Тема 8. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие проблемы: сущность и виды.

2. Гипотеза. Способы ее опровержения и доказательства.

3. Теория как система научных знаний.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

     Овладение логикой требует не только усвоения теоретических положений логической науки, но и приобретения навыка осознанного применения ее правил и законов в процессе мышления.

      Для приобретения этих навыков необходимо упражняться в решении логических задач, в анализе специальных примеров. Данное положение является целью выполнения контрольной работы.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует последней цифре вашей зачетной книжки (0 соответствует 10-му варианту).

     В настоящем разделе будут показаны характерные приемы решения типичных логических задач, на которые следует опираться при выполнении контрольной работы, варианты которой приведены ниже.

П О Н Я Т И Е

 

     Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках.

     Всякое понятие имеет содержание и объем.

Содержание понятия - совокупность признаков, на основе которых образуется данное понятие.

Объем понятия - это совокупность предметов, которые объединяются данным понятием.

Например, в понятии «квадрат» объединены все прямоугольники с равными сторонами и исключаются все остальные фигуры. Объем понятия «квадрат» составляет вся совокупность возможных квадратов вне зависимости от их размеров, материала воплощения, места и времени существования. В содержании понятия «квадрат» зафиксированы два основных признака: прямые углы и равные стороны.

 

ВИДЫ ПОНЯТИЙ

 

     Выделяют виды понятий по объему и содержанию.

     По объему выделяют: общие, единичные и нулевые понятия. Если объем понятия составляет только один предмет мысли, то это понятие называется единичным. Например: «река Москва», «Россия», «президент Д.А. Медведев».

     Нулевые понятия такие, которые не имеют реального объема.

     Объемы таких понятий принято называть пустыми классами. Примеры нулевых понятий: «вечный двигатель», «круглый квадрат», «кентавр».

     Понятие, в котором отражается класс однородных предметов, называется общим. Например: «обвиняемый», «договор», «студент». Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими общими понятиями считаются такие, объемы которых можно, хотя бы с приблизительной точностью, «сосчитать». Например: «участник Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.», «Президент России». Объем нерегистрирующего понятия нельзя сосчитать даже приблизительно: «человек», «атом», «преступник».

     По содержанию понятия делятся на:

    1) Собирательные и несобирательные. Собирательные понятия могут быть как общими, так и единичными. Собирательные понятия отражают признаки, характеризующие совокупность предметов как один целостный предмет. Например: «население страны» (собирательное, общее), «созвездие «Лебедь» (собирательное, единичное), «Брянский лес» (собирательное, единичное).

     В несобирательных понятиях отражаются признаки, характеризующие отдельный предмет. Общие несобирательные понятия – «указ», «президент»; единичные несобирательные - «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

     2) Конкретные и абстрактные. Понятие называется абстрактным, если в нем отражен какой-то один признак предмета: а) отвлеченный от других признаков предмета; б) отвлеченный от предмета, носителя этого признака; в) мыслимый как самостоятельно существующий; г) выражающий отношение между понятиями. Если же в понятии отражаются сами предметы объективной действительности, то такое понятие называется конкретным. Примерами абстрактных понятий могут служить: «смелость», «дееспособность», «ответственность», «больше», «меньше». Примеры конкретных понятий: «государство», «обвинение», «происшествие», «студент».

     3) Положительные и отрицательные. Положительными понятиями называются такие, в которых отражается наличие у предметов каких-либо свойств и отношений. Например: «законность», «принципиальность», «логичность».

     В отрицательных понятиях отражается отсутствие каких-либо свойств и отношений у предметов действительности. Отрицательные понятия образуются из положительных путем добавления к ним частиц «не-», «а», «без- » и т.п.: «безграмотный», «алогичный», «беспринципность».

     4) Соотносительные и безотносительные. Соотносительные понятия - в которых отражаются предметы друг без друга не существующие: «правый», «левый», «истец», «ответчик». Если же в понятии отражается предмет, который существует относительно независимо от других предметов, то имеем дело с безотносительными понятиями. Например: «студент», «государство», «потерпевший», «место преступления».

     Эти различные виды отношений между понятиями могут быть представлены следующей схемой (См. табл. 1).

