Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости
Николай Орел
Кумиры и ложные понятия, овладев человеческим духом и глубоко внедрившись в него, держат дух в плену не только в том смысле, что истина только с трудом находит к нему доступ, но и в том, что если этот доступ разрешается и санкционируется, при обновлении нации они снова выплывут и будут создавать препятствия, если появления их не предусмотреть и по возможности не оградиться от них.
Фрэнсис Бэкон.
Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с. — (Библиотека практической психологии).
Свобода выбора и принуждение, осознанность и автоматизм поведения, индивидуальность и обезличивание. Эти темы вызывают повышенный интерес в связи с массовым внедрением приемов манипулирования людьми и скрытого управления их поведением в практику работы спецслужб, коммерческих фирм, средств массовой информации, органов государственного управления. Быть свободным индивидом либо послушным винтиком в огромном механизме технотронного государства — такова одна из главных альтернатив современного общества.
Тем, кто не желает поступаться собственной свободой, упорно сопротивляется любым приемам подавления личности и “промывания мозгов”, предназначены работы, собранные в настоящей хрестоматии.
ISBN 985-13-0356-9 (Харвест) © К. В. Сельченок, составление, 2001
ISBN 5-17-007318-6 (ACT) © A.E. Тарас, общая редакция, 2001
Введение
Наше время вовсе не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира из года в год нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия все возрастающему деструктивному влиянию всевозможных “гуру” и “вестников”. К сожалению, лидерами стран СНГ острота проблемы развития деятельности тоталитарных сект до сих пор остается не до конца осознанной, в то время как финансовые, политические и психотехнологические мощности такого рода минисообществ увеличиваются день ото дня. До сих пор не получила должного развития практика восстановления социальной идентичности жертв деструктивных культов, хотя социальный запрос на проведение реабилитационных психокорригирующих мероприятий угрожающе значителен. Однако вряд ли можно разработать эффективную систему психореабилитационных мероприятий без углубленного понимания механизмов самой скрытой насильственной индоктринации.
Тоталитарные группы в социальных сообществах
Для уяснения места и роли тоталитарных групп в человеческом обществе представляется важным предложить следующую классификацию социальных групп.
1. Тоталитарные группы.
2. Паратоталитарные группы.
3. Культурные группы.
Под тоталитарной группой мы понимаем объединенное общим мировоззрением, ритуалами и образом жизни сообщество, для которого характерен абсолютный контроль властвующей верхушки над всеми областями личной жизни отдельных индивидуумов.
Формы тоталитарных групп.
1. Политические (маргинальные и радикальные, экстремистские партии, террористические группы).
2. Псевдорелигиозные (собственно секты: иеговисты, кришнаиты и т.д.).
3. Коммерческие (экспансионирующие маркетинговые сети, наркосообщество).
4. Оккультные (парапсихологические, магические, орденские т.п.).
5. Апокалиптические (уфологические, катаклизматические, йогические, сайентологические).
Паратоталитарные группы характеризуются высокой степенью единства взглядов, почти однозначной схожестью стратегий, целей и программ всех участников, обязательной иерархизацией отношений и достаточно жестким кодексом норм поведения, поощрения, наказания (формальное членство). В то же время, личная жизнь не регламентируется и цензуре не подлежит, контролируется лишь внешнее поведения участника такой группы под девизом “не выносить сор из избы”.
Формы культурных групп.
1. Национальные.
2. Имущественные.
3. Религиозные.
4. Территориальные (государство, страна, город).
5. Мировоззренческие (атеисты, формальные молодежные организации).
6. Виртуальные (Интернет).
7. Локально-временные (дети в пионерлагере, студенты, школьники).
8. Половозрастные группы.
К истории вопроса
Имущественные и экономические интересы испокон веков мотивировали активные поиски психотехнологий, позволяющих заинтересованному лицу управлять волей других людей. “Предоставьте нам ребенка до 7 лет — и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш” — говорили иезуиты. Вербуемые взрослые иезуиты рассматривались как агенты, но истинные иезуиты воспитывались с раннего детства.
Сегодня во многих тоталитарных группах приглашаются родители с малыми детьми, и не случайно. Фактически речь идет об организованном воздействии на психику в определенный период, характеризующийся наибольшей открытостью к формирующим воздействиям. Тем самым создается целостная основа, в соответствии с которой (по аналогии с выращиванием кристаллов поваренной соли в перенасыщенном растворе) в дальнейшем выстраивается вся картина мира. Прививается тот понятийный фильтр, через который впоследствии оценивается и фильтруется все воспринимаемое.
Когда идет работа гуру со взрослым человеком, перед первым стоит задача изменить фундаментальный смысловой и ценностный фильтр последнего. Матрица семантических глоссов разрушатся сильнейшим психофизическим стрессом, а затем выстраивается другая. Но сначала необходимо депрограммировать человека в секте от социальных влияний.
