать'

9 Вы серьезный человек'

 

10 Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо'

11 Предприимчивы ли вы'

12 Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидел'

13 Мягкосердечны ли вы'

14 Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы,
проводя по щели ящика, что письмо полностью упало в
него'

15 Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших
работников'

16 Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или
при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое
чувство бывает и в зрелом возрасте)'

17 Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок'

18 Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств'

19 Любят ли вас все ваши знакомые'

206


20 Часто ли у вас бывает чувство сильного внутрен­
него беспокойства, ощущения возможной беды, непри­
ятности'

21 У вас часто бывает несколько подавленное настроение'

22 Были ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный
срыв'

23 Трудно ли вам долго усидеть на одном месте'

24 Если по отношению к вам несправедливо поступили,
энергично ли вы отстаиваете свои интересы'

25 Можете ли вы зарезать курицу, овцу'

26 Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висит
неровно' Вы сразу же стремитесь их поправить'

27 Вы в детстве боялись оставаться один (одна) в доме'

28 Часто ли у вас бывают колебания настроения без
причины'

29 Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным
работником в своей профессии'

30 Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев'

31 Можете ли вы быть абсолютно беззаботным, веселым'

32 Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально
пронизывает вас'

33 Как вы думаете, получился бы из вас ведущий (конфе­
рансье) в юмористическом спектакле'

34 Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно
откровенно, прямо и недвусмысленно'

35 Вам трудно переносить вид крови' Не вызывает ли у вас
он неприятных ощущений'

36 Любите ли вы работу с высокой личной ответствен­
ностью'

37 Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению
к которым несправедливо поступают'

38 В темный подвал вам трудно, страшно спускаться'

39 Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости,
тщательности, такой, где надо действовать быстро, но
требования к качеству выполнения невысоки'

40 Общительный ли вы человек'

41 В школе вы охотно декламировали стихи'

42 Убегали ли вы в детстве из дома'

43 Кажется ли вам жизнь трудной'

207


44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды, вам было так
. плохо, вы были до того расстроены, что идти на работу

казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства
юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы
вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом
или рабочее место в таком состоянии, что там ничего
не случится?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или
с вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед
большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении с другими
людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях
впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организатор­
ской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на
пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на
глазах выступают слезы?

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что
проблемы дня или будущего все время крутятся в ваших
мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или
давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы
ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в
вашей квартире была точно на одном и том месте?

62. Бывает ли так что, будучи перед сном в хорошем
настроении, вы на следующий день встаете в подавленном,
недовольном состоянии, длящемся несколько часов?

208


63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы не
цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать
ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт
ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружках
. художественной самодеятельности (театр, танцы и т.п.)?

А может быть, вы участвуете и сейчас?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистично, без
ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет куда-нибудь попутешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что вы
из состояния радости вдруг становитесь очень угрюмым,
подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в
компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы длительное время горести других
людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу
вашей тетради, если случайно ставили на ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и
осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под
колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтаж­
ного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно
выпасть из окна?

84. В веселрй компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требую­
щих решения?

209


86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя
• более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе вы скудны на слова?

88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы
смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что
это только игра?

12.3.ШКОЛБНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР) (ГУРЕВИЧ, АКИМОВА, БОРИСОВА, КОЗЛОВА, ЛОГИНОВА, ЗАРХИН)

Описание и примеры набора заданий № 1

Задания состоят из предложений вопросительного характе­ра. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из 5 приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно допол­няет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

ПРИМЕР:

Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ...?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель. Правильным будет слово жизнеописание. Поэтому оно подчер­кнуто.

Следующий пример: Противоположным к слову ОТРИЦА­ТЕЛЬНЫЙ будет слово:

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

210


В этом случае правильным ответом является слово положи­тельный, оно и подчеркнуто




































































Набор заданий 1—А

1. Начальные буквы имени и отчества называются ...?

а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) ана­грамма.

2. Гуманный — это ...?

а) общественный, б) человечный, в) профессиональный,

г) агрессивный, д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть ... ?

а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) ил­люзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и ...?
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия,

д) классы.

5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород
животных называется ...?

а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физио­логия.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги,
лекции, доклада — это ...?

