МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВА
Л.Н. Войцешко
РОССИЯ И МИР
Ч. 1
(рабочая тетрадь по истории )
Омск. 2010
Войцешко Л.Н. Россия и мир ч. 1 (рабочая тетрадь по истории) – Омск, Омский областной колледж культуры и искусства. 2010. – 70 стр.
Рабочая тетрадь по истории предназначена для преподавателей и студентов, изучающих элективный курс «Россия и мир» на базе основного общего образования. Она поможет студентам научиться выделять в учебном тексте главное, запоминать имена и даты, устанавливать связи между описанными явлениями. С помощью рабочей тетради можно отрабатывать пропущенный материал, готовить опережающие задания.
Печатается по решению
Методического совета колледжа
Протокол № 2 от 12.01.2010
Ответственная за выпуск Найверт Л.В.
Содержание
1. | Введение | 4 |
2. | Раздел I. История России | 5 |
3. | Тема 1. Древние славяне | 5 |
4. | Тема 2. Образование государства у восточных славян | 6 |
5. | Тема 3. Политическая раздробленность Руси | 10 |
6. | Тема 4. Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII-XV вв. | 11 |
7. | Тема 5. Борьба за объединение русских земель | 13 |
8. | Тема 6. Правление Ивана IV. Опричнина | 15 |
9. | Тема 7. Смутное время | 18 |
10. | Тема 8. Первые Романовы | 20 |
11. | Тема 9. Расширение территории русского государства в XVI-XVII вв. | 22 |
12. | Тема 10. «Бунташный век» | 23 |
13. | Тема 11. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны | 25 |
14. | Тема 12. Эпоха петровских реформ | 26 |
15. | Тема 13. Эпоха дворцовых переворотов | 30 |
16. | Тема 14. «Золотой век» Екатерины II | 32 |
17. | Тема 15. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | 33 |
18. | Тема 16. Политическое и экономическое развитие России в начале XIX в. | 39 |
19. | Тема 17. Отечественная война 1812 г. | 41 |
20. | Тема 18. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов. | 43 |
21. | Тема 19. Попытки реформ Николая I. Общественное движение второй четверти XIX в | 45 |
22. | Тема 20. Внешняя политика России в сер. XIX в. | 46 |
23. | Тема 21. Отмена крепостного права в России | 47 |
24. | Тема 22. Либеральные реформы второй половины XIX в. | 49 |
25. | Тема 23. Россия во второй половине XIX в. | 49 |
26. | Тема 24. Общественное движение второй половины XIX в | 51 |
27. | Тема 25. Внешняя политика России во второй половине XIX в. | 53 |
28. | Тема 26. Россия в к. XIX в. | 54 |
29. | Раздел II. Всеобщая история Тема 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций | 56 |
30. | Тема 2. Цивилизации Древнего мира | 57 |
31. | Тема 3. Византийская империя | 59 |
32. | Тема 4. Исламский мир. | 60 |
33. | Тема 5. Рождение средневековой европейской цивилизации | 60 |
34. | Тема 6. Экономическое и политическое развитие Европы в начале средневековья | 61 |
35. | Тема 7. Западная Европа в начале Нового времени | 62 |
36. | Тема 8. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. | 65 |
37. | Тема 9. Новые явления в социально-экономической и политической жизни стран Европы в XIX в. | 66 |
38. | Тема 10. Идейные течения и политические партии в XIX в. | 67 |
39. | Тема 11. Революции и реформы (XIX в.) | 67 |
40. | Список использованной литературы | 70 |
Введение
Рабочая тетрадь охватывает период отечественной и всемирной истории с древнейших времен до конца XX века и должна помочь студентам в освоении курса «Россия и мир», рассчитанного на 117 часов учебного времени. Первая часть рабочей тетради содержит задания по разделам и темам периода до конца XIX века и предполагает ее использование студентами первого курса, обучающимися на базе основного общего образования.
Рабочая тетрадь составлена по материалам учебников Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России», В.И. Буганова, П.Н.Зырянова «История России», Волобуева О.В. «Россия и мир» 10 класс, тестовых заданий Кадневского В.М., рабочих тетрадей Кацва Л.А., Черниковой Т.В.. Материалы рабочей тетради включают 2 раздела: «История России», «Всеобщая история». В процессе написания тетради были использованы также материалы словаря исторических терминов.
