ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пособие для абитуриентов

 

Основные правила по орфографии и пунктуации, примеры,

упражнения и проверочные работы по русскому языку

для слушателей подготовительных курсов

отделения педагогики и психологии

 

 

   
   

 

 

Русский язык: Пособие для абитуриентов / Сост. Р.Т.Закирова. – Уфа:

 

 

В пособии представлены основные правила по орфографии и пунктуации с примерами и необходимыми к ним разъяснениями (как правило, в виде таблиц). Упражнения помогут абитуриентам выработать навыки грамотного письма, автоматизм в правильном написании “трудных” слов и расстановке знаков препинания. В конце каждой темы предлагается проверочная работа для объективной оценки уровня знаний. В приложении даны ключи к проверочным работам, трудные случаи управления, краткий словарь ударений.

Пособие предназначено для слушателей подготовительных курсов отделения педагогики.

 

Автор-составитель: Р.Т.Закирова, к.ф.н.

Рецензенты: Т.М.Гарипов, д.ф.н., профессор.

А.Н.Трегубов, к.ф.н.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Орфография

 

Правописание гласных в корне слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 4

Правописание согласных в корне слова . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 7

Правописание приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Правописание гласных после шипящих и Ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Правописание Ъ и Ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Правописание некоторых суффиксов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Правописание Н/НН в различных частях речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Правописание некоторых окончаний частей речи . . . . . ... . . . . . . . . . . 26

Правописание сложных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Правописание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Правописание служебных частей речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Правописание НЕ и НИ в различных частях речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

 

Раздел II. Пунктуация

 

Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Предложения с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..46

Обособление второстепенных членов предложения . . . . . .. . . . . . . . . .. 49

Знаки препинания в сложных предложениях . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. 54

Предложения с прямой и косвенной речью . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 61

 

Раздел III. Стилистика

 

Анализ типичных стилистических ошибок

на примере фрагмента текста ……………………………………………..63

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

«Ключи» к проверочным работам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Управление глаголов, существительных, прилагательных,

употребление предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..74

Краткий словарь ударений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76


Раздел I. ОРФОГРАФИЯ


ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Звонкие и глухие согласные, а также непроизносимые согласные отчётливо различаются перед гласными ( или согласными л, р, м, н, в).

Глухие и звонкие согласные

      ö грибы

Гриб õ грибок

                                                  ÷ грибной           

Различайте слова по значению:

изморось (очень мелкий дождь) – моросит

изморозь (похожий на снег осадок) – морозит

 

 

Запомните написание слов:

абстракция (хотя: абстрагировать), транскрипция (хотя: транскрибировать), свадьба (хотя: сват, сватать), склянка (хотя: стекло).

 

Непроизносимые согласные

Совестливый – совесть                  Но: опасный - опасение

Устный – уста                                        участвовать – участие

 

Различайте слова по значению:

Яства (кушанья) – от древнего слова ясти (есть); явственно (отчётливо) – от явно; шествовать (торжественно идти) – шёл; шефствовать (быть шефами) – шефы.

 

Непроверяемые согласные в корне

Лестница, чувствовать, блеснуть, плеснуть, ровесник, сверстник, вокзал, автомат, космонавт, карабкаться, футбол, асбест, копчик (конечность позвоночника), кобчик (птица), ягдташ, мундштук.

 

Удвоенные согласные в корне

Пишите удвоенные согласные в словах и производных от них:

 

дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать, жжение, ссора, Россия, Белоруссия (но: Русь, белорус), металл – металлический, группа – групповой - группка, хоккей – хоккейный и др. (но: кристалл – кристаллический – кристальный; оперетта – оперетка; финн – финка; колонна – колоннада – колонка, тонна – трехтонный – трехтонка).

В сложносокращённых словах:

· во второй основе: Донецкий бассейн – Донбасс;

· на стыке двух основ: главный врач – главврач.

Но: не сохраняется удвоение в первой основе сложносокращённого слова: граммофонная пластинка – грампластинка; групповой организатор – групорг.

 

Проверяйте написание слов с удвоенными согласными по словарю.

 

Различайте слова по значению:

 

балл (оценка) – пять баллов, семибалльный шторм; бал (праздник) – бальное платье.

 

Словарь трудные слов.

Агрессор, акклиматизация, аккредитив, аннотация, аннулировать, аппарат, апелляция, аппендицит, аппетит, ассистент, ассоциация, аттестат, аттракцион, баллада, баллотировать, баррикада, бассейн, бацилла, беллетристика, босс, бюллетень, ванна, гиппопотам, группа, дилемма, дискуссия, диссертация, дистиллированный, дифференциал, дифференциация, идиллия, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, импресарио, индифферентный, интеллигенция, иррациональный, ирригация, касса, коллегия, колледж, коллектив, коллоквиум, колонна (но: колонка), колосс, комиссия, комментарий, коммунизм, коммюнике, компромисс, конгресс, концессия, корреспондент, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, кристаллический (но: кристальный), кросс, масса, металл, миллион, миссия, оккупация, оппозиция, оппонент, параллель, пассивный, перрон, пессимизм, пресса, программа, прогресс, продюсер, пропеллер, профессия, раса, режиссёр, репрессия, рессора, сéттер, симметрия, стеллаж, суррогат, телеграмма, теннис, терраса, территория, террор, тонна (но: трёхтонка), трасса, троллейбус, труппа, туннель, хлорофилл, хоккей, целлулоид, целлюлоза, шасси, шоссе, экспрессия, эксцесс, эллипс, эссенция, эффект.

 

Для правописания согласных в словах придерживайтесь несложных правил-инструкций:

 

сомнительную согласную корня проверяй гласной: просьба – просить, низкий – низок;

не пропускай буквы в корне: праздник – празден, осчастливил – счастье;

не вставляй лишнюю букву: опасный – опасен, прекрасный – прекрасен.

 

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова

Задание 4. Включите каждое из данных слов в словосочетания так, чтобы образовались пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слов.

Образец:  ö д – заросший пруд (пруды)

          пру

                  ÷ т – гибкий прут (прутик)

ö з         öг          ö д              ö ж        ö з

ро           мо       моло      впереме   ку ве

     ô с         ô к         ô т              ô ш        ôс

    ö д     ö г              ö з        ö г      ö д    ö ж

ро       ро       изморо    ь сто     пло       но

ô т     ô к              ô с        ô к      ô т    ô ш

 

Двойные согласные

Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенную согласную.

Обратите внимание! В задании даются слова с удвоенными согласными не только в корне слова, но и на стыке морфем (на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса):

Белорус..кий, кол…ективный, мировоз…рение, ат…естат, комис…ия, ан…улировать, цен…ый, сум…арный, искус…тво, тен…ис, рас…овый, интел…генция, под…ержать, гум…анизм, ас…оциация, рас…уждать, драм…атургия, ас…имметрия, ас…истент, ан…улировать, импрес…ионизм, ак…омпанемент, иностран…ый, ком…ентарий, коэф…ициент, тер…итория, ок…упация, оп…онент, ат…рибут, гал…ерея, колон…а, тер…аса, эм…играция, кристал…ьный, ал…юминий, колон…ка, ком…ерция, компромис…, оперет…а, телеграм…а, програм…а, колон…ада.

 

Проверьте себя по теме «Правописание согласных», вставляя пропущенные буквы.

