Номер признака | Содержание признака | Нет, неверно | Пожалуй, так | Верно | Совершен- но верно | ||
1 | Я чувствую подавленность и тоску | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
2 | Утром я чувствую себя лучше всего | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
3 | У меня близко слезы | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
4 | У меня плохой сон | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
5 | У меня аппетит не хуже обычного | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
6 | Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами) | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
7 | Я теряю в весе | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
8 | Меня беспокоят запоры | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
9 | Мое сердце бьется сильнее, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
10 | Я устаю без всяких причин | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
11 | Я мыслю так же ясно, как и всегда | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
12 | Мне легко делать то, что я умею | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
13 | Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
14 | Я надеюсь на будущее | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | |
| |||||||
15 | Я более раздражителен, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
16 | Мне легко принимать решения | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
17 | Я чувствую, что полезен и необходим | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
18 | Я живу достаточно полной жизнью | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
| |||||||
19 | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
20
| Меня и сейчас радует то, что радовало всегда | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
|
Занятие 12.5 ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Вводные замечания. При психологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста - логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслу-хового ее отделов.
Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.
Дислалия - нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.
«Стертая» дизартрия - нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при «стертой» дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).
Открытая ринолалия - нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.
Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов (см. прил. 12.5.1). Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования (форма 55).
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Форма 55
Фамилия, имя, отчество ..............................................................……………………………………………………….
Дата ..................................................…………………………..Возраст ..........................………………………………
Дата: 2018-12-21, просмотров: 280.