Признание в небольшой неудаче, чтобы сообщить о большом успехе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Беседуют две подруги:

– Я так огорчена…

– Что случилось?

– Моя портниха (называется очень известная в городе, дорогая и престижная мастерица) испортила мне новогоднее платье… Надо же, как некстати. Уже столько времени у нее шью, но такого никогда не было, и именно перед балом в шведском посольстве… Какой ужас!

 

Скрытая цель рассказа легко просматривается: во-первых, подчеркнуто, что она давно и регулярно пользуется услугами престижного салона, а во-вторых, что она удостоилась приглашения на посольский бал. Лучшего способа, чем упоминание о маленькой неудаче, и придумать невозможно, тем более что при случае можно и «испорченное» платье продемонстрировать…

Многократно выраженная пристройка   сверху.

 

«Нескромный вопрос»

 

 

– Видела, ты получил письмо. От кого?

– Дорогая, а почему тебя это интересует?

– Не задавай нескромных вопросов.

 

То, что жену интересует адресант мужа, – это нормально, это «скромный» вопрос. Чисто женский подход.

Жена осуществляет открытую трансакцию   Р (требует) → В (информация) + скрытую трансакцию Р (требует) – – → Д (зависимость).

Поскольку «нескромный» вопрос содержит в себе упрек, важно сбалансировать ответ. Излишняя его многословность близка к попытке оправдаться («Что – то здесь не так!» – сразу подумает женщина).

Нормально воспринимается в этих случаях трехкратный перевес отвечающих слов над вопросительными. Меньшее количество расценивается как невнимательность, пренебрежение.

Ответом обмануть женщину чрезвычайно трудно. Здесь женская интуиция творит чудеса.

 

«Ты даже не посмотрел…»

 

 

– Милый, как я сегодня выгляжу?

– Нормально, как всегда…

– Тебе же все равно, ты даже не взглянул…

 

В описанной ситуации можно до бесконечности спорить «посмотрел – не посмотрел». Событие произошло, доказать ничего нельзя, однако обвинение брошено. Чувство вины вызвано. Именно оно и является целью манипуляции.

Мишенью воздействия  в этой манипуляции является стереотип – муж обязан оказывать жене знаки внимания, фоновым фактором – недоказуемость ложности обвинения.

Мужу предопределено состояние Дитя .

 

Скрытые упреки

 

Упреки имеют цель создать чувство вины (состояние Дитя  ).

 

– Этот вальс я могу танцевать с вами хоть до утра!

– Думаете, что к утру научитесь танцевать?!

 

Упреки, по мнению женщины, должны подтолкнуть мужчину сделать нечто, ею желаемое.

 

«Возможно, у Адама и были свои неприятности, но Ева не могла изводить его рассказами о тех мужчинах, за которых она могла бы выйти замуж».

 

Упреки могут быть словесные и молчаливые. Последние – это своеобразное упрекающее поведение.

 

«Танец умирающего лебедя»

 

«Танец умирающего лебедя» – самая простая и потому самая распространенная форма упрекающего поведения. Она включает в себя молчание, редко звучащий, пониженный, как на похоронах, голос, обиженное выражение лица, замедленные, неуверенные движения и т. п. Все это предполагает возникновение у мужчины комплекса вины . Мужу навязано состояние Дитя  .

«Ну что я такого сделал?» – спрашивает он. Если этот вопрос прозвучал, женщина от бессловесных упреков переходит к словесным (состояние Родитель  ).

Но когда мужчина еще «не созрел», вступает в действие следующий прием.

 

«Танец с саблями»

 

Этот прием характеризуется резкими движениями, порывистыми жестами – и все при полном молчании, – женщина демонстративно не замечает мужчину. Ее состояние Родитель  (угрожает).

 

«Холодная война»

 

В этом случае налагается эмбарго на все и вся. Доминирующей позой женщины в фазе «холодной войны» является «мраморная статуя» – тот же «умирающий лебедь», только не танцующий, а как бы замороженный: никаких движений, никаких звуков, только замерший взгляд, устремленный в одну точку. Состояние женщины – Родитель  (угрожает).

