Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школа № 522

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«У Т В Е Р Ж Д А Ю» Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ю.Г. Елизарова Приказ № 60-ОД от 30.08.2018 г.   ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.  

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

для 3А класса

 

(Уровень: общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с ЗПР)

 

 

 

Составила: Еркова Е.С.

Первая квалификационная категория

 

 

.

 

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

− Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

− инструктивно-методическим письмом КО СПб от 28.04.2017 № 03-28-2317/17-0-0 «О формировании учебных планов. Реализующих адаптированные общеобразовательные программы»;

− Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

− требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).

− Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ №522 на 2018-2019 учебный год. Программа реализуется третий год из пяти на данной ступени обучения, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

При разработке программы учитывается контингент школы (дети с задержкой психического развития).  Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по часам. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса литературного чтения в программу широко включены самостоятельные  задания по развитию речи.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе №9-ОД от 30.01.2018 на 2018-2019 учебный год.

Учебник: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014.

 

Цель изучения предмета:

  - овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;

- освоение продуктивной проектной деятельности;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 

Задачи изучения предмета:

- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;

- развитие речевой активности детей во всех видах деятельности;

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в предметах народных промыслов;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;

- распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

    Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).

     Особенностью программы является то, что формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом окружающий мир, математики, изобразительного искусства.

Содержание рабочей программы

(34 ч., 1 ч. в неделю)

 

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

• объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

• уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

• понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Регулятивные УУД

• определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

• учиться планировать практическую деятельность на уроке;

• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

• учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

• работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

• определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

• наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

• учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

• находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

• с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

• уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

• уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

• вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

• учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Метапредметные результаты

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, решать задачи творческого характера

- формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью

- использование средств русского языка для решения коммуникативных и познавательных задач

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; - умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции другого ученика, эффективно разрешать конфликты

- освоение приёмов поиска нужной информации

- освоение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации произведений искусства, умением высказывать и пояснять свою точку зрения

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром

-  формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе

- освоение основами коммуникативной деятельности

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные результаты

- формирование представлений о мире, российской истории и культуре; овладение понятиями о добре и зле

- овладение умением вести диалог на русском языке. Соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, понимая иную точку зрения и в случае несогласия с ней аргументированно и спокойно отстаивать свою.

 

 


№№ уроков

Тема урока

Часы

Предметные результаты

Компенсаторно - адаптационный Реабилитационный Цензовый
1 – 3 Информационная мастерская 3 Иметь элементарные представления о правилах организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать). Иметь представления о правилах организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): читать информацию, выполнять предложенные задания. Знать: правила организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
4 -8 Мастерская скульптора 5 Иметь представление о некоторых видах декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства. Уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по образцу и с помощью.   Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного), простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по образцу.   Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла, исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений – их виды и свойства, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям.  
9 - 17 Мастерская рукодельника 9 Знать: несколько видов тканей и нитей, применение в быту. Уметь: осуществлять с помощью педагога подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий, выполнять простые строчки стежков.   Знать: несколько видов тканей и нитей, свойства, применение в быту и на производстве. Уметь: осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков.   Знать: виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Уметь: исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы, осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков; использовать различные виды стежков в декоративных работах, украшать изделие монограммой.  
18 - 29 Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора 12 Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); правила безопасной работы канцелярским ножом. Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов по образцу или с помощью учителя; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой. Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; названия нескольких видов информационных технологий. Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов по образцу; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой. Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), решать доступные технологические задачи.
30 - 32 Мастерская кукольника 5 Знать: что такое игрушка, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации. Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации. Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации; выделять информацию разного рода по иллюстрированному ряду; передавать информацию при помощи символов.

 


Календарно-тематический план по технологии в 3 А классе

 

Раздел программы № урока Тема Дата Примечание

Информационная мастерская (3ч)

      I - четверть      
1 Вспомним и обсудим! 04.09  
2 Знакомство с компьютером 11.09  
3 Компьютер – твой помощник 18.09  

Мастерская скульптора (6ч)

4 Как работает скульптор? 25.09  
5 Скульптуры разных времен 02.10  
6 Статуэтки 09.10  
7 Рельеф и его виды 16.10  
8 Как придать поверхности фактуру и объем? 23.10  
  II - четверть    
  9 Конструируем из фольги 06.11  

Мастерская рукодельника (9 ч)

