ОБЩАЯ И НЕОрГанИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и задания для выполнения КОНТРОЛЬНЫх работ для студентов, обучающихся по заочной форме специальности
Переработка нефти и газа.
2018 г.
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии строительно - технологических дисциплин | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР |
______________ Г.А. Бикташева «____» ______________20___г. | |
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.. Председатель цикловой комиссии | |
______________ С.Б. Савина |
Автор: Логинова О.Ю., преподаватель ГБПОУ СИК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
Методические указания по изучению учебного материала | 5 |
Задания для выполнения контрольной работы | 10 |
Список вопросов к экзамену | 16 |
Список использованных источников | 18 |
3
Введение
Учебная дисциплина Общая и неорганическая химия входит в математический и общий естественнонаучный цикл, формирующий базовый уровень знаний для освоения других дисциплин и модулей.
Данные методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 180209 Переработка нефти и газа и составлены в соответствии с ФГОС по указанной специальности.
Учебная дисциплина Общая и неорганическая химия предусматривает изучение основных понятий и законов химии, периодического закона и периодическая система химических элементов в свете теории строения атома, видов химической связи, классификации неорганических веществ, их свойств, способов получения и практического применения неорганических веществ в народном хозяйстве, овладеть техникой химических расчетов. Кроме того, растворы, теорию электролитической диссоциации, химические реакции, химию элементов и их соединений.
Основным методом изучения учебного материала является самостоятельная работа студента – заочника по рекомендуемой литературе в соответствии с методическими указаниями. Перед началом изучения проводятся установочные занятия с целью ознакомления студентов с содержанием и методикой изучения дисциплины Общая и неорганическая химия. В период экзаменационной сессии с целью систематизации, расширения и закрепления полученных знаний проводятся обзорные лекции, лабораторные работы и практические занятия.
В настоящих методических указаниях приведены рекомендации по изучению каждой темы с примерами решения задач. Контрольные вопросы по теме позволят выполнить самопроверку изучения теоретической части, а решение задач направлены на проверку практических навыков работы.
По учебному плану студентам полагается выполнить домашнюю контрольную работу, задания которой приведены ниже.
Для подготовки к экзамену предоставлен список вопросов.
Методические указания по изучению учебного материала
Тема 1.1. Основные химические понятия и законы
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на закон постоянства состава вещества, на расчёты по химическим уравнениям.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое атом?
2) Что такое молекула?
3) Что такое атомная масса?
4) Что такое относительная молекулярная масса? Как ее найти?
5) Что такое молярная масса вещества? В каких единицах она выражается?
6) Как вычислить количество вещества, зная массу, объём или число структурных единиц?
7) Как формулируется закон Авогадро?
8) Что называется относительной плотностью одного газа по другому?
9) Сформулируйте закон постоянства состава.
10) Сформулируйте закон сохранения массы веществ.
Тема1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов.
Строение вещества
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на структуру периодической таблицы, зависимость свойств химических элементов от положения в периодической системе, электронную конфигурацию атомов, атомные орбитали, квантовые числа и их характеристику, Принцип Паули, правило Хунда, правило Клечковского, условия образования образования химической связи, виды химической связи, зависимость свойств веществ от химической связи.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дать формулировку периодического закона.
2. Что называется периодом?
3. Какие периоды называются малыми?
4. Какие периоды называются большими?
5. Что называется группой?
6. На какие подгруппы делится группа?
7. Какая подгруппа называется главной и побочной?
8. Физический смысл порядкового номера, номера группы, периода?
9. Чему равно число энергетических подуровней на каждом уровне?
10. Как обозначаются подуровни?
11. Сколько квантовых ячеек находится на s-, p-, d-, f- подуровнях?
12. Сколько электронов максимально может находиться на s-, p-, d-, f- подуровнях?
13. Какая связь называется ковалентной?
14. Между атомами каких элементов образуется ковалентная связь?
15. Что называется ковалентной неполярной связью?
16. Что называется ковалентной полярной связью?
17. Что называется ионной связью?
18. Что называется ионом?
19. Между атомами каких элементов образуется ионная связь?
20. Какая связь называется металлической?
21. Какая связь называется водородной?
22. Что называется валентностью?
