Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать универсальными и профессиональными компетенциями, перечень которых обозначен в стандарте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

МЕНЕДЖМЕНТ

ПРОФИЛЬ

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА»

 

 

Пермь 2018

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.


Порядок проведения государственного междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент

Общие правила проведения государственной итоговой аттестации регулируются «Положением о государственной итоговой аттестации студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» от 20 апреля 2017 года (далее Положение). Государственная итоговая аттестация осуществляется локальными государственными экзаменационными комиссиями (локальная ГЭК).

1. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен является составной частью государственной итоговой аттестации студентов, завершающих обучение по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

2. К ГИА допускается студент, в  полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе и не имеющий академической задолженности по всем элементам образовательной программы.

3. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ и необходимые для получения квалификации – бакалавр менеджмента.

1. Основная тематика, включаемая в государственный итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки  38.03.02 Менеджмент

Государственный итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент включает тематику дисциплин профессионального цикла:

· теория и история менеджмента,

· теория организации и организационное поведение,

· управление человеческими ресурсами,

· стратегический менеджмент,

· маркетинг,

· управление проектами,

· практическое предпринимательство.

2. Требования к профессиональной подготовке бакалавра, предусмотренные Образовательным стандартом ФГАОУ ВО Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (утвержден 26.12.2014) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент:

Целью реализации образовательных программ в рамках направления подготовки  38.03.02 Менеджмент является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно–аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.


Стратегический менеджмент

Основные задачи стратегического менеджмента. Сущность стратегического управления. Общая концепция стратегического управления. Этапы развития. Объекты стратегического управления. Непрерывность и цикличность процесса стратегического управления. Основные понятия стратегического менеджмента. Стратег. Миссия. Целевые установки. Цели. Основные различия между долгосрочным и стратегическим планированием.

Анализ производства и конкуренции. Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик промышленного развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Стратегический стоимостной анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Обобщение результатов анализа.

Основные типы конкурентных стратегий. Стратегия дифференциации. Стратегия низких издержек. Стратегия ниши. Стратегия и конкурентное преимущество. Использование наступательных стратегий для закрепления конкурентного преимущества. Выбор конкурента для атаки. Использование стратегий защиты и сохранения конкурентного преимущества. Стратегии вертикальной интеграции.

Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели.

Формирование стратегического видения и миссии. Особенности формирования. Заинтересованные стороны. Этапы формирования. Установление целей. Дерево целей. Этапы формулирования целей. Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки. Стратегия и техническая политика предприятия. Стратегия и организационная культура.

Общая схема процесса осуществления стратегии. Построение организации способной реализовать принятую стратегию. Привязка бюджетов к стратегии. Разработка политики и процедур поддержания стратегии. Системы поддержки процесса осуществления стратегии. Проектирование систем управления.

Синергизм и деловые способности компании. Концепция синергизма. Начальный и операционный синергизм. Симметрия и совме6стные эффекты. Невидимые активы. Стратегия и текущие ресурсы. Эффективное использование ресурсов. Эффективная аккумуляция ресурсов. Комбинаторные выгоды. Портфельные эффекты.

Литература:

Базовый учебник

Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа – М.: Вильямс, 2006

Дополнительная литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 560 с.

4. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство "Финпресс", 2001. – 240 с.

5. Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизмЮ 2-е изд. /. – СПб: Питер, - 2004. – 416 с.

6. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива - Спб.: Наука, 1996

7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.

8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуневского. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.

9. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 360 с.

10. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 608 с.

Маркетинг

Понятие маркетинга, основные определения. Эволюция концепций маркетинга. Принципы, цели и задачи маркетинга, цели фирмы. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.

Маркетинговая среда предприятия. Микро и макро среда предприятия. Организация маркетинговой службы предприятия, ее функции.

Изучение поведения потребителей, модель принятия решений о покупке. Сегментирование рынка. Выбор целевых сегментов, стратегия маркетинга. Позиционирование товара

Товарная политика, цели и задачи. Товар в маркетинговой деятельности. Модель товара. Классификация товаров. Управление конкурентоспособностью товара. Управление жизненным циклом, типы ЖЦТ. Управление товарным ассортиментом.

Ценовая политика фирмы, ее роль в комплексе маркетинга. Методы ценообразования. Выбор стратегии ценообразования.