Преподаватель может использовать рабочую тетрадь как средство познавательной деятельности на любом этапе урока: для организации усвоения нового материала, закрепления уже изученного, а также проверки знаний студентов. Использование рабочей тетради поможет студентам развивать навыки самостоятельного освоения предмета.
Тема: «Древние славяне»
Прочитайте § «Появление славян», «Славяне в V - VII вв.» учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России» Ч. I .
Ответьте на вопросы.
С какими народами славяне связаны своим происхождением? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда и где начали селиться славяне на территории Европы? ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие народы были соседями славян?__________________________________
__________________________________________________________________
Каковы основные черты жизни древних славян?_________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Объясните термины:
Кий - _____________________________________________________________
Аттила____________________________________________________________
гунны_____________________________________________________________
анты______________________________________________________________
скифы_____________________________________________________________
новгородские словене_______________________________________________
авары_____________________________________________________________
хазары____________________________________________________________
поляне____________________________________________________________
Прочитайте § «Восточнославянские племена в VIII - IX вв.» § « Религия восточных славян»
Заполните таблицу по образцу:
Названия племен | Место их размещения в восточной Европе |
древляне | к северо-западу от Новгорода |
дряговичи | |
вятичи | |
кривичи | |
полочане | |
северяне | |
радимичи | |
волыняне и бужане | |
уличи и тиверцы | |
хорваты, дулебы | |
весь, корела, чудь, мурома, мордва |
Ответьте на вопросы. Чем занимались восточные славяне? Какие орудия труда они при этом использовали?____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие торговые пути существовали у восточных славян?_________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие религиозные праздники были у древних славян?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие силы олицетворяли славянские боги:
Сварог____________________________________________________________
Даждьбог__________________________________________________________
Стрибог___________________________________________________________
Велес_____________________________________________________________
Хорс______________________________________________________________
Симаргл___________________________________________________________
Макошь___________________________________________________________
Перун_____________________________________________________________
Объясните термины:
«из варяг в греки» __________________________________________________
скора_____________________________________________________________
бортничество______________________________________________________
подсечное земледелие_______________________________________________
__________________________________________________________________
язычество__________________________________________________________
тризна_____________________________________________________________
Образование государства у восточных славян
Прочитайте § «Предпосылки образования Древнеславянского государства», «Появление государства у восточных славян» учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России» Ч. I .
Ответьте на вопросы.
Какой смысл вкладывается в термины?
Русь______________________________________________________________
русь______________________________________________________________
варяги____________________________________________________________
норманнская теория________________________________________________
вече______________________________________________________________
воевода___________________________________________________________
князь_____________________________________________________________
дружина___________________________________________________________
смерд_____________________________________________________________
Каковы основные черты военной демократии?___________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Когда произошли?
Съезд князей в Любече__________________
Крестовый поход против половцев________
Восстания в Киеве______________________
Прочитайте § «Политическая раздробленность Руси» (14-16)
Ответьте на вопросы.
В чем причины распада Руси на отдельные княжества?___________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как можно оценить распад Руси?______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте правильные суждения (знаком +)
- «в период распада Руси роль Киева как административного центра падает»
- «самые крупными центрами на Руси в XI-XII веках были Рязанское, Тверское, Московское и Полоцкое княжества»
- «республиканская форма правления в XI-XII веках была характерна для Новгородской и Псковской земель»
- «самыми безопасными и плодородными землями на Руси в указанный период были земли Владимиро-Суздальского княжества»
- «городская аристократия правила в Чернигове»
- «настоящим центром внешней торговли становится Новгород»
- «огромную роль в формировании властных структур вече играло в Киеве»
«Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо правили в Галицко-Волынском княжестве»
Дополните фразы.
Монголы занимали огромные пространства от___________________________
_________________________до _______________________________________
Основным занятием монголов было____________________________________
Руководили монгольскими племенами _________________________________
В зависимость от племенной верхушки все чаще попадали ________________
Дружинниками у монгольских ханов были______________________________
Главой монгольской державой в___________стал_________________, провозглашенный на_______________.
Главной задачей монголов было_______________________________________
Ответьте на вопросы.
