Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине „Русский язык“ для студентов 1 курса неязыковых факультетов
1. Понятия «Язык» и «Речь». Язык – средство общения.
2. Язык, его функции.
3. Речь: виды и формы речи.
4. Устная речь: ее ведущие признаки.
5. Виды устной речи.
6. Основные признаки письменной речи.
7. Основные жанры письменной речи.
8. Основные признаки текста: тематическое единство текста, наличие в тексте взаимообусловленных частей, способы связи предложений в тексте.
9. Сложное синтаксическое целое и абзац.
10. Виды цепной связи предложений в тексте.
11. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
12. Описание как функционально-смысловой тип речи: виды описания, своеобразие языковых средств в описании.
13. Повествование как функционально-смысловой тип речи: общая характеристика, языковые средства, характерные для повествования.
14. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждений: рассуждение объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление
15. Языковые средства, характерные для рассуждения (вводные слова; конструкции спричинным, условным, уступительным, сравнительным, противительным, изъяснительным значением).
16. Функциональные стили речи: разговорный и книжный стили.
17. Разговорный стиль.Основные признаки разговорного стиля.
18. Языковые особенности разговорного стиля: произношение, лексика, морфологические и синтаксические особенности.
19. Общее понятие об официально-деловом стиле. Подстили официально-делового стиля.
20. Языковые особенности официально-делового стиля речи.
21. Основные жанры документов: организационно-распорядительные, информационно-справочные, частные деловые бумаги.
22. Публицистический стиль. Основные функции публицистического стиля.
23. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля. Словообразовательные и грамматические средства.
24. Общая характеристика научного стиля речи.
25. Язык художественной литературы. Жанры художественной литературы.
26. Понятие современного русского литературного языка. Основные признаки.
27. Частные деловые бумаги: автобиография.
28. Частные деловые бумаги: заявление.
29. Частные деловые бумаги: резюме.
30. Характеристика и резюме как жанры официально-делового стиля.
31. Жанры публицистического стиля: очерк, статья, фельетон.
32. Монолог и диалог как формы устной речи. Их языковые особенности.
33. Описание как тип монологической речи. Языковые средства, используемые при описании внешности человека.
34. Языковые средства, используемые при описании помещения.
35. Русский литературный язык и русский национальный язык.
36. Лексика как раздел науки о языке.
37. Словообразование как раздел науки о языке.
38. Фонетика как раздел науки о языке.
39. Морфология как раздел науки о языке.
40. Синтаксис как раздел науки о языке.
41. Понятие синонимов, антонимов, омонимов.
42. Части речи в современном русском языке.
43. Простые предложения и их типы.
44. Сложные предложения и их типы.
45. Русский и казахский языки, их особенности.
Темы эссе:
4. Язык – средство общения.
5. Устная речь: ее ведущие признаки.
6. Основные признаки текста.
7. Описание как функционально-смысловой тип речи.
8. Повествование как функционально-смысловой тип речи.
9. Рассуждение как тип монологической речи.
10. Функциональные стили речи.
11. Основные признаки разговорного стиля.
12. Языковые особенности официально-делового стиля речи.
13. Монолог и диалог как формы устной речи
Вопросы к экзамену (гр.материал)
І. ФОНЕТИКА. Графика. Орфоэпия
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, ударение. Безударные гласные, их правописание. Правила орфоэпии.
ІІ. ЛЕКСИКА. Фразеология
Понятие о лексике. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.
Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Специальная лексика. Заимствованные слова. Понятие об устойчивых словосочетаниях. Словари русского языка.
ІІІ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Состав слова. Окончание и основа в слов. Корень слова. Суффикс. Приставка. Различные способы словообразования в русском языке.
Сложные слова и их правописание.
Сложносокращенные слова и их правописание. Переход слов одной части речи в другую.
І V. МОРФОЛОГИЯ
Самостоятельные части речи.
Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки.
Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые, их грамматические признаки.
Местоимение. Значение местоимений . Разряды местоимений. Грамматические признаки местоимений.
Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Причастие и деепричастие.
Наречие. Значение наречия. Правописание наречий.
Служебные части речи.
Предлог. Его употребление в речи.
Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Их употребление в речи.
Частицы. Их употребление в речи.
Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.
V. СИНТАКСИС.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании.
Предложение. Отличие словосочетания от предложения.
Простое предложение. Логическое ударение .Виды простых предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения . Члены предложения и способы их выражения. Типы предложений по составу. Простое осложненное предложение.
Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них.
