Тема 1. Введение в клиническую психологию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КЛИНИЧЕСКАЯ    ПСИХОЛОГИЯ

 

 

      

        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

           Специальность: 030301.65– Психология

 

Калининград

                                          2010

Клиническая психология: Учебно-методический комплекс /

 Автор-составитель:  Романчук А.Ю., Калининград, 2010.

 

 

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

 

УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1

 

 

 

 

Пояснительная записка

Курс «Клиническая психология» занимает существенное место в сис­теме психологического образования, поскольку дает представление об од­ной из сфер практического приложения психологических знаний - в облас­ти медицины. Использование психологических знаний и умений в медицине позволяет расширить и углубить лечебно-диагностический процесс, а также профилактические и реабилитационные подходы в медицине.

Цель дисциплины - формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.

Задачи дисциплины:

1. формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения;

2. ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни);

3. ознакомление с основными направлениями деятельности клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация, психопрофилактика;

4. формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.

Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Клиническая психология» студент должен:

знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные методы клинической психологии; основные аспекты деятельности клинического психолога в психиатрической, психотерапевтической клинике и лечебных учреждениях общего профиля; основы неврологии, психопрофилактики и психогигиены; основные направления деятельности клинического психолога;

уметь: применять все выше перечисленные знания; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других  прикладных областях психологии;

владеть: основными понятиями клинической психологии; представлениями об основных проблемах клинической психологии и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства.

 

Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план

Заочная форма обучения

Название темы Лекции Практические занятия Сам. работа Всего
1. Введение в клиническую психологию 2   16 18
2. Основные разделы клинической психологии     18 18
3. Основные характеристики профессиональной деятельности клинического    психолога 2   14 16
4. Теоретико-методологические проблемы клинической психологии 2   14 16
5. Психология больного. Внутренняя картина болезни     18 18
6. Основы неврологии 2 2 12 16
7. Основы психопрофилактики и психогигиены   2 16 18
8. Всего 8 4 108 120

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

Тема 6. Основы неврологии

 

Неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами. Предмет изучения и методы исследования неврологии. Основы общей неврологии. Системная организация деятельности ЦНС. Строение нервной системы: центральный и периферический отделы нервной системы и их функции. Частная неврология (отдельные формы заболеваний нервной системы). Черепно-мозговая травма: сотрясение мозга, ушиб головного мозга, разможжение и сдавление мозга. Инфекционные заболевания нервной системы: энцефалит, менингит, полиомиелит, арахноидит. Опухоли головного мозга. Сосудистые заболевания головного мозга. Нарушения мозгового кровообращения: инсульты. Нейродегенеративные заболевания. Детский церебральный паралич.

 

Практические занятия

По КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Определение неврологии.

2. Теоретическая основа неврологии.

3. Предмет изучения неврологии.

4. Методы исследования, используемые в неврологии. 

5. Системная организация деятельности ЦНС.

6. Что такое черепно-мозговая травма?  

7. Инфекционные заболевания нервной системы.

8. Опухоли головного мозга.

9. Инсульт и его основные причины.

Литература

1. Бадалян Л.О. Нервные болезни. - М., 2003.

2. Корсакова Н.К.,Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учебное пособие. - М..: "Академия", 2003. - 144 с.

3. Медицинская психология: Конспект лекций / Сост. С.Л. Соловьева. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Сова», 2004.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕД пресс-информ, 2008- 432с.

5. Михайленко А. А. Клинический практикум по неврологии. - СПб: Фолиант», 2001.

6. Штульман Д. Р. Неврология / Штульман Д. Р., Левин О. С. - М.: МЕД пресс-информ, 2005.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления.

2. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы.

3. Первичная профилактика.

4. Вторичная профилактика.

5. Третичная профилактика.

6. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики.

7. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

 

Литература

 

1) Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

2) Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Тематическое приложение № 1 к "Журналу практического психолога". - М.; СПб, 1996.

3) Пахальян В. В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002- № 1. - С. 38-44.

4) Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

5) Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности: Учебное пособие.- М.: МПСИ, 2008.

6) Психологическая реабилитация детей и подростков / Под. ред. И. В. Дубровиной. - Калуга, 1994.

7) Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. - М., 2003.

8) Чупров Л. Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. - 1997.- № 4.- С. 123 -128.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях.

3. Выполнение контрольных работ.

При освоении данного курса студент может пользоваться не только содержанием лекций, библиотекой вуза, но и другими библиотеками города.

Тематика контрольных работ

Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам зачетной книжки студента.

1. Биопсихосоциальная модель как вариант интеграции нормоцентрического, нозоцентрического и социоцентрического подходов.

2. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.

3. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

4. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологических синдромов.

