I этап
Общие анамнестические данные ......................................................…………………………………………………..
Психическое и физическое состояние, особенности поведения .................………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми……………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Стремления, интересы .........................................................................………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Особенности психомоторного развития ....................................................……………………………………………..
Речевая среда и особенности речевого развития ........................................……………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Заключение...................................................................................………………………………………………..
II этап
Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:
губы ..................................................................................................………………………………………….………….
зубные ряды, прикусы ..........................................................................…………………………………………………
нижняя челюсть ...................................................................................………………………………………………….
твердое нёбо ......................................................................................……………………………………………………
мягкое нёбо ........................................................................................……………………………………………………
язык ..................................................................................................……………………………………………………...
Заключение...................................................................................…………………………………………………
III этап
Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):
губы ................................................…………………. язык ........................................………………………………….
нижняя челюсть ...................................................................................…………………………………………………..
мягкое нёбо..................................................................................…………………………………………………………
задняя стенка глотки .............................................................................………………………………………
Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):
губы .....……………………………………………… язык .............................................………………………………
нижняя челюсть ...................................................................................…………………………………………………..
мягкое нёбо........................................................................................…………………………………………………….
задняя стенка глотки .............................................................................…………………………………………………
Особенности мимики и тонуса лицевых мышц ............................................………………………………………….
Сопутствующие движения (наличие, особенности)......................................………………………………………….
Состояние общей моторики ...................................................................………………………………………………..
Заключение...................................................................................…………………………………………………
IV этап
Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + - правильное произношение, - - отсутствие звука, = - замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, я - искажение звука.)
Условие произнесение звука | Звук | ||||||||||||
ш | ж | ч | щ | с | с¢ | з | з¢ | ц | л | л¢ | р | р¢ | |
Изолированно | |||||||||||||
В начале слова | |||||||||||||
В середине слова | |||||||||||||
В конце слова |
Заключение...................................................................................…………………………………………………
V этап
Состояние слуха………………………………………………………………………………………………………….
Дифференциация неречевых звуков……………………………………………………………………………………
Понимание речи и слуховая память…………………………………………………………………………………….
Слуховое различие слогов, слов с опозиционными звуками…………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Фонематический анализ и синтез………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………………………..
Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации…………
…………………………………………………………………………………………………………………………….
Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.
На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищам воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта) Все полученные данные заносятся в протокол обследования (форма 55).
На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:
- Губы: в пределах нормы, боковая расщелина - односторонняя, двусторонняя.
- Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
- Прикусы: прогнатия - выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения - выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус - искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
- Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
- Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
- Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
- Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.
1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки - втянуть их.
2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником».
3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.
Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:
- Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
- Объем движений: полный, неполный.
- Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
- Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
- Наличие сопутствующих движений (указать какие).
- Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
- Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с.
На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков (см. прил. 12.5.1). Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях - в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
По результатам IV этапа обследования - состояние звукопроизношения - необходимо составить заключение по следующей схеме:
- при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
- в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
- нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р¢, л, л¢) (значок «¢» соответствует мягкому варианту звука).
Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.
Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5-2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:
1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку».
Продолжение прил.12.5.1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.