ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
а) точно передают содержание и форму чужой речи; б) включают слова автора и прямую речь, которая является самостоятельным предложением (или предложениями); в) слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или разрывать прямую речь;   г) знаки препинания ставятся по особым правилам. а) передают только содержание чужой речи, но не форму; б) включают слова автора (главное предложение) и косвенную речь, оформляемую как придаточное предложение; в) слова автора (главное предложение) всегда стоят перед косвенной речью (придаточным предложением); г) знаки препинания ставятся так же, как в сложноподчинённых предложениях: [ ], (косвенная речь).

 

Знаки препинания при прямой речи

1) А: «П (?!)». А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». 2) «П (?!)» – а. «П», - а.»Пожар! Пожар!» – раздался внизу отчаянный крик. 3) «П, - а, - п (?!)» «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь». 4) «П (?!) – а. – П (?!)»»Чему обучаюсь? – переспросил Макар и захлопнул книжку. – Английскому языку!» 5) А: «П (?!) – а. А: «П», - а. Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.
Примечание: А – авторские слова; а – авторские слова после прямой речи; П – прямая речь; (?!) – вопросительные, восклицательные предложения.

 

Цитата

Если цитата включается в авторский текст как самостоятельное предложение, то пунктуационно она оформляется как прямая речь: Н.А. Некрасов писал: «Важен в поэме стиль, отвечающий теме». Цитата может быть включена в авторский текст как его составная часть: В.Г. Белинский писал, что поэзия Пушкина – это «союз волшебных звуков…».

Если при цитировании стихотворного текста соблюдаются строки и строфы подлинника, то кавычки не ставятся:

Онегин и Ленский – противоположности:

      Они сошлись. Волна и камень.

      Стихи и проза.

Эпиграф кавычками не выделяется, а ссылка на автора, на источник даётся на следующей строке

                                         Богатство языка есть богатство мыслей.

                                                                       Н.М. Карамзин.

 

Задание 55. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1) Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье. 2) Что будем делать? спросил я у Дерсу. 3) Теперь подумал я тропинка куда-нибудь приведёт. 4) Идите сказал Сабуров. Я тоже скоро к вам приду. 5) Раздался чей-то голос К вам можно? и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату. 6) Ветру бы теперь дунуть… говорит Сергей. 7) Обожди… сказал Морозко угрюмо. Давай письмо. 8) Идём, холодно, сказал Макаров и угрюмо спросил Что молчишь? 9) Вдруг посеешь думал Семён а вырастет обыкновенный ячмень. 10) Я ему говорю Ты не плачь, Егор, не надо.

 

Задание 56. Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Замените глагол сказал синонимами (спросил, промолвил, заметил и др.).

1) «Отчего вы так печальны, доктор?» – сказал я ему. 2) «Завтра будет славная погода», - сказал я. 3) «Надо достать лодку», - сказал Ермолай. 4) «Где же вожатый? – сказал я Савельичу. 5) «Сим, здесь никого нет», - сказала бабушка. 6) Мальчик испуганно сказал: «Бабушка, я боюсь».

 

Задание 57. Запишите предложения в форме цитат.

1) В языке одухотворяется весь народ и вся его родина (К.Д. Ушинский). 2) Богатство языка есть богатство мыслей (Н.М. Карамзин). 3) Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький). 4) Язык – это орудие мышления… обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как! Неточно, приблизительно, неверно (Л.Н. Толстой). 5) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н. Толстой).

 

Проверьте себя по теме «Предложения с прямой и косвенной речью», расставляя нужные знаки препинания и заменяя, где это необходимо, строчные буквы прописными.