Любая инициация — это “возрождение через смерть”. Все ритуалы проводят посвящаемого через символическую смерть и мистерии. Термин “мистерия” происходит от греческого слова musterion, означающего “то, что предназначено только для посвященных”. И, несомненно, многих людей привлекали в тайных религиозных обрядах именно экстаз и чувство обновления, вызываемые последовательными изощренными ритуалами приобщения. Празднества посвящения обычно продолжались в течение нескольких дней и заканчивались тайной драмой жертвоприношения и воскресения.
В Элевсинских мистериях залы для посвящения живо напоминали ужасы Гадеса (правителя подземного мира). Все это сопровождалось впечатляющими ритуальными драмами. После успешного прохождения жестоких испытаний, с ловушками и опасностями, кандидат получат почетный титул Мистее, то есть “видящий сквозь туман”. Это означало предоставление возможности доступа к Высшим Истинам. Далее, неофит проходит при инициации помещения все более блистательные, что символизирует восхождение души от низших миров к области света. Наконец он входит в сводчатую комнату, где стоит прекрасно освященная скульптура богини Цереры (Деметры) — покровительница земли и урожая (мак был священным цветком Цереры). Здесь в присутствии высших жрецов мистерий, одетых в богатые одежды, его посвящают в высшие секреты.
Говоря языком психофизиологии, так или иначе, в процессе глубокой индоктринации использовалась сенсорная депривация (резкое ограничение внешних сенсорных сигналов) — ведущая причина галлюцинирования.
Мэнли Холл так описывает обряд посвящения в жрецы в Древнем Египте, происходящим в предназначенной именно для этого пирамиде:
“В Камере Царя разыгрывалась драма “второй смерти”. Здесь кандидат, распятый на кресте солнцестояния и равноденствия, погребался в громадном саркофаге. В этой комнате глубокая мистерия создавалась всем — от атмосферы до температуры: в ней стоял пробирающий до костей холод. Эта комната была промежутком между материальным миром и трансцендентальными сферами Природы. Таким образом, Великая пирамида может быть уподоблена воротам, через которые древние жрецы позволяли проходить для достижения индивидуального завершения лишь немногим”.
Приверженцы Диониса добивались слияния со своим богом через обильные возлияния и танцы, потворство влечениям и освобождения от всяческих запретов. Связанные с культом ритуалы включали оргиастические праздники с участием певцов и музыкантов и жертвоприношениями Богу Сладострастия. В Мистериях вино использовалось прежде всего для того, чтобы доносимые образы ярко и глубоко впечатывались в сознание неофитов. К слову, гипотетически можно предположить, что психоделики не исчезают из общества, так как являются важным культурным фактором сплочения, свидетельства о наличии особой символической системы, своего языка, помогают ближе сойтись с другими людьми.
Интересен пример психопрограммирования, предпринимаемого в секте ассасинов, действовавшей в Персии в XIII веке. “Это были фанатики-мусульмане, убивавшие крестоносцев. Марко Поло описал прекрасный сад, укрытый между двух гор и известный только тем, кто принадлежал культу. Защищаемый со стороны входа хорошо укрепленным замком, сад, как утверждают, был разбит в соответствии с представлениями пророка Магомета о рае. “В нем можно было найти всевозможные фрукты и самые прекрасные дворцы в мире”, — писал Марко Поло. — “Там были каналы — по одному текла вода, по другому мед, по третьему вино; там находились самые красивые в мире женщины, которые пели и играли на музыкальных инструментах и танцевали лучше кого бы то ни было”.
В этот Эдем могли войти только те молодые люди, которые хотели стать ассасинами. Когда верховный глава культа считал их готовыми к посвящению, юношам давали гашиш до тех пор, пока они не впадали в наркотический сон. Затем, по словам Поло, их вносили в сад, где они пробуждались, окруженные несказанным великолепием. Ни один из тех, кто испытал это блаженное состояние и почувствовал себя как в раю, где исполнялись любые причуды, никогда не пожелал уйти. Но в обмен за эти наслаждения ассасины были вынуждены выполнять определенные задания для своего господина или изгонялись. Эти задания сводились к одному — убивать, и ассасины выполняли свои задания в слепом повиновении.
Члены секты ассасинов, ведущей свое происхождение от исмаилитской религии, верили, что в цепи сотворения мира было семь звеньев и что божественная мудрость будет открываться человеку в каждом месте сочленения звеньев по мере его продвижения к богу. Стремившиеся к озарению подвергались специальному посвящению, перед тем как взойти на новую ступень познания. По некоторым сообщениям, относящимся к XIX веку, откровения на каждом новом уровне опровергали все, что было познано ранее. На высшей ступени раскрывалась последняя тайна ассасинов: царство и ад суть одно и то же, все действия бессмысленны и нет ни добра, ни зла, а только добродетель повиновения духовному владыке”.
