БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Разработчик рабочей программы дисциплины: доцент кафедры «Экономика и финансы», к.т.н., доцент Кетова И.А.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 38.03.01 «ЭКОНОМИКА»
ПРОФИЛЬ: «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
Рекомендовано Ученым советом Челябинского филиала Финуниверситета
(протокол № от )
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
(протокол № 1 от 30.08.2016)
Челябинск, 2016
Содержание
Наименование разделов РПД | стр. |
1. Место дисциплины в структуре ООП | 3 |
2. Цель и задачи дисциплины | 3 |
3. Требования к результатам освоения дисциплины | 3 |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) | 4 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах) видов учебных занятий | 4 |
6. Содержание практических и семинарских занятий | 9 |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 11 |
7.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы | 11 |
7.2 Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов | 12 |
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации | 13 |
8.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | 13 |
8.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания | 13 |
8.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений | 17 |
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 20 |
10. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 21 |
11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 23 |
11.1 Методические указания по выполнению контрольной работы | 24 |
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 25 |
1. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Бюджетный процесс» входит в модуль дисциплин по выбору, углубляющих освоение профиля (дисциплина по выбору, блок №3) для направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Финансы и кредит».
Изучение дисциплины «Бюджетный процесс» базируется на знаниях,
полученных студентами при изучении дисциплин: «Экономическая теория»; «Финансы», «Деньги, кредит, банки».
2. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Бюджетный процесс»: формирование у
студентов целостного представления о бюджетном процессе в России.
Задачи изучения дисциплины «Бюджетный процесс»:
- выяснение содержания бюджетного процесса, рассмотрение
участников бюджетного процесса;
- понимание основ составления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, выявление современных тенденций реформирования бюджетного процесса
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «Бюджетный процесс» по программе подготовки бакалавров для направления 38.03.01 - «Экономика» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций направления (ПКН) и профессиональных компетенций профиля (ПКП):
- способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов (ПКН-4);
- способность применять знания для просветительской деятельности в области основ экономических знаний (ПКН-7);
- способность рассчитывать, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для выявления тенденций в функционировании и развитии финансового сектора и хозяйствующих субъектов (ПКП-4);
В результате освоения содержания дисциплины «Бюджетный процесс»
по программе подготовки бакалавров направления 38.03.01 - «Экономика»
студент должен:
знать:
- содержание, принципы и этапы бюджетного процесса;
- состав участников бюджетного процесса, их функции, бюджетные полномочия;
- современные тенденции реформирования бюджетного процесса;
уметь:
- определять направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на разных этапах бюджетного процесса;
владеть:
- навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими организацию бюджетного процесса;
- организационно-методическими основами составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; осуществления финансового контроля на разных этапах бюджетного процесса;
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах
с выделением объема аудиторной (лекции, семинары)
и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид промежуточной аттестации – зачет.
Форма самостоятельной работы – контрольная работа
Вид учебной работы | Очная форма обучения, 6 сем. | Заочная форма обучения, 7 сем | Заочная форма обучения (ускор.), 5 сем. |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | 108 |
Аудиторные занятия | 54 | 12 | 12 |
Лекции | 18 | 4 | 4 |
Практические и семинарские занятия, в т.ч. занятия в интерактивных формах | 36/18 | 8/4 | 8/4 |
Самостоятельная работа | 54 | 96 | 96 |
Текущий контроль | - | ||
Вид промежуточной аттестации | Зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
дисциплины с указанием объемов (в академических часах)
Наименование
Темы
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоя -тельная работа
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
дисциплины с указанием объемов (в академических часах)
Наименование
Темы
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоя -тельная работа
Тема 1. Содержание бюджетного процесса
Понятие бюджетного процесса, его этапы, значение. Принципы бюджетного процесса.
Факторы, влияющие на организацию бюджетного процесса. Бюджетный период и бюджетный год.
Правовые основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации и зарубежных государствах.
Роль конституций в регулировании бюджетного процесса.
Тенденции в организации бюджетного процесса в Российской Федерации и зарубежных государствах.
Качество бюджетного процесса: содержание, критерии оценки.
Тема 5. Исполнение бюджета
Содержание стадии (этапа) исполнения бюджета, ее связь с другими стадиями бюджетного процесса. Принципы исполнения бюджета, изменение содержания принципа единства кассы на разных этапах развития денежных платежей. Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Понятия кассового исполнения бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджета, варианты кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов. Изменение кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях создания Бюджетного банка. Значение кассового планирования при исполнении бюджета.
