Школа № 522
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«У Т В Е Р Ж Д А Ю» Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ю.Г. Елизарова Приказ № 60-ОД от 30.08.2018 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 3А класса
(Уровень: общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с ЗПР)
Составила: Еркова Е.С.
Первая квалификационная категория
.
Санкт-Петербург
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
− Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
− инструктивно-методическим письмом КО СПб от 28.04.2017 № 03-28-2317/17-0-0 «О формировании учебных планов. Реализующих адаптированные общеобразовательные программы»;
− Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
− требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
− Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ №522 на 2018-2019 учебный год. Программа реализуется третий год из пяти на данной ступени обучения, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывается контингент школы (дети с задержкой психического развития). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по часам. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса литературного чтения в программу широко включены самостоятельные задания по развитию речи.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе №9-ОД от 30.01.2018 на 2018-2019 учебный год.
Учебник: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014.
Цель изучения предмета:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи изучения предмета:
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;
- развитие речевой активности детей во всех видах деятельности;
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в предметах народных промыслов;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
- распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).
Особенностью программы является то, что формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом окружающий мир, математики, изобразительного искусства.
Содержание рабочей программы
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
• объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
• уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
• понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Регулятивные УУД
• определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
• учиться планировать практическую деятельность на уроке;
• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
• работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
• определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
• наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
• учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
• находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
• с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
• уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
• уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
• учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Метапредметные результаты
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, решать задачи творческого характера
- формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью
- использование средств русского языка для решения коммуникативных и познавательных задач
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; - умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции другого ученика, эффективно разрешать конфликты
- освоение приёмов поиска нужной информации
- освоение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации произведений искусства, умением высказывать и пояснять свою точку зрения
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром
- формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе
- освоение основами коммуникативной деятельности
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные результаты
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре; овладение понятиями о добре и зле
- овладение умением вести диалог на русском языке. Соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, понимая иную точку зрения и в случае несогласия с ней аргументированно и спокойно отстаивать свою.
№№ уроков | Тема урока | Часы | Предметные результаты | ||
Компенсаторно - адаптационный | Реабилитационный | Цензовый | |||
1 – 3 | Информационная мастерская | 3 | Иметь элементарные представления о правилах организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать). | Иметь представления о правилах организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): читать информацию, выполнять предложенные задания. | Знать: правила организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. |
4 -8 | Мастерская скульптора | 5 | Иметь представление о некоторых видах декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства. Уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по образцу и с помощью. | Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного), простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по образцу. | Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла, исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений – их виды и свойства, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям. |
9 - 17 | Мастерская рукодельника | 9 | Знать: несколько видов тканей и нитей, применение в быту. Уметь: осуществлять с помощью педагога подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий, выполнять простые строчки стежков. | Знать: несколько видов тканей и нитей, свойства, применение в быту и на производстве. Уметь: осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков. | Знать: виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Уметь: исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы, осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков; использовать различные виды стежков в декоративных работах, украшать изделие монограммой. |
