Особенности развития советского государства и права до середины 60-х годов.
Курс на сращивание партийного и государственного аппарата. Идея общенародного государства. Расширение административно-приказных, субъективистских методов управления. Смена партийно-государственного руководства. Экономические реформы середины 60-х годов и причин*»! их неудач.
Трудовое, земельное, колхозное и брачно-семейное право в 50-е - 60-е гг. Административное законодательство. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.
Нарастание противоречий государственного строительства в 70-е годы. Курс на политический консерватизм. Расхождение законодательства с практикой работы партийно-государственного управленческого аппарата, снижение реальной роли Советов.
Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г. Ее основные положения и отражение в ней идей общенародного государства и «развитого социализма». Конституция РСФСР 1978 г.
Попытка выхода из кризиса на основе «ускорения», «перестройки», «гласности» и их провал.
Изменение Конституции СССР, Учреждение Всесоюзного съезда Советов как высшего органа власти Союза ССР. Учреждение поста Президента СССР и консультативных органов при Президенте.
Ослабление Союза ССР и власти его союзных органов. Нарастание центробежных тенденций. Их причины. Попытки противостоять этим тенденциям и их провал. Особенности развития советского права в 70-е - 80-е гг.
РАЗДЕЛ VII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 14. Возникновение государственной и правовой системы
Российской Федерации и ее эволюция
Декларация о государственном суверенитете России, провозглашение союзными и автономными республиками деклараций о суверенитете. Учреждение съезда Советов российской Федерации. Выборы первого президента России.
Превращение Российской Федерации в суверенное государство.
Обострение противоборства исполнительной и законодательной властей. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 г. Роспуск Съезда Советов и Верховного Совета Российской Федерации. Упразднение местных советов. Приостановление функционирования Конституционного суда. События 3-4 октября 1993 г. в Москве. Выборы 12 декабря 1993 г. в государственную Думу и Совет Федерации. Оценка результатов выборов. Реорганизация правительства.
Конституция РФ 1993 г. о государственном устройстве Российской Федерации. Основные принципы государственного строительства.
Полномочия, структура и характер функционирования высших органов власти и управления РФ по Конституции 1993 г.
Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики.
Правовые взгляды юристов. Возрождение идей естественного права и их отражение в законодательстве и в Конституции Российской Федерации. Правовое оформление различных форм собственности.
Тема 15. Совершенствование государственного механизма
и правовой системы России на современном этапе
Рационализация структуры органов государственной власти и управления Российской Федерации. Создание федеральных округов. Изменение принципов формирования Совета Федерации. Институт полномочных представителей президента РФ и их функции и задачи.
Совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти.
Учреждение Государственного совета Российской Федерации, его структура, основные задачи, состав и организация работы.
Дополнительные меры по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации. Судебная и налоговая реформы. Усиление роли и надзорных функций Прокуратуры РФ.
Кодификация российского законодательства.
Учебно-методическое обеспечение
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В ходе самостоятельной работы студенты выполняют контрольные задания, решают задачи и казусы по предложению преподавателя. В ходе экзаменационной сессии студенты представляют выполненные задания для оценки. Наличие положительной оценки за самостоятельную работу, является допуском к сдаче экзамена по дисциплине.
В целях более качественного усвоения дисциплины и осуществления текущего контроля знаний в конце изучения раздела осуществляется тестовый контроль.
Преподавание курса основывается на достижениях современной исторической науки, законах и закономерностях общественного развития, тесной связи с жизнью. Оно базируется на основных принципах исторического познания: диалектическом подходе: научной объективности; историзме; системности; социальном детерминизме. Преподавание дисциплины широко опирается на общенаучные (исторический, логический и классификации) методы. Используются собственно исторические методы изучения явлений и процессов (синхронно-хронологический, диахронный, метод периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный и др.) Изучение курса осуществляется на лекциях и семинарах, а также путем самостоятельного освоения студентами рекомендуемой учебной литературы. Программа курса охватывает период с образования древнерусского раннефеодального государства и до сегодняшних дней. В ходе самостоятельной работы студенты должны изучать рекомендованные учебники, пособия, справочники, что позволит им значительно расширить исторические знания, высветить альтернативы общественного развития на разных этапах истории страны, выработать собственное отношение к историческому прошлому. Особое внимание при изучении курса следует уделить рассмотрению первоисточников, позволяющих реконструировать историческую эпоху с большой долей достоверности.
