Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок - практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными.
Урок - исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок - зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа . Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Планируемые результаты обучения
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
• объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
• уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
• понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Регулятивные УУД
• определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
• учиться планировать практическую деятельность на уроке;
• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
• работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
• определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
• наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
• учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
• находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
• с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
• уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
• уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
• учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Метапредметные результаты
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, решать задачи творческого характера
- формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью
- использование средств русского языка для решения коммуникативных и познавательных задач
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; - умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции другого ученика, эффективно разрешать конфликты
- освоение приёмов поиска нужной информации
- освоение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации произведений искусства, умением высказывать и пояснять свою точку зрения
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром
- формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе
- освоение основами коммуникативной деятельности
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные результаты
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре; овладение понятиями о добре и зле
- овладение умением вести диалог на русском языке. Соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, понимая иную точку зрения и в случае несогласия с ней аргументированно и спокойно отстаивать свою.
№№ уроков | Тема урока | Часы | Предметные результаты | ||
Компенсаторно - адаптационный | Реабилитационный | Цензовый | |||
1 – 3 | Информационная мастерская | 3 | Иметь элементарные представления о правилах организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать). | Иметь представления о правилах организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): читать информацию, выполнять предложенные задания. | Знать: правила организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. |
4 -8 | Мастерская скульптора | 5 | Иметь представление о некоторых видах декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства. Уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по образцу и с помощью. | Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного), простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по образцу. | Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла, исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений – их виды и свойства, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям. |
9 - 17 | Мастерская рукодельника | 9 | Знать: несколько видов тканей и нитей, применение в быту. Уметь: осуществлять с помощью педагога подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий, выполнять простые строчки стежков. | Знать: несколько видов тканей и нитей, свойства, применение в быту и на производстве. Уметь: осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков. | Знать: виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Уметь: исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы, осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков; использовать различные виды стежков в декоративных работах, украшать изделие монограммой. |
18 - 29 | Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора | 12 | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); правила безопасной работы канцелярским ножом. Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов по образцу или с помощью учителя; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой. | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; названия нескольких видов информационных технологий. Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов по образцу; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой. | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), решать доступные технологические задачи. |
30 - 32 | Мастерская кукольника | 5 | Знать: что такое игрушка, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации. | Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации. | Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации; выделять информацию разного рода по иллюстрированному ряду; передавать информацию при помощи символов. |
Календарно-тематический план по технологии в 3 А классе
Раздел программы | № урока | Тема | Дата | Примечание |
Информационная мастерская (3ч) | I - четверть | |||
1 | Вспомним и обсудим! | 04.09 | ||
2 | Знакомство с компьютером | 11.09 | ||
3 | Компьютер – твой помощник | 18.09 | ||
Мастерская скульптора (6ч) | 4 | Как работает скульптор? | 25.09 | |
5 | Скульптуры разных времен | 02.10 | ||
6 | Статуэтки | 09.10 | ||
7 | Рельеф и его виды | 16.10 | ||
8 | Как придать поверхности фактуру и объем? | 23.10 | ||
II - четверть | ||||
9 | Конструируем из фольги | 06.11 | ||
Мастерская рукодельника (9 ч)
| 10 | Вышивка и вышивание | 13.11 | |
11 | Строчка пЕтельного стежка | 20.11 | ||
12 | Пришивание пуговицы | 27.11 | ||
13 | Наши проекты | 04.12 | ||
14 | Подарок малышам «Волшебное дерево» | 11.12 | ||
15 | История швейной машины | 18.12 | ||
16 | Секреты швейной машины | 25.12 | ||
III - четверть | ||||
17 | Футляры | 15.01 | ||
18 | Наши проекты. Подвеска | 22.01 | ||
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (12 ч)
| 19 | Строительство и украшение дома | 29.01 | |
20 | Объем и объемные фигуры. Развертка | 05.02 | ||
21 | Подарочные упаковки | 12.02 | ||
22 | Декорирование (украшение) готовых форм | 19.02 | ||
23 | Конструирование из сложных развёрток | 26.02 | ||
24 | Модели и конструкции | 05.03 | ||
25 | Наши проекты. Парад военной техники | 12.03 | ||
26 | Наша родная армия | 19.03 | ||
IV - четверть | ||||
27 | Художник-декоратор | 02.04 | ||
28 | Филигрань и квиллинг | 09.04 | ||
29 | Изонить | 16.04 | ||
30 | Художественные техники из креповой бумаги | 23.04 | ||
Мастерская кукольник (3 ч) | 31 | Что такое игрушка? | 30.04 | |
32 | Театральные куклы. Марионетки | 07.05 | ||
33 | Игрушка из носка | 14.05 | ||
34 | Резерв | 21.05 |
Итого: 34 часа
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
1.Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. –М.: Просвещение, 2014 (ФГОС)
Программа предполагает наличие учебника только на уроке. Домашнее задание не требует наличие учебника у учащихся.
Рабочие тетради, предусмотренные в УМК, не учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, поэтому не являются обязательными к применению на уроках технологии.
Вместе с тем учитель самостоятельно разрабатывает и предоставляет детям необходимые дидактические материалы для полноценного усвоения учебного курса.
Для индивидуальной работы
- школьно-письменные принадлежности: ручка, простой и цветные карандаши, линейка
- картон, цветная бумага, креповая бумага, клей ПВА, проволока, ножницы, ткани и т. д.
Для фронтальной работы в классе
- таблицы с памятками и правилами, предусмотренными программой данного класса
Дата: 2018-12-21, просмотров: 308.