Весёлый моти…, ре…кие метал…ы, хру…кое здоровье, жилой ма…си…, извес…ный драм…атург, дер…кий ответ, убедительная про…ьба, древес…ная стру…ка, искус…ная ре…ьба, вы…шая школа, аромат ро…, в саду ро… цветок, переступить поро…, непростительный поро…, пасутся стада ко…, любоваться цветом девичьих ко…, на крышах изморо…ь, сеет мелкая изморо…ь, резать лу…, за рекой зелёный лу…, беспокойное сер…це, взошло сол…це, учас…вовать в спектакле, грус…ная повесть, вкус…ный обед, гиган…ское строительство, праз…ничное ше…ствие, словес…ный портрет, получить эф…ект, сложная програм…а, интел…игент, натянуть вож…и, тер…итория, ме…кий стрелок, гла…кая поверхность, лес…ница, пре…чу…ствие.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

 

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Приставки

неизменяемые

русские Иноязычные
с-, в-, от-, об-, до-, о-, пере-, по-, пред-, под-, подо-, про-, на-, над-, за-, вне-, около-, сверх-, противо-, после- а- (ан-) «отрицание»; анти- «против»; архи- «очень»; гипер- «превышение нормы»; де-, дез- «отрицание, отмена»; интер- «между»; контр- «против»; ре- «возобновление»; прото- «исходный»; пост- «после»; ультра- «более, сверх»; пан- «охватывающий всё»
сбить, вперёд, переслать Антинаучный

Запомните написание слов, в которых з является частью корня: здесь, здание, здоровье, здравствуй.

оканчивающиеся на –з ()

на -з на -с
перед звонкими согласными и гласными перед глухими согласными

Примеры: без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-), из- (ис-), низ- (нис-), чрез- (через-), раз- (рас-), роз- (рос-).

Безболезненный, бесплатный, возделать, восклицать.

В приставке раз- (рас-) - роз- (рос-) без ударения пишется А, под ударением - О: разыграть, но розыгрыш; расписка, но роспись.

 

Приставки пре-/при-

при- пре-
1) приближение, прибавление, присоединение (пришить); 2) неполнота действия (приоткрыть) или доведение действия до конца (пристрелить); 3) пространственная близость (Приморье), но: примитив, привилегия, приоритет 1) «очень» (предлинный); 2) пре = пере (преграда = перегородить), но: престиж, президент, премьера

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

1) После шипящих пишутся буквы и, а, у (и не пишутся ы, я, ю): чаща, жизнь, чудо, щука. Исключения: жюри, брошюра, парашют.

2) ИЫ после Ц: а) в корнях – всегда и, например: цирк, цирюльник, циферблат. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть; б) в суффиксах и окончаниях - ы, например: сестрицын, пловцы, смуглолицый. (Но: существительные на –ция: милиция, кульминация и т.п.).

3) О Е после Ц: в корнях, суффиксах и окончаниях под ударением – О, без ударения – Е (Ё не пишется никогда), например: цокать, пунцовый, ситцевый, концом, танцем. Исключения: цокотуха, скерцо, герцог, меццо.

4) О Ё после шипящих: а) в корне слова: если звук [о] чередуется с е в родственных словах, то пишется буква ё: жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, шов, шорох; в некоторых заимствованных словах о пишется после шипящих и без ударения: шофёр, шоссе, шоколад, жонглёр;

Различайте слова: ожог (руки) – существительное, ожёг (руку) – глагол.

б) в суффиксах существительных –ок, -онк, -онок и прилагательных –ов, -он (с беглым о), а также в суффиксах наречий (на конце наречий) под ударением – о, без ударения – е, например: крючок, ручонка, холщовый, смешон, княжон, хорошо. Исключение: дешёвый (-ёв- - часть корня), ещё.

Во всех остальных суффиксах всех частей речи – ё, например: стажёр, выкорчёвка, размежёвывать, вооружённый, сокращён.

в) в окончаниях существительных, прилагательных под ударением – о, без ударения – е, например: товарищем, шалашом, большого, горячего.

В окончаниях глаголов всегда только ё, например: течёт, сечёт, печёт, жжёшь.

г) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

 

ПРАВОПИСАНИЕ Ъ И Ь

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Правописание сложных существительных

Слитно пишутся сложные существительные

Образованные посредством соединительных гласных местонахождение, землетрясение; но: времяисчисление, умалишенный, сумасшедший, впередсмотрящий (без соединительных гласных)
С первой частью авиа-, авто-, бензо-, агро-, вело-, гео-, гидро-, борт-, контр-, микро-, макро-, нео- и др. гидромеханика, контрнаступление; микро- и макромир; но: контр-адмирал
Со второй частью –град, -город Ленинград, Белгород
С глагольной первой частью на –и горицвет, сорвиголова; но: перекати-поле
Если первая часть числительное в родительном падеже шестиклассница, семидесятилетие; но: числительные один (однодневный), девяносто (девяностолетний), сто (стодневный), тысяча (тысячелетие); слово сороконожка
Сложносокращённые слова колхоз, хозрасчёт

 

Через дефис пишутся сложные существительные

Сложные существительные, образованные без соединительной гласной (составные наименования) плащ-палатка, диван-кровать, генерал-майор, ура-патриотизм, жар-птица, изба-читальня, дизель-мотор
Сложные единицы измерения грамм-молекула; тонно-километр; грамм-калория; но: трудодень
Сложные названия растений иван-да-марья
С первой частью вице-, штаб-, экс-, обер-, унтер-, лейб-, блок- и др. экс-чемпион, штаб-квартира, блок-система, пресс-центр; но: блокпост
Названия промежуточных сторон света северо-запад, норд-ост
Составные географические названия Орехово-Зуево, Ростов-на-Дону
Названия политических партий и их членов (или сторонников) социал-демократия, социал-демократ
Часть слова пол- перед: а) гласной, б) л, в) именем собственным а) пол-апельсина, б) пол-лимона, в) пол-Европы; полвторого, полгорода; но: поллитровка, пол фруктового сада, полуостров

 

 

Правописание сложных прилагательных

Слитно пишутся сложные прилагательные

Образованные от слитно пишущихся сложных существительных железобетонный ← железобетон
Образованные от подчинительных сочетаний слов общенародный ← общий для народа
Первая часть образована из наречий (имеют книжный характер и часто являются терминами): высоко-, выше-, легко-, ниже-, тяжело-, широко-, узко- и др. многообещающий, труднодоступный; но: трудно доступный даже для опытных альпинистов (при наличии зависимых слов)
Первая часть образована из числительного Сорокакилометровый, стодвадцатипятилетний; но:40-километровый, 125-летний

 

Через дефис пишутся сложные прилагательные

Образованные от существительных, пишущихся через дефис северо-восточный
Образованные от сочинительных сочетаний слов вагонно-паровозный ← вагонный и паровозный
Обозначения оттенков цветов светло-розовый
Первая часть образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико историко-литературный
Входящие в состав сложных географических или административных названий, начинающиеся с основы восточно-, западно-, северо-, южно- Восточно-Европейская равнина; но: восточноевропейские проблемы (в нарицательном значении)

 

Раздельно пишутся

Сочетания из наречия (абсолютно, жизненно, исконно, истинно, подлинно, прямо, резко, смертельно, строго) и прилагательного абсолютно точный, исконно русский
Словосочетания, включающие наречия на -ски Исторически неизбежный, практически важный

Запомните!