Процедуры исполнения бюджетов по доходам в Российской Федерации. Понятие администрирования доходов бюджетов. Учет и распределение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства. Особенности исполнения отдельных видов доходов бюджетов. Возврат излишне уплаченных или неверно взысканных доходов в бюджет. Уточнение невыясненных поступлений в бюджет. Использование государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Понятие и значение сводной бюджетной росписи. Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств. Понятие бюджетных данных, значение лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. Порядок доведения бюджетных данных до распорядителей и получателей бюджетных средств.
Принятие бюджетных обязательств получателем бюджетных средств, учет бюджетных обязательств, особенности функционирования контрактной системы в Российской Федерации. Принятие денежных обязательств получателем бюджетных средств, их санкционирование. Подтверждение исполнения денежных обязательств получателя бюджетных средств..
Дальнейшее использование информационных технологий при исполнении денежных обязательств.
Организация исполнения бюджетов по источникам финансирования дефицита бюджета. Особенности исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Тема 6. Финансовый контроль в бюджетном процессе
Международные стандарты государственного (муниципального) финансового контроля и их реализация в разных государствах.
Финансовый контроль на стадиях разработки проекта закона (решения) о бюджете, его рассмотрения и утверждения.
Финансовый контроль в процессе исполнения бюджета. Содержание предварительного контроля, осуществляемого в процессе санкционирования денежных обязательств получателей бюджетных средств. Состав информации, представляемой в ходе исполнения бюджета в органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Проверки и ревизии, проводимые органами внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, объекты контроля.
Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета.
Содержание практических и семинарских занятий
(очная форма обучения)
№ темы | Тематика | Технология проведения | Трудоемкость |
1 | Содержание бюджетного процесса | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 4 |
2 | Участники бюджетного процесса | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 4 |
3 | Основы составления проекта бюджета | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 4 |
4 | Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 8 |
5 | Исполнение бюджета | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 8 |
6 | Финансовый контроль в бюджетном процессе | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 4 |
7 | Современные тенденции реформирования бюджетного процесса | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 4 |
ИТОГО
Содержание практических и семинарских занятий
(заочная и заочная ускоренная формы обучения)
№ темы | Тематика | Технология проведения | Трудоемкость |
1 | Содержание бюджетного процесса | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 1 |
2 | Участники бюджетного процесса | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 1 |
3 | Основы составления проекта бюджета | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 2 |
4 | Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 1 |
5 | Исполнение бюджета | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 1 |
6 | Финансовый контроль в бюджетном процессе | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 1 |
7 | Современные тенденции реформирования бюджетного процесса | Устный опрос, доклады, обсуждение докладов (групповая дискуссия) | 1 |
ИТОГО
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
7.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы
(очная форма обучения)
№ темы | Наименование тем | Содержание самостоятельной работы | Трудоемкость |
1 | Содержание бюджетного процесса | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 6 |
2 | Участники бюджетного процесса | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 6 |
3 | Основы составления проекта бюджета | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 6 |
4 | Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 12 |
5 | Исполнение бюджета | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 12 |
6 | Финансовый контроль в бюджетном процессе | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 6 |
7 | Современные тенденции реформирования бюджетного процесса | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 6 |
ИТОГО | 54 |
Формы внеаудиторной самостоятельной работы
(заочная и заочная ускоренная формы обучения)
№ темы | Наименование тем | Содержание самостоятельной работы | Трудоемкость |
1 | Содержание бюджетного процесса | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 14 |
2 | Участники бюджетного процесса | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 14 |
3 | Основы составления проекта бюджета | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 14 |
4 | Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 14 |
5 | Исполнение бюджета | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 14 |
6 | Финансовый контроль в бюджетном процессе | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 14 |
7 | Современные тенденции реформирования бюджетного процесса | Подготовка к вопросам семинарского занятия, выбор темы доклада. Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной литературы. | 12 |
ИТОГО | 96 |
7.2 Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента с участием преподавателя осуществляется вне основных часов учебных занятий самим студентом, но организуется и контролируется преподавателем. К основным ее видам относятся:
- индивидуальные консультации - работа преподавателя со студентом с целью прояснения оказавшихся неясными для студента вопросов дисциплины;
- групповые консультации - проводятся в специально назначенные часы и также предназначены для разъяснения неясных вопросов по дисциплине «Бюджетный процесс»;
- участие в научно-исследовательской работе, подготовка докладов к семинарским занятиям, студенческим научно-практическим конференциям.
Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
К основным ее видам относятся:
- формирование и усвоение содержания конспекта лекций;
- изучение рекомендуемой литературы по дисциплине, статей в периодических изданиях;
- изучение интернет-ресурсов по дисциплине;
- подготовка к практическим (семинарским) занятиям;
- подготовка к зачету.
Предусмотренный учебным планом минимум самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Бюджетный процесс» включает изучение литературы по темам дисциплины в процессе ее освоения и подготовку к зачету.
Описание шкал оценивания
способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов (ПКН-4);
Показатели оценивания | Критерии оценивания | Шкала оценивания |
Знать: основные правила формирования и своевременного представления полной и достоверной финансовой информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, ее имущественном положении, доходах и расходах; порядок финансирования капитальных вложений и привлечения инвесторов. Уметь: производить расчеты на основании типовых методик и существующей нормативно-правовой базы; проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами; анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели; анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты в области управления государственными и муниципальными финансами. Владеть: навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; методикой построения организационно-управленческих моделей; информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами в области управления государственными и муниципальными финансами | Знает: основные правила формирования и своевременного представления полной и достоверной финансовой информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, ее имущественном положении, доходах и расходах; порядок финансирования капитальных вложений и привлечения инвесторов Умеет: производить расчеты на основании типовых методик и существующей нормативно-правовой базы; анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты в области управления государственными и муниципальными финансами. | Пороговый уровень от 50 баллов |
Знает: основные правила формирования и своевременного представления полной и достоверной финансовой информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, ее имущественном положении, доходах и расходах; порядок финансирования капитальных вложений и привлечения инвесторов Умеет: производить расчеты на основании типовых методик и существующей нормативно-правовой базы; проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами; анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели; Владеет: методами количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; методикой построения организационно-управленческих моделей; информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами в области управления государственными и муниципальными финансами | Продвинутый уровень от 70 баллов | |
Умеет: производить расчеты на основании типовых методик и существующей нормативно-правовой базы; проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами; анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели; анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты в области управления государственными и муниципальными финансами. Владеет: методами количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; методикой построения организационно-управленческих моделей; информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами в области управления государственными и муниципальными финансами | Высокий уровень от 85 баллов |
способность применять знания для просветительской деятельности в области основ экономических знаний (ПКН-7);
Показатели оценивания | Критерии оценивания Компетенций | Шкала оценивания | ||
Знать: содержание государственных и муниципальных финансов, их место в финансовой системе; основы управления государственными и муниципальными финансами Уметь: представлять результаты аналитической и исследовательской деятельности по государственным и муниципальным финансам в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи Владеть: навыками использования источников экономической и управленческой информации по государственным и муниципальным финансам | Знать: содержание государственных и муниципальных финансов, их место в финансовой системе; основы управления государственными и муниципальными финансами Уметь: представлять результаты аналитической и исследовательской деятельности по государственным и муниципальным финансам в виде выступления, доклада | Пороговый уровень от 50 баллов | ||
Знать: содержание государственных и муниципальных финансов, их место в финансовой системе; основы управления государственными и муниципальными финансами
Уметь: представлять результаты аналитической и исследовательской деятельности по государственным и муниципальным финансам в виде выступления, доклада, информационного обзора
Владеть: навыками использования источников экономической и управленческой информации по государственным и муниципальным финансам
| Продвинутый уровень от 70 баллов | |||
Уметь: представлять результаты аналитической и исследовательской деятельности по государственным и муниципальным финансам в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи Владеть: навыками использования источников экономической и управленческой информации по государственным и муниципальным финансам | Высокий уровень от 85 баллов |
способность рассчитывать, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для выявления тенденций в функционировании и развитии финансового сектора и хозяйствующих субъектов (ПКП-4);
Показатели оценивания | Критерии оценивания | Шкала оценивания |