а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это ...?
а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант,
д) самомнение.

8. Отсутствие живого активного интереса к окружающе­
му — это ...?

а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, r)t проти­воречивость, д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области челове­
ческой жизни и деятельности, называется ...?

а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) ко­дексом, д) проектом.

10. Противоположность понятия лицемерный будет ...?

а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) веж­ливый, д) решительный.

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда
говорят о...?

говорят о..

211


а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) перегово­рах, д) противоречии.

12. Этика — это учение о ..?

а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) ис­кусстве.

13. Противоположностью понятия идентичный будет ...?

а) тождественный, б) единственный, в) внушительный,

г) различный, д) изолированный.

14 Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это ...?

а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эман­сипация

15. Оппозиция — это ...?

а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика,

д) решение

16. Цивилизация — это ...?

а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение

17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и ..?
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руко­
водство.

18 Коалиция — это .'

а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объ­единение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и ...?
а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость,

г) эгоизм, д) нравственность.

20. Человек, который скептически относится к прогрессу,
является ...?

а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либе­ралом, д) анархистом.














Набор заданий 1—Б

1. Эволюция — это ...?

а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность,

д) развитие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира — это . .?

а) грусть, 6) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

212


3. Одинаковыми по смыслу являются слова антипатия и ....?
а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение,
д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся в зависимости от других
государств, является ...?

а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) про­цветающим, д) единым.

5. Систематизированный перечень каких-либо предметов —
это...?

а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абоне­мент.

6. Предельно краткий и четкий ответ называется ..?

а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) много­словным, д) спонтанным.

7. Миграция — это ...?

а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.

8. Человек, который обладает чувством меры, умением вести
себя подобающим образом, называется ...?

а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компе­тентным, д) скромным.

9. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко
и метко, называется ...?

а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.

10. Универсальный — это ...?

а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный,

г) полезный, д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия уникальный будет ...?

а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий,

д) точный.

12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется ...?

а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу являются слова самоуправление
и ...?

а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависи­мость.

14. Противоположностью понятия стабильный будет ...?

а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчи­вый, д) редкий.

213


15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, —
. это ...?

а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.

16. Высказывание, которое еще не полностью проверено,
обозначается как:

а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) ги­потетическое, д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова гегемония и ...?
а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз,
д) отставание.

18 Тотальный — это ...?

а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победо­носный, д) быстрый.

19. Равноценный заменитель чего либо — это ...?

а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.

20. Конфронтация — это ...?

а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) аг­рессия, д) противоборство.

Описание и примеры набора заданий № 2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подо­брать из 4 предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.

ПРИМЕР:

Век —

а)'история, б) столетие, в) событие, г) прогресс. Правильный ответ столетие — поэтому это слово подчеркнуто.

ПРИМЕР:

Прогноз —

а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина. Здесь правильным ответом будет слово предсказание.













Набор заданий 2—А

1. Прогрессивный —

а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) от­сталый.

214


2. Аннулирование —

а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

3. Идеал —

а) фантазия, б) будущее, в) мудрость г) совершенство.

4. Аргумент —

а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.

5. Миф —

а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.

6. Аморальный —

а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравствен­ный.

7. Анализ —

а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

8. Эталон —

а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.

9. Сферический —

а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.

10. Социальный —

а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.

11. Гравитация —

а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.

12. Сентиментальный —

а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.

13. Экспорт —

а) продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля.

14. Эффективный —

а) необходимый, б) действенный, в) решительный,,,г) ост­рый.

15. Мораль —

а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.

16. Модифицировать —

а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.

17. Радикальный —

а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.

18. Негативный —

а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосто­рожный.

