Современная видеотехника, используемая в следственной практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для видеозаписи в следственной практике используется бытовая (любительская, непрофессиональная) видеотехника. Она включает в себя видеокамеру (ВК). Более точное наименование — «видеомагнитофонная камера» указывает на то, что в камере соединены в один блок телевизионная камера и видеомагнитофон, видеомагнитофон (ВМ), плейер, монитор или телевизор. В правоохранительных органах, как правило, применяют аппаратуру и ленты формата VNS. Подобные малогабаритные образцы аппаратуры и соответствующие им кассеты именуют термином "компакт", маркируя знаком "С". Например: VHS-C.

Улучшенная видеоаппаратура маркируется знаком HQ (высокое качество). Кассеты с лентами, обеспечивающими повышенное качество записи, маркируются знаком S (супер). Например: S-VHS.

Питание ВК может производиться как от сети переменного тока (с помощью специального адаптера), так и от специальных аккумуляторных батарей, рассчитанных обычно на 1,5—2 часа работы при t° воздуха == 25°С. При отрицательных значениях температуры окружающей среды время работы без подзарядки аккумуляторов существенно сокращается. ВК может питаться и от аккумулятора автомобиля.

Видеокамеры хотя и достаточно просты в эксплуатации, но по конструкции своей представляют сложные устройства, требующие грамотного обращения. ВК рассчитаны, согласно инструкции, для использования при положительных температурах (от 0°С до +40°С). Работая при отрицательных температурах, необходимо позаботиться о запасных аккумуляторах. Во время перерыва видеозаписи используемые аккумуляторы желательно хотя бы на время помещать в теплое место.

При работе в режиме отрицательных температур в ВК могут образовываться излишки влаги. Особенно часто это бывает при извлечении камеры из салона автомобиля для работы на месте происшествия в холодное время года. В электронном видоискателе большинства моделей ВК имеется указатель dew, что означает — "покрывается влагой". Чрезмерная ее конденсация должна повлечь остановку работы камеры (вручную или автоматически). При работе на морозе ВК необходимо хранить во влагонепроницаемом и хорошо утепленном чехле. Целесообразно дополнительно утеплить плотноприлегаемой шерстяной тканью ту часть ВК, где расположен видоискатель [20].

Если ВК длительное время находилась на морозе (t = -20°C и ниже), то в помещении ею можно пользоваться не ранее чем через 5—6 часов (как всяким бытовым телевизором). При этом рекомендуется использовать кассету, которая находилась в тепле. Наилучшим вариантом является наличие двух ВК: одна — для работы на морозе, вторая — в тепле.

Работа с ВК вблизи линий высоковольтных передач, проводов троллейбусов, трамваев, около трансформаторов, работающих телевизоров, мощных теле- и радиоантенн может вызвать помехи в изображении.

Объективы видеокамер обладают значительной светочувствительностью, что позволяет использовать их при слабой освещенности. Отдельные модели ВК снабжены лампами подсвета, включающимися автоматически.

Наличие электронного стабилизатора позволяет устранять дрожание кадра, вызываемого колебанием камеры при съемке «с рук».

Немаловажным для криминалистической видеозаписи является то, что видеоискатель ВК перемещается по вертикали от 90° до 180° (в некоторых моделях до 360°). Это позволяет производить съемку в неблагоприятных, затрудненных условиях, когда нет свободного доступа к объекту записи.

В электронном видеоискателе ВК воспроизводятся показания времени записи: часы, минуты (иногда секунды, доли секунд), дни, месяцы, годы. Они фиксируются на ленте и могут быть использованы как источники информации. Кроме того, в видеоискателе может появляться изображение символов, информирующих об условиях эксплуатации или носящих предупредительный характер (окончание ленты в кассете, разряжение батарей, конденсация влаги в ВК и т. п.).

Практически все современные ВК снабжены объективами с переменным фокусным расстоянием. Кратность меняющегося фокусного расстояния варьируется в интервале от 4х до 10х и даже до 19х. Такие ВК, как "Панасоник NV-M-300EN" и "Панасоник NV-M40E", дают 100х увеличение масштаба. На объективы могут надеваться насадочные линзы для работы в режиме широкоугольном или длиннофокусном. Некоторые линзы позволяют увеличивать угол съемки до 180°.

Применение при видеозаписи объективов с переменным фокусным расстоянием позволяет с одной точки съемки получать изображение в различном масштабе. При этом автоматическая фокусировка объектива упрощает процесс наводки на резкость. Практически это свойство ВК позволяет вести съемку сразу же после включения камеры. При видеозаписи могут быть использованы как встроенные (в ВК) микрофоны, так и выносные. Последние применяют при расстоянии до источника звука более 3 м. Чувствительность встроенных микрофонов может быть повышена переключением в режим «высокий».