Какие территории вошли в состав монгольской державы? ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите причины успешных завоевательных походов монголов________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Чем можно объяснить трагический исход битвы на Калке?________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончите фразы
Сплоченность русского боярства вокруг великокняжеской, а затем царской власти объяснялась__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Важнейшей целью Ивана IV при введении опричнины являлось___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Связь крепостного права с опричниной состоит в _______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Смутное время»
Прочитайте § «Россия в преддверии Смуты» (последний пункт), «Смутное время», «Смутное время» (продолжение) учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России» Ч. I .
Используйте словарь терминов
Ответьте на вопросы:
Кто и каким образом вступил на престол после пресечения династии Ивана Даниловича?_________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы были особенности внутренней политики Бориса Годунова?_________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова главная причина народных волнений в начале XVII века?__________
__________________________________________________________________
Какие цели преследовал первый самозванец Лжедмитрий I и его союзники?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую политику проводил Лжедмитрий I, вступив на престол. Каковы ее итоги?____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем причины восстания под руководством И.Болотникова?______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему восстание под руководством И. Болотникова называют первой гражданской войной в России?________________________________________
__________________________________________________________________
Кто скрывался под именем Лжедмитрия II? Какие силы и почему поддержали второго самозванца?_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую опасность представляла открытая польская и шведская интервенция для России?________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какую цель преследовало Первое ополчение? Чем закончилась его деятельность?______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Каковы были успехи Второго ополчения?_______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем закончилась Смута?_____________________________________________
Последствия Смуты?________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы условия Деулинского перемирия?______________________________
__________________________________________________________________
Каковы были условия Столбовского мира?______________________________
__________________________________________________________________
Определите, когда произошли эти события:
Вступление Бориса Годунова на престол_______________________________
Восстание Хлопка__________________________________________________
Восстание И.Болотникова____________________________________________
Вступление Лжедмитрия I в Москву___________________________________
Восстание против Лжедмитрия________________________________________
Семибоярщина_____________________________________________________
Открытая интервенция Польши и Швеции в Россию______________________
Деятельность Первого ополчения______________________________________
Деятельность Второго ополчения______________________________________
Капитуляция интервентов в Москве____________________________________
Избрание на царство Михаила Романова________________________________
Деулинское перемирие_______________________________________________
Столбовский мир___________________________________________________
Расставьте в хронологической последовательности всех занимавших русский престол во время Смуты:
Семибоярщина, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Борис Годунов.
Объясните термины:
Смутное время____________________________________________________
самозванство______________________________________________________
«голодные бунты»_________________________________________________
«крестоцеловальная запись»________________________________________
гражданская война_________________________________________________
ополчение_________________________________________________________
«Совет всея земли»_________________________________________________
семибоярщина_____________________________________________________
Тема «Первые Романовы»
Прочитайте § «Первые Романовы», «Священство и царство» учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России» Ч. I .
Используйте словарь терминов
Соотнесите события и даты:
Правление Михаила Федоровича Романова 1645-1676
Правление Алексея Михайловича Романова 1613-1645
Принятие Соборного уложения 1653-1654
Соловецкое восстание 1649
Церковный раскол 1667-1676
Ответьте на вопросы:
Почему при решении вопроса о власти выбор пал на Михаила Романова?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соответствует ли личности Алексея Михайловича прозвище, данное ему народом – «тишайший»?_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________С помощью каких органов укреплялась царская власть при первых Романовых?________________________________________________________
Опишите состав и функции Боярской Думы ____________________________
__________________________________________________________________
Что такое Земский собор? Какова была роль Земских собор в управлении государством?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
Название приказа | Функции приказа |
Разрядный | Распределял дворян на службу |
Какие решения принял Земский собор 1649 г.?__________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Перечислите основные органы и их функции местного управления?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как были организованы суд и армия в середине XVII века?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите основные изменения в богослужении после церковной реформы Никона,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова была позиция противников реформы?___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключались причины падения Никона?__________________________
__________________________________________________________________
Перечислите самых ярых противников Церковной реформы_______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы итоги церковного раскола?____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие события произошли в
2 октября 1552 г .___________________________________________________
1556 г._____________________________________________________________
1582 г._____________________________________________________________
1585 г. ____________________________________________________________
1632 г._____________________________________________________________
1648 г._____________________________________________________________
Объясните термины:
засечная черта______________________________________________________
землепроходцы_____________________________________________________ясак_______________________________________________________________
острог_____________________________________________________________
кыштымы__________________________________________________________
Какую роль в присоединении и освоении Сибири сыграли:
Ермак Тимофеевич Оленин___________________________________________
__________________________________________________________________
Ф.Попов и С.Дежнев________________________________________________
__________________________________________________________________
В.Атласов_________________________________________________________
__________________________________________________________________
В.Поярков, Е.Хабаров_______________________________________________
__________________________________________________________________
Какое значение имели открытия землепроходцев XVII века для России?_____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Бунташный век»
Прочитать § «Бунташный» век» учебника Сахарова А.Н, Буганова В.И. Ч.1 Словарь терминов.
