Виды правовых систем современности
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.
Рассмотрим основные характерные черты представленных с акцентом на отличительных особенностях правовых систем современности, их место на правовой карте мира.
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Испании, Австрии, Германии, Франции, Португалии Швейцарии и другие.
Среди признаков романо-германской правовой системы можно выделить следующие:
- имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой;
- правовая система более жесткая и носит в большей степени императивный характер[16];
- единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения[17];
- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли[18];
- правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве дополнительных и вспомогательных источников;
- особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построение данной правовой семьи.
- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина.
К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, Канады, Австрии, Новой Зеландии и другие[19].
Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
- отсутствует официального деления права на отдельные отрасли (например, в одном статуте могут содержаться нормы уголовного, семейного и гражданского права)[20];
- ведущую роль правотворчестве отводят судам, которые занимают особое положение в системе государственных органов;
- основным источником выступают судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
- отсутствуют кодифицированные отрасли права;
- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных и вспомогательных источников;
- отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
- юридическая доктрина носит сугубо прагматический и прикладной характер;
- нормы права не отделены от судебного решения и носят казуистический характер;
- отсутствие административной юстиции и прокуратуры[21].
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Ирак, Иран, Пакистан, Судан и другие, а также индусское право общин Индии, Малайзии, Бирмы, Сингапура и другие.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- главный творец права Бог, а не государство и общество, и поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека;
- весьма тесное переплетение юридических положений с моральными постулатами, философскими, религиозными, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
- судебная практика не является источником права;
- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности;
- нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;
- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), толкующие и конкретизирующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений[22].
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки, Дальнего Востока.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- обычаи и традиции представляют собой синтез мифических, моральных, юридических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
- обычаи детально регламентировали весь строй жизни общины, поведение ее членов и предусматривали соответствующие санкции за их нарушения;
- возникшие споры в связи с нарушением обычаев, как правило, рассматривались племенными вождями и старейшинами общины[23];
- источникам права занимают обычаи и традиции, которые носит неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение;
- обычаи и традиции регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;
- судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согласие в общине и обеспечения ее сплоченность;
- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
- нормативные акты имеют вторичное значение;
- юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных сообществ;
- архаичность многих ее обычаев и традиций[24].
Таким образом, в современной правовой системе выделяется четыре правовых видов таких, как романо-германская и англосаксонская правовая семья, а также религиозная и традиционная права. Они между собою имеют отличительные признаки, например, в романо-германской правовой семье источникам права является нормативный правовой акт, а для англо-саксонской семьи – судебный прецедент. Для традиционного права источникам права являются традиции и обычаи, а для религиозного права – священные книги.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.