Работа с литературой осуществляется на всех этапах исследования и включает в себя:
· подбор и поиск литературных источников;
· изучение, анализ и обобщение материала.
3.1. Поиск литературы (как искать необходимые материалы?)
В этом Вам помогут:
· библиотечные каталоги;
· энциклопедические издания;
· последние номера журналов за каждый год;
· списки литературы, которые приводятся в конце монографий.
Целесообразно разделить литературу на группы.
Первый вариант деления:
· основная литература по данному вопросу (разделы учебников и учебных пособий, монографии, статьи в научных и научно-методических изданиях);
· дополнительная литература (статьи в периодической печати, художественная литература);
· специальная литература (словари, справочники, статистические сборники).
Второй вариант: выделение групп в соответствии с аспектами исследуемой проблемы.
В ходе знакомства с литературой рекомендуется вести картотеку.
При оформлении карточек на лицевой стороне пишется: фамилия и инициалы автора, название работы, в каком издании (сборнике, журнале и т. д.) издана статья, тезисы и т. п., место (город) издания, издательство, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую страницу расположена статья.
На оборотной стороне карточки фиксируются те факты, которые представляют интерес для вашей работы.
3.2. Составление библиографии (списка литературных источников)
Список (библиография) состоит из совокупности библиографических записей, включающих описания использованных или цитированных материалов (печатных изданий, электронных, аудиовизуальных материалов). Такой список помещается в конце работы (после текста). Сам текст работы (его конкретные места) непосредственно связан со списком при помощи так называемых отсылок (ссылок). Список позволяет определить источниковедческую базу исследования и составить представление о научных позициях автора.
В зависимости от включённых в список материалов и их количества применяют ту или иную систему группировки библиографических описаний:
· алфавитную;
· систематическую;
· хронологическую;
· по главам;
· в порядке упоминания документов в тексте.
В курсовых и дипломных исследованиях наиболее удобный вариант - алфавитная группировка.
Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в публикациях. Примерное количество источников для рефератов – 6 – 10, для курсовых работ – 15 – 35, для дипломной работы – минимум 30. В библиографическом списке используется сквозная нумерация.
Отдельно следует ознакомиться с примерами оформления библиографического списка (Приложение № 4).
3.3. Последовательность работы с источниками
Данная схема позволит сориентироваться в тексте, экономя при этом ваше время:
а) просмотр оглавления;
б) чтение введения и заключения;
в) просмотр разделов, созвучных исследуемой проблематике;
г) конспектирование (выписка) фрагментов текста, наиболее важных для изучаемого вопроса (все записи следует сопровождать точными ссылками на источники информации – это облегчит ваш труд при написании работы; полезно фиксировать собственные мысли о прочитанном).
3.4. Методика и формы работы с литературой
Аннотирование (аннотация) – краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., часто с критической оценкой её.
Написание (выдвижение) тезисов. Тезис – положение, утверждение, которое автор намерен доказать, защитить или опровергнуть.
Реферирование – изложение содержания чего-либо (книги, статьи); реферат (от лат. докладываю, сообщаю) – изложение сущности какого-либо вопроса.
Конспектирование – краткое изложение, запись сочинения.
Цитирование – дословное приведение чьих-то слов в подтверждение некоторого соображения или довода. Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста.
При использовании чужого текста в своей работе возможно:
· в общем виде описать (пересказать) позицию автора;
· привести дословное изложение мысли (в этом случае текст заключается в кавычки).
Способы оформления ссылок:
1) после приведённого фрагмента ставится знак, отсылающий к соответствующей сноске в конце страницы, где приводится полное описание источника;
2) ссылка делается на основной список литературы.
В последнем случае в основном тексте в скобках указывается:
а) номер источника в списке литературы;
б) номер страницы цитируемого текста. Например: (24, 7).
3.5. Анализ литературных источников
При анализе литературных источников должна быть выявлена позиция автора по исследуемому вопросу. Проводя анализ, постарайтесь ответить на вопросы:
· В чём заключается основная идея автора?
· Чем авторская позиция отличается от традиционной точки зрения на проблему или мнения других исследователей?
· Что нового автор внёс в изучение данного вопроса?
· Какие мысли вызывают возражение и почему?
Сравнительный анализ обнаруживает:
· общие моменты в изучении проблемы (чему, главным образом, уделяется внимание исследователей, какие положения в науке общепризнанны, какие подходы к решению проблемы традиционны, нашли подтверждение и т. д.);
· многообразие, вариативность подходов к решению проблемы.
