ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИЛАЛ)
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
(Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Основы философии
Методические указания и контрольные задания
для обучающихся заочной формы обучения
Специальность
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Пермь 2018 г.
1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
- ознакомить обучающихся с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
- дать обучающимся знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате изучения дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. Содержание дисциплины «Основы философии»
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.
Вопросы для самоконтроля.
1. Почему философия как любовь к мудрости?
2. Соотношение знания и мудрости в философии.
3. Сущность основного вопроса философии.
4. Специфика языка философии.
5. Источники философии.
Вопросы для самоконтроля
1. Учение о бытии Парменида.
2. Диалектика Гераклита.
3. Сократ о нравственности.
4. Платон об идеях.
5. В чем цинизм Диогена.
6. Учение стоиков.
7. Сущность скептицизма.
8. Специфика философии средневековья.
9. Суть спора номиналистов и реалистов.
Вопросы для самоконтроля
1. Причина спора рационалистов и сенсуалистов.
2. Сущность Субъективного идеализма Дж.Беркли.
3. В чем агностицизм Д.Юма.
4. Моральная философия И.Канта.
5. Противоречивость во взглядах Г.Гегеля.
6. Философия пессимизма А.Шопенгауэра.
7. Идеи философии Ф.Ницше.
8. Сущность экзистенциализма.
9. В чем различия в идеях славянофилов и западников.
10. Сущность философии «всеединства» В.Соловьева.
11. Философские идеи В.Розанова и К.Леонтьева.
Вопросы для самоконтроля
1. Концепции происхождения человека.
2. Отличия индивида, индивидуальности, личности.
3. В чем проблема «я»?
Тема 2.2. Проблема сознания
Философия о происхождении и сущности познания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое сознание?
2. Почему существует три стороны сознания.
3. Сущность психофизической проблемы.
4. Сущность идеального и материального.
5. Тождественны ли сознание и мышление?
6. Взаимосвязь сознания и бессознательного.
7. На чем основывается теория архетипов К.Юнга?
Тема 2.3. Учение о познании
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление. Воображение и их роль в познании. Что такое знание? Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое познание?
2. Концепции философов о познании.
3. Взаимосвязь сознания и познания.
4. Чувственное и рациональное познание.
5. Критерии истины.
Вопросы для самоконтроля
1. Философские концепции Вселенной.
2. Материя: атрибуты.
3. Учение о развитии.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое религия?
2. Что такое конфессии?
3. Почему есть противоречия между религиями?
4. Что такое экуменическое движение?
5. Зачем нужна вера?
Вопросы для самоконтроля
1 .Что такое искусство?
2. Отличия гения и таланта.
3. Что такое психологическое и визионерское искусство?
4. Что такое постмодерн?
Раздел IV. Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое история?
2. Причины существования нескольких концепций исторического развития.
3. Почему мы говорим об особенном пути исторического развития России?
4. В чем проблема «конца истории»?
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое культура?
2. Отличие культуры от культа.
3. Что такое цивилизация?
4. Различия внешней и внутренней культуры.
5. Что такое массовая культура?
6. Что такое контркультура?
7. Какие существуют контркультурные движения?
8. В чем кризис культуры?
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем кризис современной цивилизации?
2. Глобальные социально-экономические проблемы.
3. Пути решения социально-экономических проблем.