Знать: основные методы анализа и сбора информации, необходимой для организации бюджетного процесса Уметь: рассчитывать и анализировать показатели бюджета, для выявления тенденций его развития; оформлять аналитические материалы по результатам выполненной работы; выявлять и адекватно интерпретировать тенденции развития Владеть: методами финансового анализа; навыками ведения аналитической работы, организации и управления государственными и муниципальными финансами в условиях рыночной экономики на основе международного и отечественного опыта | Знает: методики и приемы анализа и сбора информации экономических явлений и процессов с помощью стандартных и теоретических экономических моделей Умеет: использовать полученные знания при определении направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на разных этапах бюджетного процесса | Пороговый уровень от 50 баллов |
Знает и применяет методики и приемы анализа и сбора информации экономических явлений и процессов с помощью стандартных и теоретических экономических моделей; Владеет: методами финансового анализа; навыками ведения аналитической работы, организации и управления государственными и муниципальными финансами в условиях рыночной экономики на основе международного и отечественного опыта | Продвинутый уровень от 70 баллов | |
Знает, правильно выбирает и применяет основные методы анализа и сбора информации, необходимую для организации бюджетного процесса; Умеет: рассчитывать основные показатели, характеризующие развитие бюджета и готовить аналитические материалы для совершенствования бюджетного процесса; Владеет: методами финансового анализа; навыками ведения аналитической работы, организации и управления государственными и муниципальными финансами в условиях рыночной экономики на основе международного и отечественного опыта | Высокий уровень от 85 баллов |
8.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений
1. Исполнение бюджета по доходам предусматривает этапы:
- перечисление и зачисление доходов на счет бюджета;
- распределение доходов между бюджетами;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов в бюджет;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета;
- формирование бюджетного фонда.
2. Верными являются утверждения:
- федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обязательному
опубликованию в средствах массовой информации;
- федеральный закон о федеральном бюджете утверждается на
очередной финансовый год и плановый период;
- действие закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта
Российской Федерации может приостанавливаться решениями
финансовых органов муниципальных образований;
- каждый субъект Российской Федерации имеет собственный и консолидированный бюджет.
3. Исполнение бюджетов основывается на принципах:
- единства кассы;
- обеспечения платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете;
- подведомственности расходов.
4. Бюджетный процесс субъекта Российской Федерации регламентируется:
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- законом субъекта Российской Федерации о бюджетном процессе в субъекте Российской Федерации;
- Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
- нормативными актами финансового органа субъекта Российской Федерации;
- нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
5. В процессе исполнения бюджета осуществляется:
- мобилизация средств в бюджет;
- планирование объема расходов бюджета;
- контроль за правильностью планирования расходов распорядителей и получателей бюджетных средств;
- обслуживание государственного долга;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств.
6. Экспертизу проекта федерального бюджета осуществляют:
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Счетная палата Российской Федерации;
- Контрольно-счетная палата города Москвы;
- Департамент бюджетной политики Министерства финансов
Российской Федерации.
7. Участники бюджетного процесса на муниципальном уровне:
- финансовые органы муниципальных образований;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета;
- законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- администраторы доходов местного бюджета.
8. Укажите последовательность этапов исполнения бюджета по расходам:
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
9. Составление проекта местного бюджета относится к компетенции:
- финансового органа субъекта Российской Федерации;
- финансового органа муниципального образования;
- законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- представительного органа местного самоуправления;
10. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти включают:
- составление отчета об исполнении бюджета;
- исполнение бюджета;
- утверждение закона о бюджете;
- составление проекта бюджета
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие бюджетного процесса, его этапы, значение.
2. Принципы бюджетного процесса.
3. Правовые основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации и зарубежных государствах.
4. Тенденции в организации бюджетного процесса в Российской Федерации и
зарубежных государствах.
5. Участники бюджетного процесса, их роль в управлении государственными и муниципальными финансами.
6. Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления как участники бюджетного процесса, их бюджетные полномочия.
7. Финансовые органы в Российской Федерации, их состав. Министерство финансов Российской Федерации, его структура, функции, бюджетные полномочия.
8. Федеральное казначейство, его структура, функции, бюджетные полномочия.
9. Органы государственного финансового контроля, их состав. Счетная палата Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как участники бюджетного процесса, их функции, бюджетные полномочия.
10. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов; их функции, бюджетные полномочия.
11. Органы управления бюджетами государственных внебюджетных фондов, их функции, бюджетные полномочия.
12. Сведения, необходимые для составления проекта бюджета публично-правового образования.
13. Особенности формирования бюджета в программном формате.