Всемирно-исторический Народно-поэтический Социально-экономический Общественно-политический Вечнозелёный Малокультурный Всемирно известный Народнохозяйственный Социально опасный Общественно полезный Вечно занятый Мало интересующийся

 

Задание 30. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Сем…)этажка, (пол)столовой ложки, (пол)арбуза, класс…фикация, (блок)система, (сем…)летка, (Нью)Йорк, (анти)исторический, (киловатт)час, (пол)миллиона, (пят…)тонка, (контр)удар, (экс)президент, (сорок…)ножка, (пол)Москвы, (пятидесят…)летие, (агр…)техника, (аэро)(фото)съёмка, (агр…)культура, (верти)хвостка, полуостров.

(Средне)годовой, (Южно)Уральская железная дорога, (резко)отрицательный, (южно)уральская растительность, (бледно)голубой, (высоко)художественный, (глубоко)чтимый, (глубоко)впавшие глаза, (химико)технологический, (русско)французский, (древне)русский, (тысяч…)вёрстный, (юго)восточный, (сложно)сочинённое, (теоретически)важный, (ангельски)красивый, (свеже)вымытый, (литературно)художественный, (подлинно)научный, (быстро)ходный, (торгово)промышленный.

Двух(с)половинный, (двадцат…)(одн…)миллиардный, (пять)сот, (ст…)(тридцат…)тысячный, (пятисот)миллионный, (сем…)сотый, (трёхсот)(сорок…)(пяти)квартирный, (девяност…)ведёрный, (семь)сот, (восьмисот)(тридцати)(пяти)километровый.

Проверьте себя по теме «Правописание сложных слов», раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Девяност…)летний, новое (лет…)исчисление, восьм…ричный, (четверть)финальные игры, в(пол)голоса, (полу)остров, (пол)Урала, праздное (врем…)препровождение, (ум…)лишённый, (пол)России, (пол)чайной ложки, (пол)одиннадцатого, (пол)третьего, в(пол)оборота, (агр…)минимум, (агр…)культура, (тонно)километр, (теле)и(радио)комментаторы, (вело)(мото)спорт, (ави…)связь, (трудо)день, (перекати)поле, (пол)шоколадной конфеты, десят…ричный, (кругло)годичный, (серебристо)белый, (выше)указанный, (диаметрально)противоположный, (детски)наивный, в(пол)уха, (северо)запад, (мало)значащий, (сто)(восьмидесяти)(трёх)миллионный, (сорок…)градусный, (двадцати)(пяти)метровый, (ст…)килограммовый, (электр…)фикация, (научно)технический, (трёх)кратно.

 

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Пишутся через дефис:

1) по-зимнему, по-семейному, по-дружески, по-волчьи; но: а) попросту, помаленьку, потихоньку; б) покрасивее, повыше (сравнительная степень наречий);

2) во-первых, в-шестых;

3) еле-еле, мало-помалу, нежданно-негаданно, крест-накрест, шиворот-навыворот, точь-в-точь; но: бок о бок, с глазу на глаз, точка в точку;

4) где-то, где-нибудь, где-либо, кое-где;

5) на-гора.

 

Пишутся раздельно:

1. в обмен, в одиночку, в охапку, в обнимку, в обрез, в упор;

2. за границу (уехал) (за границей жил); под мышки (взять) (под мышками, из-под мышки); в тупик (в тупике); на память (по памяти); на цыпочки (на цыпочках);

3. без: без ведома, без зазрения совести, без оглядки, без устали, без толку, без умолку, на память и т.д.; до: до востребования, до полуночи, до упаду, до зарезу, до смерти, до крайности и др.; на: на бегу, на виду, на вкус, на время, на отлично, на ощупь, на лету, на редкость и др.; с: с виду, с ходу, с лёту, с налёту, с разбегу, с размаху, со страху и др.; в: в придачу, в противовес, в срок и т.д.; под: под уклон, под стать;

4. не, ни  + предлог: не в меру, не в зачет, не под силу, не по плечу, не к добру, не к спеху, ни на йоту;

5. ругать за глаза, ударить в сердцах, стоять на часах (выражения имеют переносное значение).

 

Пишутся слитно:

1) Нч = Прд + Нч: навсегда, донельзя, доныне; но: до завтра, на ура, на авось, на нет;

2) Нч = в, на + собирательные числительные: вдвое, надвое; но: по двое, по одному, один на один, на двоих;

3) Нч = Прд + краткое прилагательное: докрасна, сгоряча;

4) Нч = Прд + полное прилагательное: вплотную, врукопашную; но: в открытую, в общем;

5) Нч, образованные соединением предлога с такими словами, которые в современном языке не употребляются: наспех, дотла, впросак, чересчур;

6) Нч = Прд + существительное:

Наречия (пишутся слитно) Существительные с предлогами (пишутся раздельно)
Это было сделано назло. Мысли вслух. На зло он ответил добром. Превращаться в слух. Между предлогом и существительным можно вставить какое-либо определение или поставить к существительному падежный вопрос

 

 

7) Нч с пространственным или временным значением:

 

Наречия (пишутся слитно) Существительные с предлогами (пишутся раздельно)
Вначале выступали студенты. Они кинулись вверх по скале. В начале концерта выступали студенты. Молния ударила в верх сосны. В самом предложении имеется пояснительное слово

8) Нч = Прд + вопросительное или указательное местоимение: оттого = потому = поэтому (значение следствия); отчего = почему (значение причины); зачем = для чего, затем = потом; затем = для того (значение цели). Почему его до сих пор нет? О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. Отчего вы так печальны? Поспорили, а затем помирились. Затем (для того) и пришёл, чтобы поговорить с вами. За тем именно пришёл, что искал. За тем домом раскинулся огромный сад. Вслед за тем.

 

Примечание: Нч – наречие; Прд – предлог.

Список некоторых наречий и наречных выражений:

Без ведома Вниз Вряд ли  
Без оглядки  Вничью В сердцах  
Без отказа В ногу Вслед  
Без промаха В обрез Вслепую  
Без просвета В общем Вслух  
Без просыпу Вовек В срок  
Без разбору Вовеки В старину  
Без спросу Вовремя Встарь  
Без толку Во всеоружии Втайне (сделать)  
Без удержу Во всеуслышанье В тайне (хранить)  
Без умолку В одиночку Втридорога  
Без ýстали Во избежание Втихую  
Бок о бок Воистину В ходу  
Вблизи Вообще В целом  
Вбок В открытую В ширь  
Вброд Вначале В шутку  
Ввек Впервые Въявь  
Вверх Вперегонки Доверху  
Ввысь Вперемежку До востребования  
Вглубь Вперемешку До крайности  
Вдалеке Вполоборота До неузнаваемости  
Вдали Вполовину Донизу  
Вдаль Впору (по мерке) До отказа  
Вдвое В пору (вовремя) До свидания  
Вдобавок Впоследствии До смерти  
Вдогонку Впотьмах Дотла  
Вдребезги Вправду За границей  
В заключение Вправе За границу  
Взамен Впрок Задолго  
Вконец Впросак Замуж  
В конце концов В противовес Замужем  
В корне Враз Заодно  
Вкрутую Вразбивку Запанибрата  
Вкупе Вразрез За полночь  
Вмиг Врасплох За рубежом  
Внаймы Врассыпную Извне  
Внакидку Вроде Издали  
В насмешку В розницу Из-под мышек  
Вначале Врукопашную Исподлобья  
Исподтишка Наперекор По двое  
Исстари Наперерыв Под конец  
Как раз Напоказ Под мышками  
К сроку Наполовину (сделать) Под мышки (взять)  
Кстати На полпути Поодаль  
На авось Напополам Поутру  
На бегу На поруки По памяти  
На боковую Напрокат Под силу  
Набок Напрочь По совести  
На боку Наравне Под стать  
Навек Нараспашку Под уздцы  
На века На редкость Подчас  
Навеки На рысях Подчистую  
Наверх Насилу Позавчера  
Навечно На скаку Поневоле  
На взгляд На славу Поодиночке  
На вкус Насмерть (биться) По памяти  
На время На смерть (идти) По праву  
Навзничь На смех Попусту  
На вид На совесть Посередине  
На виду Настежь По старинке  
Навряд ли Наугад Сбоку  
Навстречу Наудачу (сказать) С виду  
На выбор На ходу С ведома  
Навытяжку На цыпочках Сверху донизу  
На глаз Начеку С маху  
Наголову (разбить) Начистоту Смолоду  
На диво Наяву С налёту  
На днях Невзначай Снизу доверху  
На дом Неподалёку Сплеча (рубить)  
На дыбы Не под силу С разгона  
Назавтра Не под стать С размаху  
Назло Не к спеху Сряду  
Назубок Один на один С ходу  
Накануне Отроду (не видел) Со страху  
На лету От роду (сорок лет) Тотчас  
Налицо Отчасти

