Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИЛАЛ)

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

(Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 

 

Основы философии

Методические указания и контрольные задания

для обучающихся заочной формы обучения

 

Специальность

 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

Пермь 2018 г.



1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.

Задачи дисциплины:

- ознакомить обучающихся с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

- дать обучающимся знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.

В результате изучения дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

2. Содержание дисциплины «Основы философии»


Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.

Вопросы для самоконтроля

1. Учение о бытии Парменида.

2. Диалектика Гераклита.

3. Сократ о нравственности.

4. Платон об идеях.

5. В чем цинизм Диогена.

6. Учение стоиков.

7. Сущность скептицизма.

8. Специфика философии средневековья.

9. Суть спора номиналистов и реалистов.

Вопросы для самоконтроля

1. Причина спора рационалистов и сенсуалистов.

2. Сущность Субъективного идеализма Дж.Беркли.

3. В чем агностицизм Д.Юма.

4. Моральная философия И.Канта.

5. Противоречивость во взглядах Г.Гегеля.

6. Философия пессимизма А.Шопенгауэра.

7. Идеи философии Ф.Ницше.

8. Сущность экзистенциализма.

9. В чем различия в идеях славянофилов и западников.

10. Сущность философии «всеединства» В.Соловьева.

11. Философские идеи В.Розанова и К.Леонтьева.

Вопросы для самоконтроля

1. Концепции происхождения человека.

2. Отличия индивида, индивидуальности, личности.

3. В чем проблема «я»?

Тема 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности познания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое сознание?

2. Почему существует три стороны сознания.

3. Сущность психофизической проблемы.

4. Сущность идеального и материального.

5. Тождественны ли сознание и мышление?

6. Взаимосвязь сознания и бессознательного.

7. На чем основывается теория архетипов К.Юнга?

Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление. Воображение и их роль в познании. Что такое знание? Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое познание?

2. Концепции философов о познании.

3. Взаимосвязь сознания и познания.

4. Чувственное и рациональное познание.

5. Критерии истины.

Вопросы для самоконтроля

1. Философские концепции Вселенной.

2. Материя: атрибуты.

3. Учение о развитии.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое религия?

2. Что такое конфессии?

3. Почему есть противоречия между религиями?

4. Что такое экуменическое движение?

5. Зачем нужна вера?

Вопросы для самоконтроля

1 .Что такое искусство?

2. Отличия гения и таланта.

3. Что такое психологическое и визионерское искусство?

4. Что такое постмодерн?

Раздел IV. Социальная жизнь

Тема 4.1. Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое история?

2. Причины существования нескольких концепций исторического развития.

3. Почему мы говорим об особенном пути исторического развития России?

4. В чем проблема «конца истории»?

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура?

2. Отличие культуры от культа.

3. Что такое цивилизация?

4. Различия внешней и внутренней культуры.

5. Что такое массовая культура?

6. Что такое контркультура?

7. Какие существуют контркультурные движения?

8. В чем кризис культуры?

Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем кризис современной цивилизации?

2. Глобальные социально-экономические проблемы.

3. Пути решения социально-экономических проблем.


3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 12
в том числе:
   лекции 8
   практические работы 4
Контрольная работа 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 60

Аттестация в форме дифференцированного зачета

Задания для домашней контрольной работы

Вариант  1

1.Возникновение философии (философия и мировоззрение, происхождение философии, начало древнегреческой философии – Милетская школа, Эфесская школа)

2. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран

Вариант  2

1.Древнегреческая философия (италийская философия, афинская философия, софисты и сократические школы, философия Платона, Философия Аристотеля, Философская школа стоиков)

2. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества

Вариант  3

1.Христианская философия (рождение христианской философии, средневековая схоластика)

2. Наука и ее влияние на будущее человечества

Вариант  4

1.Философия эпохи Возрождения

2. Кризис культуры и пути его преодоления

Вариант  5

1.Философия Нового времени (поиски метода: рационализм и эмпиризм, развитие рационализма и эмпиризма в философии Нового времени)

2. Русская философия об исторической самобытности России

Вариант  6

1.Философия Просвещения. Критическая философия И. Канта

2. Виды и формы искусства

Вариант  7

1.Развитие идей И. Канта в немецкой классической философии и учение Г.Гегеля

2. Искусство как феномен, организующий жизнь

Вариант  8

1.Философия иррационализма

2. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного

 

