Тема: Коллектив и личность. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Виды групп.

2.Коллектив

3. Распределение ролей в коллективе.

4. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.

 

 

    Если человек не рождается социальным существом, то он неизбежно становится таковым. Человек появляется на свет совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, будучи частью социальной ячейки, группы.

    В нормальных условиях с рождения и до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализация (усвоение социальных норм, умение жить среди людей и выполнять определенные роли).

        

Виды групп. Среди групп, в которые объединяются люди, выделяют следующие разновидности:

а) условные и реальные;

б) постоянные и временные;

в) большие и малые.

Условные группы – люди объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Люди не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы – члены группы связаны между собой объективными взаимоотношениями; различаются по величине, внешней и внутренней организации, функциям, которые они выполняют, и общественному значению.

 

Не каждая, даже реальная, группа является коллективом.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединяющих целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Большинству из нас хотелось бы жить и работать среди людей, которые нас понимают, могут нас поддержать в трудную минуту, являются единомышленниками, т.е. быть членом сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:

1 ступень – «песчаная россыпь» (или каждый сам по себе) – не хотят понять друг друга, не общих интересов, нет авторитетного центра, нет радости и удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень – «мягкая глина» (глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить разные изделия). В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасную группу. Отношения в основном доброжелательные, изредка внимательны друг к другу, готовы прийти на помощь. Настоящего организатора нет или ему трудно, т.к. некому поддержать его.

3 ступень – «мерцающий маяк» - в такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.

4 ступень – «алый парус» - у большинства членов группы проявляется чувство гордости за коллектив, переживают за неудачу другого. Ноне всегда признает ошибки, отстаивает свои интересы – это положение можно исправить.

5 ступень – «горящий факел» - настоящий коллектив, где есть дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность.

 

Распределение ролей в коллективе. Можно выделить социометрические роли: лидеры, отверженные и пренебрегаемые.

Лидер: 1.Эмоциональный (проводят с ним свободное время, общаются).

        2.Деловой (с ним хорошо вместе работать, он не подведет, умеет организовать дело).

Часто эти лидерские качества объединяются в одном человеке, но не всегда.

Отверженные – те люди, которых в группе не любят.

Пренебрегаемые – «серые мышки».

 

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все его участники.

    Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами.

Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер (байкот, снижение интенсивности общения с провинившимися, понижение его статуса).

В ситуациях группового давления могут иметь место самоманипуляции и самооправдания. («Уже поздно отказаться от выпивки, потому что истрачены все деньги» и т.д.)

Выделяют 4 типа (варианта) отношения к данному вопросу (принятие системы групповых норм):

1. сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы.

2. вынужденное принятие под угрозой санкций группы.

3. демонстрация антагонизма по отношению к группе («А я не такой как все»).

4. свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до выхода из группы.

2 и 3 варианты позволяют человеку оставаться в группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера» - отверженного. Второй вариант – явление очень распространенное.

 

Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой выхода из этой группы или потери ее расположения, а также своего устойчивого положения в группе получил название конформизма, который рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы.

Конформизм – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформизм – это подчинение суждений или действий индивида групповому давлении. Таким образом разрешается конфликт между собственным мнением человека и мнением группы, конформное поведение проявляется в ситуации, когда он предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (приспособленчество)

Факторы, влияющие на уровень конформности (от чего зависит уровень конформности человека?):

· от значимости для него высказываемого мнения (чем важнее лично для него, тем ниже уровень конформности).

· от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды (чем выше статус, тем выше конформность).

· от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия.

· от возраста и пола человека (женщины более конформны, чем мужчины, а дети – чем взрослые).

Негативизм – это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, отрицая, во что бы то ни стало, все стандарты и нормы группы.

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своим желаниям и интересам, менять свое мнение под влиянием мнения группы, испытывая страх оказаться «белой вороной» и стремление «быть как все».

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.На каком этапе развития находится ваш коллектив?

2.Какие вы видите этому причины?

3.Какие роли могут играть в группе разные люди?

4.Что влияет на распределение ролей?

5.Почему некоторые люди становятся отвергнутыми?

Какими нужно обладать качествами, чтобы взаимодействие с  

одногруппниками  было успешным?

8.Какие бывают виды групп?

9.Что такое коллектив? Каковы особенности коллектива?

10.Охарактеризуйте этапы формирования коллектива?