Наперегонки Поблизости

Чересчур

 

Задание 31. Вставьте суффикс о или а на конце наречия.

Справ… налев…, досух…, заведом…, слев… направ…, докрасн…, наглух…, изредк…, засветл…, занов…, искос…, досыт…, занов…, снов…, запрост…, насух…

 

Задание 32. Раскройте скобки.

Подоспеть (во)время, (по)началу фильма, (во)время экскурсии, обрадоваться (по)началу, действовать (на)удачу, брызнуть (на)лицо, надеяться (на)удачу, оказаться (на)лицо, копать (в)глубь, (в)глубь веков, (на)силу нашёл, (на)силу не надейся, (на)веки исчезнуть, (на)веки веков, (в)век не сыскать, (в)век электричества, (в)половине первого, (в)половину меньше, (в)конец измучился, (в)конец коридора.

(По)двое; (по)этому расписанию; опоздал, (по)этому отстал; (не)(за)чем спрятаться; (не)(за)чем спрашивать; (на)трое; подумал, (за)тем написал; (за)тем поворотом; (по)людски; (как)(ни)как; (в)тайне сомневаться; сделать (по)своему; сфотографироваться (в)обнимку; выглядеть (по)весеннему; удивляться (до)ныне; сдавать (до)срочно; мастерить (в)одиночку; сесть (по)удобнее; делить (по)братски; запомнить (на)век.

Поднять (на)смех; выучить (на)память; где(то); танцевать (до)упаду; считать (под)ряд; прийти (тот)час; (на)века; стрелять (на)лету; прикинуть (на)глаз; (в)(конце)концов; (мало)мальски; распределить (по)ровну; (с)(глазу)(на)глаз; (на)лету; (до)востребования, (на)отрез.

 

Проверьте себя по теме «Правописание наречий», вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо.

По…прежнему, по…видимому, как…нибудь, крепко…накрепко, на…угад, сначал…, впоследстви…, на…оборот, на…пример, без…спрос…, на…виду, по…памяти, в…упор, во…первых, занов…, наскор…, изредк…, на…кануне, в…близи, по…чему не пришёл, по…этому опоздал, сделано на…зло.

 

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ В

РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Слитно Раздельно
1. Если слово без не не употребляется: неистовство, необходимый, негодовать, нельзя.   2. Если слово с не можно заменить синонимом без не: неправда (ложь), нескромный (хвастливый), невысоко (низко). 3. С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога: некого, некому, несколько, нечто. 4. При наличии наречий меры и степени (абсолютно, настолько, очень, почти, слишком, весьма, крайне, чрезвычайно, совсем), усиливающих утвердительный смысл: заслуги его очень невелики (очень малы). 5. С отрицательными наречиями: некуда, некогда, неоткуда.     6. Отглагольные прилагательные на –мый (если нет зависимого слова в Т. п. или зависимого слова с ни): невидимые слёзы, невидимые миру слёзы. Но: не видимые мною слёзы, никому не видимые слёзы.   7. Глаголы с приставкой недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме или имеющей значение «мало, недостаточно»: недостаёт денег, недосмотреть за братишкой. Можно подобрать антоним с приставкой пере-: недоедать – переедать, недосолить – пересолить. 1. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами: не был, не зная, не создан, не один, не второй, не под силу, не то – не то, не только. 2. Противопоставление: Озеро не глубокое, а мелкое. Но: Озеро небольшое, но глубокое (нет противопоставления). 3. Предлог: не у кого, не к кому.   4. При наличии отрицательных местоимений, отрицательных наречий, слов (далеко, вовсе, отнюдь), усиливающих отрицательный смысл: никому не известный писатель, далеко не лёгкое дело. 5. С наречиями: а) в сравнительной степени: говорил не громче, б) в роли сказуемого в безличных предложениях: не надо, не нужно, не страшно, не пора, не жаль, не жалко. 6. С причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: неисправленная ошибка; не исправленная учителем ошибка; не исправленная, а подчёркнутая ошибка.   7. Глаголы с приставкой до-: не достаёт до вешалки, не досмотрел фильм до конца.

 

Глаголы с приставкой недо-:

Недобрать Недоговорить Недомерить
Недоварить Недогружать Недопекать
Недовернуть Недодавать Недосолить
Недовесить Недодержать Недоспать
Недовыполнить Недоедать Недоставать
Недоглядеть Недожарить Недосчитать
Недомогать Недолюбливать Недоумевать

 

С краткими прилагательными не пишется, как правило, так же, как с полными: берег невысок (низок), берег не высок, а низок;

Но: не готов, не должен, не намерен, не обязан, не рад, не расположен, не склонен (не употребляются в полной форме).

Разграничение частиц НЕ и НИ

НЕ и НИ в местоимениях и наречиях

НЕ (под ударение) НИ (без ударения)
Нé с кем поговорить; Нéкуда ехать; Нéкоторый путь; Нéсколько человек. Никто не уйдёт; Ни с кем не разговаривал; Никуда не поехал; Нисколько не боюсь. (Остался) ни при чем, ни с чем; (пропал) ни за что.
Запомните: Это было не что иное, как письмо моего старого друга. Приказ подписал директор, а не кто другой. (= «именно», «только») Запомните: Ничто иное в это время меня не интересовало. Никто иной, кроме тебя мне не помог.

 

НИ для усиления отрицания

Если в предложении есть или подразумеваются слова НЕТ, НЕЛЬЗЯ, НЕ + глагол: На небе ни облачка (отрицательное сказуемое нет опущено). (На небе не было ни облачка). Вокруг ни души. Нет ни копейки. Нельзя отойти ни на минуту. Ср.: Нельзя не согласиться – двойное отрицание в сказуемом. Если ни входит в состав повторяющегося союза ни-ни (ни-ни в роли союза = и-и). Ни власть, ни жизнь меня не веселят. Ни один (= никто) – не один (= много). Ни разу (= никогда) – не раз (= много).

 

НЕ и НИ для усиления утверждения

НИ НЕ
В придаточном предложении (с обобщающим характером): Куда ни взглянешь, всюду холмы. Как ни спешили, а темнота обогнала нас (в придаточном уступки). Но: Куй железо, пока не остыло. 1) В восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словом только): Какие только мысли не приходили в голову (всякие мысли)! Где он не бывал! (везде бывал, частица только опущена). Ты не подождешь меня? Не правда ли?; 2) При двойном отрицании в сказуемом: Не мог не помочь (= помог). Нельзя не согласиться.

