Педагогический опыт
Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.
Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, отличается новизной и стремлением к совершенствованию качества образовательной деятельности.
Виды педагогического опыта.
А) Массовый и передовой педагогический опыт.
Массовый опыт – опыт, получивший наибольшее распространение и отличающийся типичными результатами.
Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового высокой результативностью и оптимальностью, то есть достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.
Критерии передового педагогического опыта:
· актуальность (соответствие прогрессивным тенденциям развития общества, социальному заказу, идеям современной педагогической науки и проблемам практики);
· научность (соответствие достижениям науки);
· результативность (может выражаться в уровне обученности, воспитанности учащихся, в личностном развитии учащихся);
· новизна (может заключаться в усовершенствовании способов деятельности, в комбинировании отдельных элементов методик и др.);
· стабильность (устойчивые показатели);
· оптимальность (достижение наилучших результатов при наименьшей затрате сил и времени);
· перспективность (возможность распространения опыта).
Б) Индивидуальный, групповой, коллективный педагогический опыт.
Данные характеристики опыта вытекают из числа его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей (например, учителя, преподающий один и тот же предмет), а также педагогический коллектив образовательного учреждения в целом.
В) Исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный педагогический опыт.
Носителями исследовательского опыта считаются те учителя, которые вносят в традиционный образовательный процесс значительную долю новизны. Прогнозируя, моделируя будущее качество педагогического процесса, реализуя свои идеи на практике, они существенно меняют школьную действительность.
Частично-поисковый опыт также отражает стремление педагогов улучшить образовательный процесс, однако нововведения при этом не столь существенны, имеют локальный характер.
Репродуктивный опыт основан на воспроизведении известной педагогической практики.
В зависимости от характера опыта, весомости в нём творческой составляющей различают и категории учителей:
· Учитель-мастер отличается высоким профессионализмом, его деятельность стабильно результативна.
· Учитель-новатор также мастерски владеет своим делом и, вместе с тем, вносит в работу много нового, способствуя тем самым улучшению качества образования.
· Учитель-исследователь – находится на высшей ступени педагогической иерархии. Его деятельность выходит за рамки простого рационализаторства, она носит научно-прогностический характер и ведёт к развитию педагогического знания и практики.
Г) Эмпирический и научно-обоснованный педагогический опыт.
Подразделение педагогического опыта на эмпирический и научно-обоснованный отражает как само происхождение опыта (возник на основе личных наблюдений или путём познания научных закономерностей), так и степень его объективности (научной обоснованности, доказательности, истинности).
Д) Комплексный и функциональный педагогический опыт.
Данное подразделение зависит от того, отражает опыт отдельные стороны педагогической реальности (направлен на осуществление определённых функций) или касается процесса обучения в целом.
Е) Длительный, кратковременный педагогический опыт.
Временная продолжительность той или иной педагогической деятельности зависит от множества факторов: сложности решаемой задачи, объёмности содержания, количества трудозатрат и т. д. Также следует учитывать и факт апробации опыта, его подтверждение путём многократного повторения. Длительность функционирования педагогического опыта является одним из доказательств его надежности и эффективности.
5.2. Направления и способы исследования педагогического опыта
1) Общие положения.
Знакомство с педагогическим опытом даёт исследователю возможность ответить на вопросы: кто и как на практике решает обозначенную проблему.
Приступая к изучению опыта, важно представлять, чем продиктовано то или иное педагогическое действие, в чём его суть и каковы последствия (попытайтесь понять – для чего (цель), что (содержание), как (способы) педагог осуществляет своё воздействие, и какой результат он получает в итоге).
Сосредоточиться на исследуемом предмете поможет программа наблюдения (такая программа разрабатывается заранее, в ней определяются объекты наблюдения, способы изучения опыта тех или иных педагогов).
При разработке программы и в процессе изучения опыта следует соблюдать принцип «необходимого и достаточного»:
· наблюдать за деятельностью учителя достаточно продолжительное время (необходимое для того, чтобы утвердиться в своём мнении; разовые встречи могут дать ложные представления);
· использовать различные методы исследования (это позволит составить объёмное представление о деятельности учителя, увидеть отдельные грани опыта (иногда – обнаружить противоречия));
· анализируя деятельность педагога, производить отбор фактов (выделить главное и случайное, особенности и то, что характерно для массовой практики).
Порядок изучения опыта может быть такой: накопление и фиксация фактов – их осмысление (сравнение) – обобщение.
Делая выводы, попытайтесь определить: ведущие идеи и причины заблуждений педагога, несомненные факты действительности и неразрешённые противоречия, достоинства опыта и ограничения возможности его использования.
2) Методы исследования педагогического опыта.
При изучении педагогического опыта могут быть использованы следующие методы: наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), собеседование (беседа), анкетирование, опрос, интервьюирование, тестирование, изучение (анализ) рабочей (педагогической) документации, изучение контрольных и творческих работ учащихся (ознакомление с продуктами деятельности учащихся). Каждый из методов обладает своими преимуществами.
А) Наблюдение – представляет собой целенаправленное восприятие исследуемого педагогического явления. В результате наблюдения исследователь получает конкретные данные – тот необходимый фактический материал, который и даёт основу для размышлений.
Б) Собеседование (беседа) – проводится для уточнения возникших при наблюдении вопросов, а также используется в качестве самостоятельного метода. Свободная форма, непосредственность общения (если этого удаётся достичь в ходе беседы) позволяют обнаружить детали, открыть неявные стороны учительского труда, почувствовать личностные нюансы деятельности педагога.
В) Интервьюирование – более «строгий» метод в сравнении с беседой. Здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто фиксироваться. Чёткость вопросов и стройность схемы разговора помогут «не уйти в сторону» от главной проблемы.
Г) Анкетирование – даёт возможность охватить более широкий круг педагогических работников (учащихся, родителей), соответственно, и получить более обширный материал. Возможны две формы анкет – закрытая (с вариантами ответов на вопросы) и открытая (иногда целесообразно использовать смешанную форму, где опрашиваемому предлагается выбрать готовый ответ или дать свой). Выбор формы зависит от того, к чему стремится исследователь – получить представление о многообразии решений того или иного вопроса или выявить стандартные варианты решений.
Во всех случаях (при проведении беседы, анкетирования, интервьюирования) важно стремиться к ясности, точности, однозначности, лаконичности вопросов.
Д) Изучение педагогической документации (классных журналов, ученических дневников, личных карточек и т. д.) – позволяет получить объективные данные о возможно большем (максимальном) количестве исследуемых (это могут быть данные об оценках, о пропусках учебных занятий; их соотнесение поможет выявить те или иные причины низкой (высокой) успеваемости учащихся).
Е) Изучение продуктов деятельности учащихся (контрольных, классных и домашних работ, сочинений, рефератов и т. д.) – поможет выявить индивидуальные особенности учащихся (способности, склонности, предпочтения, отношение к предмету и др.). Всё это даст основания судить об уровне развития детей (образовательном уровне и уровне их личностного развития), соответственно, и о результатах работы учителя.
3) Описание педагогического опыта.
Характеризуя педагогический опыт, необходимо:
· дать информацию о носителе педагогического опыта (ФИО, место работы, занимаемая должность, квалификация, стаж работы);
· отметить особенности контингента учащихся (возраст, уровень их образованности);
· описать содержание, формы, методы, технологии деятельности (на конкретных примерах);
· сопоставить исходные установки деятельности (например, задания, предлагаемые учителем) и её результаты;
· проанализировать идеи, побуждающие педагога действовать именно так, а не иначе и степень воплощения этих идей в жизнь.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 305.