23. Определить тип химической связи: Br2, KCl, F2, (NH3)n, Cu, MgO, HBr,
Тема1.3. Классы неорганических веществ
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на , особенности состава, названия и характерные свойства неорганических соединений.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие вещества называются оксидами?
2. На какие классы делятся оксиды?
3. Какие оксиды называются основными?
4. Какие оксиды называются кислотными?
5. Какие химические свойства характерны для оксидов?
6. Какие вещества называются основаниями?
7. На какие классы делятся основания по растворимости в воде?
8. Какие химические свойства характерны для оснований?
9. Какие вещества называются кислотами?
10. На какие классы можно разделить кислоты: по составу?
по числу атомов водорода в молекуле?
11. Какие химические свойства характерны для оснований?
12. Какие вещества называются солями?
13. На какие классы делятся соли по составу?
14. Какие химические свойства характерны для солей?
Тема 1.4. Комплексные соединения
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на строение состав и номенклатуру комплексных соединений.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Какие соединения называются комплексными?
2. Как классифицируют комплексные соединения?
3. Какие химические элементы способны к комплексообразованию?
4. Что называется внутренней и внешней сферой, лигандами, координационном числом?
5. Как дают названия комплексным соединениям на примере:
5.1 K4[Fe(CN)6]
5.2 [Ag(NH3)2]Cl
6. Какими свойствами обладают комплексные соединения?
Тема1.5. Растворы. Теория электролитической диссоциации.
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на механизм растворения в воде веществ с ионной и полярной атомной связью, электролитическую диссоциацию кислот, щелочей, солей, реакции обмена в водных растворах электролитов, гидролиз солей, электролиз растворов и расплавов солей.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что называется электролитами?
2. Что называется неэлектролитами?
3. Что называется электролитической диссоциацией?
4. При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?
5. Дописать уравнения реакций в молекулярных и ионных формах:
Ba(OH)2 + HCl ® Na2CO3 + H2SO4 ® CaCl2 + AgNO3 ® |
5. Что называется гидролизом солей солей?
6. Какие соли подвергаются гидролизу?
Тема 1.6. Химические реакции
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на понятие о скорости химической реакции, факторах, влияющих на скорость реакции, тепловой эффект химической реакции, обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие и условие его смещения.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что называются химической кинетикой?
2. Чем определяется средняя скорость химической реакции?
3. Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
4. Что называются химическим равновесием?
5. Какие факторы влияют на смещение химического равновесия?
Тема 2.1 s-элементы
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на деление общей жесткости на временную, постоянную и способы ее устранения.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлена жёсткость воды?
2. Какие виды жёсткости воды различают?
3. Присутствием каких соединений обусловлена временная жёсткость?
4. Присутствием каких соединений обусловлена постоянная жёсткость воды?
5. Какими способами устраняют временную жёсткость?
6. Какими способами устраняют постоянную жёсткость?
Тема 2.2 р-элементы
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на
зависимость свойств р-элементов и их соединений от положения в периодический системе. .
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте общую характеристику элементам третьей группы главной подгруппы?
2. Какими свойствами обладает бор и его соединения?
3. Какими свойствами обладает алюминий и его соединения? Как доказать амфотерность гидроксида алюминия?
4. Дайте общую характеристику элементам четвертой группы главной подгруппы
5. Какими свойствами обладает углерод и его соединения?
6. Какими свойствами обладает кремний и его соединения?
7. Дайте общую характеристику элементам пятой группы главной подгруппы
8. Какими свойствами обладает азот и его водородные и кислородсодержащие соединения?
9. Какими свойствами обладает фосфор и его соединения?
10. Дайте общую характеристику элементам шестой группы главной подгруппы?
11. Какими свойствами обладает кислород и его соединения?
12. Какими свойствами обладает сера и его соединения?
13. Дайте общую характеристику элементам седьмой группы главной подгруппы?
14. Какими свойствами обладают галогены и их соединения?
Тема 2.3 d-элементы
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на отличия
свойств металлов побочных подгрупп и их соединений. Способы их получения и применением.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте общую характеристику элементам первой группы побочной подгруппы?
2. Какими свойствами обладает медь и его соединения?
3. Дайте общую характеристику элементам второй группы побочной подгруппы
4. Какими свойствами обладает цинк и его соединения?
