Вопрос 2. Основные педагогические понятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 2. Основные педагогические понятия

Педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогические понятия.

личности, развития, развитие личности, социализация, воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Развитие общее внутреннее развитие человека

Развитие личности - сложнейший, непрерывный процесс объективной действительности. Для его изучения современная наука выделила в нем физическую, психическую, социальную, духовную и другие стороны.

Социализация - процесс вхождения человека в общество

Воспитание - основное, родовое понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, в широком передача опыта ЗУ норм от старших к младшим. В узком воздействие со стороны: СМИ, система, образования, семья, церковь.

Обучение направлено на развитие личности

эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Обучение имеет две взаимообусловленные стороны: преподавание (трансляция системы знаний и способов их освоения и применения) и учение (усвоение передаваемого опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).

Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУН). Знания - это отражение человеком объективной реальности в форме научных фактов, представлений и понятий. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навыки - элементы практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении определенных действий.

Образование
Образование - это система, процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, мировоззрения и познавательных интересов.

Педагогическая деятельность
Определяется как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Структура

конструктивная деятельность - конструктивно содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

Организаторская деятельность выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности

Коммуникативная деятельность установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Педагогический процесс
Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания





Вопрос 3. Целостный педагогический процесс

Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания

процесс обучения — из преподавания и учения, процесс воспитания — из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

В процессуальной структуре

  • целевой (определение целей обучения и воспитания)
  • содержательный (разработка содержания образования)
  •  деятельности (организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);
  • Эмоционально мотивация  (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);
  • контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);
  • результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цели).

Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

  • подготовка педагогического процесса (подготовительный);
  • осуществление педагогического процесса (основной);
  • анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

 

Наследственность

Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Два вида общечеловеческие и индивидуальные .

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. талант, гениальность.

Влияют на факторы Среда, общение, воспитание,

Развитие личности возможно только в деятельности. Коллективная деятельность тоже несет большое значение в развитии личности.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Теоретические методы

Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение , обобщение, моделирование, Индукция и дедукция.

К эмпирическим (практическим) методам опыт

Наблюдение, Бесед, анкетирование, тестирование

Наблюдение естественный и лабораторные

Изучение документов анализ работ, медицинская карта, родителей

Педагогическое мастерство(из готового) и новаторство(собственные методические находки).

Шкалирование

Метод педагогического консилиума

Социометрический метод

 

Вопрос 7. Система образования в Российской Федерации

1) Дошкольное образование, которое дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

 

 

Метод поощрения.

Метод наказания.

Метод примера

Формы воспитательной работы, различаемые по количеству участников:

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор.

Групповые формы: советы дел, творческие группы.

Коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты.

 

Стадии

стадии формируется актив

стадии усиливается влияние актива.

высоким уровнем организованности,

процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания

Совместная деятельность

традиции коллектива;

содержательность и динамика деятельности коллектива;

Осведомленность

соревнования,

Специфику

1) Детская одаренность часто выступает как проявление зако­номерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

 

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

 

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок мо­жет идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстаю­щий в психическом развитии.

 

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом боле благоприятных условий жизни данного ребенка.

Признаки одаренности инст­рументальный и мотивационный.

Виды одаренности

1вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

2степень сформированности одаренности;

3форма проявлений;

4широта проявлений в различных видах деятельности;

5особенности возрастного развития.

 

Актуальность одарённости, очень актуальна широкое проявления в разных видах деятельности.

Особенности возраста ранняя и поздняя одаренность .

 

 

Вопрос 2. Основные педагогические понятия

Педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогические понятия.

личности, развития, развитие личности, социализация, воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Развитие общее внутреннее развитие человека

Развитие личности - сложнейший, непрерывный процесс объективной действительности. Для его изучения современная наука выделила в нем физическую, психическую, социальную, духовную и другие стороны.

Социализация - процесс вхождения человека в общество

Воспитание - основное, родовое понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, в широком передача опыта ЗУ норм от старших к младшим. В узком воздействие со стороны: СМИ, система, образования, семья, церковь.

Обучение направлено на развитие личности

эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Обучение имеет две взаимообусловленные стороны: преподавание (трансляция системы знаний и способов их освоения и применения) и учение (усвоение передаваемого опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).

Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУН). Знания - это отражение человеком объективной реальности в форме научных фактов, представлений и понятий. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навыки - элементы практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении определенных действий.

Образование
Образование - это система, процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, мировоззрения и познавательных интересов.

Педагогическая деятельность
Определяется как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Структура

конструктивная деятельность - конструктивно содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

Организаторская деятельность выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности

Коммуникативная деятельность установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Педагогический процесс
Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания





Дата: 2018-12-21, просмотров: 209.