215


19 Субъективный—

.а) практический, б) общественный, в) личный, г) скрытый

20 Аграрный —

а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьян­ский



Набор заданий 2—Б

1 Аналогия —

а) случай, б) явление, в) свойства, г) сходство

2 Интернациональный —

а) многочисленный, б) международный, в) нерушимый, г) известный

3 Адаптироваться —

а) приспосабливаться, б) научиться, в) двигаться, г) присмотреться

4 Ироничный —

а) мягкий, б) насмешливый, в) веселый, г) настоящий

5 Симптом —

а) характер, б) система, в) желание, г) признак

6 Импорт —

а) собственность, б) товары, в) ввоз, г) фирма

7 Компенсировать —

а) терять, б) истратить, в) увеличить, г) возместить

8 Надменность —

а) чуткость, б) скрытность, в)высокомерность, г) торже­ственность

9 Антагонистический —

а) враждебный, б) убежденный, в) чужой, г) классовый

10 Интеллектуальный —

а) опытный, б) умственный, в) деловой, г) хороший

11 Абсолютный —

а) властный, б) спорный, в) раздельный, г) неограничен­ный

12 Порицание —

а) равнодушие, б) осуждение, в) внушение, г) преступле­ние

13 Дискуссия—

а) мнение, б) спор, в) убеждение, г) беседа

14 Утопический —

216


а) невыполнимый, б) идеальный, в) жизненный, г) неопытный

15 Консерватизм —

а) косность, б) самостоятельность, в) героизм, г) повсе­дневность

16 Интерпретация—

а) толкование, б) чтение, в) беседа, г) сообщение

17 Нюанс —

а) образ, б) чувство, в) оттенок, г) слух

18 Сентиментальный —

а) поэтический, б) радостный, в) чувствительный, г) стран­ный

19 Абстрактный —

а) практический, б) опытный, в) несущественный, г) от­влеченный

20 Объективный —

а) беспристрастный, б) полезный, в) сознательный, г) вер­ный

Описание и примеры набора заданий № 3

Вам предлагаются три слова Между первым и вторым существует определенная связь Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь Это слово вам следует подчеркнуть

ПРИМЕР песня композитор = самолет?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истреби­тель

Правильный ответ — конструктор

добро зло = день ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки

Правильный ответ ночь


Набор заданий 3—А

1 Глагол спрягать = существительное ?

а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать

2 Холодно горячо = движение ?

а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодей­ствие

3 Колумб путешественник = землетрясение '

217


а) первооткрыватель, 6) образование гор, в) извержение

г) жертвы, д) природное явление.

4. Слагаемое: сумма = сомножитель: ?

а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение,

д) число.

5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы: ?

а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовла­дельцы, г) наемные рабочие, д) пленные.

6. Папоротник: спора = сосна: ?

а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.

7. Стихотворение, поэзия = рассказ: ?

а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза

8. Горы: высота = климат: ?

а) рельеф, б) температура, в) природа, г) географическая широта, д) растительность.

9. Растение: стебель = клетка: ?

а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.

10. Богатство: бедность = крепостная зависимость: ?

а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) первенство,

г) частная собственность, д) феодальный строй.

11. Старт: финиш = пролог: ?

а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие,

д) эпилог.

12. Молния: свет = явление тяготения: ?

а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) земля

13. Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй =
рабовладельческий строй: ?

а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государ­ство, д) феодализм.

14. Роман: глава = стихотворение: ?

а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.

15. Тепло: жизнедеятельность = кислород: ?

а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.

16. Фигура: треугольник = состояние вещества: ?

а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.

17. Роза: цветок = капиталисты: ?

а) эксплуатация, б) рабочие, в) капитализм, г) класс, д) фабрика.

218


18. Понижение атмосферного давления: осадки = антицик­лон. ? а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность, д) метеослужба '19. Прямоугольник: плоскость = куб: ?

а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона. : 20. Война: смерть = частная собственность: ?

а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне. 21. Числительное: количество = глагол: ?

а) идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спря­гать.  22. Север: юг = осадки: ?

а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат. 23. Диаметр: радиус = окружность: ?

а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.

24. Эпителий: ткань = аорта: ?

а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.

25. Молоток забивать = генератор: ?

а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать




Набор задании 3—Б

1. Светло: темно = притяжение: ?

а) металл, б) молекула, в) отталкивание, г) взаимодействие, д) движение.

2. Крепостные крестьяне: рабы = феодалы: ?

а) король, б) рабовладельцы, в) церковь, г) сеньоры, д) дворяне.

3. Глагол: спрягать = существительное: ?

а) понятие, б) склонять, в) название, г) обозначение, д) образовать.

4. Гольфстрим: течение = цунами: ?

а) Япония, б) катастрофа, в) шторм, г) Куросава, д) волна.