 

10 Вышивка и вышивание 13.11  
11 Строчка пЕтельного стежка 20.11  
12 Пришивание пуговицы 27.11  
13 Наши проекты 04.12  
14 Подарок малышам «Волшебное дерево» 11.12  
15 История швейной машины 18.12  
16 Секреты швейной машины   25.12  
  III - четверть    
17 Футляры 15.01  
18 Наши проекты. Подвеска 22.01  

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (12 ч)

 

19 Строительство и украшение дома 29.01  
20 Объем и объемные фигуры. Развертка 05.02  
21 Подарочные упаковки 12.02  
22 Декорирование (украшение) готовых форм 19.02  
23 Конструирование из сложных развёрток 26.02  
24 Модели и конструкции 05.03  
25 Наши проекты. Парад военной техники 12.03  
26 Наша родная армия   19.03  
  IV - четверть    
27 Художник-декоратор 02.04  
28 Филигрань и квиллинг 09.04  
29 Изонить 16.04  
30 Художественные техники из креповой бумаги 23.04  

Мастерская кукольник

(3 ч)

31 Что такое игрушка? 30.04  
32 Театральные куклы. Марионетки 07.05  
33 Игрушка из носка 14.05  
  34 Резерв 21.05  



Итого: 34 часа

 

 

   
 Учебно-методические средства обучения


Список литературы (основной)

 

1.Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. –М.: Просвещение, 2014 (ФГОС)

Программа предполагает наличие учебника только на уроке. Домашнее задание не требует наличие учебника у учащихся.

Рабочие тетради, предусмотренные в УМК, не учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, поэтому не являются обязательными к применению на уроках технологии.

Вместе с тем учитель самостоятельно разрабатывает и предоставляет детям необходимые дидактические материалы для полноценного усвоения учебного курса.

 

Для индивидуальной работы

- школьно-письменные принадлежности: ручка, простой и цветные карандаши, линейка

- картон, цветная бумага, креповая бумага, клей ПВА, проволока, ножницы, ткани и т. д.

 

    Для фронтальной работы в классе

- таблицы  с памятками и правилами, предусмотренными программой данного класса

        

Приложение 1

Лист корректировки

Рабочей программы

 

по технологии 3 А класса

на 2018 / 2019 учебный год

 

В связи с переносом государственных праздников и организацией дополнительных выходных дней в РФ  материал был уплотнен заранее.

 

                                              


                                                                                 Приложение 2


Традиционные

Словесные.

Беседа - тематически направленный диалог с учениками (учеником). Коррекционная направленность достигается особой системой и соблюдением требований к вопросам. В беседе часто используется мощный коррекционный прием (средство формирования понятий) – прием сравнения.

Эвристическая беседа. Эвристическая деятельность - это такая разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов (или объектов изучаемой науки). Эвристическая беседа - это один из основных методов, который позволяет проявить учащимся творческую активность. В ходе эвристической беседы должно совершаться маленькое открытие.

Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. В случае работы с детьми с ЗПР должен быть ярким, эмоциональным, интересным, непродолжительным. Оптимальные темп и громкость речи, как правило, в сочетании с беседой.

Работа с книгой - чтение вслух, чтение про себя, чтение учителем. Коррекционная направленность реализуется за счет постепенного повышение уровня самостоятельности (от нахождения иллюстрации, страницы - до самостоятельного поиска ответа на вопрос). Используется в основном - для закрепления нового материала.

Наглядные методы.

Иллюстрация - показ ученикам иллюстративных пособий, портретов писателей и поэтов, репродукций картин художников на доске .Коррекционная направленность осуществляется за счет большей реалистичности и подробности иллюстраций

    Практические методы.

Устные и письменные упражнения - многократное выполнение определенных действий или видов деятельности с целью их освоения и с опорой на понимание, сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Коррекционная направленность реализуется в требованиях к упражнениям (точно знать цель упражнений и четко представлять конечные результаты; следить за точностью выполнения упражнений, чтобы не закреплялись.)

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение применяется на всех этапах образовательного и воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии.

Элементы программированного обучения. В своей основе программированное обучение подразумевает работу ученика по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль учителя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. Коррекционная направленность достигается, если соблюдены следующие принципы: малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой; немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа; индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе; дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами; единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.