6. Ведущие персонологические концепции. Классификации методов психотерапии.

7. Психодинамическое, бихевиориальное, гуманистически-экзистенциальное направления: теоретические акценты, прикладные аспекты.

8. Классификации преморбидных особенностей личности, значение индивидуально-типологических характеристик (не менее 5 авторов).

9. Структура и содержание клинико-психологического обследования.

10. Принцип общих факторов психотерапии и психологического консультирования. Критерии эффективности психотерапии.

11. Значение тревоги как нормального и патологического состояний.

12. Психологические защиты и копинг-стратегии как формы реагирования на конфликт: диагностический инструментарий и терапевтическая значимость.

13. Классификации неврозов: формы, течение, терапия, прогноз.

14. Астенический, тревожный, фобический, обсессивный, ипохондрический, депрессивный невротические синдромы.

15. Психосоматические нарушения и соматоформные расстройства. Теоретические концепции психосоматической медицины.

16. Социально-стрессовые и посттравматические стрессовые расстройства: формы, течение, терапия, прогноз.

17. Невротическая и психотическая депрессии – дифференциальный диагноз. Проблема суицид. Формы депрессии.

18. Расстройства личности: отечественные и зарубежные подходы. Варианты и типы личностных расстройств.

19. Шизофрения и шизотипические расстройства. Теории возникновения и течения шизофрении. Диагностические критерии шизофрении.

20. Нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств.

21. Влияние стиля семейного воспитания на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств.

22. Научно- теоретические основы клинико-психологической интервенции.

23. Психические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ.

24. Нарушения поведения и развития в детском и подростковом возрасте.

25. Расстройства в пожилом возрасте. Психологическая старость.

26. Психосексуальные расстройства.

 

Методические рекомендации

Требования по структурированию текста

1. Обязательно наличие абзацев, по 3-4 абзаца на странице; каждый абзац начинается с отступа в первой строке.

2. Каждый абзац - это законченная мысль, сильно мельчить тоже не следует, так как при этом растворяется главный смысл изложения.

3. Предложения не должны быть слишком простыми или чересчур длинными, оптимум - 5-8 слов в предложении, жела­тельно в сложно-подчиненные предложения включать не более 1 подчинения и разнообразить подчиняющие слова.

Требования к использованию терминов

1. Использование термина предполагает его знание. Если Вы не уверены в четком знании значения термина и всех его смыслов, обратитесь к словарю. Эта процедура еще не один год должна сопровождать Вашу познавательную деятельность.

2. Не стоит перегружать свою работу излишне усложненной терминологией, однако нельзя упрощать до обыденного бытово­го языка то, что уже стало нормой в профессиональном общении и обсуждении. Это знание Вы сможете приобрести, прочитав до­статочное количество статей и иных профессиональных источ­ников информации.

3. Используя в работе какой-то значимый термин впервые, обязательно надо дать его определение. Особенно это касается многозначных терминов, когда определение должно показать, в каком из значений термин будет использоваться в Вашей работе.

4. Нельзя использовать в работе один и тот же термин в раз­ных значениях, если только анализ различных значений термина не является прямой за­дачей данной работы.

 Использование источников

1. Цитирование. Цитата - это дословно приведенный фраг­мент из другого текста. Цитируются части документов для бо­лее точного уяснения их смысла, выводы исследований, наибо­лее яркие авторские выражения и высказывания. Цитата всегда заключается в кавычки и непременно снабжается ссылкой на автора, источник и страницу, где она приведена. Соединять две цитаты или их части в одну запрещается.

2. Изложение, близкое к тексту, - наиболее рекомендуемая форма использования источников. Оно может использоваться часто и занимать довольно много места в контрольной работе. Его использование предполагает не дослов­ный, но близкий пересказ к тексту оригинала основных харак­теристик и мыслей по рассматриваемой проблеме. Пригоден для использования значительных фрагментов из учебников и учебных пособий, статей, книг, справочников и т.п.

3. Ссылки - применяются при цитировании, изложении, близ­ком к тексту оригинала, при заимствовании из других источников идей, имен, цифр, примеров и т.п. Чаще всего используются так называемые притекстовые, или постраничные ссылки, когда цита­та или заимствованный отрывок помечается верхним индексом с арабской цифрой, а внизу страницы под этой цифрой идет либо сам текст отрывка, либо указание на содержащий его источник.

Второй вид - более краткий и удобный - это затекстовые, или сквозные ссылки, при которых после приведения отрывка или цита­ты в тексте ставятся квадратные или круглые скобки, содержащие две цифры, разделенные точкой с запятой: первая цифра указывает на по­рядковый номер источника в приведенном в конце работы списке лите­ратуры, а вторая - номер цитируемой или пересказываемой страницы.