1) Я ваш ординатор сказала она сегодня дежурю. 2) Вошла секретарша и доложила инженеры ждут в кабинете директора. 3) Здравствуйте капитан сказал пришедший обратясь ко мне. 4) Об Онегине Белинский написал две большие статьи он говорил что эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение. 5) Я знаю что вы завтра уезжаете сказал Князев и добавил Вы уж извините что так нескладно вышло. 6) Чичиков говорил что он давненько не брал в руки шашек. 7) Я спросил её наконец имеет ли она известия от своего сына. 8) По берегам рек росли цветы кукушкины слёзы в народе их звали дрёмой. 9) Здесь был водоём с надписью Будь похож на этот источник. 10) Сохрани своё сердце в такой чистоте и ясности как вода в этом источнике говорит надпись. 11) Маша сказала что так называется стихотворение Лермонтова Три пальмы.

 

РАЗДЕЛ III. СТИЛИСТИКА

На примере короткого текста разберём типичные стилистические ошибки. Пусть приведённый здесь отрывок не вызовет у вас улыбки. В нём представлены типичные ошибки, только их обилие в коротком тексте несколько необычно.

 

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

 

Перепишите данный отрывок без стилистических ошибок. Обратитесь к разделу «Ключи к тестам» и сопоставьте текст в тетради и рекомендованный в пособии вариант.

 

Разбор типичных стилистических ошибок

Морфологическая несочетаемость

1) … реакции, обрушившейся и которая вынудила

Стилистическая ошибка заключается в том, что союз и не может объединять морфологически и синтаксически неоднородные явления – придаточное и причастный оборот. Избежать ошибки можно в том случае, если заменить придаточное причастным оборотом или причастный оборот заменить определительным придаточным:

а) … реакции, обрушившейся … и вынудившей …;

б) … реакции, которая обрушилась … и вынудила …

Однако предпочтительнее другой вариант исправления:

в) … реакции, которая вынудила после разгрома восстания …

 

Употребление деепричастий

2) Прочитав их, нам стало понятно

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться только в том случае, если субъект, выполняющий действие, выраженное деепричастием, является подлежащим в предложении, т.е. представлен именительным падежом. Субъект должен производить и действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием. Поэтому не употребляйте деепричастий в предложениях со страдательными конструкциями. В нашем примере субъект действия деепричастия прочитав выражен формой дательного падежа (нам прочитав, т.е. мы прочитали), что и является ошибкой. Исправить ошибку можно по-разному: образовать причастие от глагола прочитать и согласовать причастие с субъектом в дательном падеже; изменить структуру предложения, оставить деепричастие, но сделать подлежащим субъект действия деепричастия:

а) … нам, прочитавшим эти произведения, стало понятно …;

б) … мы, прочитав эти произведения, поняли …;

Можно выразить ту же мысль и без использования деепричастия:

в) … после прочтения этих произведений стало понятно …

 

Употребление местоимений

3) … вынудила молодёжь они стали

Слово молодёжь означает множество людей, но имеет форму единственного числа. Поэтому местоимение может быть употреблено только в единственном числе. Итак, не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и др.).

Исправлены ошибки могут быть разными способами:

а) … вынудила молодёжь … она стала…;

б) … вынудила молодых людей … они стали…

4) В произведениях два главных героя Прочитав их

Будьте внимательны при употреблении местоимений он, она, оно, они!

Указанные местоимения относятся к последнему перед ними существительному, совпадающему в роде и числе (получается, что в нашем примере их нужно соотносить со словосочетанием два главных героя, а не с существительным произведениях, как требуется по смыслу). Исправления возможны либо изменением порядка слов, либо устранением местоимения:

а) Два главных героя в произведениях… Прочитав их…;

б) В произведениях два главных героя… Прочитав эти произведения…

 

Употребление числительных

5) … два главные героя

6) … более сто пятьдесят лет назад

Употребление числительных, как и местоимений, требует особого внимания. Нетрудно запомнить, что в сочетаниях количественных числительных два, три, четыре с существительными мужского и среднего рода прилагательные употребляются в форме родительного падежа множественного числа (два главных героя, четыре последних стихотворения); в сочетаниях тех же числительных с существительными женского рода прилагательные употребляются в форме именительного падежа множественного числа (две романтические поэмы, три женские фигуры).