Методы исследования
Методы исследования являются инструментами познания, изучения действительности.
Метод – (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Словарь логики
Выбор методов зависит от задач и этапов исследования (определяя набор методов, поставьте вопрос: что и как будет изучаться на каждом конкретном этапе исследования?).
На этапе теоретического осмысления проблемы, когда происходит анализ и обобщение научного знания по исследуемому вопросу, преобладают методы теоретического анализа («методы теоретического поиска» – М. Н. Скаткин, «метод теоретического анализа педагогических идей» – И. Ф. Харламов, «метод сравнительного анализа воспитания в различных странах» – Н. В. Савин).
На этапе исследования педагогического опыта применяются методы анализа реального педагогического процесса (наблюдение, беседа и др.)
Этап проверки выдвинутой гипотезы требует иных методов – педагогического эксперимента, опытной работы.
И, наконец, заключительный этап – обобщение результатов исследования – осуществляется с использованием методов теоретического обобщения.
Любое исследование может осуществляться как с помощью общенаучных (универсальных) методов познания (применяемых во всех или в ряде областей научного знания), так и с помощью специальных (конкретно-научных) методов. Общенаучные методы преломляются в соответствии со спецификой каждой науки, используются в различных сочетаниях с конкретно-научными методами.
К универсальным методам, например, относят:
· метод абстрагирования – позволяет мысленно отвлечься от несущественных фактов, выделяя, фиксируя главные стороны изучаемых явлений;
· анализ – представляет разложение предмета на составные части;
· путём синтеза происходит соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Теоретические методы необходимы для выявления проблем, формулирования гипотез, для осмысления и оценки собранных фактов. Они используются при анализе литературы, архивных материалов, документации, при изучении педагогической действительности. Так, теоретический анализ позволяет обнаружить наиболее существенные связи (закономерности) между изучаемыми педагогическими явлениями (например, между применяемыми методами и результатами учебной деятельности), определить причины явлений, установить зависимость между причиной и следствием и т. д.
Группу теоретических методов педагогического исследования составляют: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, систематизация, аналогия, сравнение, моделирование, проектирование, прогнозирование и др.
Эмпирические методы – методы, связанные с сенсорным (чувственным) опытом или основанные на опыте (слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств").
К эмпирическим методам исследования относят: беседу, анкетирование, тестирование, наблюдение, самонаблюдение, педагогический консилиум, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, социометрию, ранжирование, шкалирование, индексирование, регистрацию, изучение, обобщение массового и передового педагогического опыта и др.
Вот краткая характеристика некоторых из методов (описание других смотри в разделах «Изучение педагогического опыта» и «Педагогический эксперимент»):
Ранжирование, или метод ранговой оценки (ранжировать – «ставить по росту»; ранг – «степень, чин, категория»), – предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, фиксацию места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учеников класса в зависимости от количества положительных оценок, числа пропущенных занятий и т. д.).
Шкалирование (шкала – «лестница») – основано на введении цифровых показателей, дает возможность количественного сопоставления фактов (так, количество баллов, полученных учеником при выполнении тестовых заданий, может быть соотнесено со средним количеством баллов (среднее арифметическое) по классу, с допустимыми результатами (нормой)).
Количественные показатели обрабатываются с помощью статистических методов, в число которых входит вычисление средних величин, подсчет степеней рассеивания около этих величин — дисперсии, коэффициента вариации и др.
Индексирование – (индекс – цифровой показатель, выражающий последовательность изменения какого-либо явления) – предусматривает использование только формальных процедур обработки данных, присвоение данным или документам классификационных индексов.
Регистрация — фиксация наличия определенного качества у каждого из представителей исследуемой группы с последующим подсчётом количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество учеников, посещающих и не посещающих концерты, успевающих и неуспевающих по предмету).
Хронометрия – изучение протекания во времени каких-либо процессов путём измерения продолжительности отдельных частей процесса.
Профессиография – метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Заключается в описательно-технической и психофизиологической характеристике различных видов профессиональной деятельности.
Педагогический консилиум – совещание педагогов, организованное с целью выяснения причин негативных явлений (касающихся отдельных учеников, групп учащихся) и установления способов их устранения.
Метод экспертных оценок – исследование и разрешение какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, при помощи сведущих людей (специалистов).
Метод обобщения независимых характеристик – заключается в сборе и обобщении информации (сведений о каком-либо событии, о человеке – учителе, ученике), исходящей из различных, не связанных друг с другом источников (от разных людей).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.