Сбытовая политика в комплексе маркетинга. Товародвижение в комплексе маркетинга. Формирование каналов распределения, участники каналов распределения.

Коммуникации в комплексе маркетинга. Комплекс средств продвижения товаров, его выбор. Реклама и ее роль, выбор средств рекламы. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Личные продажи, их особенности. Паблисити. PR.

 

Литература:

Базовый учебник:

Маркетинг: учеб. по направлению подгот. 080200.62 «Менеджмент». Уровень подгот. «Бакалавр» / под ред. И.В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная литература:

1. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2012.

2. Забин Дж., Бребах Г. Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов / пер. с англ. Е.В. Требушина. М.: ЭКСМО, 2006.

3. Иган Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник / пер. с англ. Е.Э. Лалаян. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Издательский дом "Вильямс", 2007.

6. Кросскультурный маркетинг : учеб. пособие / О.В. Сагинова ; И.И. Скоробогатых ; Ж. Дюметц . М.: ИНФРА-М , 2012.

7. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2010.

8. Поведение потребителей / Р.Д. Блэкуэлл ; П.У. Миниард ; Д.Ф. Энджел ; пер. с англ. Е. Колотвина ; пер. с англ. Л. Круглов-Морозов. - СПб.: ПИТЕР, 2007. Chris Fill (2006). Marketing communications: contexts, strategies, and applications. Prentice Hall, 4th ed.

 

Управление проектами

Определение понятия «проект». Основные характеристики проекта. Базовые элементы управления проектом. Классификация проектов. Матрица целей и методов. Определение понятий «портфель» и «программа».

Определение понятия «окружающая среда проекта». Факторы внешней среды проекта. Факторы внутренней среды проекта. Основные участники проекта и их влияние на реализацию проекта.

Определение понятия «жизненный цикл проекта». Двухфазная структура жизненного цикла проекта. Четырехфазная структура жизненного цикла проекта. Пятифазная структура жизненного цикла проекта. Десятифазная структура жизненного цикла проекта. Объединенная схема различных взглядов на жизненный цикл проекта.

Определение понятия «процесс». Типы процессов, выполняемые командой проекта. Сравнительный анализ групп процессов управления проектом и фаз жизненного цикла проекта. Определение основных пяти групп процессов управления проектом.

Определение понятия «инициация проекта». Основные составляющие группы процессов инициации. Способы описания продукта проекта. Составление стратегического плана проекта. Разработка критериев выбора проекта. Основные методы выбора проекта. Способы сбора исторической информации о проекте. Виды формальных результатов процесса инициации проекта. Определение понятия «допущение» и виды допущений в проекте. Определение понятия «ограничение» и виды ограничений в проекте.

Определение понятий «планирование» и «план проекта». Основные уровни планирования. Процессы планирования. Планирование целей и содержания проекта. Определение работ проекта. Календарное планирование. Планирование ресурсов. Планирование затрат и финансирования проекта. Создание плана проекта.

Определение понятия «организация исполнения проекта». Процедуры организации исполнения проекта.

Определение понятия «контроль исполнения проекта». Процедуры контроля реализации проекта. Требования к системе контроля. Принципы построения эффективной системы контроля. Виды процессов контроля проекта. Определение понятия «мониторинг». Определение понятий «корректирующие действия» и «управление изменениями проекта». Метод освоенного объема.

Определение понятия «завершение проекта». Процедуры процесса завершения проекта. Способы окончания проекта.

Определение понятия «система». Основные виды подсистем в управлении проектами. Связи подсистем управления проектами, базовых элементов и управляющих моделей.

Определение понятия «управление содержанием проекта». Дерево целей проекта. Принципы управления организацией проекта. Определение понятия «организационная структура проекта». Типы организационных структур проекта. Виды организационных структур проекта.

Определение понятия «управление продолжительностью проекта». Календарный график. Диаграмма Ганта. Определение понятия «Сетевая модель». Метод СРМ.

Определение понятий «риск» и «неопределенность». Методы определения вероятности наступления события. Классификация рисков. Управление рисками и их оценка. Методы оценки рисков проекта. Вероятностный анализ. Дерево решений. Методы снижения рисков.

Определение понятия «ресурс». Виды ресурсов проекта. Управление материально-техническим обеспечением проекта. Управление коммуникациями проекта. Управление персоналом проекта.