5. Глаз: зрение = нос: ?

а) осязание, б) обоняние, в) лицо, г) рот, д) запах.

6. Запад: Восток = обмеление: ?

а) фарватер, б) засуха, в) юг, г) паводок, д) пороги.

7. Существительное: предмет = глагол: ?

219


а) бежать, б) деепричастие, в) спряжение, г) действие, . д) признак.

8. Квадрат площадь = куб. ?

а) сторона, б) перпендикуляр, в) ребро, г) периметр, д) объем.

9. Жара: жажда = классы: ?

а) крестьяне, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государ­ство, д) неравенство.

10. Лучи: угол = отрезки: ?

а) диагональ, б) точка, в) прямоугольник, г) хорда, д) линия.

11. Стихотворение: поэзия = былина: ?

а) сказка, б) богатырь, в) лирика, г) эпос, д) драма.

12. Нагревание, расширение = сила упругости: ?

а) пружина, б) взаимодействие, в) деформация, г) тело д) вес.

13. Береза: дерево = рабовладельцы: ?

а) рабы, б) рабовладельческий строй, в) класс, г) эксплуа­тация, д) буржуазия.

14. Начало: конец = гармония: ?

а) беспорядок, б) мораль, в) антоним, г) гротеск, д) понятие.

15. Число: дробь = состояние вещества: ?

а) объем, б) молекула, в) железо, г) газ, д) температура.

16. Птицы: воробьиные = млекопитающее: ?

а) кенгуру, б) лошадь, в) теленок, г) насекомое, д) грызуны

17. Круп окружность = шар: ?

а) сфера, б) пространство, в) дуга, г) радиус, д) сегмент

18. Слово: буква = предложение: ?

а) союз, б) фраза, в) слово, г) запятая, д) тетрадь.

19. Феодализм: капитализм = капитализм: ?

а) социализм, б) феодализм, в) капиталисты, г) обществен­ный строй, д) классы.

20. Повышение  атмосферного давления: ясная погода =
циклон: а) осадки, б) солнце, в) антициклон, г) погода,
д) метеослужба.

21. Дыхание: углекислый газ = фотосинтез: ?

а) воздух, б) кислород, в) хлорофилл, г) свет, д) лист.

22. Пила: пилить = аккумулятор: ?

220


а) включать, 6) проводить, в) нагревать, г) превращать, д) накапливать.

23. Человек- толпа = клетка. ?

а) растение, б) плод, в) микроскоп, г) ядро, д) ткань

24. Океан: глубина = климат: ?

а) географическая долгота, б) влажность, в) раститель­ность, г) местность, д) рельеф

25. Абсолютизм- демократия = товарно-денежные отноше­
ния:?

а) натуральное хозяйство, б) торговля, в) ремесло, г) товар, д) промышленность.

Описание и примеры набора заданий № 4

Вам даны 5 слов, 4 из них объединены общим признаком Пятое слово к ним не подходит Его надо найти и подчеркнуть Лишним может быть только одно слово.

ПРИМЕРЫ: а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник. а, б, г, д — обозначают посуду, в — мебель, поэтому оно подчеркнуто






Набор заданий 4—А

1. а) приставка, б)   предлог, в) суффикс, г) окончание,
д) корень.

2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат,
д) треугольник.

3. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.

4. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий,
д) ремесленник.

5. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рассказ,
д) повесть.

6. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость,
д) размножение.

7. а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град.

8. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.

9. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.

 

10. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.

11. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.

12. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество,
д) художественное ремесло.

221


13. а) длина, б) метр, в) масса, г) объем, д) скорость.

14. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлоро­
филл.

15. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка,
д) эпилог

16. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.

17. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания,
д) Исландия.

18. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство,
д) деньги.

19 а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказки,

д) иносказание. 20. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр












Набор заданий 4—Б

1. а) запятая, б) точка, в) двоеточие, г) тире, д) союз.

2. а) глобус, б) меридиан, в) полюс, г) параллель, д) экватор

3. а) морфология, б) синтаксис, в) пунктуация, г) орфография,
д)терминология;

4. а) движение, б) инерция, в) вес, г) колебание, д) дефор­
мация.