Определите
причины «Соляного бунта»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
причины Медного бунта:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
причины крестьянской войны под руководством Степана Разина:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Представители каких классов и сословий принимали участие в
Медном и Соляном бунтах __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
в войне под руководством Разина _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие действия предпринимали
восставшие казаки и крестьяне под руководством Разина?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
участниками городских восстаний были________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие события произошли в
1676 г. ____________________________________________________________
1687 г.____________________________________________________________
1689 г____________________________________________________________
1687, 1689 гг.______________________________________________________
Заполните таблицу
Коллегия, орган управления | функции |
Иностранная коллегия | |
Военная коллегия | |
Адмиралтейская коллегия | |
Камер-коллегия | |
Штатс-коллегия | |
Ревизион-коллегия | |
Берг-мануфактур-коллегия | |
Вотчинная коллегия | |
Юстиц-коллегия | |
Синод | |
Сенат | |
Главный магистрат |
Заполните таблицу.
название войны | годы | успехи России | неудачи |
Выделите главное.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
1. Какие положения «Наказа» особенно противоречили российским традициям?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему цензура некоторых стран запретила печатать «Наказ» российской императрицы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему Екатерина II готова была пойти на более глубокую реформу судебной власти, нежели законодательной и исполнительной?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему Уложенная комиссия так и не смогла выполнить порученные ей задачи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково было главное препятствие на пути реформирования российского общества?_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитайте § «Хозяйственное развитие России в XVIII веке»
Ответьте на вопросы.
Каковы были успехи русской промышленности во второй половине XVIII в.?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы старые и новые черты в развитии производства в екатерининскую эпоху?
старые____________________________________________________________
__________________________________________________________________
новые_______________________________________________________________________________________________________________________________
Особенность положения большинства русских наемных рабочих состояла в
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы были характерные черты развития сельского хозяйства в эпоху Екатерины II?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где и почему из феодальных повинностей была больше распространена барщина, где – оброк? Что для крестьян было выгоднее?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие крестьяне – помещичьи или государственные – имели более благоприятные условия для предпринимательской деятельности и почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как должны были отнестись помещики к указу 1775 г., разрешившему крестьянам разнообразную предпринимательскую деятельность?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, как и почему изменились экономические взгляды правящих кругов России с первой четверти XVIII в. на основании фрагментов из написанного Екатериной II «Рассуждения о мануфактурах»
«Иного присмотра (кроме законной защиты интересов) я нужно не нахожу, ибо…коллегия…еще менее установлена для угнетения рукоделий, что несомненно последует, если будут мешаться во всех сих хлопот, - я у всех членов (коллегии) спрашиваю, захотят ли они, чтоб я послала всякой месяц к ним в дом перерыть их пожитки…не требуйте же рыть в доме рукоделия своим питающегося».
«Чем меньше коллегия будет мешаться в их состояние, то им полезнее будет»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните термины:
Отходничество_______________________________________________________________________________________________________________________
«капиталистые» крестьяне___________________________________________
__________________________________________________________________
экстенсивное развитие_______________________________________________
__________________________________________________________________
Какие территории вошли в состав России в XVIII в.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте § «От Булавина до Пугачева»
Ответьте на вопросы:
Каковы главные отличия социальных движений XVII и XVIII веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем причины астраханского восстания? Какие изменения в политике властей последовали за ним?__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы были действия восставших под руководством К.Булавина?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая социальная группа составила основную силу восстания?___________
В чем заключались причины восстания работных людей?_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы причины восстания крестьян под руководством Е.Пугачева________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите социальные группы, принимавшие активное участие в восстании Е.Пугачева. ______________________________________________
__________________________________________________________________
О каком этапе восстания Пушкин писал: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием»._______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте,
1.Почему все народные выступления в XVII-XVIII веке заканчивались поражением?______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы были бы последствия победы Пугачева для российской государственности и культуры ?______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое историческое значение имело восстание под предводительством Е.Пугачева? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Соотнесите даты и события:
Астраханское восстание 1773-1775
Восстание под руководством К.Булавина 1755
Восстание под предводительством Е.Пугачева 1707-1708
Движения работных людей под Воронежем 1705
Дворяне не имели права
а) продавать крестьян без семьи
б) продавать крепостных крестьян без земли
в) казнить крепостных крестьян без суда
Различия
К.Д. Кавелин Н.Г.Чернышевский
______________________________ _____________________________
______________________________ _____________________________
______________________________ _____________________________
______________________________ _____________________________
______________________________ _____________________________
Каким образом Александру II удалось склонить помещиков к проведению крестьянской реформы?_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие выводы были сделаны при работе редакционных комиссий?________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему подписанная реформа не сразу была обнародована?_______________
__________________________________________________________________
Основные положения Манифеста об отмене крепостного права.