 

Запомните устойчивые сочетания с частицами НЕ и НИ:

Едва ли не Чуть ли не Ничуть не Нисколько не Только не Далеко не Отнюдь не Вовсе не   Ни дать ни взять Ни днём ни ночью Ни жив ни мёртв Ни за что ни про что Ни свет ни заря Ни много ни мало Ни с того ни с сего Ни то ни сё Ни туда ни сюда Ни рыба ни мясо Ни тот ни другой Ни слуху ни духу Как ни в чём не бывало

 

Задание 36. Определите слитное и раздельное написание НЕ.

(Не)широкий; (не)весёлый, а грустный; (не)нужно; (не)широкий, но красивый; (не)навистен; (не)восклицать; ничуть (не)интересная новость; (не)лепость; (не)с кем; (не)обдумав; ещё (не)распустившаяся сирень; (не)откуда; (не)согласен с доводами; (не)купленное, а своё; (не)иссякаемые возможности; (не)довыполнить; (не)когда; (не)высок, а низок; (не)дорогой, но хороший; (не)досолить, (не)прочитанная мною книга; (не)хуже; (не)победимая страна; (не)готов отвечать; (не)известный мне писатель; отнюдь (не)зависимый; абсолютно (не)верное решение; никому (не)знаком; (не)велика, а мала; идти (не)куда; (не)рушимый; (не)дооценил; (не)возвращённая другу книга; (не)годуя; (не)видя; совсем (не)приспособленный; (не)покрашен; (не)знакомые нам песни; говорить (не)зачем, (не)медля (н…) минуты, его отпустили (не)медля.

 

Задание 37. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(н…)куда не годиться; (н…)гроша за душой; (н…)чего не попишешь; (н…)с места; дохнуть (н…)когда; (н…)один я пришёл; от (н…)чего делать; (н…)один мускул не дрогнул; (н…)(в)какие ворота; (н…)разу не видел; делать (н…)чего; куда только (н…)обращался; (н…)в коем случае; кто бы он (н…)был; (н…)(под)каким видом; (н…)тучки нет; (н…)коим образом; (н…)где (н…)садика.

 

Задание 38. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  Куда н… поверни. 2) На душе н… весело, н… грустно. 3) Он не умел н… петь, н… плясать. 4) Я не знаю, (н…)кто ты, (н…)где твои друзья. 5) (Н…)кто (н…)где не задерживался. 6) Кто бы к нему н… обращался, всякий получал дельный совет. 7) Нет никого, кто бы к нему н… обращался за советом. 8) Равнодушный человек не мог бы так петь, каким бы он н… обладал голосом. 9) Лиза проснулась н… свет н… заря. 10) Н… резких очертаний, н… ярких красок нет. 11) Н… мог н… сознаться. 12) Где н… воевал Суворов! 13) В Киеве, где бы вы (н…)шли, вы всюду среди деревьев. 14) В глуши (н…)слышно было (н…)души. 15) Ждал, пока н… приду. 16) Кроме музыки, (н…)что иное его не занимало. 17) Это был (н…)кто иной, как наш тренер. 18) Крестьянин н… мог н… быть плотником. 19) Такой поступок можно объяснить безответственностью, и (н…)чем иным. 20) Где только н… выходили молодёжные журналы! 21) Мы (н…)разу не были в Крыму. 22) Мы (н…)раз были в Крыму. 23) Я был там (н…)один. 24) (Н…)один из студентов не опоздал. 25) Что такое знание? (Н…)что иное, как описанный опыт.

 

Проверьте себя по теме «Правописание НЕ и НИ», вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Не)высокий; (не)весёлый, а грустный; (не)широкий, но красивый; (не)молодой и (не)старый; ехать (не)быстро, а медленно; ничего (не)говорящий факт; вести себя (не)принуждённо; (не)забудка; (не)ряшливый человек; (не)пойти в лес; (не)хотелось расставаться; результат (не)верен; (не)доставать до окна рукой; (не)достаёт терпения; (не)кого спросить; (не)с кем поговорить; (не)куда пойти; (не)вежественный; (не)подготовленное выступление; (не)смягчающее, а отягощающее обстоятельство; (не)оглядываясь; (не)написанный, а отпечатанный на машинке текст; (не)возвращённая другу книга; совершенно (не)подготовленный по физике ученик; никем (не)прочитанная книга; (не)под силу человеку; (не)смотря на (не)погоду; (не)готов ответить; (не)дорогой подарок; (не)допонимая происходящее; (не)когда зайти; (не,ни)о чём не жалеть не надо; (не,ни) то, (не,ни) другое; (н…)кому (н…)сделал добра; (н…)кому ухаживать за больным; (н…)сказав (н…)одного слова; (ни)где (н…)садика, (н…)длинного забора; как (н…)старался, а работа (не)получалась.

 

РАЗДЕЛ II. ПУНКТУАЦИЯ

ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ

ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. Обособленными могут быть определения; приложения; обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами или существительными с предлогами; уточняющие обстоятельства (обычно места и времени); дополнения.

Обособленные второстепенные члены предложения на письме выделяются запятыми (реже – тире).

 

Обособление определений

Определение – это второстепенный член предложения, который подчиняется подлежащему или дополнению, выраженным существительными ( или его эквивалентами), обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который?

Согласованные определения обособляются в следующих случаях:

1) Стоят после определяемого слова: Лошади мчались по земле, кованной из серебра. Солнце, великолепное и яркое, поднималось.

Но: Все явившиеся на экзамен студенты были хорошо подготовлены. Нужно выучить эти написанные на доске слова.

2) Относятся к личному местоимению: Волнуемый воспоминаниями, я забылся.

3) Имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия или времени): Пополненная людьми и оружием, дивизия перешла в контрнаступление. Выносливые птицы, чайки в то же время очень хрупки.

4) Оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (дистантное расположение): Недалеко от дома, обнесенный оградой, раскинулся старинный парк.

 

 Обособление несогласованных определений

Несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного с предлогом, обособляется, если:

1. Относится к имени собственному: Иванов, с шапкой на голове, стоял рядом.

2. Относится к личному местоимению: Весь он, с широкими сухими плечами и руками, был полон скрытого огня.

3. Стоит рядом с обособленным согласованным определением: Барак, высокий, с односкатной крышей, чернел перед ними.

4. Выражено сравнительной степенью прилагательного, особенно если определяемому слову предшествует согласованное определение: Другой дом, гораздо больше, строился рядом. Одна из волн, посмелее, подползла к нам.

Обособление приложений

  Приложение – это определение, которое стоит в том же падеже, что и определяемое слово: Вот наша Зоечка, официантка в столовой.

Обособляется:

распространенное приложение, относящееся к нарицательному существительному (Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь);

одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, если последнее имеет при себе зависимые слова (Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек);

любое приложение, относящееся к личному местоимению (Счастливец, он побывал в Москве. Мы, артиллеристы, хлопотали возле орудий);

любое приложение, если имеет обстоятельственное значение (Отец, уроженец Уфы, хорошо знает свой родной город);

любое приложение, стоящее после имени собственного (Жухрай, матрос, с нами не разговаривал. Но: Фанатик своего дела, Николай всегда думал о делах – приложение имеет добавочное обстоятельственное значение);

приложение, выраженное именем собственным, если имеет уточняющий характер (Второй сын, Яков, был похож на мать);

приложение, присоединяемое союзом как, со значением причины: Пьер, как законный сын, получил всё. Но: Свой путь в науку он начал как участник экспедиции (как = «в качестве», «в роли»);

приложение, присоединяемое союзами то есть, или, а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, в особенности, в том числе и др.: Наш преподаватель истории, родом из Киева, работает сейчас в сельской школе.

