Персонал предприятия как объект управления. Классификация персонала. Современные концепции управления персоналом. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Функциональное разделение труда, организационная структура и задачи службы управления персоналом. Система управления персоналом и ее основные элементы. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Принципы управления персоналом
Кадровая стратегия организации: виды, основные этапы построения, влияние внутренних и внешних факторов. Источники привлечения персонала: преимущества и недостатки. Основные этапы планирования трудовых ресурсов. Анализ кадрового потенциала. Определение качественной и количественной потребности в персонале. Методы качественной оценки потребности в персонале. Методы количественной оценки потребности в персонале: математические и нематематические методы. Нормирование и основные виды норм.
Основные этапы процесса отбора персонала. Анализ анкетно-биографических данных, рекомендаций, послужного списка. Резюме. Собеседование (оценочное интервью): характеристика основных типов, этапы, техника проведения. Основные ошибки при проведении интервью. Психодиагностика (тестирование): преимущества и недостатки. Медицинское освидетельствование. Анализ результатов испытания. Принятие решения о найме. Трудовой договор (контракт). Подбор персонала и профессиональная ориентация персонала.
Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Характеристика основных этапов процесса адаптации. Виды адаптации в рамках организации. Адаптация на руководящей должности. Задачи руководителя по адаптации и ориентации персонала. Дезадаптация. Конфликты в коллективе. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Мотивы и их основные виды. Стимулы и их основные формы. Принципы стимулирования труда. Системы оплаты труда персонала. Компенсационный пакет. Схема оплаты труда менеджеров и руководителей высшего звена. Поощрения для высококвалифицированных специалистов. Поощрения в масштабе всей организации.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Определение потребности в обучении персонала. Определение затрат на обучение. Разработка учебных планов и программ. Характеристика основных форм и методов обучения, их преимущества и недостатки. Оценка результатов обучения. Планирование карьерного роста. Виды карьеры. Перемещение. Формирование и управление кадровым резервом.
Оценка персонала и аттестация. Система оценки результативности персонала. Основные этапы проведения оценки персонала. Аттестационная комиссия. Основные методы оценивания. Графические шкалы. Альтернативное ранжирование. 360 градусов. Попарное сравнение. Самооценка. Принудительное распределение. Метод критического случая. Рейтинговые шкалы и проблемы работы с ними. Анализ результатов аттестации. Оценка эффективности управления персоналом.
Литература:
Базовый учебник:
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.
Основная литература:
Дополнительная литература:
13. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.
14. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2001.
15. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
16. Управление персоналом организации. Практикум:Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
17. Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман. Зарубежный опыт управления персоналом / Пер. с англ. – М.: ИПК-госслужбы, 2001.
18. Модели и методы регулирования персоналом: российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
Стратегический менеджмент
Основные задачи стратегического менеджмента. Сущность стратегического управления. Общая концепция стратегического управления. Этапы развития. Объекты стратегического управления. Непрерывность и цикличность процесса стратегического управления. Основные понятия стратегического менеджмента. Стратег. Миссия. Целевые установки. Цели. Основные различия между долгосрочным и стратегическим планированием.
Анализ производства и конкуренции. Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик промышленного развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Стратегический стоимостной анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Обобщение результатов анализа.
Основные типы конкурентных стратегий. Стратегия дифференциации. Стратегия низких издержек. Стратегия ниши. Стратегия и конкурентное преимущество. Использование наступательных стратегий для закрепления конкурентного преимущества. Выбор конкурента для атаки. Использование стратегий защиты и сохранения конкурентного преимущества. Стратегии вертикальной интеграции.
Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели.
Формирование стратегического видения и миссии. Особенности формирования. Заинтересованные стороны. Этапы формирования. Установление целей. Дерево целей. Этапы формулирования целей. Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки. Стратегия и техническая политика предприятия. Стратегия и организационная культура.
Общая схема процесса осуществления стратегии. Построение организации способной реализовать принятую стратегию. Привязка бюджетов к стратегии. Разработка политики и процедур поддержания стратегии. Системы поддержки процесса осуществления стратегии. Проектирование систем управления.
Синергизм и деловые способности компании. Концепция синергизма. Начальный и операционный синергизм. Симметрия и совме6стные эффекты. Невидимые активы. Стратегия и текущие ресурсы. Эффективное использование ресурсов. Эффективная аккумуляция ресурсов. Комбинаторные выгоды. Портфельные эффекты.
Литература:
Базовый учебник
Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006
Дополнительная литература
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.
3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 560 с.
4. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство "Финпресс", 2001. – 240 с.
5. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизмЮ 2-е изд. /. – СПб: Питер, - 2004. – 416 с.
6. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива - Спб.: Наука, 1996
7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.
8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуневского. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.
9. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 360 с.
10. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 608 с.
Маркетинг
Понятие маркетинга, основные определения. Эволюция концепций маркетинга. Принципы, цели и задачи маркетинга, цели фирмы. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.
Маркетинговая среда предприятия. Микро и макро среда предприятия. Организация маркетинговой службы предприятия, ее функции.
Изучение поведения потребителей, модель принятия решений о покупке. Сегментирование рынка. Выбор целевых сегментов, стратегия маркетинга. Позиционирование товара
Товарная политика, цели и задачи. Товар в маркетинговой деятельности. Модель товара. Классификация товаров. Управление конкурентоспособностью товара. Управление жизненным циклом, типы ЖЦТ. Управление товарным ассортиментом.
Ценовая политика фирмы, ее роль в комплексе маркетинга. Методы ценообразования. Выбор стратегии ценообразования.