14. Нормативные правовые акты, регулирующие составление проекта федерального бюджета.
15. Организационно-методические основы составления проекта федерального бюджета.
16. Основы составления проектов региональных бюджетов.
17. Особенности формирования проектов местных бюджетов.
18. Бюджетная инициатива, ее субъекты.
19. Законы (решения) о бюджетах, об исполнении бюджетов; их назначение.
20. Этапы рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, их характеристика.
21. Особенности рассмотрения и утверждения проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.
22. Особенности рассмотрения и утверждения проектов муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.
23. Публичные слушания (общественное обсуждение) проекта закона (решения) о бюджете.
24. Парламентский контроль в ходе рассмотрения и утверждения проектов федерального закона о федеральном бюджете и федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
25. Понятие и принципы исполнения бюджета, его связь с другими стадиями бюджетного процесса.
26. Кассовое исполнения бюджета и кассовое обслуживание исполнения бюджета.
27. Процедуры исполнения бюджетов по доходам в Российской Федерации, их характеристика.
28. Сводная бюджетная роспись и бюджетная роспись, их значение.
29. Понятие бюджетных данных, их состав, порядок доведения бюджетных данных до распорядителей и получателей бюджетных средств.
30. Принятие бюджетных обязательств получателем бюджетных средств, их учет, особенности функционирования контрактной системы в Российской Федерации.
31. Принятие денежных обязательств получателем бюджетных средств, их
санкционирование. Подтверждение исполнения денежных обязательств получателя бюджетных средств.
32. Особенности исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
33. Международные стандарты государственного (муниципального) финансового контроля и их реализация в разных странах.
32. Финансовый контроль на стадиях разработки проекта закона (решения) о бюджете, его рассмотрения и утверждения.
33. Финансовый контроль в процессе исполнения бюджета.
34. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета.
35. Понятие и основные направления современных реформ бюджетного процесса.
36. Бюджетирование, ориентированное на результаты: понятие, принципы, инструменты реализации.
37. Этапы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
38. Программно-целевое управление расходами бюджета.
39. Зарубежный опыт реформирования бюджетного процесса.
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная:
1. Финансы: Учебник / Е. В. Маркина, М. Л. Васюнина, О. С. Горлова и др.; Финуниверситет; под ред. Е.В. Маркиной. - М.: КноРус, 2014. - 432 с. - (бакалавриат).
2. Бюджетная система России: учебник /под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 2011.- 703 с.
Дополнительная:
3. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова – М.:ИНФРА-М,2013. - 272 с.
4. Реутова И.М. Бюджетная система: курс лекций. – М.: ФОРУМ, 2011. - 184 с.
5. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / предисл. Л.А. Кудрина. – 2-е изд., перераб. и доп. и доп. – М.: Юрайт, 2010. - 777 с.
6. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.-М. : Инфра, 2013 - 360 с.
7. НешитойА.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.- — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 336 с.
8. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие/ Л. Ф. Курченко. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2014. - 252 с
10. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование ресурса | Электронный адрес |
ПРАВОВЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ | |
Гарант. Справочно-правовая система | http://www.garant.tver.ru/ |
Кодекс. Информационно-правовая система | http://www.kodeks.net/ |
КонсультантПлюс. Справочно-правовая система | http://www.consultant.ru/ |
Парк.РУ Справочно-правовая система | http://www.park.ru/ |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА И БАЗЫ ДАННЫХ | |
Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации | www.ach.gov.ru |
Официальный сайт Правительства Российской Федерации | www.government.ru |
Информационно-аналитический комплекс «Бюджетная система Российской Федерации» в рамках проекта «Университетская информационная система России» | www.budgetrf.ru |
Официальный сайт Центра фискальной политики | www.fpcenter.ru |
Официальный сайт Европейского Союза | http://europa.eu |
Сайт Экономической экспертной группы – независимого аналитического центра по проблемам макроэкономики и государственных финансов | www.eeg.ru |
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации | www.budget.gov.ru |