 

Задание 42. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.

1) Совершенно убитый он вынужден был прервать визиты и вернуться домой. 2) Путники измученные холодом добрались до какого-то деревянного строения. 3) Деревья окутанные туманом едва виднелись вдалеке. 4) Она шла по скрытой высокой травой тропинке. 5) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. 6) Всё относящееся к работе отец считал самым главным. 7) Веками пустыня лежала нетронутая. 8) Несколько раз таинственный и одинокий мелькнул вдали огонек. 9) Утомлённый дневным переходом Семёнов заснул скоро. 10) Притихшие они порознь стояли на берегу ручья. 11) Бабушка по дому хлопочет старая. 12) Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти. 13) В конце января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.

 

Задание 43. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с несогласованными определениями.

1) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. 2) Саша в пальто и шапке спускается вниз по лестнице. 3) Пришёл пароход освещённый утреннёй зарёй уже без огней. 4) Тотчас вся в летнем прозрачном солнце склонилась над ними Мария Щербатова. 5) Мальчик стриженный в серой блузе подал Лаптеву стакан чаю без блюдечка. 6) Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива. 7) В это время Катя с Соней весёлые и мокрые с громким говором и смехом вышли на террасу.

 

Задание 44. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1) Страстный охотник писатель глубоко чувствовал природу. 2) Наташа худенькая и грациозная девочка держалась просто и естественно. 3) Впервые мёртвую петлю осуществил Нестеров русский лётчик. 4) Они мать и обе дочери были дома. 5) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. 6) Инженер он великолепно знал своё дело. 7) Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 8) В углу стоял книжный шкаф подарок отца. 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 10) Полученный ответ рассматривается как согласие.

 

Выделение обстоятельств

Выделяются запятыми обстоятельства:

1) выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами: Заскрежетав, закрылись двери. Боясь упасть при спуске, мы решили пройти дальше вдоль ручья;

2) выраженные существительными с предлогом несмотря на, который имеет уступительное значение: Несмотря на тяжёлые погодные условия, спасатели уже к вечеру были на месте;

3) выраженные существительным с другими производными предлогами (благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие и др.): Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать.

 

Не обособляются:

1) деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, лёжа), и устойчивые словосочетания наречного характера (сломя голову, спустя рукава): Дома у себя Громов читал всегда лёжа. Он рассказывал, и его слушали затаив дыхание.

2) одиночные деепричастия, стоящие после сказуемого и тесно сливающиеся с ним по смыслу: Она вошла улыбаясь и села за стол. Он шёл прихрамывая на левую ногу.

3) однородный ряд, состоящий из наречия и деепричастия: Он говорил шёпотом и ни на кого не глядя.

 

Задание 45. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

1) Не надевая фуражки вышел он на крыльцо. 2) Лишь луна любопытствуя заглядывала в окно. 3) Сергей долго лежал не шевелясь. 4) На опушке леса приложив одно ухо и приподняв другое перепрыгивал заяц. 5) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. 6) Батареи медным строем скачут и гремят и дымясь как перед боем фитили горят. 7) «Орёл» наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял своё место в строю. 8) Это упражнение делают сидя на стуле. 9) На высоком небе не спеша тянулись редкие облака. 10) Он стоял прислонясь к стене и бесцельно поглядывая вокруг себя улыбался. 11) Хотя он работал спустя рукава никто не укорял его за это. 12) Несмотря на бледность лица Валерия цвела здоровьем. 13) Вопреки приказанию казак спал крепким сном. 14) В случае нападения заприте ворота. 15) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле.

 

Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения

Задание 46. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Правило: члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего члена, обычно обособляются и на письме выделяются запятыми: В гостиной, на среднем диване, сидела старушка.

1) Дом господский стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. 2) Иногда в душные ночи эти люди переправлялись через реку Казанку. 3) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка. 4) Уж не раз доходили до меня слухи о Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке. 5) Оттуда с улицы доносился крик и беготня. 6) Небольшая очередь в несколько десятков человек стояла у входа в здание.

 

Обособление дополнений

Задание 47. Расставьте знаки препинания, учитывая, что дополнения с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх и др., указывающими на включение либо исключение предмета из данного ряда или на его замещение, обычно обособляются: Кроме Вали и Стёпы, в садике присутствовал незнаковый Олегу паренёк (включение).

1. Кроме Садовой улицы Серёжка видел и другие улицы. 2) Кроме воинского эшелона на станции ожидали отправления ещё два состава. 3) Кроме нас с Алексеем на вечере были девушки из соседней бригады. 4) Вместо типографской краски отец Жоры приготовил оригинальную смесь. 5) Кажется никто кроме Андрея не знал его имени. 6) Он сел в кабину машины за шофера.

 

Проверьте себя по теме «Обособление второстепенных членов предложения», вставляя нужные знаки препинания.

1) Струйка дыма вилась в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 2) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. 3) У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные. 4) Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. 5) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега. 6) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. 7) Стоянка наша в бухте Камранг вопреки ожиданиям многих затянулась. 8) Кто кроме охотника испытал как отрадно бродить на заре по кустам. 9) Поезд оставив дымок в дальние скрылся края. 10) Скупой теряет всё желая всё достать. 11) Яков шёл не торопясь. 12) Чуть не полмира в себе совмещая Русь широко протянулась родная. 13) Укладываясь на ночлег шумно кричали грачи. 14) Медленно ровно качаясь в гавани стояли корабли. 15) Мальчик бежал сломя голову.

 

РАЗДЕЛ III. СТИЛИСТИКА

На примере короткого текста разберём типичные стилистические ошибки. Пусть приведённый здесь отрывок не вызовет у вас улыбки. В нём представлены типичные ошибки, только их обилие в коротком тексте несколько необычно.

 

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

 

Перепишите данный отрывок без стилистических ошибок. Обратитесь к разделу «Ключи к тестам» и сопоставьте текст в тетради и рекомендованный в пособии вариант.

 

Разбор типичных стилистических ошибок

Морфологическая несочетаемость

1) … реакции, обрушившейся и которая вынудила

Стилистическая ошибка заключается в том, что союз и не может объединять морфологически и синтаксически неоднородные явления – придаточное и причастный оборот. Избежать ошибки можно в том случае, если заменить придаточное причастным оборотом или причастный оборот заменить определительным придаточным:

а) … реакции, обрушившейся … и вынудившей …;

б) … реакции, которая обрушилась … и вынудила …

Однако предпочтительнее другой вариант исправления:

в) … реакции, которая вынудила после разгрома восстания …

 

Употребление деепричастий

2) Прочитав их, нам стало понятно

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться только в том случае, если субъект, выполняющий действие, выраженное деепричастием, является подлежащим в предложении, т.е. представлен именительным падежом. Субъект должен производить и действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием. Поэтому не употребляйте деепричастий в предложениях со страдательными конструкциями. В нашем примере субъект действия деепричастия прочитав выражен формой дательного падежа (нам прочитав, т.е. мы прочитали), что и является ошибкой. Исправить ошибку можно по-разному: образовать причастие от глагола прочитать и согласовать причастие с субъектом в дательном падеже; изменить структуру предложения, оставить деепричастие, но сделать подлежащим субъект действия деепричастия:

а) … нам, прочитавшим эти произведения, стало понятно …;

б) … мы, прочитав эти произведения, поняли …;

Можно выразить ту же мысль и без использования деепричастия:

в) … после прочтения этих произведений стало понятно …

 

Употребление местоимений

3) … вынудила молодёжь они стали

Слово молодёжь означает множество людей, но имеет форму единственного числа. Поэтому местоимение может быть употреблено только в единственном числе. Итак, не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и др.).