Вариант  9

1.Современная философия

2. Мировые религии: конфессии

Вариант  10

1.Философия экзистенциализма

2. Религия о смысле человеческого существования

Вариант  11

1.Психоаналитическая философия

2. Значение веры в жизни современного человека

Вариант  12

1.Особенности отечественной философской мысли

2. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число

Вариант  13

1.Религиозная философия П.Я. Чаадаева

2. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе

Вариант  14

1.Философия славянофильства

2. Методы и формы научного познания. Проблемы истины

Вариант  15

1.Философия русского космизма

2. Кризис религиозного мировоззрения

Вариант  16

1.Философская система В.С. Соловьёва

2. Философия о происхождении и сущности познания

Вариант  17

1.Русский религиозный ренессанс начала XX столетия

2. Основные идеи психоанализа З.Фрейда



Вариант  18

1.Основные проблемы философии бытия

2. Теория архетипов К.Юнга

Вариант  19

1.Философия в поисках сознания

2. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

Вариант  20

1.Гносеология как общая теория познавательной деятельности

2. Философия о происхождении и сущности человека

Вариант  21

1.Философия науки

2. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)

Вариант  22

1.Философское учение о человеке

2. Соотношение философии, науки, религии и искусства

Вариант  23

1.Культура как философская проблема

2. Славянофилы и западники об источниках пути России (В.Соловьев, В.Розанов, К.Леонтьев, Н.Бердяев)

Вариант  24

1.Глобальные проблемы современности

2. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм)

 



Список рекомендуемой литературы

Основные источники

1. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_ 59390bb357f743.24139385. ЭБС «ZNANIUM»

2. Основы философии : учебное пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. — Москва : КноРус, 2017. — 227 с. — СПО. — ISBN 978-5-406-03754-6. ЭБС «BOOK.»

Дополнительные источники:

1. Основы философии : учебное пособие / П.С. Гуревич. — Москва : КноРус, 2017. — 478 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-05785-8. ЭБС «BOOK».

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб.пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. 

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009

4. Стрельник, О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.filosofia-totl.narod.ru- сайт новостей философии

2. www.koob.ru –каталог учебной литературы

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и сдачи дифференцированного зачета.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результатов Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка результатов обучения (компетенции)
Умения:    
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста Ориентация в наиболее общих философских проблемах Оценка выполнения заданий практических работ № 3 заданий самостоятельной работы по теме № 2.2, 2.3. Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 2, 5, 14, 15, 16, 20 OK 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9  
Знания:      
Основные категории и понятия философии Определение основных категорий и понятия философии Оценка выполнения заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 2.2, 2.3 Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 5, 6, 7, 8, 9 OK 2-8  
Роль философии в жизни человека и общества Понимание роли философии в жизни человека и общества Оценка выполнения заданий практических работ № 1, 3 заданий самостоятельной работы по теме №1.1, 1.2  Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 2, 15, 16, 17 OK 1 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 ОК 8
Основы философского учения о бытии Знание основ философского учения о бытии Оценка выполнения заданий практических работ № 1 заданий самостоятельной работы по теме № 2.2  Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 5, 8, 15 OK 1 ОК 2 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9
Сущность процесса познания Понимание сущности процесса познания Оценка выполнения заданий практических работ № 2  заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 2.2  Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 10, 11, 12,14 OK 1 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 8 ОК 9  
Основы научной, философской и религиозной картин мира Распознавание и определение научной, философской и религиозной картин мира Оценка выполнения заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 1.2, 2.2, 3.5  Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 10, 11, 12 OK 1-8  
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды Понимание условий формирования личности Определение свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды Оценка выполнения заданий практических работ № 1, 3 заданий самостоятельной работы по теме № 1.1, 1.2, 2.3   Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 17, 18, 19, 20 OK 1-9  
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Знание о социальных и этических проблемах связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Оценка выполнения заданий самостоятельной работы по теме № 3.2, 3.5  Оценка ответа на вопросы к зачету №№ 16, 19, 20 OK 1-9  

 

 

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИЛАЛ)

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

(Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 

 

Основы философии

Методические указания и контрольные задания

для обучающихся заочной формы обучения

 

Специальность

 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

Пермь 2018 г.



1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.

Задачи дисциплины:

- ознакомить обучающихся с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

- дать обучающимся знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.

В результате изучения дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

2. Содержание дисциплины «Основы философии»


Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.