5. Как изменяются свойства соединений d-элементов с различными степенями окисления?
Задания для выполнения контрольной работы
Указание по выбору варианта и определение вопросов и заданий для контрольной работы
Выбор вопросов и заданий к контрольной работе определяется по фамилии, имени и отчеству студента, которые записываются в виде таблички, где номер буквы в ФИО определяет номер задачи, а буква, по нижеприведенной таблице, номер вопроса.
Если фамилии студентов одинаковые, то отсчёт номеров вопросов у одного из них, того кто имеет больший порядковый номер в журнале, производится в обратном порядке.
Например:
С | И | Д | О | Р | О | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
9 | 19 | 33 | 52 | 68 |
Таблица выбора вариантов для контрольной работы №1
ФИО | Номера вопросов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
А,Б | 1 | 16 | 31 | 46 | 61 |
В,Г | 2 | 17 | 32 | 47 | 62 |
Д,Е,Ё | 3 | 18 | 33 | 48 | 63 |
Ж,З,И | 4 | 19 | 34 | 49 | 64 |
Й,К | 5 | 20 | 35 | 50 | 65 |
Л,М | 6 | 21 | 36 | 51 | 66 |
Н,О | 7 | 22 | 37 | 52 | 67 |
П,Р | 8 | 23 | 38 | 53 | 68 |
С,Т | 9 | 24 | 39 | 54 | 69 |
У,Ф | 10 | 30 | 40 | 55 | 70 |
Х,Ц | 11 | 25 | 41 | 56 | 71 |
Ч,Ш | 12 | 26 | 42 | 57 | 72 |
Щ,Ы | 13 | 27 | 43 | 58 | 73 |
Ь,Ъ,Э | 14 | 28 | 44 | 59 | 74 |
Ю,Я | 15 | 29 | 45 | 60 | 75 |
1. Вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединениях:
1.1 SO2 1.2 Fe2O3
2. Вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединениях:
2.1 СO2 2.2 P2O5
3. Вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединениях:
3.1 СаO 3.2 Н2O
4. Вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединениях:
4.1 СuO 4.2 N2O5
5. Вычислите массовую долю кислорода (в %) в соединениях:
5.1 SO3 5.2 P2O5
6. Вычислите массовую долю водорода (в %) в соединениях:
6.1 СH4 6.2 H2O
7. Вычислите массовую долю водорода (в %) в соединениях:
7.1 SiH4 7.2 NH3
8. Вычислите массовую долю водорода (в %) в соединениях:
8.1 HCl 8.2 H2SO4
9. Вычислите массовую долю водорода (в %) в соединениях:
9.1 H3PO4 9.2 HBr
10. Вычислите массовую долю водорода (в %) в соединениях:
10.1 СH4 10.2 H2СO3
11. Вычислите массовую долю серы (в %) в соединениях:
11.1 H2SO4 11.2 H2S
12. Вычислите массовую долю серы (в %) в соединениях:
12.1 Na2SO4 12.2 Na2S
13. Вычислите массовую долю углерода (в %) в соединениях:
13.1 СH4 13.2 H2СO3
14. Вычислите массовую долю углерода (в %) в соединениях:
14.1 СаСO3 14.2. Na2СO3
15. Вычислите массовую долю азота (в %) в соединениях:
15.1 NH3 15.2 N2O5
16. Как изменяются металлические свойства элементов в группе? Почему?
17. Как изменяются металлические свойства элементов в периоде? Почему?
18. Как изменяются неметаллические свойства элементов в группе? Почему?
19. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периоде? Почему?
20. Составьте электронные формулы атомов элементов и схемы заполнения
электронами их орбиталей для элементов с порядковыми номерами: 6, 25, 28.