11.Что такое групповые нормы? Как происходит их формирование и   

соблюдение?

конформности. Каковы варианты отношения к групповым нормам?

12.Что такое негативизм?

13.То чего зависит уровень конформности человека?

Тема: Лидерство

 

План:

1.Отличительные признаки лидера и руководителя.

2.Психологические качества лидера.

3. Типы лидеров.

4. Стили управления.

Морально психологический климат коллектива – это устойчивое эмоционально-нравственное состояние коллектива, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Создать такой климат в группе (коллективе) может руководитель, лидер.

В любой группе обычно выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Знания и способности лидера оцениваются всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидер в основном осуществляет регуляцию неформальных отношений в коллективе. Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера зависит от настроения группы.

Руководитель обладает определенной системой функций. Сфера деятельности, влияние лидера – часть группы, а руководителя – коллектив организации.

Психологические качества лидера. Вопрос о том, почему человек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров.

Выделяют три типа лидеров:

1. Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Он влияет словом, жестом, взглядом, активный, сильный физически, авторитетность, умение принять нужное решение, интуиция, легкость в общении, дипломатичность. Сочетание всех этих качеств не гарантирует успех, в эффективном руководстве играет стиль поведения.

2. Лидер – менее авторитетен, побуждает к действию личным примером, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивные соревнования, турпоход и т.д.

Качества, которыми должен обладать руководитель: организатор трудового процесса, специалист, компетентный в решении задач, человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений. Лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей.

Выделяют следующие стили управления:

1. Авторитарный – жесткое единоличное принятие всех решений, жесткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания, неблагоприятный психологический климат.

2. Демократический – наиболее эффективный, решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений членов коллектива. Возможен этот стиль при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях лидера.

3. Либерально – анархический стиль характеризуется отсутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

4. Непоследовательный проявляется в непредсказуемом переходе от одного стиля к другому, что ведет к низким результатам взаимодействия и максимальному количеству конфликтов и проблем.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что влияет на формирование хорошего коллектива?

2.Почему человек становится лидером?

3.Кто такой лидер? Какие бывают типы лидерства?

4.Чем отличаются различные стили управления коллективом?

5.Чем отличается лидер от руководителя?

6.Назовите психологические качества лидера (руководителя).

 

 

Самостоятельная работа:

1.Представить предвыборную программу, в которой нужно отразить, как изменится жизнь группы, если менеджером (мэром города, губернатором, президентом) станете именно вы.

 

 

Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология общения»

 

1. Психология общения: определение и виды общения.

2. Межличностное общение.

3. Деятельность – психология общения.

4. Барьеры в деловом общении. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.

5. Влияние семьи на становление личности.

6. Восприятие.

7. Деловое общение: спор.

8. Искусство деловых отношений.

9. Качественные различия интеллекта мужчин и женщин.

10. Культура общения.

11. Лидер в организации.

12. Личность и коллектив.

13. Любовь. Происхождение брака.

14. Неравный брак.

15. Общение.

16. Ораторское искусство.

17. Понимание в межличностном общении.

18. Правила поведения в общественных местах.

19. Проблемы профессиональной этики.

20. Психологические проблемы молодой семьи.

21. Психология: Дружба.

22. Разрешение конфликтных ситуаций.

23. Секреты общения.

24. Умение слушать.

25. Эмоции.

26. Эмоции и язык.

27. Этика деловых отношений.

28. Этикет и межличностное общение.

29. Этические нормы в деловом общении.

30. Стили общения.

31. Жизнь в одиночестве.

32. Конфликт и способы его разрешения.

33. Конфликт.

34. Конфликты, возникающие внутри организации.

35. Культура общения.

36. Общение как феномен культуры.

37. Ораторское искусство.

38. Семейные конфликты и их решения.

39. Семейные отношения и формирование личности ребенка.

40. Этика делового общения: руководители и подчиненные.

41. Коллектив и личность

42. Деловая беседа. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен

43. Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи

44. Стили семейного воспитания

45. Интимные отношения

46. Общение. Структура и средства общения

47. Невербальные средства общения

48. Речевые средства общения. Позиции в общении. Деловая беседа

49. Стили общения. Манипулирование

50. Механизмы межличностного восприятия

51. Психологические защиты. Барьеры в общении

52. Конструктивное общение. Контроль эмоций

53. Активное и пассивное слушание

Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.