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.
Сложные предложения с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи
VI. Орфография.
Орфограмма. Орфографическое правило. Группы орфограмм.
VII. Пунктуация.
Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.
VIII. Стилистика
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Самостоятельная разноуровневая работа
Цели. Систематизация знаний о функциональных стилях русской речи; умение находить и анализировать терминологическую лексику подъязыка специальности; работа над текстом различных стилей; составление текстов научного стиля.
Задание. Анализируя текст, стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. Если вы выберете из предложенной ниже программы работы с текстом 6-7 заданий (включая разные виды разбора) и выполните их правильно, то этого будет достаточно для того, чтобы получить положительную оценку.
Вариант I
Задание №1. Прочитайте текст.
Рыночная экономика характеризуется бесконечным взаимодействием спроса и предложения.
Взаимодействие спроса и3 предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции5. Это приводит к3 образованию равновесной цены – цены, которая уравнивает спрос и предложение. Если рыночная цена больше равновесной, то возникает избыточное предложение – это ситуация1, когда объем предложения превышает объем спроса на товар7. Если же рыночная цена устанавливается ниже равновесной2, то возникает неудовлетворенный спрос (дефицит) – это ситуация, когда объем спроса превышает3 объем предложения.
Спрос на товары по-разному6 реагирует на изменение их цен, доходов потребителей и цен других товаров. Эластичность- это реакция одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.
Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше заменителей он имеет (т.е. чем менее он необходим потребителю). Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время4. Предложение обычно эластично в долгосрочном периоде (так как имеются возможности для расширения производства или для переключения на другое производство) – объем предложения существенно реагирует на изменение цены.
Задание №2.
1.Выпишите специальные слова из сферы экономики. Объясните их значение.
2.Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
3.Определите, к какому функциональному стилю относится данный текст. Ответ обоснуйте.
4.Охарактеризуйте синтаксические конструкции предложений в 1,2 абзаце.
5.Разделите текст на абзацы, из каждой части выделите ключевые слова.
6.Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль каждого абзаца в виде тезисов и запишите их.
7.Составьте логико-смысловую схему текста.
8.Напишите реферат текста.
9.Составьте аннотацию к тексту.
10.Выполните грамматический разбор выделенных слов, предложений.
Вариант II
Задание №1. Объясните лексическое значение слов филология, филолог. Каково происхождение этих заимствованных слов? К каким словарям можно обратиться за справками?
Задание №2. Запишите несколько сложных слов, вторая часть которых – -логия, -лог. Объясните лексическое значение этих слов.
Задание №3. Произведите лексический разбор слов языковед, Слово
Задание №4. Прочитайте текст.
Может быть, именно среди ученых-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения – к Слову. Разве не показательно, что сам термин «филология» прямо заявляет об этой любви (греч philo – «люблю» и logos – «слово»). Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обязательства: бережно относиться к слову, к языку вообще, изучать запечатленное слово непредвзято, ничего ему не навязывая, стремясь сохранить его живую ткань, самозабвенно и до конца отдаваясь своему увлечению…
Рыцарской верностью и преданностью Слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов, Пешковский и Винокур и многие-многие другие. (Г. Степанов.)
Задание №5. Выпишите из текста непонятные слова, объясните их значение.
*Как объяснить, почему в первом и последнем предложениях слово написано с заглавной буквы - Слово? Что автор текста этим выражает?
*Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
*С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свое отношение к языку, к Слову, к ученым-языковедам?
*Запишите предпоследнее и последнее предложения, объясните знаки препинания.
*Подберите синонимы к словам бережно, самозабвенно
*Найдите в тексте однокоренные слова, разберите их по составу.
* Выберите из текста материал для разных видов разбора.
Задание №6. Какие еще имена русских ученых-языковедов вы знаете? Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы учебников, справочников, Энциклопедический словарь юного филолога и другую литературу.
Задание №7. Напишите рецензию на текст.
2. Тестовые задания
Цели. Диагностика и анализ начального уровня знаний студентов-первокурсников; проверить соответствие требований к подготовке первокурсников заданным стандартам, выявить пробелы в знаниях первокурсников.
В тестирование входит два типа заданий. Вопросы и задания первого типа охватывают основные орфографические, пунктуационные и стилистические правила русского языка. Второй тип задания представляет собой грамматический анализ текста.
В русском алфавите
1) 35 букв
2) 42 буквы
3) 34 буквы
4) 30 букв
5) 33 буквы
Дата: 2018-09-13, просмотров: 893.