3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 12 |
в том числе: | |
лекции | 8 |
практические работы | 4 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
Аттестация в форме дифференцированного зачета |
Задания для домашней контрольной работы
Вариант 1
1.Возникновение философии (философия и мировоззрение, происхождение философии, начало древнегреческой философии – Милетская школа, Эфесская школа)
2. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран
Вариант 2
1.Древнегреческая философия (италийская философия, афинская философия, софисты и сократические школы, философия Платона, Философия Аристотеля, Философская школа стоиков)
2. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества
Вариант 3
1.Христианская философия (рождение христианской философии, средневековая схоластика)
2. Наука и ее влияние на будущее человечества
Вариант 4
1.Философия эпохи Возрождения
2. Кризис культуры и пути его преодоления
Вариант 5
1.Философия Нового времени (поиски метода: рационализм и эмпиризм, развитие рационализма и эмпиризма в философии Нового времени)
2. Русская философия об исторической самобытности России
Вариант 6
1.Философия Просвещения. Критическая философия И. Канта
2. Виды и формы искусства
Вариант 7
1.Развитие идей И. Канта в немецкой классической философии и учение Г.Гегеля
2. Искусство как феномен, организующий жизнь
Вариант 8
1.Философия иррационализма
2. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного
Вариант 9
1.Современная философия
2. Мировые религии: конфессии
Вариант 10
1.Философия экзистенциализма
2. Религия о смысле человеческого существования
Вариант 11
1.Психоаналитическая философия
2. Значение веры в жизни современного человека
Вариант 12
1.Особенности отечественной философской мысли
2. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число
Вариант 13
1.Религиозная философия П.Я. Чаадаева
2. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе
Вариант 14
1.Философия славянофильства
2. Методы и формы научного познания. Проблемы истины
Вариант 15
1.Философия русского космизма
2. Кризис религиозного мировоззрения
Вариант 16
1.Философская система В.С. Соловьёва
2. Философия о происхождении и сущности познания
Вариант 17
1.Русский религиозный ренессанс начала XX столетия
2. Основные идеи психоанализа З.Фрейда
Вариант 18
1.Основные проблемы философии бытия
2. Теория архетипов К.Юнга
Вариант 19
1.Философия в поисках сознания
2. Современная цивилизация и психическое здоровье личности
Вариант 20
1.Гносеология как общая теория познавательной деятельности
2. Философия о происхождении и сущности человека
Вариант 21
1.Философия науки
2. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)
Вариант 22
1.Философское учение о человеке
2. Соотношение философии, науки, религии и искусства
Вариант 23
1.Культура как философская проблема
2. Славянофилы и западники об источниках пути России (В.Соловьев, В.Розанов, К.Леонтьев, Н.Бердяев)
Вариант 24
1.Глобальные проблемы современности
2. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм)
Список рекомендуемой литературы
Основные источники
1. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_ 59390bb357f743.24139385. ЭБС «ZNANIUM»
2. Основы философии : учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. — Москва : КноРус, 2017. — 227 с. — СПО. — ISBN 978-5-406-03754-6. ЭБС «BOOK.»
Дополнительные источники:
1. Основы философии : учебное пособие / П.С. Гуревич. — Москва : КноРус, 2017. — 478 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-05785-8. ЭБС «BOOK».
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб.пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009
4. Стрельник, О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.filosofia-totl.narod.ru- сайт новостей философии
2. www.koob.ru –каталог учебной литературы
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и сдачи дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Оценка результатов обучения (компетенции) |
Умения: | |||
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | Ориентация в наиболее общих философских проблемах | Оценка выполнения заданий практических работ № 3 заданий самостоятельной работы по теме № 2.2, 2.3. Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 2, 5, 14, 15, 16, 20 | OK 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 |
Знания: | |||
Основные категории и понятия философии | Определение основных категорий и понятия философии | Оценка выполнения заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 2.2, 2.3 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 5, 6, 7, 8, 9 | OK 2-8 |
Роль философии в жизни человека и общества | Понимание роли философии в жизни человека и общества | Оценка выполнения заданий практических работ № 1, 3 заданий самостоятельной работы по теме №1.1, 1.2 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 2, 15, 16, 17 | OK 1 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 ОК 8 |
Основы философского учения о бытии | Знание основ философского учения о бытии | Оценка выполнения заданий практических работ № 1 заданий самостоятельной работы по теме № 2.2 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 5, 8, 15 | OK 1 ОК 2 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 |
Сущность процесса познания | Понимание сущности процесса познания | Оценка выполнения заданий практических работ № 2 заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 2.2 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 10, 11, 12,14 | OK 1 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 8 ОК 9 |
Основы научной, философской и религиозной картин мира | Распознавание и определение научной, философской и религиозной картин мира | Оценка выполнения заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 1.2, 2.2, 3.5 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 10, 11, 12 | OK 1-8 |
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Понимание условий формирования личности Определение свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Оценка выполнения заданий практических работ № 1, 3 заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 1.2, 2.3 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 17, 18, 19, 20 | OK 1-9 |
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Знание о социальных и этических проблемах связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Оценка выполнения заданий самостоятельной работы по теме № 3.2, 3.5 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 16, 19, 20 | OK 1-9 |
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИЛАЛ)
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
(Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Основы философии
Методические указания и контрольные задания
для обучающихся заочной формы обучения
Специальность
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Пермь 2018 г.
1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
- ознакомить обучающихся с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
- дать обучающимся знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате изучения дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. Содержание дисциплины «Основы философии»
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.
Вопросы для самоконтроля.
1. Почему философия как любовь к мудрости?
2. Соотношение знания и мудрости в философии.
3. Сущность основного вопроса философии.
4. Специфика языка философии.
5. Источники философии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.