Сбытовая политика в комплексе маркетинга. Товародвижение в комплексе маркетинга. Формирование каналов распределения, участники каналов распределения.
Коммуникации в комплексе маркетинга. Комплекс средств продвижения товаров, его выбор. Реклама и ее роль, выбор средств рекламы. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Личные продажи, их особенности. Паблисити. PR.
Литература:
Базовый учебник:
Маркетинг: учеб. по направлению подгот. 080200.62 «Менеджмент». Уровень подгот. «Бакалавр» / под ред. И.В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
Дополнительная литература:
1. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2012.
2. Забин Дж., Бребах Г. Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов / пер. с англ. Е.В. Требушина. М.: ЭКСМО, 2006.
3. Иган Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник / пер. с англ. Е.Э. Лалаян. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Издательский дом "Вильямс", 2007.
6. Кросскультурный маркетинг : учеб. пособие / О.В. Сагинова ; И.И. Скоробогатых ; Ж. Дюметц . М.: ИНФРА-М , 2012.
7. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2010.
8. Поведение потребителей / Р.Д. Блэкуэлл ; П.У. Миниард ; Д.Ф. Энджел ; пер. с англ. Е. Колотвина ; пер. с англ. Л. Круглов-Морозов. - СПб.: ПИТЕР, 2007. Chris Fill (2006). Marketing communications: contexts, strategies, and applications. Prentice Hall, 4th ed.
Управление проектами
Определение понятия «проект». Основные характеристики проекта. Базовые элементы управления проектом. Классификация проектов. Матрица целей и методов. Определение понятий «портфель» и «программа».
Определение понятия «окружающая среда проекта». Факторы внешней среды проекта. Факторы внутренней среды проекта. Основные участники проекта и их влияние на реализацию проекта.
Определение понятия «жизненный цикл проекта». Двухфазная структура жизненного цикла проекта. Четырехфазная структура жизненного цикла проекта. Пятифазная структура жизненного цикла проекта. Десятифазная структура жизненного цикла проекта. Объединенная схема различных взглядов на жизненный цикл проекта.
Определение понятия «процесс». Типы процессов, выполняемые командой проекта. Сравнительный анализ групп процессов управления проектом и фаз жизненного цикла проекта. Определение основных пяти групп процессов управления проектом.
Определение понятия «инициация проекта». Основные составляющие группы процессов инициации. Способы описания продукта проекта. Составление стратегического плана проекта. Разработка критериев выбора проекта. Основные методы выбора проекта. Способы сбора исторической информации о проекте. Виды формальных результатов процесса инициации проекта. Определение понятия «допущение» и виды допущений в проекте. Определение понятия «ограничение» и виды ограничений в проекте.
Определение понятий «планирование» и «план проекта». Основные уровни планирования. Процессы планирования. Планирование целей и содержания проекта. Определение работ проекта. Календарное планирование. Планирование ресурсов. Планирование затрат и финансирования проекта. Создание плана проекта.
Определение понятия «организация исполнения проекта». Процедуры организации исполнения проекта.
Определение понятия «контроль исполнения проекта». Процедуры контроля реализации проекта. Требования к системе контроля. Принципы построения эффективной системы контроля. Виды процессов контроля проекта. Определение понятия «мониторинг». Определение понятий «корректирующие действия» и «управление изменениями проекта». Метод освоенного объема.
Определение понятия «завершение проекта». Процедуры процесса завершения проекта. Способы окончания проекта.
Определение понятия «система». Основные виды подсистем в управлении проектами. Связи подсистем управления проектами, базовых элементов и управляющих моделей.
Определение понятия «управление содержанием проекта». Дерево целей проекта. Принципы управления организацией проекта. Определение понятия «организационная структура проекта». Типы организационных структур проекта. Виды организационных структур проекта.
Определение понятия «управление продолжительностью проекта». Календарный график. Диаграмма Ганта. Определение понятия «Сетевая модель». Метод СРМ.
Определение понятий «риск» и «неопределенность». Методы определения вероятности наступления события. Классификация рисков. Управление рисками и их оценка. Методы оценки рисков проекта. Вероятностный анализ. Дерево решений. Методы снижения рисков.
Определение понятия «ресурс». Виды ресурсов проекта. Управление материально-техническим обеспечением проекта. Управление коммуникациями проекта. Управление персоналом проекта.
Определение понятия «управление стоимостью проекта». Виды оценок стоимости проекта. Определение понятия «бюджетирование». Виды бюджетов. Оценка выполнения бюджета.
Определение понятия «управление качеством проекта». Четыре ключевых аспекта качества. Три группы процессов управления качеством проекта.
Литература:
Базовый учебник
Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA = The fast forvard MBA in project management / Э. Верзух ; пер. с англ. О.Л. Пелявский . - М.; СПб.; К. : Диалектика , 2007. - 471 с.
Основная литература
1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.
2. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт.; под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с.
Дополнительная литература
1. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, 528 с.
2. Ковалев А. Управление проектом по созданию интернет-сайта. Перевод с английского. М.: Альпина, 2001. - 337 с.
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами./И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие/Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2001. – 875 м.
4. Разу М.Л. и др. Управление программа и проектами.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. –М.: «ИНФРА-М», 1999г. 392с.
5. Тернер Дж.Родни Руководство по проектно-ориентированному управлению/Пер. с англ. Под общ.ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дои Гребенникова, 2007. 552с.
6. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. -240с.
7. Троцкий М., Груча Б. Управление проектами – М.: «Финансы и статистика», 2006, 301с.
8. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности : практ. пособие / ред. Ю.Н. Лапыгин . - М. : Омега-Л , 2007. - 252 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 369.