Следует также запомнить, что в простых сложных и составных количественных числительных склоняются все части. Приведём исправленные варианты словосочетаний:

а) … два главных героя…;

б) … более ста пятидесяти лет назад…

 

Употребление предлогов

7) … благодаря реакции они стали эгоистами поневоле

Предлог благодаря употребляется при указании на благоприятную причину, а предлог из-за – на неблагоприятную или нейтральную причины. Сравните предложения:

1. Из-за дождей не смогли убрать урожай.

2. Благодаря дождям появились ранние всходы.

В нашем случае не вызывает сомнения, что реакция, наступившая после разгрома восстания декабристов, - явно неблагоприятная причина, что и налагает запрет на употребление предлога благодаря.

Рассмотрим ещё один пример.

8) … превосходство перед другими

Необходимо запомнить правила употребления предлогов со словами превосходство и преимущество:

1) преимущество кого? чего? перед кем? перед чем?

2) превосходство кого? чего? над кем? над чем?

Итак, следует говорить и писать:

а) … они чувствовали своё превосходство над другими…;

б) … у них было явное преимущество перед другими…

 

Повторение однокоренных слов

9) … декабрьского восстания декабристов

Одно и то же слово можно употребить в предложении для усиления эмоционального воздействия, но нельзя использовать в одном предложении однокоренные слова. В нашем примере слова декабрьский и декабристы – однокорневые. Исправить стилистическую ошибку можно тремя способами:

а) … восстания декабристов…;

б) … декабристского восстания…;

в) … декабрьского восстания революционного дворянства…

 

Нарушение законов сочетаемости слов

10) … играют важное значение

Запомните следующие устойчивые сочетания слов: играть роль и иметь значение. Легко исправить допущенную ошибку:

а) … играют важную роль…;

б) … имеют важное значение…

 

Нарушение стилистической однородности текста

11) … стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад

Словосочетание почти что принадлежит разговорному стилю, поэтому должно быть заменено синонимом нейтрального стиля. Для того, чтобы подобрать нужное слово, пользуйтесь словарями синонимов. Следите за стилистической окраской выбранных вами слов.

Одним из вариантов исправления таков:

… стали эгоистами поневоле почти сто пятьдесят лет назад…

 

Задание 58. Исправьте ошибки в построении предложения с однородными членами.

Она молода, умна, красивая. 2) Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. 3) В своём сочинении я хотела рассказать о героях и чему учат нас их подвиги. 4) После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. 5) Если весной выйти в лес, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.

 

Задание 59. Исправьте ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу. 2) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 3) Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменён. 4) Он оглядывается и видит напряжённое лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 5) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и оканчивающихся двуглавым Эльбрусом.

 

Задание 60. Исправьте ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. 2) Войдя в лес, солнце село. 3) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. 4) Приехав в колхоз, улучшились условия быта. 5) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

 

Предупреждение ошибок в употреблении форм слова

Задание 61. Образуйте и запишите от данных существительных:

а) форму множественного числа:

Курица, ухо, путь, выбор, месяц, полено, шофёр.

б) форму родительного падежа единственного числа:

Бюллетень, картофель, ковыль, мозоль, полынь.

в) форму родительного падежа множественного числа:

Баклажаны, томаты, валенки, сапоги, носки, чулки, полотенца, простыни, апельсины, мандарины, яблоки, килограммы, татары, башкиры, грузины, русские, белорусы.

Задание 62. Подберите к каждому данному существительному имя прилагательное.

Занавес, картофель, кофе, рельс, рояль, толь, тюль, туннель, фамилия, бандероль, вермишель, мышь, мозоль, прорубь.

Задание 63. Образуйте и запишите форму повелительного наклонения единственного и множественного числа от данных глаголов.

Бежать, взять, лечь, слезать, положить, догнать, не трогать, показать, поехать, сложить.

 

                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

 

КЛЮЧИ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 444.