21. Назовите элементы, имеющие следующие электронные формулы:
21.1 1S2 2S2 2p6 3S2 3p5 3d0
21.2. 1S2 2S2 2p6 3S2 3p6 3d0 4S1
21.3. 1S2 2S2 2p5
22. Определить тип связи между атомами в молекулах:
22.1 K2S 22.2 N2 22.3 H2O 22.4 Al
23. Определить тип связи между атомами в молекулах
23.1. NaBr 23.2. Cl2 23.3. HF 23.4. Cu
Химические реакции в водных растворах. Электролитическая диссоциация
24. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:
24.1. Cu + H2SO4 ® CuSO4 + SO2 + H2O
24.2. KMnO4 + NaI + H2SO4 ® MnSO4 + I2 + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
25. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления
25.1 C + HNO3 ® CO2 + NO + H2O
25.2. K2Cr2O7 + NaNO2 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + NaNO3 + K2SO4 + H2O
26. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления
26.1 P + HNO3 + H2O ® H3PO4 + NO
26.2. KCrO2 + KOH + Br2 ® KBr + K2CrO4 + H2O
27. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления
27.1 S + H2SO4 ® SO2 + H2O
27.2. KMnO4 + Na2S + H2SO4 ® S + MnSO4 + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
28. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления
28.1 NaBr + H2SO4 ® Br2 + Na2SO4 + H2O + SO2
28.2. KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 ® MnSO4 + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
29. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления
29.1 NaI + H2SO4 ® Na2SO4 + H2S + I2 + H2O
29.2. KMnO4 + NaNO2 + H2SO4 ® MnSO4 + K2SO4 + NaNO3 + H2O
30. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:
30.1. Zn + H2SO4 ® Zn SO4 + H2S + H2O
30.2. KMnO4 + NaBr + H2SO4 ® MnSO4 + Br2 + K2SO4 + Na2SO4 + H2O
оБЩАЯ И НЕОрГанИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и задания для выполнения КОНТРОЛЬНЫх работ для студентов, обучающихся по заочной форме специальности
Переработка нефти и газа.
2018 г.
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии строительно - технологических дисциплин | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР |
______________ Г.А. Бикташева «____» ______________20___г. | |
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.. Председатель цикловой комиссии | |
______________ С.Б. Савина |
Автор: Логинова О.Ю., преподаватель ГБПОУ СИК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
Методические указания по изучению учебного материала | 5 |
Задания для выполнения контрольной работы | 10 |
Список вопросов к экзамену | 16 |
Список использованных источников | 18 |
3
Введение
Учебная дисциплина Общая и неорганическая химия входит в математический и общий естественнонаучный цикл, формирующий базовый уровень знаний для освоения других дисциплин и модулей.
Данные методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 180209 Переработка нефти и газа и составлены в соответствии с ФГОС по указанной специальности.
Учебная дисциплина Общая и неорганическая химия предусматривает изучение основных понятий и законов химии, периодического закона и периодическая система химических элементов в свете теории строения атома, видов химической связи, классификации неорганических веществ, их свойств, способов получения и практического применения неорганических веществ в народном хозяйстве, овладеть техникой химических расчетов. Кроме того, растворы, теорию электролитической диссоциации, химические реакции, химию элементов и их соединений.
Основным методом изучения учебного материала является самостоятельная работа студента – заочника по рекомендуемой литературе в соответствии с методическими указаниями. Перед началом изучения проводятся установочные занятия с целью ознакомления студентов с содержанием и методикой изучения дисциплины Общая и неорганическая химия. В период экзаменационной сессии с целью систематизации, расширения и закрепления полученных знаний проводятся обзорные лекции, лабораторные работы и практические занятия.
В настоящих методических указаниях приведены рекомендации по изучению каждой темы с примерами решения задач. Контрольные вопросы по теме позволят выполнить самопроверку изучения теоретической части, а решение задач направлены на проверку практических навыков работы.
По учебному плану студентам полагается выполнить домашнюю контрольную работу, задания которой приведены ниже.
Для подготовки к экзамену предоставлен список вопросов.
Методические указания по изучению учебного материала
Тема 1.1. Основные химические понятия и законы
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на закон постоянства состава вещества, на расчёты по химическим уравнениям.
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое атом?
2) Что такое молекула?
3) Что такое атомная масса?
4) Что такое относительная молекулярная масса? Как ее найти?
5) Что такое молярная масса вещества? В каких единицах она выражается?
6) Как вычислить количество вещества, зная массу, объём или число структурных единиц?
7) Как формулируется закон Авогадро?
8) Что называется относительной плотностью одного газа по другому?
9) Сформулируйте закон постоянства состава.
10) Сформулируйте закон сохранения массы веществ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 198.