В ходе проведения практических занятий будут использоваться интерактивные формы обучения. Основными методами интенсификации, индивидуализации и активизации преподавания дисциплины являются: проблемные лекции, лекции с элементами диалога, диспуты по разбору конкретных ситуаций. Преподавание теоретической части учебной дисциплины осуществляется с применением дискуссионного, объяснительно-иллюстративного, эвристического, исследовательского методов, а также метода проблемного изложения материала. В ходе практических занятий с использованием интерактивных форм обучения наиболее сложные теоретические проблемы будут рассматриваться с целью сформировать навыки и умения необходимые в профессиональной деятельности.
В целях более эффективного осуществления текущего контроля качества усвоения изучаемого по дисциплине материала, после каждого раздела проводится тестирование.
Для контроля самостоятельной работы учебным планом предусмотрен контроль самостоятельной работы (КСР). КСР – проводится в форме контрольной работы.
Самостоятельная работа студентов (СРС) позволяет предметно выработать аналитические навыки, обеспечить понимание теории и юридической практики, более осознанно относиться к уровню своей профессиональной подготовки. СРС способствует развитию их мыслительной деятельности, обеспечивает усвоение определенного учебного материала и предоставляет необходимую подготовку для решения конкретных практических задач, входящих в их будущие профессиональные обязанности. СРС направлена на обеспечение индивидуализации при изучении курса, на развитие способностей и возможностей, на персонификацию контроля за качеством обучения.
Для усвоения лекционного материала, с учетом рекомендаций преподавателя, необходимо изучить самостоятельно обязательную и дополнительную литературу. Непременным условием качественного усвоения материала является выполнение студентами заданий на самостоятельную работу студентов по каждой теме, а именно, решить задачи, тестов, дать ответы на контрольные вопросы. Проработать конспекты лекций, обязательную и дополнительную литературу с составлением конспекта, подготовить презентации в MS Power Point, изучить материалы лекций, подготовиться к семинарам, ознакомиться с материалами электронно-библиотечной системы IPRbooks, подготовить письменное сообщение.
При подготовке к практическим занятиям, руководствуясь планом и списком рекомендуемой литературы, необходимо изучить тему так, чтобы по каждому из предложенных вопросов студент мог дать развернутый, обстоятельный ответ. Для этого необходимо освоить терминологический минимум (глоссарий) по данной дисциплине, ознакомиться с основной и дополнительной литературой. Кроме того, в отведенные часы для самостоятельной работы студент должен решить предложенные казусы.
Последующая практическая подготовка предусматривает: обсуждение выносимых вопросов на практических занятиях; решение задач, призванных выработать у студентов умения и навыки использовать нормативную и фактическую информацию для понимания механизма реализации правовых норм в сфере древнеримского судопроизводства.
При выборе учебника или учебного пособия следует исходить из того, учтены ли в нем требования государственного стандарта высшего образования. Предпочтение отдается тем изданиям, в аннотации к которым прямо указано, что они написаны в соответствии с этим документом.
Основными методами интенсификации, индивидуализации и активизации аудитории являются: проблемные лекции, лекции с элементами диалога, «мозговые штурмы», диспуты по разбору конкретных ситуаций, практические занятия – деловые и ролевые игры, индивидуальные задания и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает:
Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта Подготовка презентации в MS Power Point Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks); Подготовка письменных сообщений |
6.2. Задания на самостоятельную работу
Примечание: в указанных заданиях на самостоятельную работу студентов срок выполнения указан для студентов очной формы обучения.