Видеомагнитофоны (ВМ) позволяют воспроизводить изображение и звук более качественно, нежели ВК и плейер. На ВМ с улучшенными цветопередачей и звуковоспроизведением имеется маркировка HQ.

Помимо записи и воспроизведения, ВМ позволяет:

- осуществлять ускоренную перемотку в прямом и обратном направлении со скоростью до 100—200х;

- ускоренное воспроизведение (скорость 14х) для поиска необходимого изображения (прямое — обратное направление);

- замедленное (стробоскопическое, покадровое) воспроизведение, обеспечивающее анализ фрагмента видеозаписи;

- воспроизводить в режиме "стоп-кадр" для изучения и фотографирования.

С помощью специального принтера можно получить изображение с того или иного фрагмента видеозаписи в черно-белом или цветном варианте. Это позволяет изготавливать наглядно-образные изображения криминалистически значимых объектов: следов, вещественных доказательств и т. п.

В настоящее время имеются ВМ, работающие в системе ПАЛ, СЕКАМ, НТСЦ. Некоторые последние модели снабжены встроенным телевизором с экраном 10—12 см по диагонали.

При использовании для записи и воспроизведения видеокассет, снаряженных магнитной лентой, необходимо учитывать маркировку на корпусе: формат видеозаписи, ее продолжительность, качество видеоленты, фирма-изготовитель и др.

Знак "Е" указывает на то, что кассета рассчитана на формат VHS в системе PAL SEKAM. Знак "Т" — формат VHS в системе NTSC. Маркировка "SE" обозначает запись в формате S-VHS, а "ЕС" — в формате VHS.

Если видеолента предназначена для чистки видеоголовок, то на кассете ставится знак "Cl" (Cleaner — "чистильщик").

Маркировкой "NV" снабжаются кассеты и пленки фирмы "Панасоник". На продолжительность записи указывают цифры, расположенные за маркировкой формата записи. Например: VHS-E-30 или S-VHS-CE 180 и т. п. Отечественные видеокассеты снабжены отметкой "ВК" и указанием на продолжительность записи (в мин.). Например: ВК-60, ВК-120, ВК-180.

При работе с кассетами необходимо соблюдать ряд правил:

- при съемке полностью использовать емкость кассеты;

- хранить кассеты в помещении с умеренной температурой и влажностью; при перепадах температуры некоторое время их выдерживать;

- если появились признаки ухудшения качества записи, необходимо срочно изготовить копию;

- не следует хранить видеокассеты в массивных металлических хранилищах (сейфах) или около них, так как это ведет к размагничиванию. Точно так же следует избегать сильных магнитных полей (работающий телевизор, мощный трансформатор и т. п.);

- лента в кассете должна быть плотно намотана. Каждые 6 месяцев пленку необходимо перемотать в режиме "назад" — "вперед", так как при длительном хранении снижается плотность намотки и появляются участки с волнообразными витками, что приводит к деформации пленки[21, с.156].

Для воспроизведения видеоизображения могут быть использованы видеомониторы, телевизоры, плейеры. Монитор подключают к видеомагнитофону или камере, режим работы, которых — "воспроизведение".

Телевизоры для демонстрации видеозаписи предпочтительнее для использования в судебном заседании, так как качество изображения и звука у них выше, чем у мониторов и плейеров.

Видеоплейер (плейер) представляет собой воспроизводящий магнитофон с экраном. Наиболее часто им является плейер AQ-510EE фирмы "Панасоник".

В последние годы особенно интенсивно совершенствуются электронные методы фиксации. Их сущность состоит в том, что изображение запечатлеваемого объекта трансформируется в электрический сигнал, который записывается на магнитном носителе. Сигнал не нуждается в какой-либо обработке, а чтобы изображение возникло на мониторе, необходимо лишь электронно-оптическое преобразование.

Подчеркнем одну важную особенность современных электронных методов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на телеэкран либо монитор, но и его фиксацию на чувствительном фотоматериале. Этот собственно фотографический вариант отображения может быть получен на специальном устройстве либо путем прямой фотосъемки с экрана. В то же время в электронных методах не существует принципиальных ограничений на такого же качества передачу мелких деталей, как у цветных фотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе сформировалась судебная видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологической гибкостью и высокой информационной емкостью.

Более широкое распространение имеют цифровые аппараты, реализующие покадровую видеозапись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменной оптики. Они обеспечивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с различением до 17 миллионов оттенков. Изображения, преобразуемые в последовательность цифр, фиксируются на дискету, жесткий диск или CD-ROM. Кадры могут быть многократно экспонированы, стерты и записаны снова без понижения качества. Отснятое можно просмотреть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.

Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный компьютер, который распечатывает их посредством черно-белого или цветного принтера. Средства удаленного доступа, такие как Интернет, позволяют передавать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальной компьютерной программы можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, усиление и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закрашивание, цветоделение, создание эффекта рельефности и др. В этой связи нельзя не отметить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи по оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности, если они получены вне сферы уголовного процесса.