Определение понятия «управление стоимостью проекта». Виды оценок стоимости проекта. Определение понятия «бюджетирование». Виды бюджетов. Оценка выполнения бюджета.

Определение понятия «управление качеством проекта». Четыре ключевых аспекта качества. Три группы процессов управления качеством проекта.

Литература:

Базовый учебник

Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA = The fast forvard MBA in project management / Э. Верзух ; пер. с англ. О.Л. Пелявский . - М.; СПб.; К. : Диалектика , 2007. - 471 с.

Основная литература

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.

2. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт.; под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с.

Дополнительная литература

1. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, 528 с.

2. Ковалев А. Управление проектом по созданию интернет-сайта. Перевод с английского. М.: Альпина, 2001. - 337 с.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами./И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие/Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2001. – 875 м.

4. Разу М.Л. и др. Управление программа и проектами.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. –М.: «ИНФРА-М», 1999г. 392с.

5. Тернер Дж.Родни Руководство по проектно-ориентированному управлению/Пер. с англ. Под общ.ред. Воропаева В.И. – М.: Издательский дои Гребенникова, 2007. 552с.

6. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. -240с.

7. Троцкий М., Груча Б. Управление проектами – М.: «Финансы и статистика», 2006, 301с.

8. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности : практ. пособие / ред. Ю.Н. Лапыгин . - М. : Омега-Л , 2007. - 252 с.

 

 

От идеи к продукту. MVP

Понятие MVP, как MVP вписывается в клиентское развитие. Типы MVP. Отличие MVP от технологического прототипа. Финансы проекта. Модели монетизации. Виды моделей монетизации и 
выбор модели монетизации. 
Финансовая модель, структура доходов, внешние и внутренние ограничения в модели,
расходы: постоянные и переменные, персонал, налоги на персонал.


Инвестиции. Источники инвестиций. Виды инвесторов. Подготовка питча для инвесторов

Инвестиции, источники инвестиций, виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и надо ли. Подготовка питча для инвесторов.

 

Литература

Базовый учебник

· Стив Бланк, Стартап: настольная книга основателя// М.: Альпина Паблишер, 2015 г. 



Основная литература

· Эрик Рис, Бизнес с нуля // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.

Дополнительная литература

· Ноам Вассерман, Главная книга основателя бизнеса // М.: Альпина Паблишер, 2014 г. 


· Клейтон Кристенсен, Дилемма инноватора // М.: Альпина Паблишер, 2015 г. 


· Лоуренс Лич, Вовремя и в рамках бюджета // М.: Альпина Паблишер, 2015 г. 


· Билл Гейтс, Расскажите обо мне: испытанные приемы привлечения новых 
клиентов // М.: Альпина Паблишер, 2011 г. 


· Александр Остервальдер, Ив Пинье, Построение бизнес-моделей // М.: Альпина 
Паблишер, 2015 г. 


· Сет Годин, Пробуй – получится // М.: Альпина Паблишер, 2011 г. 


· Стив Бланк, Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов, 
// М.: Альпина Паблишер, 2014 г. 


 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

МЕНЕДЖМЕНТ

ПРОФИЛЬ

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА»

 

 

Пермь 2018

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.


Порядок проведения государственного междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент

Общие правила проведения государственной итоговой аттестации регулируются «Положением о государственной итоговой аттестации студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» от 20 апреля 2017 года (далее Положение). Государственная итоговая аттестация осуществляется локальными государственными экзаменационными комиссиями (локальная ГЭК).

1. Государственный итоговый междисциплинарный экзамен является составной частью государственной итоговой аттестации студентов, завершающих обучение по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

2. К ГИА допускается студент, в  полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе и не имеющий академической задолженности по всем элементам образовательной программы.

3. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ и необходимые для получения квалификации – бакалавр менеджмента.

1. Основная тематика, включаемая в государственный итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки  38.03.02 Менеджмент

Государственный итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент включает тематику дисциплин профессионального цикла:

· теория и история менеджмента,

· теория организации и организационное поведение,

· управление человеческими ресурсами,

· стратегический менеджмент,

· маркетинг,

· управление проектами,

· практическое предпринимательство.