Официальный сайт Международного валютного фонда | www.imf.org/external/ index.htm |
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации | www.minfin.ru |
Официальный сайт Федеральной налоговой службы | www.nalog.ru |
Открытый бюджет. Регионы России | http://openbudget.karelia.ru |
Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора | www.rosfinnadzor.ru |
Официальный сайт Федерального казначейства | www.roskazna.ru |
Официальный сайт Всемирного банка | www.worldbank.org |
RosBusinessConsulting | http://www.rbc.ru/ |
База данных по предприятиям СНГ | http://www.trifle.net/cis/ |
Банки и банковские операции | http://www.ctel.msk.ru/btlnf/finans/finans.htm/ |
Бизнес-карта | http://www.relcom.ru/bismap/ |
Бухгалтерия.ru Бухучет, налоги, аудит | http://www.buhgalteria.ru/ |
Бухгалтерский учет и налоги - Портал информационной поддержки бухгалтерского учета в малом бизнесе | http://businessuchet.ru/ |
Инвестиции (концентрирование существующей информации об инвестициях и маркетинге на одном сайте) | http://www.investorov.net/ |
Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов | http://www.ipbr.org/ |
Информационно-аналитическое агентство AK&M | http://www.akm.ru/ |
Информационное агентство Cbonds | http://www.cbonds.ru/ |
Информационный сайт для начинающих свой бизнес | http://www.openbusiness.ru/ |
Информационный центр “Рейтинг” | http://www.rating.ru/ |
Консалтинговая компания «Альт» (библиотека) | http://www.altrc.ru/ |
Корпоративный менеджмент | http://www.cfin.ru/ |
Курсы валют на сервере BusinessWeb | http://www.businessweb.ru/ |
Межрегиональный фонд информационных технологий (МФД-ИнфоЦентр) | http://mfit.ru/ |
Московская аналитическая группа | http://www.consulting.ru/ |
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) | http://www.nisse.ru/ |
Платежные системы Internet | http://www.emoney.ru/ |
Развитие бизнеса.Ру | http://www.devbusiness.ru/ |
Рейтинг российских банков | http://www.rtsnet.ru/ |
Рейтинги S&P | http://www.standardandpoors.ru/ |
Ресурсный цент малого предпринимательства | http://www.rcsme.ru/ |
Россия - Экспорт - Импорт | http://www.rusimpex.ru/ |
Субсчет.ru Налоги. Учет. Право. | http://www.subschet.ru/ |
Технологии корпоративного управления | http://www.iteam.ru/ |
Универсальный конвертор валют | http://www.xe.net/currency/ |
Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФФРМФПНТС) | http://www.fasie.ru/ |
Финам.ru | http://www.finam.ru/ |
Финансовая информационная служба | http://www.leader.ru/banking/ |
Финмаркет | http://www.finmarket.ru/ |
Фонд "Институт прямых инвестиций" | http://www.ivr.ru/ |
Фонд "Центр стратегических разработок" | http://csr.ru/ |
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования | http://www.forecast.ru/ |
Справочно-информационный портал «Законы для всех» | http://zakony.com.ua/ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ | |
АКДИ “Экономика и жизнь” | http://www.akdi.ru/ |
Финансовое моделирование, бюджетирование, планирование | http://www.finmodeling.ru |
Финансовый менеджмент | http://www.finman.ru |
Корпоративный менеджмент | http://www.cfin.ru |
Ведомости | http://www.vedomosti.ru/ |
Интернет-издание по теории и практике финансового и управленческого учета | http://gaap.ru/diary/ |
КоммерсантЪ | http://www.kommersant.com/ |
Компания | http://www.ko.ru/ |
Налоговый вестник | http://www.nalvest.com/ |
РБК daily | http://rbcdaily.ru/ |
Российская Федерация сегодня | http://www.russia-today.ru/ |
Рынок ценных бумаг | http://www.rcb.ru/ |
Стандарты и качество | http://www.stq.ru/ |
Финанс | http://www.finansmag.ru/ |
Финансовый директор | http://www.fd.ru/ |
Эксперт | http://www.expert.ru/ |
ЛИТЕРАТУРА В INTERNET | |
Библиотека «Полка букиниста» | http://polbu.ru/ |
Каталог ресурсов в помощь студенту | http://edu.uapa.ru/elibrary/ |
Книжная поисковая система eBdb | http://www.ebdb.ru/ |
Электронная библиотека StudySpace в помощь студентам и аспирантам экономических вузов | http://studyspace.ru/istochniki-materiala-po-predmetam/ekonomika-i-pravo-14.html/ |
Электронная библиотека экономической и деловой литературы | http://www.aup.ru/library/ |
Экономический портал | http://institutiones.com/ |
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Для успешного освоения курса предлагается перечень основной и дополнительной учебной литературы. Рекомендуется при изучении дисциплины использовать нормативные правовые акты, действующие в РФ на момент изучения дисциплины; экономическую литературу; ИНТЕРНЕТ-ресурсы, ресурсы информационно-правовых систем «Гарант», «Консультант-Плюс» др.