 

Таблица 1 

Виды понятий

 

Основание деления понятий на виды Виды понятий
По объему Нулевое (пустое) Единичное Общее (регистрирующее или нерегистрирующее)
По содержанию Собирательное или несобирательное Конкретное или абстрактное Положительное или отрицательное Безотносительное или соотносительное

 

     На основании изучения видов понятий можно дать логическую характеристику каждому понятию.

     Например: понятия «коллектив», «независимость», «русалка».

 

 


        

Коллектив общее нерегистрирующее собирательное конкретное положительное безотносительное Независимость общее нерегистрирующее несобирательное абстрактное отрицательное безотносительное Русалка нулевое (пустое) несобирательное конкретное положительное безотносительное

 

См. задание 1 контрольной работы.

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

     По содержанию понятия делятся на сравнимые и несравнимые. Сравнимые понятия имеют хотя бы один общий признак. Например: «адвокат» и «юрист». Несравнимые понятия не имеют ни одного такого общего признака. Например: «адвокат» и «атом».

     Отношения по объему можно определить лишь между сравнимыми понятиями. Они делятся на совместимые и несовместимые.

     Совместимыми называются понятия, в содержании которых нет признаков, исключающих друг друга (объемы этих понятий частично или полностью совпадают).

     Понятия, в содержании которых имеются исключающие друг друга признаки, называются несовместимыми. Объемы несовместимых понятий не могут совпадать ни полностью, ни частично.

     Совместимые понятия находятся между собой в отношении: а) тождества, если их объемы совпадают полностью; б) пересечения, если их объемы совпадают частично; в) подчинения, если объем одного понятия (видового, вида) входит в объем другого понятия (родового, рода), но не наоборот.

    Несовместимые понятия находятся между собой в отношении: г) соподчинения; д) противоположности; е) противоречия.

     Отношения между понятиями принято изображать в круговых схемах (круги Эйлера), где каждая точка круга обозначает один предмет, входящий в данное понятие. Круговые схемы помогают наглядно представить отношения между понятиями, облегчают понимание этих отношений.

    Отношение тождества. Понятия «Аристотель» (А) и «Великий Стагиррит» (В) находятся в отношении равнозначности. Содержание этих понятий различно: в первом мыслится древнегреческий философ по имени Аристотель; во втором – человек, проживающий в городе Стагирра во времена Древней Греции, который был настолько знаменит, что его называли «Великий Стагиррит». Однако объемы этих понятий полностью совпадают: оба понятия отражают один предмет мысли.

 

 

                                                                     А, В

    Отношение пересечения. Понятия «юрист» (А) и «депутат Государственной Думы» (В) имеют некоторые общие признаки. В круговых схемах это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов. Заштрихованная часть схемы отражает юристов, являющихся одновременно и депутатами Государственной Думы (в несовместившейся части круга А -юристы - не депутаты Государственной Думы, в несовместившейся части круга В - депутаты Государственной Думы - не юристы).

 

 

                                          А                В

 

 

 

    Отношение подчинения. Понятие «наказание» (А) и «общественное порицание» (В) находятся в отношении подчинения. Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме общественного порицания существуют

и другие меры наказания. В то же время понятие общественное порицание» полностью входит в объем понятия «наказание».

 

                                                   А

                                                   В

 

     

 

    Отношение соподчинения. В родовое понятие входит не одно, а два или больше видовых понятий, объемы которых не совпадают даже частично. Например: «право» (А), «административное право» (В), «гражданское право» (С). Понятие «право» - родовое понятие, видами которого являются

«административное право» и «гражданское право».

                                                                 

                                                   А

                                                   В  С

 

 

                                                                                            

    Отношение противоположности. Если понятия не просто отрицают друг друга, а каждое из понятий утверждает что-то новое, и их объемы в совокупности не исчерпывают всей предметной области, они находятся в отношении противоположности. Объемы двух противоположных понятий составляют в сумме лишь часть объема родового понятия, видами которого

они являются, таковы, например, отношения между понятиями «черный» (А) и «белый» (В). Между черным и белым есть целая гамма цветов, которая не входит в объемы А и В.