Для студентов заочной формы обучения сроком выполнения задания является предстоящая экзаменационная сессия.
Задания на самостоятельную работу студентов по теме «Введение»
Цель задания: изучить предмет истории отечественного государства и права, ее цели и задачи, методологию и методику.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные:1-3
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 1
Цель задания: изучение особенностей становления и развития государства и права Древней Руси (IX-XII вв.)
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 1-3,17,31,41-47,108-127.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 2
Цель задания: изучение характерных черт государства и права русских земель в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.)
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 30,33,35,160-167.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 3
Цель задания: изучение государственного строя и права Золотой Орды и Великого княжества Литовского (XIII-XV вв.)
Содержание:
сообщения по вопросу «Особенности права Великого княжества Литовского».
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 193-203.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8.
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 4
Цель задания: изучение истории образования русского централизованного государства и развитие права в XV-первой половине XVI вв.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР:
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8.
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 5
Цель задания: изучение особенностей становления сословно-представительной монархии в России и развития права в середине XVI-первой половине XVII вв.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 39,76-82.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 6
Цель задания: изучение особенностей становления и развития абсолютной монархии в России
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 20,27,28,222-244.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 7
Цель задания: изучение основных тенденций развития права и правового обоснования российского абсолютизма.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 91-97,245.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 8
Цель задания: изучение особенностей развития российского государства и права в первой половине XIX в.
Содержание:
1. Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы.
2. Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы с составлением конспекта
3. Подготовка презентации в MS Power Point
4. Изучение материалов лекций, подготовка к семинарам
5. Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks)
6. Конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, подготовка письменного сообщения по вопросу «Систематизация русского права в первой половине XIX века».
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 104-107,260-268.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 9
Цель задания: изучение эволюции государства и права России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 264-268.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 10
Цель задания: изучение особенностей развития российского государства и права в период перехода к конституционной монархии и парламентаризму (1905-1914 гг.)
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР 291-310.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 11
Цель задания: изучение эволюции государства и права России в условиях кризисного развития (1914-октябрь 1917 гг.)
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 331-355.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
-
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 12
Цель задания: изучение особенностей становления и развития советского государства и права до середины 50-х годов XX в.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 379-388,422-436.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 13
Цель задания: изучение истории советского государства и права в 1950-1980-е годы.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 452,453,468.
Отчетность: конспект лекций
Метод оценки: пятибалльная
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 14
Цель задания: изучение истории возникновения государственной и правовой системы Российской Федерации.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР: 448-451,461-467,469-487.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Задания на самостоятельную работу студентов по теме 15
Цель задания: изучение особенностей совершенствования государственного механизма и правовой системы России на современном этапе.
Содержание:
Срок выполнения: согласно расписанию (календарному графику)
Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.
Задания для СР:503-532.
Отчетность: конспект лекций.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники:
- обязательные: 1-4;
- дополнительные: 5-8
Оценка самостоятельной работы студентов (СРС)
Контроль самостоятельной работы (КСР) – вид контактной внеаудиторной работы обучающихся по образовательной программе. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем в часы, отведенные для КСР (путем написания контрольных работ). Их две. Оценка их осуществляется в соответствии с методикой, изложенной в Фонде оценочных средств по дисциплине «История отечественного государства и права» (см. приложение 1). Итоговая оценка СРС выставляется по пятибалльной системе в отдельную ведомость и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии.
Темы контрольных работ для КСР-1
1. Научные теории происхождения древнерусской государственности: сравнительный анализ
2. Эволюция правового положения Церкви и духовенства в допетровской России
3. Правовое положение князя в Древней Руси и различных русских княжествах в период удельной раздробленности: сравнительный анализ
4. Вече и князь в Киевской Руси и Новгородской республике: сравнительный анализ
5. Обычное право и каноническое право как источники русского права
6. Русская Правда как источник права Древней Руси: происхождение, редакции, содержание, влияние на последующее развитие отечественного права
7. Причины и предпосылки удельной раздробленности на Руси: сравнительный анализ различных научных трактовок
8. Общественный и государственный строй Новгородской республики: форма и сущность
9. Феодализм в истории России: реальность или миф?