В настоящее время в следственной практике используется обычная и цифровая видеоаппаратура формата VHS в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное изображение даже в условиях очень слабой освещенности, гарантируя его яркость, контрастность, интенсивность и разрешающую способность (передачу мелких деталей). Улучшенная видеоаппаратура маркируется знаком HQ, а кассеты с лентами, обеспечивающими повышенное качество записи, знаком S (супер).

Видеокамера может работать как от сети переменного тока (через специальный адаптер), так и от аккумулятора, обеспечивающего до двух часов съемки при температуре окружающей среды до 25С. При отрицательных значениях температуры время работы без подзарядки аккумулятора заметно сокращается вследствие загустения смазки в лентопротяжном механизме. Видеокамеры просты в работе, но представляют собой сложные электронно-механические устройства, требующие соблюдения инструкций по эксплуатации и уходу.

Отдельные модели видеокамер оснащены лампами подсветки, автоматически включающимися при недостаточной освещенности снимаемых объектов, причем изменение последней задает яркость светового потока. Наличие электронного стабилизатора устраняет дрожание кадра, вызываемое колебаниями камеры при съемке «с рук». Немаловажным для криминалистической практики является и то обстоятельство, что видоискатель камеры может перемещаться по вертикали, что позволяет производить съемку в неблагоприятных условиях, когда доступ к фиксируемому объекту затруднен [12, с.164].

Практически все современные видеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием, варьирующим в широком интервале от 4 до 400 крат. Это позволяет получать с одной точки съемки изображения разного масштаба, но всегда резкие вследствие автоматической фокусировки объектива. Важно и то, что в электронном видоискателе (лучше, если он цветной, а не черно-белый) воспроизводятся показатели времени записи: день, месяц, год, часы и минуты. Эти данные фиксируются на ленте и могут иметь важное криминалистическое и доказательственное значение.

Следует отметить также, что с помощью специального принтера можно получить фотоизображение с того или иного кадра видеоленты в черно-белом или цветном варианте. Для записи в основном применяются 8-миллиметровые ленты, на кассетах с которыми указываются формат и продолжительность записи, качество ленты и фирма-изготовитель.

Видеозапись на предварительном следствии фиксирует в динамике образную и звуковую криминалистическую информацию, получаемую в ходе следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на главном, криминалистически существенном.

Документальный видеофильм, в полной мере отражающий произведенное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя операторские приемы видеозаписи. Поскольку на экране синхронно воспроизводится образная и звуковая информация, съемку фильма нужно проводить так, чтобы были доброкачественно зафиксированы не только изображение, но и звук.

Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, то есть плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо используется для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки.

По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, использующей ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно следует вести с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие звукового ряда. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять [12, с.165].

В соответствии со ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» видеозапись допустимо осуществлять и при производстве оперативно-розыскных мероприятий [22].  В дальнейшем их результаты, зафиксированные посредством видеозаписи, могут быть легализованы в материалах уголовного дела в качестве доказательств вины конкретного субъекта.

Видеоматериалы, на которых отражены обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему определенного гражданина, следы содеянного, обычно приравниваются к вещественным доказательствам. Видеозаписи, в том числе любительские, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомства, совместного времяпрепровождения, дружеских взаимоотношений, пребывания в определенное время в конкретном месте и др.

К материалам расследуемого дела в качестве документа приобщают видеокадры, запечатлевшие празднование свадьбы, дня рождения, юбилея, пикник, застолье в ресторане, сауне и т.п. с участием лиц, интересующих следствие. Опровергнуть такие доказательства в силу их наглядности и убедительности весьма трудно.

Для использования в следственной практике достаточно удобны портативные любительские видеокамеры. Они просты в обращении, обеспечивают цветную видеозапись высокого качества с синхронной записью звука, позволяют использовать приемы наезд/отъезд, функцию крупного плана. Многие любительские видеокамеры снабжены возможностями записи с ручной регулировкой фокуса, записи быстродвижущихся объектов (режим спорта), записи темных сцен с большой яркостью (режим низкой освещенности), записи сцен с задней подсветкой (режим задней подсветки), резкого выделения снимаемого объекта из окружающего фона (режим портрета) и др. Все видеокамеры работают как в режиме автономного питания (от аккумуляторов), так и от сети переменного тока. Воспроизведение видеозаписи на экране телевизора осуществляется при помощи специальной кассеты-адаптера, в которую вставляется кассета с видеозаписью, или путем подключения видеокамеры к телевизору. Субъектом видеосъемки не обязательно должен быть следователь, производящий расследование. Видеозапись может осуществляться специалистом или прокурором-криминалистом, на которых возложена обязанность оказывать следователю помощь в применении научно-технических средств. Для этих же целей может быть приглашен специалист-телеоператор [23, с.255].

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 208.