     
 

                                                   А       В

 

    Отношения противоречия. Если понятия взаимно отрицают друг друга и их объемы в совокупности исчерпывают предметную область, они находятся в отношении противоречия. Например: понятия «революционер (А) и не революционер» (не-А) взаимно отрицают друг друга, объемы составляют в

своей сумме весь объем рода, видами которого являются.

 

 

 


                                                   А  не-А

 

    Для примера рассмотрим отношения между понятиями:

«млекопитающее» (А), «человек» (В), «рыба» (С), «кит» (Д). Прежде всего, находим среди данных понятий самые общие по объему. В нашем примере таким понятием является «млекопитающее» (А).

     Рассуждаем таким образом. Всякий «человек» (В) есть «млекопитающее» (А), но не всякое «млекопитающее» (А) есть «человек» (В). Схема отношений этих понятий выглядит так:

 

                                                   А

                                                         В                                 

 

                                                                                                 

Это отношение подчинения.                 

                                                                                            

     Рассмотренные понятия соотносим с понятием «рыба». Рассуждаем следующим образом: ни один «человек» и ни одно «млекопитающее» не есть «рыба». Ни одна «рыба» не есть «человек» и не есть «млекопитающее».

     Схема отношения объема выглядит следующим образом:

                                 А

                                          В           С

 

     Но, если данное отношение понятий связать с понятием «кит», то оказывается, что всякий «кит» не есть «человек», но является разновидностью «млекопитающих».

     Схема отношения понятий «человек», «кит», «млекопитающее» имеет вид соподчинения.                                                                  

                                    А

                                 В  D

 

 

         

    Объединяя все рассмотренные отношения в одну схему, получаем:

                                    А

                                     

                                 В  D      C

 

См. задание 2 и 3 контрольной работы.

 

ОПЕРАЦИИ НАД ПОНЯТИЯМИ

     К логическим операциям над понятием относятся обобщение, ограничение, определение, деление.

     Логические операции обобщения и ограничения понятий основаны на формально-логическом законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что содержание и объем находятся в обратном отношении друг к другу: с увеличением содержания понятия уменьшается объем и с увеличением объема уменьшается его содержание.

     Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

     Так, например, обобщая понятие «Московская финансово-юридическая академия» (А), мы переходим к понятию «академия» (B). Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия. Вместе с тем, содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, т.к. мы исключили индивидуальные признаки понятия «Московская финансово-юридическая академия».

     Продолжая операцию обобщения этого понятия, можно последовательно образовывать: «высшее учебное заведение» (C), «учебное заведение» (D), «заведение» (E), где каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему. Операцию обобщения можно изобразить в виде схемы:

 

                                              

                     

                                                                       E

                                                               D

                                                             C

                                                             B

                                                   A

                                                      

 

     Из примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить видовые признаки. Обобщение не может быть беспредельным; пределом обобщения являются понятия с наиболее широким объемом - философские категории, например: «материя», «сознание», «свойство», «отношение» и т.п.

     Ограничение - операция, обратная обращению.

     Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Пределом ограничения является единичное понятие. Например: ограничивая понятие «юрист», переходим к понятию «следователь», которое, в свою очередь, можем ограничить до понятия «следователь прокуратуры».

  Пределом ограничения исходного понятия является «следователь прокуратуры Иванов Иван Иванович» (единичное понятие). Операцию  ограничения можно изобразить в виде схемы, где А - «юрист», В - «следователь», С - «следователь прокуратуры», D - «следователь прокуратуры Иванов Иван Иванович».

                                              

                                            

                                        

                                            D

                                          С

                                          В

                                          А

 

 

См. задание 4 контрольной работы.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

 

     Определением (или дефиницией) называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Во всяком определении различают определяемое понятие (Definiendum) и определяющее понятие (Definiens).

     Существуют различные виды определений. Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

     Номинальными называются определения, с помощью которых раскрываются значения слов, термина, названия предмета. Отсюда и название этого вида определения (слово nomen в переводе с латинского языка означает «имя»). Кстати, заключенная в скобки фраза представляет собой пример номинального определения. Чаще всего номинальные определения употребляются при введении в науку новых слов, терминов, понятий. Например: «основные направления деятельности государства, характеризующие его социальное назначение, называются функциями», « обвиняемый, преданный суду, называется подсудимым».