2. Требования к профессиональной подготовке бакалавра, предусмотренные Образовательным стандартом ФГАОУ ВО Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (утвержден 26.12.2014) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент:

Целью реализации образовательных программ в рамках направления подготовки  38.03.02 Менеджмент является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно–аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.


Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать универсальными и профессиональными компетенциями, перечень которых обозначен в стандарте.

3. Форма и порядок проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена

Государственный итоговый междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационный билет включает:

- теоретический вопрос, предполагающий развернутый письменный ответ на один вопрос из трех дисциплин, таких как теория и история менеджмента, теория организации и организационное поведение, управление человеческими ресурсами.

- тест, состоящий из 60 вопросов с множественными вариантами ответов. В тест включены вопросы по следующим дисциплинам: стратегический менеджмент, маркетинг, управление проектами.

- практическое задание (кейс) по дисциплине практическое предпринимательство, решение которого предполагает использование соответствующего инструментария.

Экзаменационные билеты подписываются академическим руководителем образовательной программы и утверждаются деканом факультета, на подпись которого ставится печать факультета. На государственный итоговый междисциплинарный экзамен в письменной форме выделяется до четырех академических часов. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы по методике, указанной ниже.

Все бланки ответов на вопросы билетов итогового междисциплинарного экзамена заполняются ручками с синей или черной пастой. Не допускаются исправления в части ответов на тест, при их наличии бланк считается недействительным и за данную часть экзаменационного билета выставляется оценка «неудовлетворительно» 0 баллов.

По завершении государственного итогового междисциплинарного экзамена локальная ГЭК на закрытом заседании обсуждает согласованную итоговую оценку. В случае расхождения мнения членов локальной ГЭК по итоговой оценке, решение принимается на закрытом заседании простым большинством голосов: при равном числе голосов голос председателя локальной ГЭК является решающим.

Итоговая оценка за государственный итоговый междисциплинарный экзамен по пятибалльной и десятибалльной системам оценивания сообщается студенту не позднее следующего рабочего дня после проведения государственного итогового испытания. Для объявления результатов используется электронная почта группы, в которой обучается студент.  

Письменные экзаменационные работы, подшиваются в отдельную папку и хранятся в деканате вечерне-заочного факультета экономики и управления до окончания календарного года. Копии протоколов экзамена подшиваются в личные дела студентов.

В период подготовки к государственному экзамену для студентов проводится предэкзаменационная консультация по дисциплинам, вошедшим в программу государственного экзамена.

Порядок организации и проведения апелляции по результатам государственного экзамена регламентируется Положением от 20 апреля 2017 года.

 

4. Порядок повторной сдачи государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Студент, не прошедший ГИА в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине, вправе пройти ГИА в течение шести месяцев после завершения ГИА, без отчисления из НИУ ВШЭ.

Студент, не прошедший одно государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания (при его наличии). Уважительной причиной считается болезнь, подтвержденная медицинской справкой установленного образца, предъявленной в учебную часть в день, в который указано приступить к занятиям; а также иные исключительные причины, перечисленные в Положении от 20 апреля 2017 года.

Если в период повторного проведения ГИА студент не прошел ГИА без уважительной причины, то он отчисляется из НИУ ВШЭ как не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана, и ему по запросу выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Указанный студент, при восстановлении в НИУ ВШЭ, вправе пройти ГИА повторно не ранее чем в следующем календарном году в сроки, определенные для проведения ГИА студентов выпускного курса, но не ранее, чем через 10 месяцев и не позднее чем через четыре года после срока проведения ГИА, которая не пройдена студентом.

Повторные итоговые государственные аттестационные испытания для одного лица не могут назначаться более двух раз.

 

5. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент

Оценивание знаний студентов по государственному итоговому междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением от 20 апреля 2017 года. Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке всех членов комиссии, сформированной на основе независимых оценок каждого члена комиссии.

При проведении государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент устанавливаются следующие критерии оценки знаний:

· Оценка ответа за открытый вопрос определяется следующими критериями:

Оценка «отлично» (8, 9, 10 баллов) - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, грамотное чтении и чёткое изображении схем и графиков; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо» (6, 7 баллов) - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное чтение и чёткое изображение схем и графиков.

Оценка «удовлетворительно» (4, 5 баллов) - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений; наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.