С определенной точки зрения, история человечества является историей войн, поединков и битв. Однако усложнившаяся современная реальность диктует необходимость применения более тонких, а значит более эффективных методов принуждения ближнего к согласию с позицией, необходимой заинтересованному лицу, нашедших свое кульминационное выражение в технологиях работы сотрудников спецслужб.
Современность характеризуется скрытым характером агрессивных манипуляций. В настоящее время фактически утрачены те знания о тонких приемах и элегантных методах управления психикой субъекта, каковые широко использовались задолго до начала известной нам истории (ритуальная музыка, священные танцы, сокровенные галлюциногены, понимание смысла формул и фраз и т.п.). Включив в себя некоторые из наиболее примитивных древних техник, на их место пришли современные активные психотехнологии программирования.
Группа риска
Взгляд в недалекое будущее
Тоталитарные группы всегда активно используют современные рекламные психотехнологии, начиная от создания суггестирующих сенсорно-активных текстов и изображений (музыка Секо Асахары, транслируемая по радио России, или цветные иллюстрации в книгах кришнаитов) и заканчивая масштабными маркетинговыми кампаниями, результатом проведения которых оказывается создание широких социальных сетей приверженцев нового мировоззрения (рефлекс любопытства, поисковый рефлекс).
У среднестатистического человека в нашем обществе “глаза замылены” повседневным бытом. Многое из окружающего его кажется ему скучным и пресным. Активно развивающиеся секты предлагают яркую и свежую оригинальную альтернативу и именно в её контрасте с обыденностью и коренятся магнетизирующее и притягивающее внимание эффекты.
Спецификой современных тоталитарных сект являются сложившиеся в последнее десятилетия информационная связность общества, его информационная прозрачность, проницаемость. Если в средневековье новоявленный пророк мог лишь переходить от селения к селению с группой преданных ко-сумасшедших, то сейчас в распоряжении сектостроителей поступили все мощности масс-медиа (радио, телевидение, Интернет). Более того, пример Шри Махариши Махеш демонстрирует почти предпринимательскую подоплеку мотивации организаторов широких сектантских движений. Для продвижения своего идейного товара он привлекает (разумеется не бесплатно) ведущих специалистов в области рекламных технологий и суггестивных практик. Видные ученые продают свой авторитет в свидетельство об истинности и эффективности методов Трансцендентальной медитации. Прекрасно раскрученные актеры страстно вопиют о своей любви к тем или иным идейным товарам. В настоящее время это приобретает почти стихийную мощь, остановить нарастание которых, в виду биокомпьютерной атрибутивности психики и использования грамотно подбираемых психотехнологий зомбирования, становится если и не невозможным, то крайне затруднительным.
Фактически современное общество, не сумев справиться с объединенной властью психотехнологий и масс-медиа, поставленных на службу неосектантам, в самое ближайшее время рискует превратиться в конгломерат активно воюющих друг с другом локальных идеологических кланов, причем каждый из граждан станет членом какой-либо сражающейся за умы и имущество граждан групп. Понятно, что ни о каком управлении таким социумом речи и быть не может. В каком-то смысле это может быть названо идеологической феодализацией, при которой будут нарушены и деформированы в последнее время складывающиеся механизмы эффективного управления человеческим обществом, ориентированные на развитие всех и каждого. Альтернативой такого рода сектантской междоусобице, на первый взгляд, является только одна — создание монолитного государственного механизма, посредством которого может быть предотвращена деятельность любой из опасно разрастающихся сект.
Полифония разношерстных и разноцветных малых сект будет заменена на одну секту — общегосударственную. Следующий выход может быть определен как развитие социального института профессиональных практиков позитивного репрограммирования, которые будут способствовать повышению психологической культуры граждан, без которой никакая реальная демократия попросту немыслима. Однако этот выход рассматривается лишь теоретически, так как каждая из сект, будь-то религиозная, политическая или национальная, обладает достаточными ресурсами, благодаря которым она непосредственно долго может продолжать вести борьбу за самосохранение, залогом которого явится подавление и уничтожение более слабых сектантских сообществ.