18 - 29 | Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора | 12 | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); правила безопасной работы канцелярским ножом. Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов по образцу или с помощью учителя; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой. | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; названия нескольких видов информационных технологий. Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов по образцу; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой. | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), решать доступные технологические задачи. |
30 - 32 | Мастерская кукольника | 5 | Знать: что такое игрушка, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации. | Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации. | Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации; выделять информацию разного рода по иллюстрированному ряду; передавать информацию при помощи символов. |
Календарно-тематический план по технологии в 3 А классе
Раздел программы | № урока | Тема | Дата | Примечание |
Информационная мастерская (3ч) | I - четверть | |||
1 | Вспомним и обсудим! | 04.09 | ||
2 | Знакомство с компьютером | 11.09 | ||
3 | Компьютер – твой помощник | 18.09 | ||
Мастерская скульптора (6ч) | 4 | Как работает скульптор? | 25.09 | |
5 | Скульптуры разных времен | 02.10 | ||
6 | Статуэтки | 09.10 | ||
7 | Рельеф и его виды | 16.10 | ||
8 | Как придать поверхности фактуру и объем? | 23.10 | ||
II - четверть | ||||
9 | Конструируем из фольги | 06.11 | ||
Мастерская рукодельника (9 ч)
| 10 | Вышивка и вышивание | 13.11 | |
11 | Строчка пЕтельного стежка | 20.11 | ||
12 | Пришивание пуговицы | 27.11 | ||
13 | Наши проекты | 04.12 | ||
14 | Подарок малышам «Волшебное дерево» | 11.12 | ||
15 | История швейной машины | 18.12 | ||
16 | Секреты швейной машины | 25.12 | ||
III - четверть | ||||
17 | Футляры | 15.01 | ||
18 | Наши проекты. Подвеска | 22.01 | ||
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (12 ч)
| 19 | Строительство и украшение дома | 29.01 | |
20 | Объем и объемные фигуры. Развертка | 05.02 | ||
21 | Подарочные упаковки | 12.02 | ||
22 | Декорирование (украшение) готовых форм | 19.02 | ||
23 | Конструирование из сложных развёрток | 26.02 | ||
24 | Модели и конструкции | 05.03 | ||
25 | Наши проекты. Парад военной техники | 12.03 | ||
26 | Наша родная армия | 19.03 | ||
IV - четверть | ||||
27 | Художник-декоратор | 02.04 | ||
28 | Филигрань и квиллинг | 09.04 | ||
29 | Изонить | 16.04 | ||
30 | Художественные техники из креповой бумаги | 23.04 | ||
Мастерская кукольник (3 ч) | 31 | Что такое игрушка? | 30.04 | |
32 | Театральные куклы. Марионетки | 07.05 | ||
33 | Игрушка из носка | 14.05 | ||
34 | Резерв | 21.05 |
Итого: 34 часа
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
1.Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. –М.: Просвещение, 2014 (ФГОС)
Программа предполагает наличие учебника только на уроке. Домашнее задание не требует наличие учебника у учащихся.
Рабочие тетради, предусмотренные в УМК, не учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, поэтому не являются обязательными к применению на уроках технологии.
Вместе с тем учитель самостоятельно разрабатывает и предоставляет детям необходимые дидактические материалы для полноценного усвоения учебного курса.
Для индивидуальной работы
- школьно-письменные принадлежности: ручка, простой и цветные карандаши, линейка
- картон, цветная бумага, креповая бумага, клей ПВА, проволока, ножницы, ткани и т. д.
Для фронтальной работы в классе
- таблицы с памятками и правилами, предусмотренными программой данного класса
Приложение 1
Лист корректировки
Рабочей программы
по технологии 3 А класса
на 2018 / 2019 учебный год
В связи с переносом государственных праздников и организацией дополнительных выходных дней в РФ материал был уплотнен заранее.
Приложение 2
Традиционные
Словесные.
Беседа - тематически направленный диалог с учениками (учеником). Коррекционная направленность достигается особой системой и соблюдением требований к вопросам. В беседе часто используется мощный коррекционный прием (средство формирования понятий) – прием сравнения.
Эвристическая беседа. Эвристическая деятельность - это такая разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов (или объектов изучаемой науки). Эвристическая беседа - это один из основных методов, который позволяет проявить учащимся творческую активность. В ходе эвристической беседы должно совершаться маленькое открытие.
Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. В случае работы с детьми с ЗПР должен быть ярким, эмоциональным, интересным, непродолжительным. Оптимальные темп и громкость речи, как правило, в сочетании с беседой.
Работа с книгой - чтение вслух, чтение про себя, чтение учителем. Коррекционная направленность реализуется за счет постепенного повышение уровня самостоятельности (от нахождения иллюстрации, страницы - до самостоятельного поиска ответа на вопрос). Используется в основном - для закрепления нового материала.
Наглядные методы.
Иллюстрация - показ ученикам иллюстративных пособий, портретов писателей и поэтов, репродукций картин художников на доске .Коррекционная направленность осуществляется за счет большей реалистичности и подробности иллюстраций
Практические методы.