Оценка «неудовлетворительно» (0, 1, 2, 3 балла) - грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

· Оценка ответов на тест выставляется по следующей шкале:

Доля правильных ответов в тесте Оценка
От 95% до 100% правильных ответов 10 баллов
От 85% до 94% правильных ответов 9 баллов
От 75% от 84% правильных ответов 8 баллов
От 65% от 74% правильных ответов 7 баллов
От 55% от 64% правильных ответов 6 баллов
От 45% от 54% правильных ответов 5 баллов
От 35% от 44% правильных ответов 4 балла
От 25% от 34% правильных ответов 3 балла
От 15% от 24% правильных ответов 2 балла
От 5% до 14% правильных ответов 1 балл
До 4% правильных ответов 0 баллов

При выставлении оценки за тест используются правила арифметического округления.

· Оценка за практическое задание определяется по следующим критериям:

Оценка «отлично» (8, 9, 10 баллов) - выполнен комплексный анализ деятельности предлагаемого кейса, сделаны расчеты объема рынка. Выводы полностью обоснованы. Есть понимание применения каждого инструмента анализа предпринимательской деятельности для конкретной ситуации и обоснованы исходные данные для применения.

Оценка «хорошо» (6, 7 баллов) - применено несколько инструментов анализа предпринимательской деятельности. Выводы обоснованы в достаточном объеме. Показано умение студента владеть инструментами и обосновывать исходные данные для их применения.

Оценка «удовлетворительно» (4, 5 баллов) - применена только бизнес-модель по Остервальдеру. Выводы достаточно поверхностные. Не показано умение владением инструмента.

Оценка «неудовлетворительно» (0, 1, 2, 3 балла) - грубые ошибки в ответе, непонимание сущности проведения анализа предпринимательской деятельности и оценки рынка проекта.

Итоговая оценка за государственный междисциплинарный экзамен рассчитывается как среднее арифметическое оценок (при условии отсутствия неудовлетворительных оценок), полученных студентом за каждую часть экзаменационного билета, при округлении используются правила арифметического округления. В случае получения оценки «неудовлетворительно» за любую из трех частей, результирующая оценка за государственный междисциплинарный экзамен не может быть выше оценки «удовлетворительно» по пятибалльной шкале (5 баллов по десяти бальной шкале). В случае получения оценки «неудовлетворительно» за два вопроса из трех, студент получает итоговую оценку «неудовлетворительно» за государственный междисциплинарный экзамен.

Обнаружение у студентов во время государственного аттестационного испытания несанкционированных экзаменационной комиссией учебных и методических материалов, любых средств передачи информации (электронных средств связи) является основанием для принятия решения о выставлении оценки «неудовлетворительно» по результатам государственного междисциплинарного экзамена («0» по 10-балльной шкале), вне зависимости от того, были ли использованы указанные материалы (средства) при подготовке ответа.

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ  

 

Теория и история менеджмента

Эволюция управления как научной дисциплины. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Характеристики менеджмента, как науки управления (субъект, объект, предмет, цель и задачи).

Подходы к управлению на основе выделения различных школ: классическая школа менеджмента: научное управление (Ф. Тейлор), административная школа (А. Файоль), концепция бюрократии (М. Вебер); школа человеческих отношений (Э. Мэйо); поведенческие науки; наука управления или количественный подход; процессный подход: функции процесса управления; системный подход; ситуационный подход.

Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера.

Понятие организации. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Управление социально-экономическими системами.

Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди.

Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу.

Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции).

Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга).

Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии.

Организационная функция менеджмента: Понятие организационной структуры. Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента.

Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента.

Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Подходы к контролю качества: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.

Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях.

Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа).

Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования.

Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис.

Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства.

Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Ховстеде.

Литература:

Базовый учебник:

Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – МПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»);

Основная и дополнительная литература:

  1. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии.: Учебник/А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.;
  2. Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. – К.: Знания-Прес, 2006. – 876 с. – (Европейский менеджмент).
  3. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. – М., 2003.
  4. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.
  6. Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  7. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. – М.: Журнал Эксперт: ЭКСМО, 2001.
  8. Колман Р., Барри Г. 525 способов стать лучшим менеджером. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.