     Реальными называются определения, с помощью которых раскрываются признаки самих предметов деятельности. Например: «Улика - это доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении».

     Явные определения - это такие определения, в которых даны Definiendum (Dfd) и Definiens (Dfn) и между ними устанавливаются некоторые отношения равенства, эквивалентности. Самое распространенное явное определение - определение через ближайший род и видовое отличие. В нем устанавливаются существенные признаки определяемого понятия. Например: «клевета - преступление (род), состоящее в распространении заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений» - (видовое отличие).      

     Определение понятия при помощи этого способа делится на два этапа.

     Первый этап - подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие (например, для понятия «логика» родовым понятием будет «наука», для понятия «получение взятки» - «должностное преступление»).

     Но подвести определяемое понятие под родовое - это еще не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемое понятие от других понятий, входящих в тот же род. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого понятия. А так как определяемое понятие является видом, то таким признаком будет видовое отличие.

     Так, для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки - формы человеческого мышления и законы, которым оно подчиняется. Этот признак отличает логику от других наук.

     Таким образом, чтобы определить понятие через род и видовое отличие, необходимо произвести операцию обобщения и, во-вторых, указать видовое отличие. Определение через род и видовое отличие можно выразить формулой А = ВС, где А - определяемое понятие, ВС - определяющее понятие (В - род, С - видовое отличие).

     Неявные определения - это определения, в которых отсутствует четкое разделение на определяемую и определяющую части. Понятия определяются через контекст, описание, сравнение.

 

     Правильность определения зависит от соблюдения правил, которые обеспечивают его точность, ясность и четкость.

Правила определения (для явного определения)

 

1.Определение должно быть соразмерным. Правило соразмерности 

требует, чтобы объем определяемого понятия (Dfd) был равен объему определяющего понятия (Dfn), т.е. между ними должно существовать отношение тождества: Dfd = Dfn.

     Нарушение этого правила приводит к ошибке слишком широкого определения (если Dfd < Dfn) или к ошибке слишком узкого определения (если Dfd > Dfn).

     2. В определении не должно быть порочного круга.

     Круг в определении означает, что при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого. Например: определение «Правильное мышление - это мышление, согласное с логикой», содержит в себе круг, т.к. мышление, согласное с логикой, определяется как правильное мышление.

     Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например: «неосторожное преступление - это преступление, совершенное по неосторожности»; «забастовка - это когда бастуют рабочие».

     Тавтология отличается от круга в определении меньшей сложности построения: определяющее понятие является простым повторением определяемого.

       3. Определение должно быть ясным, недвусмысленным (в определяющем не должны использоваться метафоры, сравнения).

     Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное (X через Y). Например: Гегель определяет государство следующим образом: «Государство есть политическое проявление мирового духа». Определение государства при помощи понятия «мировой дух», объем которого равен нулю, не может быть ясным.

     Для примера проверим правильность следующих определений:

     1. «Пропаганда войны - особо опасное государственное преступление».   

     В данном определении допущена ошибка слишком широкого определения - определяющее понятие (Dfn) шире по объему, чем определяемое (Dfd).          

                                            Чтобы      проверить,     соблюдено      ли      правило                            

         Dfn                  соразмерности,   нужно  поменять  местами   Dfd   и   

                    Dfd            Dfn   прибавить   к   Dfn   слово   «всякий».   Если  в

                                    результате     образуется     ложное     суждение,   то 

                                    имеем дело с ошибочным определением.

     «Всякое особо опасное государственное преступление - пропаганда войны».

     Чтобы исправить ошибку, нужно уменьшить объем Dfn до объема Dfd, т.е. произвести операции ограничения понятия. Ограничение понятия осуществляется за счет привлечения специфических признаков. В данном примере таким признаком будет «одно из особо опасных преступлений».

     Определение должно иметь вид:

     «Пропаганда войны» - одно из особо опасных государственных преступлений». 

     2. «Кража есть тайное похищение личного имущества граждан».

В этом определении допущена ошибка слишком узкого определения - объем определяемого понятия (Dfd) шире объема определяющего понятия (Dfn).