Исправлены ошибки могут быть разными способами:

а) … вынудила молодёжь … она стала…;

б) … вынудила молодых людей … они стали…

4) В произведениях два главных героя Прочитав их

Будьте внимательны при употреблении местоимений он, она, оно, они!

Указанные местоимения относятся к последнему перед ними существительному, совпадающему в роде и числе (получается, что в нашем примере их нужно соотносить со словосочетанием два главных героя, а не с существительным произведениях, как требуется по смыслу). Исправления возможны либо изменением порядка слов, либо устранением местоимения:

а) Два главных героя в произведениях… Прочитав их…;

б) В произведениях два главных героя… Прочитав эти произведения…

 

Употребление числительных

5) … два главные героя

6) … более сто пятьдесят лет назад

Употребление числительных, как и местоимений, требует особого внимания. Нетрудно запомнить, что в сочетаниях количественных числительных два, три, четыре с существительными мужского и среднего рода прилагательные употребляются в форме родительного падежа множественного числа (два главных героя, четыре последних стихотворения); в сочетаниях тех же числительных с существительными женского рода прилагательные употребляются в форме именительного падежа множественного числа (две романтические поэмы, три женские фигуры).

Следует также запомнить, что в простых сложных и составных количественных числительных склоняются все части. Приведём исправленные варианты словосочетаний:

а) … два главных героя…;

б) … более ста пятидесяти лет назад…

 

Употребление предлогов

7) … благодаря реакции они стали эгоистами поневоле

Предлог благодаря употребляется при указании на благоприятную причину, а предлог из-за – на неблагоприятную или нейтральную причины. Сравните предложения:

1. Из-за дождей не смогли убрать урожай.

2. Благодаря дождям появились ранние всходы.

В нашем случае не вызывает сомнения, что реакция, наступившая после разгрома восстания декабристов, - явно неблагоприятная причина, что и налагает запрет на употребление предлога благодаря.

Рассмотрим ещё один пример.

8) … превосходство перед другими

Необходимо запомнить правила употребления предлогов со словами превосходство и преимущество:

1) преимущество кого? чего? перед кем? перед чем?

2) превосходство кого? чего? над кем? над чем?

Итак, следует говорить и писать:

а) … они чувствовали своё превосходство над другими…;

б) … у них было явное преимущество перед другими…

 

Повторение однокоренных слов

9) … декабрьского восстания декабристов

Одно и то же слово можно употребить в предложении для усиления эмоционального воздействия, но нельзя использовать в одном предложении однокоренные слова. В нашем примере слова декабрьский и декабристы – однокорневые. Исправить стилистическую ошибку можно тремя способами:

а) … восстания декабристов…;

б) … декабристского восстания…;

в) … декабрьского восстания революционного дворянства…

 

Нарушение законов сочетаемости слов

10) … играют важное значение

Запомните следующие устойчивые сочетания слов: играть роль и иметь значение. Легко исправить допущенную ошибку:

а) … играют важную роль…;

б) … имеют важное значение…

 

Нарушение стилистической однородности текста

11) … стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад

Словосочетание почти что принадлежит разговорному стилю, поэтому должно быть заменено синонимом нейтрального стиля. Для того, чтобы подобрать нужное слово, пользуйтесь словарями синонимов. Следите за стилистической окраской выбранных вами слов.

Одним из вариантов исправления таков:

… стали эгоистами поневоле почти сто пятьдесят лет назад…

 

Задание 58. Исправьте ошибки в построении предложения с однородными членами.

Она молода, умна, красивая. 2) Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. 3) В своём сочинении я хотела рассказать о героях и чему учат нас их подвиги. 4) После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. 5) Если весной выйти в лес, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.

 

Задание 59. Исправьте ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу. 2) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 3) Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменён. 4) Он оглядывается и видит напряжённое лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 5) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и оканчивающихся двуглавым Эльбрусом.

 

Задание 60. Исправьте ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. 2) Войдя в лес, солнце село. 3) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. 4) Приехав в колхоз, улучшились условия быта. 5) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

 

Предупреждение ошибок в употреблении форм слова

Задание 61. Образуйте и запишите от данных существительных:

а) форму множественного числа:

Курица, ухо, путь, выбор, месяц, полено, шофёр.

б) форму родительного падежа единственного числа:

Бюллетень, картофель, ковыль, мозоль, полынь.

в) форму родительного падежа множественного числа:

Баклажаны, томаты, валенки, сапоги, носки, чулки, полотенца, простыни, апельсины, мандарины, яблоки, килограммы, татары, башкиры, грузины, русские, белорусы.

Задание 62. Подберите к каждому данному существительному имя прилагательное.

Занавес, картофель, кофе, рельс, рояль, толь, тюль, туннель, фамилия, бандероль, вермишель, мышь, мозоль, прорубь.

Задание 63. Образуйте и запишите форму повелительного наклонения единственного и множественного числа от данных глаголов.

Бежать, взять, лечь, слезать, положить, догнать, не трогать, показать, поехать, сложить.

 

                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

 

КЛЮЧИ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

ЧАСТЯХ РЕЧИ»

Пчелиный, утиный, стеклянный, соломенный, лекарственный, деревянный, вагонное депо, машинный зал, румяный юноша, мужественный человек, платяной шкаф, желанный гость, печёная картошка, вязаный платок, связанный шарф, маринованные грибы, сливочное мороженое, гостиная, замороженное филе, брошенный камень, выставка организована шефами, искусанные комарами руки, жареная рыба, пожаренные в масле кусочки мяса, топлённое в печке масло, были временные трудности, участки куплены предпринимателями, известие получено утром, взволнованный разговор, рассказывая очень взволнованно, болезненный вид, произошла путаница, приданое невесты, связанный пленник, утончённый слух, полотняный костюм, юные следопыты, раненый зверь.

 

Употребление предлогов

Благодаря чему? наблюдать что? за чем?
Бояться чего? напомнить что? о чем?
Враг чего? чему? некролог кого? кому? о ком?
Говорить что? о чем? обеспечить кого? чем? кому? что?
Друг кого? кому? обидеться на что?
Ждать что? чего? обижен чем?
Жертвовать что? чем? обрадоваться чему?
знать что? о чем? обрадован чем?
Играть чем? с чем? обязан кому? чем?
Изменник чего? опираться на что?
имя кого? кому? основываться на чем?
Искать что? чего? отзыв о чем? на что?
Итог чего? чему? отличить что? от чего?
Конец чего? чему? отличиться в чем?
Меры к чему? отчет о чем?
на благо кому? кого? охотиться  на кого? за кем?
Памятник кому? чему? согласиться на что? с чем?
Подтверждение чего? чему? согласно чему?
Полный чего? чем? сообразно чему? с чем?
Попросить кого? о чем? сообщить что? о чем?
Поражаться чему? соскучиться по чему?
Превосходство над чем? справедлив к кому?
Представлять собой что? считать кого? кем?
Представлять из себя что? тенденция чего? к чему?
Преимущество чего? перед чем? тосковать по чему?
Препятствовать чему? требовать что? чего?
Пример чего? чему? уверенность в чем?
Принадлежать кому? к чему? уделять внимание чему?
Причина чего? чему? удивляться чему?
Просить что? чего? удивлен чем?
Противник чего? чему? удовлетворять что? чему?
Расправа с кем? над кем? удостоить чего?
Рассердиться  на что? указать что? на что?
Рассержен  чем? уполномочить на что? к чему?
Свидетельство чего? чему? упрекать в чем? за что?
Свидетельствовать о чем? цена чего? чему?
скучать по чему? о ком? чуждый чему? чего?

ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИМЕРЫ

 

Аллергия На что? Иммунитет К чему?
Беспокоиться О ком? Тревожиться За кого?
Директор Чего? Заведующий Чем?
Жалоба На кого? Характеристика Кого?
Исходить Из чего? Отталкиваться От чего?
Касаться Кого? Относиться К кому?
Обращать внимание На что? Уделять внимание Кому?
Оплатить Что? Заплатить За что?
Отчитаться В чём? Сделать отчёт О чём?
Отзыв О чём? Рецензия На что?
Полный Чего? Наполненный Чем?
Превосходство Над чем? Преимущество Перед чем?
Препятствовать Чему? Тормозить Что?
Различать Что? И что? Отличать Что? От чего?
Рассердиться На что? Рассержен Чем?
Рассказать О чём? Указать На что?
Руководить Кем? Курировать Кого?
Свойственный Кому? Характерный Для кого?
Точка зрения На что? Высказывание По чему?
Уверенность В чём? Вера Во что?
Удивляться Чему? Удивлён Чем?
Упрекать В чём? Порицать За что?

Краткий словарь ударений

 

анони‘м и‘скони
аргуме‘нт и‘сстари
аре‘ст катало‘г
бла‘говест кварта‘л
блудни‘ца коры‘сть
Бюрокра‘тия ме‘льком
Вероиспове‘дание на‘искось
втри‘дорога нача‘ть
Газопрово‘д некроло‘г
гражда‘нство новорожде‘нный
Диспансе‘р облегчи‘ть
до‘гмат ободри‘ть
догово‘р опто‘вый
доне‘льзя прину‘дить
до‘сыта приня‘ть
дотро‘нуться проце‘нт
ерети‘к псевдони‘м
жалюзи‘ пуло‘вер
зави‘дно созы‘в
Запломбирова‘ть столя‘р
зна‘мение танцо‘вщица
зубча‘тый ту‘фля
издре‘вле углуби‘ть
Изобрете‘ние хода‘тайство
и‘конопись христиани‘н
ина‘че щаве‘ль
инсу‘льт экспе‘рт

 

Пособие для абитуриентов

 

Основные правила по орфографии и пунктуации, примеры,

упражнения и проверочные работы по русскому языку

для слушателей подготовительных курсов

отделения педагогики и психологии

 

 

   
   

 

 

Русский язык: Пособие для абитуриентов / Сост. Р.Т.Закирова. – Уфа:

 

 

В пособии представлены основные правила по орфографии и пунктуации с примерами и необходимыми к ним разъяснениями (как правило, в виде таблиц). Упражнения помогут абитуриентам выработать навыки грамотного письма, автоматизм в правильном написании “трудных” слов и расстановке знаков препинания. В конце каждой темы предлагается проверочная работа для объективной оценки уровня знаний. В приложении даны ключи к проверочным работам, трудные случаи управления, краткий словарь ударений.

Пособие предназначено для слушателей подготовительных курсов отделения педагогики.

 

Автор-составитель: Р.Т.Закирова, к.ф.н.

Рецензенты: Т.М.Гарипов, д.ф.н., профессор.

А.Н.Трегубов, к.ф.н.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Орфография

 

Правописание гласных в корне слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 4

Правописание согласных в корне слова . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 7

Правописание приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Правописание гласных после шипящих и Ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Правописание Ъ и Ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Правописание некоторых суффиксов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Правописание Н/НН в различных частях речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Правописание некоторых окончаний частей речи . . . . . ... . . . . . . . . . . 26

Правописание сложных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Правописание наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Правописание служебных частей речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Правописание НЕ и НИ в различных частях речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

 

Раздел II. Пунктуация

 

Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Предложения с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..46

Обособление второстепенных членов предложения . . . . . .. . . . . . . . . .. 49

Знаки препинания в сложных предложениях . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. 54

Предложения с прямой и косвенной речью . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 61

 

Раздел III. Стилистика

 

Анализ типичных стилистических ошибок

на примере фрагмента текста ……………………………………………..63

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

«Ключи» к проверочным работам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Управление глаголов, существительных, прилагательных,

употребление предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..74

Краткий словарь ударений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76


Раздел I. ОРФОГРАФИЯ


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключается их основное значение.

Научитесь проверять безударные гласные ударными в той же значимой части слова, например:

разрядить ружьё – заряд, разрядка;

разредить рассаду – редкий;

старожил – старый (житель);

сторожил (склад) – сторож;

(флаг) развевается – веять;

(ребёнок) развивается – развитие.

Корень глагола совершенного вида нельзя проверить глаголом несовершенного вида на –ывать (-ивать), например:

«молчать» - проверяем словом «молча» (а не «умалчивать»);

«топтать» – «топот» (а не «вытаптывать»).

Различайте слова по значению:

компания (группа друзей) – кампания (мероприятие).

Написание непроверяемых гласных в корне слова проверяйте по словарю, например:

аплодисменты, рекомендация, палисадник.

 

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

В…новный, ч…столюбие, оч…рование, пренебр…гать, восп…минание, совп…дение, вост…ргаться, отн…шение, согл…шение, прод…лжение, законсп…ктировать, уд…вительный, первост…пенный, изм…нение, возр…ждение, восп…тание, провозгл…шать, упр…вление, гр…жданин, ув…жение, перевопл…щаться, тр…нировка, заинт…ресованность, об…зательство, увл…кательный, сопрот…вление, напр…жённая, д…лина, благосл…вить, конкр…тизировать, опубл…ковать, прим…рение друзей, посв…тить стихи, разв…вается флаг.

Словарь трудных слов.

Авангард, авантюрист, автомобиль, алюминий, аналогия, аргумент, гарнизон, галерея, гуманизм, багаж, багровый, багряный, базар, балалайка, балкон, бензин, бетон, бокал ботинки, бригадир, вагон, вентиляция, вестибюль, ветеран, ветчина, винегрет, витрина, вокзал, газон, галерея, гараж, дезинфекция, декада, десант, диалог, диван, дифирамб, драма, жетон, жилет, жакет, жаргон, ефрейтор, забастовка, западный, кабан, календарь, каникулы, канонада, капуста, карандаш, карикатура, картина, катастрофа, квартáл, комар, комбайн, композиция, коридор, корова, криминал, кульминация, иждивенец, имитация, интеллигенция, ирония, йод, ладонь, ландшафт, лакомый, лаконичный, лачуга, нотариус, нигилист, нигилизм, магазин, макароны, манифест, метель, мораль, монтаж, палисадник, поликлиника, орден, оккупант, пассажир, периферия, пластилин, портфель, привилегия, радикальный, ревизия, реклама, религия, ресурс, санитар, секретарь, сигнал, силуэт, стипендия, телефон, увертюра, университет, универсальный, ураган, торжествовать, талант, феодализм, фортуна, фасад, халат, хижина, чехол, чемодан, цемент, церемония, цилиндр, щекотать, шаблон, шофёр, штемпель, юбилей, ювелир, ярмарка, ябедничать, эликсир, энциклопедия, эпизод, эпилог, эстакада, эстафета.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.