Какие личные права получали крестьяне? ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Для чего крестьяне объединялись в сельские общества? __________________
__________________________________________________________________
Для чего создавался институт мировых посредников?____________________
__________________________________________________________________
Что такое временнообязанные отношения?______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как отличался размер крестьянских наделов в черноземных и нечерноземных губерниях?_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что такое отрезки?__________________________________________________
__________________________________________________________________Как осуществлялась выкупная операция?_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое круговая порука?__________________________________________
__________________________________________________________________
Как ответили крестьяне на проводимую реформу?_______________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Каково историческое значение освобождения крестьян?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите авторов и проводивших эту реформу______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
год | название реформы | основные положения | значение |
Объясните термины
земства____________________________________________________________
гласные___________________________________________________________
ценз_______________________________________________________________
гласный суд________________________________________________________
присяжные заседатели_______________________________________________
мировой судья______________________________________________________
Закончите фразы:
Распорядительными органами земства были________________, а исполнительными - _________________________________________________.
В земских собраниях преобладали________________________.
По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную____________________________________________.
Судебная реформа осталась ___________________. Не был реформирован
__________________________________________________________________.
Волостной суд, а также мировой посредник имели право присуждать к
________________________________________.
Реформы 60-70 гг. способствовали_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Соотнесите события и даты
1 марта 1881 г. первое «хождение в народ»
31 марта 1878 убийство Александра II
1874 г. второе «хождение в народ»
6 декабря 1876 г. суд над Верой Засулич
1876 г. демонстрация перед Казанским собором в Петербурге
Тема «Византийская империя»
Прочитайте Волобуев Р.В. Россия и мир. 10 кл. § 4 используйте словарь терминов
Ответьте на вопросы:
Как появилась Византийская империя?_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким занятиям населения благоприятствовала природа Византии?_________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
Традиции античности в жизни Византии | Христианские традиции в жизни Византии |
Какой властью обладал император Византийской империи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенность императорской власти в Византии
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключалось главное различие между католической и православной церквями?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие реформы провел Юстиниан? Как изменилась территория Византийской империи при Юстиниане?_____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите, когда произошли эти события:
раскол христианской церкви ____________________
основание Константинополя ____________________
правление Юстиниана ____________________
образование болгарского царства ____________________
Найдите значение терминов
кириллица _________________________________________________________
ромеи _____________________________________________________________
католицизм ________________________________________________________
православие________________________________________________________
Святая София ______________________________________________________
Тема «Исламский мир»
Прочитайте Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс § 5
Исламский мир.
Возникновение ислама
а) жители Аравийского полуострова и их занятия
б) языческие верования арабов
в)
г)
Найдите значение терминов
ислам_____________________________________________________________
мусульмане_______________________________________________________
намаз_____________________________________________________________
джихад____________________________________________________________
халиф_____________________________________________________________
халифат___________________________________________________________
эмиры____________________________________________________________
Коран_____________________________________________________________
Сунна_____________________________________________________________
Кааба_____________________________________________________________
Какие события произошли в
622 г._____________________________________________________________
630 г._____________________________________________________________
632 г ._____________________________________________________________
Заполните таблицу
Название революции | Причины революции | годы | Движущие силы, руководитель | Основные события | Итоги революции |
Английская буржуазная революция | |||||
Великая французская буржуазная революция | |||||
Американская революция (война за независимость) |
Обратите внимание на термины
Причины революции – явления, которые складывались в течение длительного времени в недрах феодального строя. Их нужно отличать от повода – конкретного события, с которого началась революция.