В условиях коррекционной школы эффективно использовать для проверки знаний, умений и навыков, создание положительной мотивации (всевозможные кодирования и шифрования правильных ответов).

Воспитывающие ситуации. Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой ученик вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений, например:

- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению учащегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия;

- тренинговые упражнения (во время их выполнения учащийся имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений подростками приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.

Выделяют следующие приемы организации деятельности:

1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.

2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

3. «Акцент на лучшее». Преподаватель в разговоре с учащимися старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

4. «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.

5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка, и т.п.)

6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать опровергать мнение своих товарищей.

Приложение 3

Тематическое планирование по технологии в 3 классе

по учебнику : Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева Москва, Просвещение, 2015

(1 час в неделю, всего 34 часа, 34 недели)

п/п

Раздел программы

Часы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты Универсальные учебные действия (УУД) Личностные результаты
1 2 3 4 5 6
1-3 Информационная мастерская 3 Знать: правила организации рабочего места; значение бережного и безопасного хранения инструментов; названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь: различать материалы и инструменты, включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.   Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы. Рефлексия способов и условий творческой деятельности. Контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата. Создание элементарных композиций на заданную тему. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.   Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.  
4-9 Мастерская скульптора 6 Знать: характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла, исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды украшений – их виды и свойства, составлять композиции из бросовых материалов, конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям.   Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценить работу товарища. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Создание элементарных композиций на заданную тему. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Создание элементарных композиций на заданную тему. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выражение своего отношения к произведению искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений. Оценивание учебных действий своих и товарищей. Умение отвечать на вопросы различного характера Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания. Доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказание помощи. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств.  
10-18 Мастерская рукодельниц 8 Знать: виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Уметь: исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы, осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий; использовать нити для украшения одежды, интерьера, расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия, выполнять строчки стебельчатых и петельных стежков; использовать различные виды стежков в декоративных работах, украшать изделие монограммой.   Регулятивные: понимание учебной задачи. Определение последовательности действий. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценить работу товарища. Умение планировать учебные занятия. Умение работать самостоятельно. Умение организовать работу по алгоритму Познавательные: наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Наблюдение природы и природных явлений. Создание элементарных композиций на заданную тему. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивание учебных действий своих и товарищей.   Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств.  
19-30 Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора 12

Знать: названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); правила безопасной работы канцелярским ножом; косую строчку, ее варианты, их назначение; названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Уметь: читать простейший чертеж (эскиз) разверток; выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; выполнять рицовку; оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), решать доступные технологические задачи.

Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;  выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказание помощи. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств.

 

     
31-34 Мастерская кукольника 4 Знать: что такое игрушка, виды игрушек, способы придания игрушке подвижности. Уметь: использовать некоторые способы получения информации; выделять информацию разного рода по иллюстрированному ряду; передавать информацию при помощи символов. Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы. Рефлексия способов и условий творческой деятельности. Контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата. Создание элементарных композиций на заданную тему. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Итого: 34 часа



Школа № 522

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«У Т В Е Р Ж Д А Ю» Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ю.Г. Елизарова Приказ № 60-ОД от 30.08.2018 г.   ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30 августа 2018 г.  

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

для 3А класса

 

(Уровень: общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с ЗПР)

 

 

 

Составила: Еркова Е.С.

Первая квалификационная категория

 

 

.

 

Санкт-Петербург

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

− Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

− инструктивно-методическим письмом КО СПб от 28.04.2017 № 03-28-2317/17-0-0 «О формировании учебных планов. Реализующих адаптированные общеобразовательные программы»;

− Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

− требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).

− Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ №522 на 2018-2019 учебный год. Программа реализуется третий год из пяти на данной ступени обучения, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

При разработке программы учитывается контингент школы (дети с задержкой психического развития).  Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по часам. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса литературного чтения в программу широко включены самостоятельные  задания по развитию речи.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе №9-ОД от 30.01.2018 на 2018-2019 учебный год.

Учебник: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014.

 

Цель изучения предмета:

  - овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;

- освоение продуктивной проектной деятельности;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 

Задачи изучения предмета:

- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;

- развитие речевой активности детей во всех видах деятельности;

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в предметах народных промыслов;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;

- распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

    Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).

     Особенностью программы является то, что формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом окружающий мир, математики, изобразительного искусства.

Содержание рабочей программы

(34 ч., 1 ч. в неделю)

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 175.