Работа с лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.
Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления - речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника - документа, статьи, книги и т.п.).
При конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту. Записав лекцию, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Следует прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя.
При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Интерактивные занятия позволяют преподавателю сконцентрировать внимание студентов на определенных темах дисциплины. В ходе изучения дисциплины студент должен находиться в активном взаимодействии с преподавателем.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Разработчик рабочей программы дисциплины: доцент кафедры «Экономика и финансы», к.т.н., доцент Кетова И.А.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 38.03.01 «ЭКОНОМИКА»
ПРОФИЛЬ: «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
Рекомендовано Ученым советом Челябинского филиала Финуниверситета
(протокол № от )
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
(протокол № 1 от 30.08.2016)
Челябинск, 2016
Содержание
Наименование разделов РПД | стр. |
1. Место дисциплины в структуре ООП | 3 |
2. Цель и задачи дисциплины | 3 |
3. Требования к результатам освоения дисциплины | 3 |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) | 4 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах) видов учебных занятий | 4 |
6. Содержание практических и семинарских занятий | 9 |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 11 |
7.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы | 11 |
7.2 Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов | 12 |
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации | 13 |
8.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | 13 |
8.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания | 13 |
8.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений | 17 |
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 20 |
10. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 21 |
11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 23 |
11.1 Методические указания по выполнению контрольной работы | 24 |
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 25 |
1. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Бюджетный процесс» входит в модуль дисциплин по выбору, углубляющих освоение профиля (дисциплина по выбору, блок №3) для направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Финансы и кредит».
Изучение дисциплины «Бюджетный процесс» базируется на знаниях,
полученных студентами при изучении дисциплин: «Экономическая теория»; «Финансы», «Деньги, кредит, банки».
2. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Бюджетный процесс»: формирование у
студентов целостного представления о бюджетном процессе в России.
Задачи изучения дисциплины «Бюджетный процесс»:
- выяснение содержания бюджетного процесса, рассмотрение
участников бюджетного процесса;
- понимание основ составления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, выявление современных тенденций реформирования бюджетного процесса
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «Бюджетный процесс» по программе подготовки бакалавров для направления 38.03.01 - «Экономика» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций направления (ПКН) и профессиональных компетенций профиля (ПКП):
- способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов (ПКН-4);
- способность применять знания для просветительской деятельности в области основ экономических знаний (ПКН-7);
- способность рассчитывать, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для выявления тенденций в функционировании и развитии финансового сектора и хозяйствующих субъектов (ПКП-4);
В результате освоения содержания дисциплины «Бюджетный процесс»
по программе подготовки бакалавров направления 38.03.01 - «Экономика»
студент должен:
знать:
- содержание, принципы и этапы бюджетного процесса;
- состав участников бюджетного процесса, их функции, бюджетные полномочия;
- современные тенденции реформирования бюджетного процесса;
уметь:
- определять направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на разных этапах бюджетного процесса;
владеть:
- навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими организацию бюджетного процесса;
- организационно-методическими основами составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; осуществления финансового контроля на разных этапах бюджетного процесса;
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах
с выделением объема аудиторной (лекции, семинары)
и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид промежуточной аттестации – зачет.
Форма самостоятельной работы – контрольная работа
Вид учебной работы | Очная форма обучения, 6 сем. | Заочная форма обучения, 7 сем | Заочная форма обучения (ускор.), 5 сем. |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | 108 |
Аудиторные занятия | 54 | 12 | 12 |
Лекции | 18 | 4 | 4 |
Практические и семинарские занятия, в т.ч. занятия в интерактивных формах | 36/18 | 8/4 | 8/4 |
Самостоятельная работа | 54 | 96 | 96 |
Текущий контроль | - | ||
Вид промежуточной аттестации | Зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
дисциплины с указанием объемов (в академических часах)
видов учебных занятий (очная форма обучения)
№ п.п. |
Наименование
Темы
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоя -тельная работа
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
дисциплины с указанием объемов (в академических часах)
Дата: 2018-09-13, просмотров: 520.