Движущие силы – классы и социальные группы, которые принимали активное участие в революционных событиях. Руководитель – конкретное лицо или партия.
Итоги революции – те изменения в экономической, политической и социальной жизни, которые произошли в ходе или после ее окончания.
Что означают эти термины?
протекционизм -____________________________________________________
__________________________________________________________________
монополия_________________________________________________________
__________________________________________________________________
новое дворянство___________________________________________________
пуритане__________________________________________________________
индепеденты_______________________________________________________
«Билль о правах»___________________________________________________
«Бостонское чаепитие»______________________________________________
конституция_______________________________________________________
конгресс__________________________________________________________
Бастилия__________________________________________________________
суверенитет________________________________________________________
декларация_________________________________________________________
трибунал__________________________________________________________
якобинцы__________________________________________________________
жирондисты________________________________________________________
Конвент___________________________________________________________
Коммуна__________________________________________________________
Список литературы
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России (конец XVII-XIX век). М., «Просвещение» 1998.
2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. М., «Дрофа», 2006
3. Войцешко Л.Н. Краткий словарь специальных терминов по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла. Омск, 2007
4. Кадневский В.М. История России XIX век. Тесты. М., «Дрофа», 1999
5. Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. Рабочая тетрадь. М., 1997
6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России (с древнейших времен до конца XVII века). М., «Просвещение», 2005
7. Черникова Т.В. История России IX-XVII века. Рабочая тетрадь. М., «Дрофа», 1997
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВА
Л.Н. Войцешко
РОССИЯ И МИР
Ч. 1
(рабочая тетрадь по истории )
Омск. 2010
Войцешко Л.Н. Россия и мир ч. 1 (рабочая тетрадь по истории) – Омск, Омский областной колледж культуры и искусства. 2010. – 70 стр.
Рабочая тетрадь по истории предназначена для преподавателей и студентов, изучающих элективный курс «Россия и мир» на базе основного общего образования. Она поможет студентам научиться выделять в учебном тексте главное, запоминать имена и даты, устанавливать связи между описанными явлениями. С помощью рабочей тетради можно отрабатывать пропущенный материал, готовить опережающие задания.
Печатается по решению
Методического совета колледжа
Протокол № 2 от 12.01.2010
Ответственная за выпуск Найверт Л.В.
Содержание
1. | Введение | 4 |
2. | Раздел I. История России | 5 |
3. | Тема 1. Древние славяне | 5 |
4. | Тема 2. Образование государства у восточных славян | 6 |
5. | Тема 3. Политическая раздробленность Руси | 10 |
6. | Тема 4. Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII-XV вв. | 11 |
7. | Тема 5. Борьба за объединение русских земель | 13 |
8. | Тема 6. Правление Ивана IV. Опричнина | 15 |
9. | Тема 7. Смутное время | 18 |
10. | Тема 8. Первые Романовы | 20 |
11. | Тема 9. Расширение территории русского государства в XVI-XVII вв. | 22 |
12. | Тема 10. «Бунташный век» | 23 |
13. | Тема 11. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны | 25 |
14. | Тема 12. Эпоха петровских реформ | 26 |
15. | Тема 13. Эпоха дворцовых переворотов | 30 |
16. | Тема 14. «Золотой век» Екатерины II | 32 |
17. | Тема 15. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | 33 |
18. | Тема 16. Политическое и экономическое развитие России в начале XIX в. | 39 |
19. | Тема 17. Отечественная война 1812 г. | 41 |
20. | Тема 18. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Восстание декабристов. | 43 |
21. | Тема 19. Попытки реформ Николая I. Общественное движение второй четверти XIX в | 45 |
22. | Тема 20. Внешняя политика России в сер. XIX в. | 46 |
23. | Тема 21. Отмена крепостного права в России | 47 |
24. | Тема 22. Либеральные реформы второй половины XIX в. | 49 |
25. | Тема 23. Россия во второй половине XIX в. | 49 |
26. | Тема 24. Общественное движение второй половины XIX в | 51 |
27. | Тема 25. Внешняя политика России во второй половине XIX в. | 53 |
28. | Тема 26. Россия в к. XIX в. | 54 |
29. | Раздел II. Всеобщая история Тема 1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций | 56 |
30. | Тема 2. Цивилизации Древнего мира | 57 |
31. | Тема 3. Византийская империя | 59 |
32. | Тема 4. Исламский мир. | 60 |
33. | Тема 5. Рождение средневековой европейской цивилизации | 60 |
34. | Тема 6. Экономическое и политическое развитие Европы в начале средневековья | 61 |
35. | Тема 7. Западная Европа в начале Нового времени | 62 |
36. | Тема 8. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. | 65 |
37. | Тема 9. Новые явления в социально-экономической и политической жизни стран Европы в XIX в. | 66 |
38. | Тема 10. Идейные течения и политические партии в XIX в. | 67 |
39. | Тема 11. Революции и реформы (XIX в.) | 67 |
40. | Список использованной литературы | 70 |
Введение
Рабочая тетрадь охватывает период отечественной и всемирной истории с древнейших времен до конца XX века и должна помочь студентам в освоении курса «Россия и мир», рассчитанного на 117 часов учебного времени. Первая часть рабочей тетради содержит задания по разделам и темам периода до конца XIX века и предполагает ее использование студентами первого курса, обучающимися на базе основного общего образования.