10. Причины и предпосылки образования единого русского государства под властью Московского князя: сравнительный анализ различных научных трактовок
11. Эволюция правового положения служилых людей в Московском государстве в XV–XVII вв.
12. Правовое положение посадских людей, крестьян и холопов в Московском государстве в XV–XVII вв.: сравнительный анализ
13. Сущность, причины формирования и эволюция крепостного права в допетровской России
14. Судебники XV–XVI вв.: сравнительный анализ источников, структуры, содержания основных институтов
15. Влияние иностранного законодательства на право Московского государства
Темы контрольных работ для КСР-2
1. Смертная казнь в Московском Государстве и в странах средневековой Европы: сравнительный анализ
2. Земские соборы Московского государства и европейские парламенты: сравнительный анализ
3. Эволюция местного управления и самоуправления в Московском государстве
4. Правовое положение Царя в Московском государстве. Сущность самодержавной власти
5. Имперское строительство и государственное управление инородческими территориями в Московском государстве
6. Уложение 1649 г. как важнейший памятник отечественного права: источники, структура, порядок разработки и принятия, особенности юридической техники, значение
7. Общая характеристика основных петровских реформ и их государственно-правовых последствий
8. Правовое положение дворянства и крестьянства в Московском государстве и Российской Империи XVIII в.: сравнительный анализ
9. Имперская политика России и европейских стран (Испании, Португалии, Британии, Франции): сравнительный анализ
10. Либеральные реформы Александра Второго: за и против
11. Государственная дума и Земский собор: общие черты и различия
12. Форма правления Российской Империи в период между революциями: сравнительный анализ различных научных трактовок
13. Революция или государственный переворот? (Юридический анализ событий февраля – марта 1917 г.)
14. «Ленинская» и «сталинская» модели национально-государственного устройства: сравнительный анализ
15. Изменение механизма государственного управления в условиях Первой и Второй мировых войн: сравнительный анализ
16. Правовое положение человека и гражданина в СССР: de jure и de facto
17. Распад СССР: юридический анализ
18. Правовой статус парламента в Российской Федерации и Российской Империи: сравнительный анализ
Задания для СР :1. Что такое родовая община у восточных славян?
2. Что способствовало появлению процессов имущественного и социального расслоения у восточных славян?
3. Как называется форма правления государства Киевская Русь?
4. Что означал очередной порядок престолонаследия в Киевской Руси?
5. Наследственное право Киевской Руси предполагало переход наследства в первую очередь к________
6. Что такое феодальная раздробленность?
7. При ком сложилась система кормлений на Руси?
8. Какой новый состав преступления впервые вводит Судебник 1497 г.?
9. К каким изменениям в государственном строе России привели реформы Ивана IY?
10. Какие новые решения в годы Смуты Земский Собор был вынужден принимать, не входившие ранее в его компетенции?
11. Какую реформу незадолго до смерти начал, но не успел довести до конца царь Алексей Михайлович?
12. Что такое «петровские регламенты»?
13. Что такое коллегия?
14. Что такое союзы племен (племенные княжения) у восточных славян?
15. Какие функции выполняло вече у восточных славян?
16. Кого относили к челяди в Киевской Руси?
17. Какая из редакций Русской Правды отразила процессы социального расслоения общества, оформление привилегий феодалов, зависимое положение смердов?
18. Что такое удел?
19. Какую кражу Псковская судная грамота считала квалифицированной?
20. Когда было упразднено местничество в Московском государстве?
21. Что означало выражение Судебника 1497г. «облиховать», назвать «ведомо лихими» людьми?
22. Кто имел право «облиховать»?
23. В какой период государственной истории Земские соборы в России превратились в органы высшей власти?
24. В каком из перечисленных правовых памятников впервые встречается положение о том, что закон не имеет обратной силы?