Требования по оформлению списка литературы и ссылок на источники

1. Книги. Обратите внимание: в названиях книг, статей, журналов, сборников кавычки не ставятся.

а) Однотомное издание с одним автором. Указывается: Фамилия автора, инициалы. Название книги без кавычек. Место издания (полностью, некоторыми исключениями: Москва — М., Санкт-Петербург - СПб., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д., Нижний Новгород - Н.Новгород), через двоеточие - издательство, год из­дания (только цифра, слово «год» или «г.» не ставится). Учебники и учебные пособия - указываются после названия.

б) Однотомное издание с несколькими авторами. Одно от­личие: авторы указываются через запятую, а при инициалах ав­торов точки сохраняются:

в) Однотомное издание с количеством авторов, более 3-х: сначала указывается название издания без кавычек и точки на конце, затем ставится правый флэш (вертикальная черточка с правым наклоном), а за ним перечисляются авторы.

г) Многотомное издание в целом. Указывается: название, сведения об издании, правый флэш, далее - под чьей редакцией: фамилия и инициалы редактора. Место издания, через двоето­чие - издательство, дата издания:

д) Отдельная работа в многотомном издании. Указывается: автор, название работы без запятой и кавычек, правый флэш, за ним - название издания, сведения об издании, место издания, из­дательство, дата издания, номер тома.

2. Статьи:

а) Статья в периодическом журнале. Указывается: фамилия автора, его инициалы. Далее - название статьи пишется без ка­вычек и точки на конце, затем ставится двойной флэш //, и далее - название жур­нала без кавычек, год издания, № журнала, страница.

б) Статья в научном сборнике. Указывается: фамилия ав­тора, его инициалы. Название статьи без кавычек и точки на конце, затем - /, название сборника без кавычек и точки. Под редакцией - фамилия и инициалы редактора. Место и год издания.

4. Электронные источники. Указывается: фамилия автора, его инициалы, название. Сведения, относящиеся к заглавию (на­звание электронной страницы или сервера), сведения об ответс­твенности (имена издателя, изготовителя и распространителя), электронный адрес (это аналог места издания и названия изда­тельства в печатном варианте), дата.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.

В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные вопросы, контрольные работы.

 

Перечень вопросов, выносимых на экзамен:

1. Предмет и задачи клинической психологии.

2. Место клинической психологии в системе других наук.

3. Разделы клинической психологии.

4. Методы клинической психологии.

5. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии.

6. Патопсихология, как самостоятельная отрасль клинической психологии.

7. Нейропсихология - отрасль клинической психологии.

8. Психосоматика - отрасль клинической психологии.

9. Понятие об онтогенезе и дизонтогенезе. Основные типы психического дизонтогенеза.

10. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия врача (психолога) и пациента.

11. Общее понятие о психотерапии. Основные направления психотерапии.

12. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия.

13. Основные теоретические направления клинико-психологического вмешательства: психодинамический, когнитивно - поведенческий, гуманистический, экзистенциальный и системный подходы.

14. Специальные разделы клинической психологии (реабилитология, психогигиена, психопрофилактика, неврозология, медико-психологическая экспертиза).

15. Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи.

16. Основные виды деятельности клинического психолога.

17. Особенности организации работы клинического психолога в реабилитационных отделениях психиатрической службы.

18.  Этические аспекты деятельности клинического психолога.

19. Категории здоровья и болезни в клинической психологии.

20. Основные содержания понятия «норма».  

21. Содержание понятия «патология». Определение психического расстройства.

22. Представления о болезни в современной медицине. Биомедицинская модель болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.  

23. Понятие о психическом здоровье.

24. Психология здоровья. Основные критерии общего здоровья.

25. Критерии психического здоровья (по ВОЗ). Внутренняя картина здоровья.

26. Соматогенное и психогенное влияние соматической болезни на психику.

27. Понятие о внутренней картине болезни.

28. Современные исследования внутренней картины болезни. Уровни внутренней картины болезни.

29. Типы реакции на болезнь (Якубов Б.А., Личко А.Е.).

30. Переживание болезни во времени.

31. Возрастные особенности внутренней картины болезни.

32. Ятрогении.

33. Психологические требования к личности врача и психолога.

34. Предмет неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами, методы исследования.

35. Черепно-мозговая травма: сотрясение мозга, ушиб головного мозга, разможжение и сдавление мозга.

36. Инфекционные заболевания нервной системы: энцефалит, менингит, полиомиелит, арахноидит.

37. Нарушения мозгового кровообращения: инсульты.

38. Детский церебральный паралич.

39. Понятие о психогигиене. Общие принципы.

40. Психопрофилактика и ее виды и методы.

41. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики.

42. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Нагаев В.В. Основы клинической психологии [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 463 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru

2. Пивень Б Н Клиническая психиатрия. Избранные лекции [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Б.Н. Пивень, Н.И. Беглянкин, Б.А. Казаковцев и др.; Под ред. Б.Н. Пивня и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://znanium.com

3. Човдырова Г.С. Клиническая психология. Общая часть [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 247 с. – Режим доступа: электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru

Дополнительная

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006.

2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.: Речь, 2007.

3. Бадалян Л.О. Нервные болезни. - М., 2003.

4. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. - СПб., 2003.

5. Ведехина С.А. Клиническая психология: Учебное пособие.- Саратов: Научная книга, 2012. - 159с.

6. Глуханюк Н.С. Психодиагностика. – М.: Академия, 2011. - 240 с.

7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. -  СПб., 2007.

8. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б.Д. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 206 с.

9. Клиническая психология: хрестоматия /Сост. Н.В. Тарабриной Н.В. – СПб.: Питер, 2009. 

10. Клиническая психология и психотерапия. Пер. с нем. /Ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2012. - 1312с.

11. Корсакова Н.К.,Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учебное пособие. - М..: "Академия", 2003. - 144 с.

12. Линде Н. Психологическое консультирование: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011.

13. Майсак Н. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стресогенных профессий: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2012.

14. Медицинская психология: Конспект лекций / Сост. С.Л. Соловьева. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Сова», 2004.

15. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / Сост. С.Л. Соловьева. - М., 2006.

16. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕД пресс-информ, 2008- 432с.

17. Михайленко А. А. Клинический практикум по неврологии. - СПб: Фолиант», 2001.

18. Мягков И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс: Учеб. для вузов/ Мягков И.Ф, Боков С.Н, Чаева С.И. – М: Логос, 2009. – 318с.

19. Немов Р. Психологическое консультирование: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 575 с.

20. Орлова Е. А., Колесник Н. Т. Клиническая психология: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 363с.

21. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского: Учебник по психотерапии - СПб: Питер, 2000.

22. Репина Н.В..Основы клинической психологии. : учебник / Репина Н.В., - М..: 2003. - 334 с.

23. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

24. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.

25. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб., 2003.

26. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Клиническая психология. Общая часть: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

27. Штульман Д. Р. Неврология / Штульман Д. Р., Левин О. С. - М.: МЕД пресс-информ, 2005.

28. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. - СПб., 2007.

 

КЛИНИЧЕСКАЯ    ПСИХОЛОГИЯ

 

 

      

        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

           Специальность: 030301.65– Психология

 

Калининград

                                          2010

Клиническая психология: Учебно-методический комплекс /

 Автор-составитель:  Романчук А.Ю., Калининград, 2010.

 

 

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

 

УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1

 

 

 

 

Пояснительная записка

Курс «Клиническая психология» занимает существенное место в сис­теме психологического образования, поскольку дает представление об од­ной из сфер практического приложения психологических знаний - в облас­ти медицины. Использование психологических знаний и умений в медицине позволяет расширить и углубить лечебно-диагностический процесс, а также профилактические и реабилитационные подходы в медицине.

Цель дисциплины - формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.

Задачи дисциплины:

1. формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения;

2. ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни);

3. ознакомление с основными направлениями деятельности клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация, психопрофилактика;

4. формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.

Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Клиническая психология» студент должен:

знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные методы клинической психологии; основные аспекты деятельности клинического психолога в психиатрической, психотерапевтической клинике и лечебных учреждениях общего профиля; основы неврологии, психопрофилактики и психогигиены; основные направления деятельности клинического психолога;

уметь: применять все выше перечисленные знания; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других  прикладных областях психологии;

владеть: основными понятиями клинической психологии; представлениями об основных проблемах клинической психологии и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства.

 

Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план

Заочная форма обучения

Название темы Лекции Практические занятия Сам. работа Всего
1. Введение в клиническую психологию 2   16 18
2. Основные разделы клинической психологии     18 18
3. Основные характеристики профессиональной деятельности клинического    психолога 2   14 16
4. Теоретико-методологические проблемы клинической психологии 2   14 16
5. Психология больного. Внутренняя картина болезни     18 18
6. Основы неврологии 2 2 12 16
7. Основы психопрофилактики и психогигиены   2 16 18
8. Всего 8 4 108 120

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

Тема 1. Введение в клиническую психологию

Клиническая психология как самостоятельная научная дисциплина. Предмет общей клинической психологии.  Частная клиническая психология Клиническая психология как междисциплинарная наука Клиническая психология в системе других наук. Основные задачи клинической психологии. Методологические основы клинической психологии. Методы клинической психологии. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.