Чтобы        добиться    выполнения  требования

              Dfd             соразмерности,   нужно  увеличить   объем   Dfn  до

                    Dfn               объема   Dfd,  т.е.  произвести  обобщение  понятия,    

                                            которое    осуществляется   за   счет   отбрасывания

специфических признаков.  В нашем  случае нужно

отбросить признак (личное имущество граждан). Определение примет вид: «Кража есть тайное похищение имущества». (А имущество может быть государственным, общественным или личным).

     Анализ определений показывает - соблюдение правила соразмерности проверяется установлением отношения между Dfd и Dfn. Если объем Dfd < Dfn, производят операцию ограничения Dfn до объема Dfd; если Dfd > Dfn производят операцию обобщения Dfn до объема Dfd.

     3. «Толкование - важное условие правильного применения закона». В примере содержится ошибка порочного круга. Определяющая часть не дает новой информации. Dfd определяется через Dfn: «Важное условие правильного применения закона - толкование».

     4. «Жанр - память искусства» (К.Маркс). Это не определение, так как в определяющей части использована метафора, а сравнение - прием, заменяющий определение[1].

См. задание 5 контрольной работы.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

 

     Деление - логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством перечисления его видов.

    В структуру деления понятия входит:

1) понятие, объем которого подвергается делению - называется делимым

понятием (родовое/род);

     2) понятия, которые получаются в результате деления - называются членами деления (соподчиненные виды);

     3) признак, с точки зрения которого объем делимого понятия делится на виды, называется основанием деления. Этот признак должен быть объективным.

     Различают два основных вида деления: дихотомическое и по видообразующему признаку. Дихотомическим называется деление, при котором объем делимого понятия расчленяется на два взаимоисключающих понятия, объемы которых в совокупности исчерпывают всю предметную область, т.е. членами деления являются противоречащие понятия. Например: «Все философы делятся на материалистов и нематериалистов». «Все преступления делятся на умышленные и неумышленные».

     Деление по видообразующему признаку производится таким образом, что для каждого из получаемых в результате деления видов оказывается присущ какой-то родовой признак, но в каждом из них он проявляется в новом качестве.

     Например, по процессуальному положению допрашиваемые делятся на свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов.

 



Правила деления

 

        1. Деление должно быть соразмерным - объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) неполное деление, когда некоторые члены деления не указываются; б) деление с лишними членами, когда указываются члены деления, не входящие в объем делимого понятия. Например, при перечислении видов властей упущена одна из трех - законодательная, или исполни тельная, или судебная.

     2. Деление должно производиться только по одному основанию, т.е. признак, являющийся основанием деления, должен быть одним и тем же на протяжении всего деления. Например: «Граждане России делятся на рабочих и крестьян, служащих и русских». Такое деление будет неверным. Во-первых, нарушено правило соразмерности (неполное деление) и, во-вторых, деление производиться не по одному основанию (классовая и национальная принадлежность).

     3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего. Нарушение второго правила ведет к нарушению третьего правила. Схема деления должна иметь вид соподчинения.

     В приведенном выше примере члены деления частично совпадут, т.к. среди граждан любой национальности есть представители и рабочих, и крестьян, и интеллигенции.

     4. Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Члены деления должны быть видами одного порядка. Нарушение данного правила ведет к логической ошибке, которая называется скачком в делении.

Так, если право мы сначала разделим на отрасти - трудовое, уголовное, гражданское, а затем, например, гражданское - на право собственности, обязательственное право, наследственное право и т.д., то это правильное, последовательное и непрерывное деление. Но если  после трудового, уголовного сразу назовем наследственное право, то это и будет означать скачок в делении.

     Рассмотрим выполнение правил деления на следующих примерах.

        1. «Год делится на двенадцать месяцев».

     В данном случае производится не деление, а расчленение объекта на части. При делении каждый член деления является видовым по отношению к делимому (родовому) понятию. Если каждое видовое понятие связать логической связкой с родовым понятием и представить в форме суждения, получим истинное высказывание. При расчленении получаем ложные суждения. В нашем примере: «Январь (как один из 12 месяцев) есть год». «Февраль есть год» и т.д. Получим ложные суждения. Следовательно, в нашем примере производится расчленение целого на части.