 

Словесные упреки

 

Они являются элементом как диалога, так и монолога и выражаются в восклицаниях: «Господи, какая же я дура», «Так мне и надо», «Мне же говорили…», «Мама ведь меня предупреждала…»  и т. д. Упрек – сравнение в подобных случаях – самый распространенный: «Живут же люди», «А Самойловичи вон машину купили, он ее теперь на работу и с работы возит…».

В данном случае женщина сначала преподносит на словах собственное состояние как Дитя (слабость, доверчивость, беспомощность).  Затем осуществляет трансакцию   «Босс»: Р (осуждает) → Д (чувство вины).

 

 

Женские угрозы

 

В споре, претендующем на конструктивный, угрозы вообще неприемлемы. Но в домашних спорах свидетелей нет, а посему все дозволено. Вариаций угроз множество, например классическая угроза: «Меня здесь не понимают» (не ценят, не любят, не уважают  и т. п.). Сформулировав угрозу, нужно внимательно наблюдать за ответной реакцией «противника», ибо от нее зависит, как завершить нагнетание обстановки. Исходя из этого, классическая угроза может завершиться и разрывом дипломатических отношений, и извинительной репликой: «Да что я такого сказала?»

В угрозе может содержаться апелляция к отсутствующим свидетелям: «Дети (родители) тебя не поймут!», «А ты подумал, поймут ли тебя дети?»  Акцент может быть поставлен даже так: «И ты согласишься повторить это при детях?!»  Подобные разновидности угроз – далеко не женское изобретение. Но есть одна и чисто женская угроза. Она называется «Я уезжаю к маме!».

 

«Я уезжаю к маме!»

 

В этом случае возможны самые разные варианты. Наиболее распространенные из них:

 

Вариант первый (категорический):

– Так жить невозможно! Я уезжаю к маме!

– А как же я (дом, работа, дети…)?

 

Вариант второй (гипотетический)

– Ну что же, ты этого хотел. Все кончено… Я уезжаю к маме!

– …

– Когда образумишься – позвонишь (напишешь, явишься с повинной, попросишь и т. п.).

 

Вариант третий (реалистический)

– Я больше жить с тобой не могу! Все кончено! Я уезжаю к маме. Дай мне 200 долларов на билет…

– Но билет стоит 100.

– А на обратный?!

 

Угроза – всегда демарш, рассчитанный на ответную реакцию. Цель угрозы – вызвать нужную реакцию и вести диалог уже по отношению к ней. Для первого варианта ожидаемая реакция – угрюмое молчание. Вслед за этим немедленно последует аргумент типа «Тебе все равно».  За ним: «Ты меня никогда не любил».  И наконец: «О Боже, кому я отдала лучшие годы своей жизни!»  Тут начинаются чисто женские оценки по схемам, которые уже рассматривались выше. Любая угроза – это целый комплекс, включающий намеки, проявления смертельной обиды, разочарования и завершающийся эмоциональным самовыражением.

Во втором варианте угрозы «Я уезжаю к маме» используется тест следующего типа: кто сделает первый шаг навстречу, тот и больше виноват. Начало первого и второго вариантов может быть стереотипным, но многоцелевым. Продолжение выбирается в зависимости от ответа. Причем выбор совершается на интуитивном уровне. При этом руководствуются чувством, наитием.

Если в первом случае ответ получен и звучит в смягченной тональности, моментально используется противоположный тону ответа категорический вариант угрозы – прием «дожать ситуацию».

Если же мужчина сам занимает максимально категоричную позицию, то угроза может быть смягчена, однако до конца не снята. В подобных случаях часто применяется такой вариант: категоричная позиция мужчины дополняется еще более категоричной позицией женщины. Маятник угроз продолжает раскачиваться вплоть до предоставления оппоненту возможности покаяния. А уж «покаяться мужчине всегда есть в чем»…

Угроз в женском арсенале не счесть. Но не прав будет тот, кто считает, что своими угрозами женщина стремится кого – то испугать. Все угрозы (кроме чисто эмоциональных взрывов) имеют прагматическое значение. Женщина угрозой стремится «перевоспитать», исправить ситуацию, добиться торжества справедливости (в ее женском, разумеется, понимании). Поэтому, даже если вы убеждены в том, что женская угроза никогда не будет исполнена, относиться к ней несерьезно ни в коем случае нельзя! Тогда она может быть исполнена просто «из принципа».

Женщина осуществляет трансакцию   «Босс»: Р (осуждает) → Д (подчинение).

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 378.