Рынок: возникновение, экономическая сущность, функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок - это способ связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. Рынок – это система экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) по поводу купли-продажи товаров и услуг. Рынок организован по законам товарного и денежного обращения.

Условия возникновения рынка :

1)общественное разделение труда;

2)экономическая обособленность производителей;

3)возникновение частной собственности;

4)свободный обмен всеми видами ресурсов. В рынке покупатель и продавец имеют равные права, т.е. ни один участник рыночной операции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Рынок зависит от условий, в которых существует, т.е. содержание рынка определ. господствующей экономической системы. Субъектом рынка являются все те, кто могут выступать в роли продавца и покупателя: физические лица, юридические лица (предприятия), правительство, общественная организация. Объектами рынка является все то, что покупается и продается: товары, ресурсы, рабочая сила, денежные средства, изобретения, открытия, люди человеческие органы…

Функции рынка :

1)саморегулирование производства;

2)стимулирующая;

3)рынок является источником инф-ции (заключается в ценах); 4)очищающая (санация) (ч/з процедуру банкротства);

5)социальная.

Структура и инфраструктура рынка.

1) по территории или географич. пр-вах (локальный, региональный, национальный, региональный, который охватывает несколько стран, мировой); 2) по степени насыщенности (избыточный, дефицитный, равновесный); 3) по видам участников сделки (рынок государственных закупок, оптовый, розничный); 4) по степени соблюдения законности (легальный, теневой {черный}, «серый»); 5) по экономическому назначению (рынок сырья, рынок средств, рынок потребительских товаров, рынок научно-технических разработок и т.д.); 6) по механизму функционирования (свободный, регулированный, монополизированный); 7) по объекту рыночных отношений (товарный, финансовый, рынок труда). Инфраструктура рынка – это совокупность материально-технических и организационных условии, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного обращения и купли-продажи.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики, за лучшие условия производства, купли, продажи товаров.

Виды: 1) межфирменная (за использование ограниченных ресурсов); 2) межотраслевая (между предприятиями в отрасли и между отраслями за доступ к той или иной части рынка); 3) межстрановая – между странами за доступ к национальным рынкам.

Формы конкуренции: 1) ценовая (путем установления привлекательной цены); 2) неценовая (путем расширения ассортимента, предоставления сервиса, гарантий и т.д.).

Соверш. конкуренция - это соперни-чество многочисленных произв-лей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Несовершенная конкуренция – такое состояние экономической системы, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определен-ного товара. Несовершенная конкурен-ция бывает: а) олигополия, б) чистая монополия, в) монополистическая конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Монополия – крупные предприятия, фирмы или объединения захватившие большую часть производства и сбыта продукции господствующие на рынке. Монополия – ситуация когда на рынке 1 покупатель, или ситуация при которой фирмы-монополисты и являются покупателями. Монополистом становится больше всего продавец.

Формы монополии: 1 Тресты. 2 Концерны (фирма на рус.) – монополистическая господствующая форма. 3 Транс национальные корпорации – компании, которые ведут контроль над большей частью

Дата: 2018-09-13, просмотров: 392.