5. а) круг, б) треугольник, в) трапеция, г) квадрат,
д) прямоугольник.

6. а) картина, б) мозаика, в) икона, г) скульптура, д) фреска

7. а) рабочий, б) крестьянин, в) раб, г) феодал, д) ремеслен­
ник.

8. а) легенда, б) драма, в) комедия, г) трагедия, д) пьеса.

9. а) аорта, б) пищевод, в) вена, г) сердце, д) артерия.

 

10. а) Канада, б) Бразилия, в) Вьетнам, г) Испания, д) Норвегия

11. а) тело, б) площадь, в) объем, г) вес, д) скорость.

12. а) направление, б) курс, в) маршрут, г) азимут, д) компас.

13. а) корень, б) стебель, в) лист, г) тычинка, д) цветок.

14. а) землетрясение, б) цунами, в) стихия, г) ураган, д) смерч

15. а) метафора, б) монолог, в) эпитет, г) аллегория, д) преуве­
личение.

16. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство,
д) деньги.

17. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, г) шар, д) парал­
лелепипед.

222


18. а) пословица, б) басня, в) поговорка, г) сказка, д) бы­лина

19 а) история, б) астрология, в) раздражимость, г) рост, д)сознание

20. а) питание, б) дыхание, в) раздражимость, г) рост, д) созна­ние.

Описание и примеры набора заданий № 5

Вам предлагаются 2 слова. Нужно определить, что между ними общего Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки. Напишите свой ответ рядом  с предложенной парой слов

ПРИМЕРЫ:

Ель, сосна

Правильным ответом будет, хвойные деревья. Эти слова  надо написать рядом с предложенной парой слов.

Дождь, град - осадки.









Набор заданий 5—А

Азия, Африка -

2. Ботаника, зоология -

3. Феодализм, капитализм -

4. Сказка, былина —

5. Газ, жидкость —

6. Сердце, артерия -

7. Копенгаген, Манагуа -

8. Атом, молекула -

9. Жиры, белки -

 

10. Наука, искусство -

11. Стойкость, мужество -

12. Ампер, вольт -

13. Канал, плотина-

14. Мозаика, икона -

15. Облачность, осадки -

16. Сумма, произведение -

17. Иносказание, описание—

18. Классицизм, реализм -

19. Цунами, ураган —

1.

223



Набор заданий 5—Б

1. Европа, Австралия -

2. Жидкость, твердое тело -

3. Почки, желудок -

4. Деление, вычитание —

5. Лиссабон, Лондон -

6. Феодализм, социализм -

7. Нос, глаз -

8. Алгебра, геометрия -

9. Сила тока, напряжение -

 

10. Предательство, трусость -

11. Государство, церковь -

12. Землетрясение, смерч -

13. Мастерская, мануфактура -

14. Водохранилище, арык-

15. Роман, рассказ—

16. Температура, атмосферное давление —

17. Реформа, революция-

18. Пыльца, семя-

19. Метафора, аллегория -

Описание и примеры набора заданий № 6

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определен­ному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу В некоторых заданиях, при нахождении правила построения ряда, Вам необходимо будет пользоваться умножением, делени­ем и другими математическими действиями.

ПРИМЕР:

2 4 6 8 10...

8 этом ряду каждое последующее число на 2 больше
предыдущего, поэтому следующее число будет 12. Его нужно
записать.

ПРИМЕР:

9 7 10 8 11 9 12...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3 Следующее число должно быть 10. Его вам и нужно на­писать.

224


Набор заданий 6-А



 


Набор заданий 6—Б



8 Практическая психология


22-5


12.4. МЕТОДИКА ЛИЧНОСТНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА (АДАПТИРОВАНА В НИИ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА)

Просим Вас оценить самих себя по следующим чертам
личности.
Фамилия И. О.______________ пол________ возраст _____

 

0 + 1 Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекатель-
                ный
с - 2 Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
А + 3 Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
0 — 4 Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + 6. Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
А - 5. Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
О + 7. Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
С - 8 Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
А + 9 Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
О - 10 Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
С + 11. Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А - 12. Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
0 + 13 Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С — 14. Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + 16. Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
О - 16 Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + 17. Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 — Неуверенный
А - 18. Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
0 + 19 Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
С - 20 Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятель-
                ный
А + 21. Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый

13
















Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.