Мы не вправе рассматривать эту проблему глобально в контексте общечеловеческой организации, но мы в состоянии сосредоточиться на понимании локальных проблем, связанных с необходимостью конструктивного репрограммирования жертв наиболее опасных тоталитарных групп. Только таким образом, решая вполне конкретные, тактические, сиюминутные задачи оздоровления реальных индивидуумов, мы можем вносить посильный вклад в оздоровление общества в целом. В данном случае, репрограммирование синонимично психологическому всеобучу и воспитанию в духе свободы и ответственности. Не это ли является конечной целью всякого целителя и всякого наставника — воспитание человека, несущего всю полноту ответственности за собственные помыслы и собственные деяния, самостоятельно выбирающего свою жизненную дорогу и не стремящегося изощренно манипулировать другими с целью извлечения личной выгоды за их счет.
Заключение
По мнению автора, прежде чем исследовать различные социальные группы, необходимо уяснить для себя необходимые критерии и попытаться развести группы по двум основным категориям. Группы, где возникает тоталитарная зависимость и личность выхолащивается, и группы духовного и личностного роста. Перечисленные ниже критерии служат более для размышления и индивидуальных “медитаций на тему”, чем руководством для “навешивания ярлыков”.
1.1. Тоталитарные группы ввиду конвейерного (массового) характера работы используют более примитивные методы.
1.2. Группы личностного роста используют более уважительные и бережные методики.
2.1. Тоталитарные группы всегда прозелитичны, т.е. используют рекламу (выкрикивание), зазывание и затягивание.
2.2. Информация о духовных группах распространяет спонтанно, сама собой, без навязывания и принуждения. Вхождение новых членов не предусматривается как самоцель.
3.1. В сектах исходным является мнение гуру.
3.2. В группах роста исходным оказывается мнение пришедшего, которым предоставляется право на исповедывание своей собственной картины мира, то есть в тоталитарных сектах одно мировоззрение на всех, в группах развития объединение различных индивидуумов происходили при обладании каждым своей собственной картины мира, соответствующей его природным склонностям, опыту и тяготению, основой же группового синтеза являются некие метаценностные принципы: уважение друг к другу, ненасильственное отношение к реальности, осознание ценности взаимопомощи и сотрудничества, понимание единства духовного ядра всех при допущении разнообразия форм самовыражения.
4.1. Тоталитарные группы всегда организованы иерерахически.
4.2. Духовные группы всегда подразумевают некое исходное равноправие и равноценность их участников.
5.1. Тоталитарные группы пытаются вырвать человека из социальной жизни. Для этого группа создает человеку иную субъектную реальность, противоречащую общесоциальным представлениям о действительности, но разделяемую “родственниками” по вере.
5.2. Целью духовных групп не является отлучение человека от мира, но более сознательное и глубокое понимание социальной жизни и её законов.
6.1. Тоталитарная группа всегда характеризуется колоссальными посулами — от материальных или духовных благ до предоставления возможности повелевать другими и активным участием в спасении всего живого.
6.2. В группах духовной ориентации достижение всевозможных благ не является широко пропагандируемой целью. Личностный рост ценен сам по себе.
Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости
Николай Орел
Кумиры и ложные понятия, овладев человеческим духом и глубоко внедрившись в него, держат дух в плену не только в том смысле, что истина только с трудом находит к нему доступ, но и в том, что если этот доступ разрешается и санкционируется, при обновлении нации они снова выплывут и будут создавать препятствия, если появления их не предусмотреть и по возможности не оградиться от них.
Фрэнсис Бэкон.
Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с. — (Библиотека практической психологии).
Свобода выбора и принуждение, осознанность и автоматизм поведения, индивидуальность и обезличивание. Эти темы вызывают повышенный интерес в связи с массовым внедрением приемов манипулирования людьми и скрытого управления их поведением в практику работы спецслужб, коммерческих фирм, средств массовой информации, органов государственного управления. Быть свободным индивидом либо послушным винтиком в огромном механизме технотронного государства — такова одна из главных альтернатив современного общества.
Тем, кто не желает поступаться собственной свободой, упорно сопротивляется любым приемам подавления личности и “промывания мозгов”, предназначены работы, собранные в настоящей хрестоматии.
ISBN 985-13-0356-9 (Харвест) © К. В. Сельченок, составление, 2001
ISBN 5-17-007318-6 (ACT) © A.E. Тарас, общая редакция, 2001
Введение
Наше время вовсе не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира из года в год нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия все возрастающему деструктивному влиянию всевозможных “гуру” и “вестников”. К сожалению, лидерами стран СНГ острота проблемы развития деятельности тоталитарных сект до сих пор остается не до конца осознанной, в то время как финансовые, политические и психотехнологические мощности такого рода минисообществ увеличиваются день ото дня. До сих пор не получила должного развития практика восстановления социальной идентичности жертв деструктивных культов, хотя социальный запрос на проведение реабилитационных психокорригирующих мероприятий угрожающе значителен. Однако вряд ли можно разработать эффективную систему психореабилитационных мероприятий без углубленного понимания механизмов самой скрытой насильственной индоктринации.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 288.