Тема 5. Психология больного. Внутренняя картина болезни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология больного. Больной и окружающая среда. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное и психогенное влияние соматической болезни на психику. Внутренняя картина болезни (А.Р.Лурия). Аутопластическая картина болезни (А.Гольдшейдер). Отношение к болезни. Современные исследования внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни. Гипернозогнозия. Нормонозогнозия. Гипонозогнозия. Типы реакции на болезнь. Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982). Типы отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980). Реакция на информацию о заболевании и «значения болез­ни» для больного. Переживание болезни во времени. Возрастные особенности внутренней картины болезни. Ятрогении.

Тема 6. Основы неврологии

 

Неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами. Предмет изучения и методы исследования неврологии. Основы общей неврологии. Системная организация деятельности ЦНС. Строение нервной системы: центральный и периферический отделы нервной системы и их функции. Частная неврология (отдельные формы заболеваний нервной системы). Черепно-мозговая травма: сотрясение мозга, ушиб головного мозга, разможжение и сдавление мозга. Инфекционные заболевания нервной системы: энцефалит, менингит, полиомиелит, арахноидит. Опухоли головного мозга. Сосудистые заболевания головного мозга. Нарушения мозгового кровообращения: инсульты. Нейродегенеративные заболевания. Детский церебральный паралич.

 

Тема 7. Основы психопрофилактики и психогигиены

Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Вторичная профилактика - работа с группами повышенного риска по заболеваемости, диагностика, коррекция терапия. Третичная профилактика - помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики. Консультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности психологов. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

 

 

Планы семинарских и практических занятий

и методические рекомендации

по подготовке к ним

 

 

Практическое занятие 2 (семинар). Основы неврологи.

Практическое занятие 5 (семинар). Основы психопрофилактики и психогигиены в клинической психологии.

Практические занятия

По КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Практическое занятие 1 (семинар). Основы н еврологии.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Определение неврологии.

2. Теоретическая основа неврологии.

3. Предмет изучения неврологии.

4. Методы исследования, используемые в неврологии. 

5. Системная организация деятельности ЦНС.

6. Что такое черепно-мозговая травма?  

7. Инфекционные заболевания нервной системы.

8. Опухоли головного мозга.

9. Инсульт и его основные причины.

Литература

1. Бадалян Л.О. Нервные болезни. - М., 2003.

2. Корсакова Н.К.,Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учебное пособие. - М..: "Академия", 2003. - 144 с.

3. Медицинская психология: Конспект лекций / Сост. С.Л. Соловьева. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Сова», 2004.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕД пресс-информ, 2008- 432с.

5. Михайленко А. А. Клинический практикум по неврологии. - СПб: Фолиант», 2001.

6. Штульман Д. Р. Неврология / Штульман Д. Р., Левин О. С. - М.: МЕД пресс-информ, 2005.

 

Практическое занятие 2 (семинар). Основы психопрофилактики и психогигиены в клинической психологии.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления.

2. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы.

3. Первичная профилактика.

4. Вторичная профилактика.

5. Третичная профилактика.

6. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики.

7. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

 

Литература

 

1) Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

2) Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Тематическое приложение № 1 к "Журналу практического психолога". - М.; СПб, 1996.

3) Пахальян В. В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002- № 1. - С. 38-44.

4) Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

5) Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности: Учебное пособие.- М.: МПСИ, 2008.

6) Психологическая реабилитация детей и подростков / Под. ред. И. В. Дубровиной. - Калуга, 1994.

7) Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. - М., 2003.

8) Чупров Л. Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. - 1997.- № 4.- С. 123 -128.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях.

3. Выполнение контрольных работ.

При освоении данного курса студент может пользоваться не только содержанием лекций, библиотекой вуза, но и другими библиотеками города.

Тематика контрольных работ

Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам зачетной книжки студента.

1. Биопсихосоциальная модель как вариант интеграции нормоцентрического, нозоцентрического и социоцентрического подходов.

2. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.

3. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

4. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологических синдромов.

6. Ведущие персонологические концепции. Классификации методов психотерапии.

7. Психодинамическое, бихевиориальное, гуманистически-экзистенциальное направления: теоретические акценты, прикладные аспекты.

8. Классификации преморбидных особенностей личности, значение индивидуально-типологических характеристик (не менее 5 авторов).

9. Структура и содержание клинико-психологического обследования.

10. Принцип общих факторов психотерапии и психологического консультирования. Критерии эффективности психотерапии.

11. Значение тревоги как нормального и патологического состояний.

12. Психологические защиты и копинг-стратегии как формы реагирования на конфликт: диагностический инструментарий и терапевтическая значимость.

13. Классификации неврозов: формы, течение, терапия, прогноз.

14. Астенический, тревожный, фобический, обсессивный, ипохондрический, депрессивный невротические синдромы.

15. Психосоматические нарушения и соматоформные расстройства. Теоретические концепции психосоматической медицины.

16. Социально-стрессовые и посттравматические стрессовые расстройства: формы, течение, терапия, прогноз.

17. Невротическая и психотическая депрессии – дифференциальный диагноз. Проблема суицид. Формы депрессии.

18. Расстройства личности: отечественные и зарубежные подходы. Варианты и типы личностных расстройств.

19. Шизофрения и шизотипические расстройства. Теории возникновения и течения шизофрении. Диагностические критерии шизофрении.

20. Нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств.

21. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств.

22. Научно- теоретические основы клинико-психологической интервенции.

23. Психические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ.

24. Нарушения поведения и развития в детском и подростковом возрасте.

25. Расстройства в пожилом возрасте. Психологическая старость.

26. Психосексуальные расстройства.

 

Методические рекомендации

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.