 

Теория организации и организационное поведение

Предмет и задачи теории организации. Организация как система. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Проблема определения организации. Основные характеристики организаций. Виды организаций (формальные – неформальные, открытые - закрытые, естественные - искусственные), социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление. Специфические законы социальной организации. Закон синергии. Закон информированности - упорядоченности. Закон самосохранения. Закон единства анализа (синтеза). Закон развития. Законы композиции и пропорциональности. Субъекты организаторской деятельности.

 Логика формирования организации. Истоки и границы роста иерархии. Разделение управленческого труда. Линейные и функциональные специалисты. Централизация управления. Линейно-штабная структура

Понятие «организационного поведения». Задачи и место курса в ряду других управленческих дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда изучения. Объект и предмет организационного поведения. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Природа и характеристика организации. Стереотипы «человека работающего». Сегменты организационного поведения. Проблема диверсификации рабочей силы в организации: причины и характеристики. Управление диверсификацией в организации

Человеческий фактор в социально-экономических системах. Личность и её развитие в организации. Ценности. Природа, виды и формирование установок. Последствия установок в отношении труда. Функции и изменения установок. Удовлетворенность трудом и реданность организации как виды установок; их значение для организационного поведения.  

Теории формирования группового поведения в организации. Базовые теории групп: теория близости; теория взаимодействия; теория равновесия; теория обмена. Этапы формирования групп. Типы групп. Характеристика групп. Формальные и неформальные группы. Ролевые представления членов команды. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы. Конформизм.

Информация как фактор экономической деятельности. Коммуникативное поведение в организации.     Типы    коммуникаций.  Основные    элементы    процесса  коммуникаций. 

Коммуникативные каналы и коммуникационные сети. Личностные сети и типы коммуникационных связей. Этапы коммуникативного процесса. Коммуникативные помехи и барьеры. Методы их преодоления. Вербальные и невербальные формы межличностного взаимодействия. Язык жестов и проблемы интерпретации коммуникативных актов. Коммуникативная функция руководства.

  Трудовая мотивация: модели, приемы, проблемы. Теории мотивации: модель ожидания, модель справедливости, модель атрибуции. Мотивация и результативность организации. Целеполагание. Мотивационные типы и мотивационный классы. Варианты построения мотивационной политики. Подкрепление - как важный мотивационный фактор. Типы, характеристика подкреплений.

Лидерство в организации. Теории лидерства: теория лидерских черт, групповая теория лидерства и теория обмена, ситуационная теория лидерства, теория лидерства «путь-цель», теория харизматического лидерства, теория преобразующего лидерства. Лидерство и власть. Источники власти. Процессы ее реализации в организации.

   Организационная сущность управления. Типы управленческих отношений в организации. Ориентации руководителя: формализованные и персонализованные. Значение поведенческого диапазона в организационном управлении.     

Понятие организационной культуры. Место организационной культуры в культурной структуре. Национальная культура. Модель Ховстеде. Структура организационной культуры по Э. Шайну. Классификация организационной культуры. Типологии организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры.

   Изменение организационной культуры. Варианты изменения поведения в рамках изменений организационной культуры. Корпоративные университеты.

 

Литература:

Базовый учебник:

Лютенс Ф. Организационное поведение, М.: Инфра – М, 1999.

Гибсон Д. и др. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000

Основная литература:

1. Гринберг Дж.,Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2004

2. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - М.: Вече-Персей-АСТ, 1997.

3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2003

4. Плаус С. Психология оценки и принятия решения. – М.: Филинъ, 1998. 

5. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Дополнительная литература:

1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Анастази Ф., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е межд. изд.– СПб.: Питер, 2001

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.

4. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002

5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2001

6. Будон Г. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. – М.: Аспект-Пресс, 1998

7. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2001

8. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001

9. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002

10. Менегетти А. Психология лидера. 3-е изд. – М.: Онтопсихология, 2001

11. Мильграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.

12. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – Москва:КСП+; СПб.: Ювента, 1998

13. Психология: комплексный подход. Под ред. М.Айзенка. – Минск.: Новое знание, 2002

14. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект-Пресс, 2000

15. Шайн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002

  1. Минцберг Г. Структура в кулаке. Питер, 2001
  2. Модульная программа для менеджеров, часть 2: Организация и ее деловая среда. М., 1999.
  3. Модульная программа для менеджеров, часть 3: Общее управление организацией: принципы и процессы. М., 2000.
  4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003
  5. Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1994.
  6. Шелдрейк Дж. Теория Менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 388.