Устные и письменные упражнения - многократное выполнение определенных действий или видов деятельности с целью их освоения и с опорой на понимание, сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Коррекционная направленность реализуется в требованиях к упражнениям (точно знать цель упражнений и четко представлять конечные результаты; следить за точностью выполнения упражнений, чтобы не закреплялись.)
Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение применяется на всех этапах образовательного и воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии.
Элементы программированного обучения. В своей основе программированное обучение подразумевает работу ученика по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль учителя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. Коррекционная направленность достигается, если соблюдены следующие принципы: малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой; немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа; индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе; дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами; единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
В условиях коррекционной школы эффективно использовать для проверки знаний, умений и навыков, создание положительной мотивации (всевозможные кодирования и шифрования правильных ответов).
Воспитывающие ситуации. Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой ученик вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.
В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений, например:
- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению учащегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия;
- тренинговые упражнения (во время их выполнения учащийся имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений подростками приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.
Выделяют следующие приемы организации деятельности:
1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.
2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
3. «Акцент на лучшее». Преподаватель в разговоре с учащимися старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
4. «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.
5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка, и т.п.)
6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать опровергать мнение своих товарищей.
Приложение 3
Тематическое планирование по технологии в 3 классе
по учебнику : Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева Москва, Просвещение, 2015
(1 час в неделю, всего 34 часа, 34 недели)
№ п/п | Раздел программы | Часы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные результаты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1-3 | Информационная мастерская | 3 | Знать: правила организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. | Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы. Рефлексия способов и условий творческой деятельности. Контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата. Создание элементарных композиций на заданную тему. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. |
4-9 | Мастерская скульптора | 6 | Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла, исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений – их виды и свойства, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям. | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценить работу товарища. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Создание элементарных композиций на заданную тему. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Создание элементарных композиций на заданную тему. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выражение своего отношения к произведению искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений. Оценивание учебных действий своих и товарищей. Умение отвечать на вопросы различного характера | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказание помощи. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств. |
10-18 | Мастерская рукодельниц | 8 | Знать: виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Уметь: исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы, осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков; использовать различные виды стежков в декоративных работах, украшать изделие монограммой. | Регулятивные: понимание учебной задачи. Определение последовательности действий. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценить работу товарища. Умение планировать учебные занятия. Умение работать самостоятельно. Умение организовать работу по алгоритму Познавательные: наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Наблюдение природы и природных явлений. Создание элементарных композиций на заданную тему. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивание учебных действий своих и товарищей. | Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств. |
19-30 | Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора | 12 | Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), решать доступные технологические задачи. | Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказание помощи. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств.
|
31-34 | Мастерская кукольника | 4 | Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации; выделять информацию разного рода по иллюстрированному ряду; передавать информацию при помощи символов. | Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы. Рефлексия способов и условий творческой деятельности. Контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата. Создание элементарных композиций на заданную тему. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. |
Итого: 34 часа
Школа № 522
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«У Т В Е Р Ж Д А Ю» Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ю.Г. Елизарова Приказ № 60-ОД от 30.08.2018 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 3А класса
(Уровень: общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с ЗПР)
Составила: Еркова Е.С.
Первая квалификационная категория
.
Санкт-Петербург
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
− Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
− инструктивно-методическим письмом КО СПб от 28.04.2017 № 03-28-2317/17-0-0 «О формировании учебных планов. Реализующих адаптированные общеобразовательные программы»;
− Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
− требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
− Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ №522 на 2018-2019 учебный год. Программа реализуется третий год из пяти на данной ступени обучения, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывается контингент школы (дети с задержкой психического развития). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по часам. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса литературного чтения в программу широко включены самостоятельные задания по развитию речи.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе №9-ОД от 30.01.2018 на 2018-2019 учебный год.
Учебник: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014.
Цель изучения предмета:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи изучения предмета:
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;
- развитие речевой активности детей во всех видах деятельности;
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в предметах народных промыслов;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
- распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).
Особенностью программы является то, что формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом окружающий мир, математики, изобразительного искусства.
Содержание рабочей программы
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 194.