25. В каких делах Соборное уложение применяло розыскной процесс?
26. В каких делах Соборное уложение применяло состязательный процесс?
27. Какой процесс, свойственный абсолютизму, отразил петровский указ «О единонаследии» 1714г.?
28. Какие виды квалифицированной смертной казни упоминались в петровском уголовном законодательстве?
29. Раскройте термины: Поток и разграбление в Киевской Руси; Сословно-представительная монархия; Приказ Тайных дел; Аркебузирование.
30. О каких событиях рассказывает автор «Повести временных лет»?: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица… И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
31. В какой редакции Русской Правды содержится следующая норма? «Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны сестры».
32. Кто был хранителем государственной казны в Новгородской феодальной республике?
33. Заполните пропуски: Псковская судная грамота делила имущество на движимое, оно называлось _________________, и недвижимое, называвшееся ___________________ .
34. Какой юридический документ стал символом вассальной зависимости русских князей от ордынских ханов?
35. Какой порядок престолонаследия ввел Дмитрий Донской после победы на Куликовом поле?
36. Как назывался государственный налог в XVI веке?
37. Перечислите основные положения 57 статьи Судебник 1497 г.
38. Какую роль сыграл Земский собор 1613 г. в истории Российского государства?
39. Заполните схему «Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.»
ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Против
Церкви
Против
Государства
Против
Порядка
Управления
Против
Благочиния
Должностные
Против
Личности
Против
Имущества
Против
Нравственности
40. Раскройте термины:
Продажа в Киевской Руси
Абсолютизм
Подушная подать
Думский дьяк
Задачи:
Задачи к Русской Правде
41.Святополк на спор оседлал чужого коня и проехался по улицам города. Будет ли он наказан в судебном порядке? Если да, то, какое наказание его ждет?
42.На рынке гончар Матвей купил овцу и уплатил мытнику торговую пошлину. Но по дороге домой он встретил соседа, который заявил, что эта овца была украдена у него вчера ночью. В доказательство сосед показал метку за ухом у овцы. Каким образом суд решит этот спор? Ждет ли Матвея наказание?
43.Уходя в поход, дружинник Олег оставил на хранении у соседа сундук с одеждой. Вернувшись из похода, Олег подал жалобу, что из сундука пропали некоторые вещи. Каким будет решение суда?
44. Из Константинополя в Киев приехал торговать грек Димитрис. Вскоре у него занял на две недели крупную сумму денег местный купец Иван. Через две недели деньги не были возвращены. Грек обратился в суд, который установил, что Иван давно должен всем купцам в округе. Одному из купцов Иван уже два годы платит проценты по долгу. К тому же, Иван подрядился поставить для княжеского дворца бревна, взял на это деньги и не выполнил своего обязательства. Какое решение примет суд по этому делу? Что ждет Ивана?
45.Два киевских купца взяли у товарищей товар на продажу и пустились в долгий путь. По дороге они расстались. Один загулял в ближайшем селе и все пропил. Другой продолжил поездку, но был ограблен разбойниками в районе Днепровских порогов. Когда оба вернулись в Киев с пустыми руками, кредиторы подали иск о взыскании с них долга. Чем закончится это судебное разбирательство?
46.На княжеский двор прибежал Осип, избитый до крови. Он заявил, что на него напали на соседней улице. Какие действия должны предпринять власти?
47.Ночью в доме боярина Давыда поймали вора, связали его и заперли в чулане. Утром вор оказался мертвым. Имело ли место нарушение закона? Как будет наказан виновный, если закон был нарушен?
48.Холоп Юшка несколько раз сильно ударил палкой купца Николу, с которым враждовал хозяин Юшки, боярин Глеб. После этого Юшка спрятался в доме своего хозяина, а Глеб отказался выдать виновного правосудию. Как должны в этой ситуации действовать представители власти?