     2. «Логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные».

      В этом примере содержится несколько ошибок: а) неполное деление (не указаны все члены деления); б) сбивчивое деление (два основания деления - объем и содержание); в) члены деления не исключают друг друга (понятия конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные могут быть одновременно общими и единичными).

 

См. задание 6 контрольной работы.

 

 

С У Ж Д Е Н И Е

     Суждение - это мысль, в которой нечто утверждается или отрицается о предметах действительности и которая является либо истинной, либо ложной.

     Суждения по составу бывают простые и сложные.

 

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

 

     Чтобы определить структуру простого суждения, надо найти субъект, предикат и логическую связку.

     Субъект суждения (S) - это понятие, в котором отражается предмет мысли, т.е. то, о чем-либо утверждается или отрицается в суждении.

     Предикат суждения (Р) - это понятие, в котором отражается признак, присущий (не присущий) предмету мысли.

     Субъект и предикат суждения называют терминами суждения.

     Логическая связка выражает отношение между субъектом и предикатом. Связки могут быть двух типов - утвердительная «есть», отрицательная «не есть».

     Например: «Основным признаком внешней политики России является борьба за сохранение и укрепление мира».

     Здесь S - основной принцип внешней политики России.

     Р - борьба за сохранение и укрепление мира.

     Логическая связка - является (есть).

     Структура данного суждения: S есть Р.

     От характера логической связки зависит качество суждений. По качеству суждения делятся на утвердительные, имеющие структуру «S есть Р», и отрицательные, структура которых «S не есть Р».

     В зависимости от того, относится ли признак, отражаемый в Р, ко всем предметам, входящим в объем S, к некоторым предметам или лишь к одному-единственному предмету, суждения делятся на:

- общие - «Все S есть Р», «Все S не есть Р»;

- частные - «Некоторые S есть Р», «Некоторые S не есть Р»;

- единичные - «Одно-единственное S есть Р», «Одно-единственное S не есть Р».

     Это деление суждений по количеству. Показатель количественной характеристики субъекта (S) называется квантором. Общим суждениям соответствует квантор общности (кванторное слово - «все», «ни один из», «каждый», «всякий» и др.). Частным суждениям соответствует квантор существования (кванторное слово – «некоторые», «многие», «большинство», «меньшинство» и т.д.). Единичным суждениям соответствует квантор единичности (кванторное слово - «это», «то», «тот», «этот» и др.).

     В целях использования суждений в умозаключениях употребляется объединенная классификация суждений по качеству и количеству:

     - общеутвердительные - «Все S есть Р» - А;

     - общеотрицательные - «Все S не есть Р» - Е;

     - частноутвердительные - «Некоторые S есть Р» - I;

     - частноотрицательные - «Некоторые S не есть Р» - O.

     Единично-утвердительные и единично-отрицательные суждения можно рассматривать как предельные случаи соответствующих общих суждений (и в том и другом случае признак относится ко всему объему субъекта, только в единичных суждениях объем исчерпывается одним предметом).

     Другим основанием деления суждений является их модальность. Модальностью в общем смысле называется степень вероятности. Различают объективную (фактическую) модальность и логическую.

     Объективной модальностью называется степень вероятности того или иного реального события.

     По объективной модальности (в зависимости от того, какой характер связи вещей выражен в суждениях - возможный, действительный или необходимый), суждения делятся на суждения о возможности, суждения о действительности и суждения о необходимости.

     Логической модальностью называется степень вероятности истинности того или иного суждения о событиях реальной действительности.

     По логической модальности суждения делятся на вероятные и достоверные, в зависимости от степени обоснованности мысли. Например: суждение «В современную эпоху возможно предотвращение войн» может быть охарактеризовано по объективной модальности как суждение о возможности, а по логической - как суждение достоверное. Действительно, знание, выраженное в этом суждении, является результатом глубокого изучения закономерностей общественного развития. Достоверные суждения содержат знание, доказанное практикой.

     Суждение «Жизнь на Земле не вечна» по объективной модальности может быть охарактеризовано как суждение о необходимости, а по логической - как суждение достоверное.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 292.