Рабочая тетрадь составлена по материалам учебников Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России», В.И. Буганова, П.Н.Зырянова «История России», Волобуева О.В. «Россия и мир» 10 класс, тестовых заданий Кадневского В.М., рабочих тетрадей Кацва Л.А., Черниковой Т.В.. Материалы рабочей тетради включают 2 раздела: «История России», «Всеобщая история». В процессе написания тетради были использованы также материалы словаря исторических терминов.
Преподаватель может использовать рабочую тетрадь как средство познавательной деятельности на любом этапе урока: для организации усвоения нового материала, закрепления уже изученного, а также проверки знаний студентов. Использование рабочей тетради поможет студентам развивать навыки самостоятельного освоения предмета.
Тема: «Древние славяне»
Прочитайте § «Появление славян», «Славяне в V - VII вв.» учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России» Ч. I .
Ответьте на вопросы.
С какими народами славяне связаны своим происхождением? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда и где начали селиться славяне на территории Европы? ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие народы были соседями славян?__________________________________
__________________________________________________________________
Каковы основные черты жизни древних славян?_________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Объясните термины:
Кий - _____________________________________________________________
Аттила____________________________________________________________
гунны_____________________________________________________________
анты______________________________________________________________
скифы_____________________________________________________________
новгородские словене_______________________________________________
авары_____________________________________________________________
хазары____________________________________________________________
поляне____________________________________________________________
Прочитайте § «Восточнославянские племена в VIII - IX вв.» § « Религия восточных славян»
Заполните таблицу по образцу:
Названия племен | Место их размещения в восточной Европе |
древляне | к северо-западу от Новгорода |
дряговичи | |
вятичи | |
кривичи | |
полочане | |
северяне | |
радимичи | |
волыняне и бужане | |
уличи и тиверцы | |
хорваты, дулебы | |
весь, корела, чудь, мурома, мордва |
Ответьте на вопросы. Чем занимались восточные славяне? Какие орудия труда они при этом использовали?____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие торговые пути существовали у восточных славян?_________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие религиозные праздники были у древних славян?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие силы олицетворяли славянские боги:
Сварог____________________________________________________________
Даждьбог__________________________________________________________
Стрибог___________________________________________________________
Велес_____________________________________________________________
Хорс______________________________________________________________
Симаргл___________________________________________________________
Макошь___________________________________________________________
Перун_____________________________________________________________
Объясните термины:
«из варяг в греки» __________________________________________________
скора_____________________________________________________________
бортничество______________________________________________________
подсечное земледелие_______________________________________________
__________________________________________________________________
язычество__________________________________________________________
тризна_____________________________________________________________
Образование государства у восточных славян
Прочитайте § «Предпосылки образования Древнеславянского государства», «Появление государства у восточных славян» учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. «История России» Ч. I .
Ответьте на вопросы.
Какой смысл вкладывается в термины?
Русь______________________________________________________________
русь______________________________________________________________
варяги____________________________________________________________
норманнская теория________________________________________________
вече______________________________________________________________
воевода___________________________________________________________
князь_____________________________________________________________
дружина___________________________________________________________
смерд_____________________________________________________________
Каковы основные черты военной демократии?___________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.