49.Смерд Даниил занял у боярина деньги, стал закупом, но сбежал, не уплатив долга. Когда его поймали и привели в суд, Даниил показал синяки и ссадины и заявил, что пьяный боярин едва его не убил. Это и стало причиной побега. Какое решение и в чью пользу примет суд?
50.На пиру случилась драка, в которой дружинник Свинельд отсек мечом палец одному гостю и вырвал клок бороды у другого. Что ждет буяна? Почему именно так суд назначил наказание?
51.Умер боярин Владимир, остались у него вдова, один взрослый сын, двое маленьких сыновей и семнадцатилетняя незамужняя дочь. Да еще у боярина были незаконные сын и дочь от рабыни, которую он горячо любил. Кому и что из наследства должно достаться?
52.Сыновья боярина Ярополка никак не могли поделить наследство, дело доходило до драк. Кто должен помочь им разделить имущество отца? На каких условиях будет оказана эта помощь?
53.От боярина Ростислава сбежали холоп Илья и рабыня Мария. Он заявил об этом на торговой площади. Соседи сообщили Ростиславу, что видели беглецов в доме купца Сильвестра. Купец кормил их и использовал на домашних работах. Ростислав подал челобитную князю. Чем закончится дело?
54.Тихон и Михаил украли с княжеского двора четырех коней и ускакали в соседнее село. За ними по следам кинулись боярские слуги и настигли Тихона с одним конем в этом селе. Но Михаила и трех других коней там не было. Жители села присоединились к погоне. Через два часа след на большой дороге потерялся. Как суд решит это дело? Кто и как будет наказан?
Задачи к Судебнику 1497 г.
55.25 августа 1503 г. крестьянин Овсей со всем семейством уехал на новое место жительства, не сообщив об этом боярину Матвееву, на земле которого проживал ранее. Какие нормы Судебника 1497 г. нарушил крестьянин? Что может сделать Матвеев?
56.Ученик кузнеца Антон был в третий раз уличен в краже инструментов из кузницы. Убытки кузнеца составили больше рубля серебром, а денег у Антона в наличии не оказалось. Чем закончится суд над вором?
57.Недельщик Петров был послан из Москвы в Каширу для ареста шайки разбойников. Один он не мог справиться с этим поручением. Кого он может взять с собой на помощь? Какое вознаграждение за службу ему положено?
58.Соседи обвинили Луку в совершении нескольких краж. Вещественных доказательств у соседей не было. Они целовали крест перед судом, что говорят правду. Обвиняемый свою вину упорно отрицал. Какое решение примет суд по этому делу?
59.Пять дворян обвинили своего сослуживца в том, что он подбивал их выступить против Великого Московского князя и не идти в военный поход против татар. Какое решение примет суд по этому делу?
60.Посадский человек Фрол обвинил соседа в поджоге своего дома. Дело дошло до судебного поединка, в котором Фрол убил соседа. Чем закончится это судебное разбирательство?
61.Артамон и Василий нанялись к купцу Шорину на месяц грузчиками, исправно работали двадцать семь дней, а потом запили и не появлялись у купца. Когда они пришли за платой, купец прогнал их вон, ничего не заплатив. Василий и Артамон подали челобитную. Каким будет судебное решение?
62.Вдова Мария подала челобитную на соседа, не возвращавшего деньги, взятые у ее покойного мужа. Сосед перед судом отказался платить и заявил, что готов пойти на поединок, чтобы доказать, что на нем нет долга. Как должна поступить Мария?
63.Дворянин Гринев дал взятку боярину-наместнику, разбиравшему дело о драке, затеянной Гриневым. Боярин приговорил к судебному штрафу пострадавшего в драке посадского Илью. Илья собрал надежных свидетелей и подал челобитную самому великому князю. Правота Ильи была доказана. Чем закончится разбирательство?
64.Купец Алексин был ограблен шайкой разбойников и не смог вернуть долг своему партнеру. Какое решение примет суд по этому поводу? Как будут называться документы, выданные судом?
65.Какие доходы получали великий князь и члены его семьи, если они занимались рассмотрением судебных дел?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 348.